"Первые шаги ребёнка в мире музыки"
методическая разработка (младшая группа)

Бутина Вера Александровна


 Из  опыта работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста во время адаптации ребёнка в ДОУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл butina_v._a._pervye_shagi_rebenka_v_mire_muzyki.docx48.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЕРВЫЕ ШАГИ РЕБЕНКА В МИРЕ МУЗЫКИ

 музыкальный руководитель Бутина В. А.

МБОУ «Паратунская СШ» , группы дошкольного образования,

с. Паратунка , Камчатский край

   Вопрос адаптации в дошкольном учреждении всегда был актуальным. Адаптация (от латинского adapto – «приспособляю») – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.  В чём состоит поддержка  педагога? Какова роль музыкального руководителя, в  первый  адаптационный  месяц  посещения  детского сада ребёнком  раннего возраста? Как  «приспособляются» друг к другу,  в процессе обретения и обогащения музыкального опыта?  Что может сделать музыкальный руководитель?

   Попробую ответить на эти вопросы, опираясь на свой опыт работы музыкальным руководителем в детском саду.

   Создавая благоприятные условия социальной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения, музыкальный руководитель и педагоги дошкольной образовательной организации должны разработать комплекс мер по повышению адаптационных возможностей детей раннего возраста.

   Строя свою работу, использую различные методы и приёмы согласно специально разработанному перспективному плану на период адаптации. Каждый день, проведённый в детском саду, стараюсь сделать для детей интересным, познавательным, радостным, полезным для здоровья. И в этом помогает мне музыка.

   Музыка. Вот секрет огромной помощи в этот сложный отрезок  жизни малыша, который чаще всего чувствует страх и шок. Для того чтобы понимать музыку, ребёнку не нужен никто, он рождён с программой её понимания.

   Музыка может стать  содержанием и средством общения педагога и ребёнка. И в первую очередь педагог музыкант должен оценить специфику индивидуальных эмоциональных реакций ребёнка на музыку. Поэтому не стоит ждать, когда  приведут детей на первое музыкальное занятие в зал.  Необходимо организовать знакомство с малышом в группе.  Надо успеть наладить   контакт ещё до первого музыкального занятия. Ежедневные ранние  посещения детей в период  адаптации    должны стать ритуалом музыкального руководителя.  Он уже должен  стать для ребенка другом, человеком – праздником, тётей всегда  с  хорошим настроением, с красивым голосом, со звучащей (и не обязательно музыкальной)  игрушкой, уже в этот период, обогащая  звуковой опыт ребенка.

  И вот настало время пригласить детей к себе в гости… Музыкальный руководитель ведет их по незнакомому коридору в музыкальный зал. Его  задача  -  донести до   ребёнка мысль , что это место сюрпризов,   удивительных открытий.  А музыкальный руководитель –  источник радости и счастья, с первой минуты  партнёр по игре.  

   Разработки некоторых занятий приведены далее. Учитывая особенности возраста,  каждое занятие следует  