"Первые шаги ребёнка в мире музыки"
методическая разработка (младшая группа)
Из опыта работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста во время адаптации ребёнка в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
butina_v._a._pervye_shagi_rebenka_v_mire_muzyki.docx | 48.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПЕРВЫЕ ШАГИ РЕБЕНКА В МИРЕ МУЗЫКИ
музыкальный руководитель Бутина В. А.
МБОУ «Паратунская СШ» , группы дошкольного образования,
с. Паратунка , Камчатский край
Вопрос адаптации в дошкольном учреждении всегда был актуальным. Адаптация (от латинского adapto – «приспособляю») – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. В чём состоит поддержка педагога? Какова роль музыкального руководителя, в первый адаптационный месяц посещения детского сада ребёнком раннего возраста? Как «приспособляются» друг к другу, в процессе обретения и обогащения музыкального опыта? Что может сделать музыкальный руководитель?
Попробую ответить на эти вопросы, опираясь на свой опыт работы музыкальным руководителем в детском саду.
Создавая благоприятные условия социальной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения, музыкальный руководитель и педагоги дошкольной образовательной организации должны разработать комплекс мер по повышению адаптационных возможностей детей раннего возраста.
Строя свою работу, использую различные методы и приёмы согласно специально разработанному перспективному плану на период адаптации. Каждый день, проведённый в детском саду, стараюсь сделать для детей интересным, познавательным, радостным, полезным для здоровья. И в этом помогает мне музыка.
Музыка. Вот секрет огромной помощи в этот сложный отрезок жизни малыша, который чаще всего чувствует страх и шок. Для того чтобы понимать музыку, ребёнку не нужен никто, он рождён с программой её понимания.
Музыка может стать содержанием и средством общения педагога и ребёнка. И в первую очередь педагог музыкант должен оценить специфику индивидуальных эмоциональных реакций ребёнка на музыку. Поэтому не стоит ждать, когда приведут детей на первое музыкальное занятие в зал. Необходимо организовать знакомство с малышом в группе. Надо успеть наладить контакт ещё до первого музыкального занятия. Ежедневные ранние посещения детей в период адаптации должны стать ритуалом музыкального руководителя. Он уже должен стать для ребенка другом, человеком – праздником, тётей всегда с хорошим настроением, с красивым голосом, со звучащей (и не обязательно музыкальной) игрушкой, уже в этот период, обогащая звуковой опыт ребенка.
И вот настало время пригласить детей к себе в гости… Музыкальный руководитель ведет их по незнакомому коридору в музыкальный зал. Его задача - донести до ребёнка мысль , что это место сюрпризов, удивительных открытий. А музыкальный руководитель – источник радости и счастья, с первой минуты партнёр по игре.
Разработки некоторых занятий приведены далее. Учитывая особенности возраста, каждое занятие следует повторять несколько раз. Последовательность занятий можно менять на усмотрение музыкального руководителя.
Игра - занятие «Первое путешествие в музыкальный зал»
Задачи:
- Формировать особую заинтересованность.
- Стимулировать желание участвовать в игровых действиях.
На этом занятии музыкальный руководитель заводит детей в музыкальный зал с одной целью – познакомить детей с пространством зала, оформлением и с тем, что наполняет зал. И для осуществления этой цели необходимо, чтобы в зале было разнообразие ярких детских музыкальных игрушек, инструментов и набор различных небольших игрушек, желательно резиновых, силиконовых.
Под звуки фоновой спокойной музыки дети осматривают зал, его оформление, прогуливаются по нему. Музыкальный руководитель рассказывает детям о том, что они здесь будут чудесно и весело проводить время: играть, петь, плясать, слушать музыку. На этом занятии большинство игрушек надо переместить с полок на столики, так, чтобы детям было удобно самостоятельно ими пользоваться.
«Погремушечная полянка»- музицирование
В разных корзинках приготовлены погремушки разного вида.
- «Погремушки для малышей» - игра на развитие слухового внимания.
Набор одинаковых погремушек . Дети под пение встряхивают погремушку, с окончанием песни кладут её на стол. Игру повторяют 2-3 раза.
- «Звонкая подружка» - игра на развитие чувства динамики.
Музыкальный руководитель ( поет)
- Звонкая подружка - наша погремушка. Очень громко звенит, нам скучать не велит.
Дети громко и ритмично играют на баночках, с различным сыпучим материалом.
Музыкальный руководитель (тихо поёт)
- Наша погремушка – красивая игрушка тихо играет, детей развлекает.
Дети играют тихо.
Игру повторить 2,3 раза.
«Танцевальная полянка» - музыкально- дидактическая игра на развитие чувства ритма.
На передний план выдвигается столик с небольшими игрушками.
- Игрушки слушали, смотрели, плясать захотели!
Дети берут по игрушке и под музыку ритмично стучат ею по столу .
- Игрушки танцуют, радуются, потому что музыка очень весёлая. Такая весёлая, что дети и сами захотели показать как они умеют бегать, прыгать , радоваться.
Игра –танец - на развитие положительных эмоций.
После танца – время свободного времяпровождения в зале.
В нашем саду музыкальный зал совмещён с физкультурным , поэтому здесь можно увидеть разнообразное оборудование, в том числе и мячи. Что делает ребёнок, освоившись через несколько секунд, в зале? Да! Он обязательно бежит к мячу, до боли знакомой ему игрушке. Вот и замечательно. Не будем ему мешать, а обдуманно обыграем эту встречу, очередное знакомство с залом.
Игра - занятие «Игра с мячами»
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с музыкальным залом.
- Развивать эмоциональное поле, интерес к восприятию музыкальных и немузыкальных звуков.
Необходимый материал: большой обруч, наполненный мячами по количеству детей; платок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Под негромкое фоновое звучание музыки музыкальный руководитель заводит детей в зал.
- Ребята, мы опять пришли в замечательное место в нашем детском саду! Здесь живет Музыка. И нас она сегодня встречает вместе… с мячами!
Мячи лежат в большом обруче в середине зала, на каждого ребёнка по одному
- Вы любите играть с мячами? Подойдём поближе. Как много их!
Дети берут по одному в руки а музыкальный руководитель. поёт на мелодию р.н.п. «Во саду ли в огороде» следующие слова:
- Мячик прыгает – резвится!
Как ему остановиться?
Только руки отпустил -
И мой мячик загрустил. (И. Оленева)
«Игра с мячами»
Во время исполнения песни дети ритмично прыгают с мячами, держа его в руках у груди. С её окончанием дети останавливаются, руки с мячом опускают. Игру повторяют 2-3 раза.
Музыкальный руководитель предлагает сесть широким кругом вокруг обруча, разведя ноги в стороны .Мяч положить перед собой.
Педагог читает стихотворение В. Берестова и одновременно раздаёт каждому ребёнку по 2 молоточка от ксилофонов (металлофонов) или по 2 деревянных (пластмассовых) палочки.
- Бьют его, а он не злится.
Он поёт и веселится,
Потому что без битья
Нет для мячика житья.
«Игра на мячах»
Звучит русская народная плясовая мелодия, дети ритмично стучат палочками по мячам.
- Как красиво получилось!
Что я очень удивилась!
Дружно мячики играют,
Никого не обижают.
- А сейчас он покатился ( педагог тихо толкает мяч к обручу)
- Ой,… остановился… ( говорит очень тихо)
Игра «Покатаем мяч»
Звучит русская народная музыка. Дети, сидя на полу, на первую музыкальную фразу катят мячи к обручу, на вторую - возвращаются в исходное положение.
- Что такое , что за шум?
Скачет мячик: Бум-бум-бум!
Прыг- прыг и скок – скок – скок –
Укатился под кусток. (Е. Горбовский)
«Танец- игра с мячами»
На 1 часть музыки дети прыгают с мячом.
На 2 часть музыки бегают с мячом в руках вокруг обруча .
Музыкальный руководитель предлагает все мячи вернуть в «домик» (обруч). Один остаётся у неё в руках. Музыкальный руководитель катит мяч в любую часть зала. Воспитатель укрывает его платком.
- Укатился колобок, кто его найти бы смог?
«Прятки с мячом»
Дети ищут, осваивая пространство зала. Игра повторяется несколько раз. Последний раз мяч катится к дверям. Дети берут его (или несколько мячей) и уносят в группу, чтобы там ещё поиграть с ним .
«Игра – занятие «Озорные мячи»
Цель:
- Вызвать интерес и желание приходить на музыкальное занятие.
- Доставить эмоциональное наслаждение.
Задачи:
- Формировать детское внимание.
- Различать динамические оттенки, начало – конец музыки.
- Развивать музыкально- ритмические движения.
- Воспитывать положительное и эмоциональное отношение к музыке.
Необходимый материал: мячи, сюрпризная коробка с ударными палочками.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Музыкальный руководитель встречает детей у дверей зала. Мячики разложены на стульчиках.
- Ребята, хотите, я вам расскажу сказку об озорных мячиках? Тогда заходите ко мне в музыкальный зал.
Дети заходят в зал и останавливаются.
- Жили – были озорные мячики. Жили не тужили – играли , прыгали, катались , веселились. И очень они дружили с Музыкой. Им нравилась любая Музыка: весёлая, грустная, быстрая, медленная. И мячики каждый день прекрасно проводили с ней время. Но однажды Музыка надолго заснула , и мячики очень расстроились и притихли. Очень им стало не хватать Музыки. Посмотрите, ребята, грустные мячики расположились на стульчиках. Не катаются , не скачут. Хотите им поможем? Давайте Музыку разбудим! Мы похлопаем громко в ладоши!
Ритмодекламация «Мы в ладоши хлоп, мы ногами топ»
- Мы в ладоши хлопаем,
Громко, громко шлёпаем.
Музыку разбудим,
С ней играть мы будем.
- Молчит Музыка. Очень крепко спит. Давайте потопаем.
- Мы ногами топаем.
Очень сильно топаем !
Музыку разбудим
С ней играть мы будем!
Зазвучала музыка в аудиозаписи.
- Какие вы молодцы! Разбудили Музыку! Побежали к мячам! Берите их в руки и будем играть!
«Танец- игра с мячами»
На 1 часть музыки дети прыгают с мячами.
На 2 часть музыки дети бегают с мячами.
- Ну вот, какие вы молодцы! И Музыку разбудили и мячу весёлое настроение вернули. А теперь все присядьте на ковёр и мячик свой положите рядом. Посмотрите что у меня. Красивая коробочка. Что в ней, хотите узнать? Но, чтобы она открылась, надо подуть на крышку.
«Упражнение на дыхание»
После третьего раза крышка открывается.
- Да здесь палочки ( молоточки) деревянные! Помните, как мы в прошлый раз по мячу под музыку играли на мячах, как на барабане?
«Игра на мячах» (стихи и музыку в занятии «Игра с мячами»)
- А теперь берите мячики и садитесь с ними на стульчики.
Мы совсем не огорчаемся,
Мы друг другу улыбаемся.
И с хорошим настроением
Занимаемся мы ПЕНИЕМ. (Ирина Сосидка)
- Ребята, послушайте ,как мячики умеют петь.
«Песенка мяча»
Мелодия произвольная
- Я мячик, мячик, мячик весёлый, озорной.
Ты песенку послушай и дальше пой со мной.
Ля-ля-ля-ля-ля …….
повторение песенки на слог «ля»
-Мяч красивый у меня,
Красно- голубой.
Скачем мы с тобой полдня,
Мяч мой озорной!
Я в руках его держу,
Нашей дружбой дорожу.
А отпустишь – тут хоть плач-
Убежит тот час же вскачь! (Рашида Бикметова)
Свободная игровая деятельность детей с мячами в зале.
Игра – занятие «В гости»
Задачи:
- Развивать двигательную активность, формировать элементарную ритмичность в движениях.
- Побуждать передавать простые игровые действия.
- Знакомить с колокольчиком, его тембром, средством звукоизвлечения.
- Приобщать к пению через повторяющие слова.
- Развивать длительный выдох.
- Формировать чувство ритма, лада, реакцию на начало и конец музыки.
- Вызвать эмоциональный отклик .
Необходимый материал: игрушки (кошка, собачка, птичка), домики , колокольчики, погремушки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Музыкальный руководитель в группе предлагает детям пойти в гости в музыкальный зал. Вход в зал происходит под пение .
«Ходим – бегаем»
Дети выполняют ходьбу и бег вместе с взрослыми.
- Я обещала привести вас в гости? Вот мы и пришли. Видите домики? Давайте постучимся в один из них?
«Тук-тук» (пальчиковая гимнастика)
- Тук- тук, тук! (3 удара кулаками друг о друга)
- Да – да – да! (3 хлопка в ладоши)
- Можно к вам? (3 удара кулаками)
- Рад всегда! (3 хлопка)
Из окошка выглядывает собачка
-Здравствуйте, дети! Позвоните в колокольчик, дверь откроется, и я смогу встретиться с вами поближе.
Музыкальный руководитель знакомит детей с колокольчиками. Показывает его «ушко», «язычок», технику звукоизвлечения.
«Игра с колокольчиками»
Дети звонят. Дверь открывается.
«Бобик» Т. Попатенко
М. Р. поёт a capella, дети заканчивают фразу звукоподражанием (лай) . На слова «и не лай» садят Бобика на ковёр перед домиком. Музыкальный руководитель предлагает пойти в другой домик и узнать , кто же там живёт.
«Ходим – бегаем» - повтор.
У другого домика так же проводится пальчиковая игра «Тук-тук». Чтобы дверка открылась, кошка через окошко предлагает детям поиграть на погремушках.
«Игра на погремушках»
Дети играют, ритмично встряхивая погремушкой. На повторении занятия можно погремушку с окончанием музыки прятать за спиной. Дверь открывается, Кошка встречается с детьми.
«Кошка» муз. (Ан. Александрова, сл. Н. Френкель)
Исполнение песни музыкальным руководителем, дети подпевают звукоподражания.
- Мяу- мяу, плачет киска –
У неё пустая миска!
Пожалейте, дети, киску,
Молока налейте в миску.
«Наливает» молочко
- Ой, а молочко- то горячее. Надо бы его остудить.
«Упражнение на дыхание»
Дети дуют на молоко, вдыхая через нос, выдыхая через рот.
- Ребята, посмотрите , Киска напилась молока и радостно замурлыкала. Как она мурлычет? А когда была голодная, как она мяукала?
«Весёлая и грустная Кошка» - музыкально-дидактическая игра
Дети вместе со взрослыми мурлычут и мяукают, отгадывая и изображая мимикой настроение кошки.
- Тут к нам Бобик подбегает, с нами весело играет.
Игра «Догонялки с Бобиком»
Собачка в руках взрослого весело бегает за детьми в одном направлении.
- Никого Бобик не догнал! Давайте спляшем, чтобы у него и у нас всегда было хорошее настроение.
Пляска совместно с воспитателем под пение музыкального руководителя
«Да-да-да» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского)
- В гостях хорошо, а в группе ещё лучше! Будем прощаться с Киской и Бобиком.
Занятие «Все птицы прилетели к нам»
Задачи:
- Активизация движений, игровых действий под музыку.
- Накапливать слуховой опыт, развивать интерес к музыкальным и немузыкальным звукам.
- Приобщать к элементарной музыкально- исполнительской деятельности.
Необходимый материал: игрушки птиц , картинки воробья и вороны, водяная свистулька птичка, сорока из театра би-ба-бо, аудиозапись музыки «Все птицы прилетели к нам», «Птички» муз. Г. Фрида, игрушка птицы попугая, зеркало, медальон с изображением вороны или шапочка вороны.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель заводит детей под музыку и звуки водяной свитульки в виде птички, на которой подыгрывает воспитатель. Музыка и игра останавливается.
Музыкальный руководитель, исполняет песню «Птичка» В. Попатенко, воспитатель подыгрывает на свистульке:
- Маленькая птичка прилетела к нам, к нам, к нам.
Маленькой птичке зёрнышки я дам, дам, дам.
Маленькая птичка зёрнышки клюёт, клюёт, клюёт.
Маленькая птичка песенки поёт.
- Ребята, давайте накормим птичку .
Дети «кормят» птичку,
- А теперь все вместе превратимся в маленьких птичек и полетаем?
Звучит музыка Г. Фрида (фрагмент), дети свободно «летают» по залу, с окончанием музыки присаживаются. Игра повторяется 2 раза.
Пляска «Да-да-да» Е. Тиличеевой
Слова«ножки, ручки» изменить на «крылышки, лапки».
Воспитатель привлекает внимание детей стуком молоточка от ксилофона по брёвнышку (брусочку, деревянному кубу), на котором сидит игрушка дятла.
Музыкальный руководитель:
- Тук- тук ,тук. Чей это звук?
Воспитатель:
- Это дятел прилетел, постучать нам всем велел.
«Игра деревянными палочками»
Музыкальный фрагмент по выбору музыкального руководителя.
Воспитатель меняет игрушку дятла на игрушку сороку (би-ба-бо).
Музыкальный руководитель (поёт)
- Сорока- сорока, где была?
Воспитатель (отвечает пением)
- Далёко! Кашку варила, детушек кормила!
Музыкальный руководитель предлагает деткам сварить кашку вместе с Сорокой.
Пальчиковая игра «Сорока- сорока» р.н.м.
- Подкрепились? Дальше в путь пустились!
Подходят к окошку, музыкальный руководитель берёт в руки игрушку птичк , поет:
- Села птичка на окошко, посиди у нас немножко. Погоди, не улетай. Улетела! Ай!
Песня «Птичка» муз. Т. Попатенко , сл. Н. Найдёновой
Пропевается и обыгрывается песня три раза .
- На пенёчках посидим, да на птичек поглядим.
Дети рассаживаются на стульчики у фортепиано
Музыкально- дидактическая игра «Кто как поёт» на развитие чувства звуковысотности.
Детям предлагается две картинки. Одна с большой вороной, вторая с маленькой птицей воробышком. Музыкальный руководитель показывает как кричит ворона, пропевая и проигрывая « до» первой октавы, так же проигрывается « до» второй октавы песню воробья. Далее дети должны отгадать , кто поёт .
Музыкальный руководитель берёт в руки попугая
Попугай:
- А я птица- попугай ! Ты за мною повторяй!
Педагог:
- За тобою повторять?
Попугай.
- Рот учитесь открывать! Я птица Попугай спешу помочь малышу!
Артикуляционная игра «Поможем ротику открыться»
В игровой форме музыкальный руководитель показывает, как помочь ротику открыться. Для этого указательным пальчиком дети нажимают на подбородок ,рассматривают результат в зеркало, «которое принёс с собой Попугай», пробуют петь звукоподражания, Попугай хвалит детей.
Воспитатель с медальоном вороны на груди.
- А теперь все поиграем, за вороной полетаем! Превратившись в воробья, не догоните меня!
Подвижная игра «Воробьи и Ворона».
Занятие «Знакомство» (это занятие может быть и первым)
Цель :
- познакомить детей с музыкальными инструментами: фортепиано (пианино), баян.
Задача:
- обогатить звуковой сенсорный опыт детей, развивать интерес к миру музыкальных звуков.
Занятие надо продумать до мелочей , но строить его на полной творческой основе педагогов и детей. Ни в коем случае не отказываться от детских идей, которые могут повернуть занятие в иное русло. Тогда музыкальному руководителю придётся активно включить свой творческий потенциал и применить новые игровые элементы.
При входе в зал музыкальный руководитель обращает внимание детей на огромную «игрушку», которую зовут «Пианино» и, которая умеет и любит очень широко улыбаться, когда открывают крышку. Дети рассматривают белоснежную улыбку пианино, улыбаются в ответ.
- Видите, ребята, как Пианино радуется встрече с вами!
Музыкальный руководитель сообщает, что Пианино очень, очень любит петь. Нажимает на клавишу и извлекает звук.
- Пианино радуется, что получился звук. Музыка в награду зазвучит вокруг!.
Звучит любая мелодия уже знакомой детям песни. Воспитатель с мягкой игрушкой или игрушкой из театра би-ба-бо подключается в игровой сюжет. Игрушка удивляется.
- Это её песенка! А как широко открывает рот свой Пианино?! Умеют ли так дети?
Дети мяукают (гавкают) вместе с игрушкой.
- Как хорошо у вас рот открывается, как здорово, как настоящая Кошка, мяукаете!
Кошка может «уехать» от детей на машине. Дети с удовольствием повибрируют губами, изображая звуки отъезжающей машины.
У нас в зале Баян живое существо. Он дышит! Поэтому знакомство с ним будет строиться на игровой ситуации, связанной с дыханием. Музыкальный руководитель берёт в руки Баян, поглаживает его с детьми , здоровается с ним, нажимают на многочисленные кнопочки. Но…. тщетно… Звука нет! И только потом музыкальный руководитель обращает внимание на мех , и говорит:
- Чтобы Баяну запеть, надо обязательно дышать. Вот так. Давайте вместе с Баяном подышим .
Упражнение «Дыхание под музыку» .Звучит доминантсептаккорд в любой тональности - это вдох . У малышек он пока короткий . Аккорд разрешается в тонику – это выдох. Не более 4х раз. В другой раз в это упражнение можно включить пальчиковую гимнастику с вокальным упражнением на выдохе на слог «ля». Раздвигая руки на вдох, изображая пальцами игру на баяне, на выдохе продолжаем активно шевелить пальчиками и пропевать слоги. В игру подключается воспитатель с любой игрушкой, обыгрывается знакомая детям песня. Также обыгрываются колокольчики или погремушки. Баян захочет детям сыграть веселую пляску. Все маленькие дети очень любят плясать, двигаться и веселиться. Дети танцуют по показу воспитателя, например , танец «Гопачок». Прощаются и с Баяном , и с Пианино, которые сообщают, что полюбили детей и ждут их снова в зале.
Таким образом, проведённая в игровой форме непосредственная образовательная деятельность, помогает не только войти в чарующий мир музыки, но и успешно адаптировать ребёнка к новой социальной среде.
В заключении хочется сказать коллегам. Не бойтесь творить, занятия должны быть гибкими и могут меняться по инициативе детей. Помните, что работая по написанному, не отступая от конспекта ни на шаг, мы не даём ребёнку развиваться творчески! Мимика лица, интонация голоса, жест, улыбка – всё это придают слову смысл, который не передать в записи. Учиться, тренироваться, заниматься саморазвитием, усердно работать над собой – это все сопутствующие действия как молодого специалиста, так и педагога с большим стажем и опытом работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые шаги к музыке.
Рекомендации для родителей вновь поступающих детей....
Приобщение ребёнка к миру музыки в семье
Консультация для родителей воспитанников на тему: "Приобщение ребёнка к миру музыки в семье"...
Проект "Первые шаги в интерактивном мире"
Использование в работе интерактивных игр позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта, а также формировать у воспитанников дополнительную мотивацию, учитывать индивидуальные особенности и диф...
Родительское собрание во второй младшей группе «Первые шаги ребёнка в математику через дидактические игры»
Цель: Расширить знания родителей о роли дидактических игр в жизни дошкольника....
Первые шаги в мире музыки
Советы для родителей по вопросам музыкального развития ребенка с младенческого возраста....
Консультация для родителей «Первые шаги ребёнка в детском саду»
Когда ребенок впервые приходит в детский сад, у него происходит ломка привычек, серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Для ребенка детский сад является новым, еще неизвестным пространством...
МАМА- первое слово ребёнка. МАМА- первые в жизни шаги. Презентация к Дню Матери.
МАМА- первое слово ребёнка. МАМА- первые в жизни шаги. Презентация к Дню Матери....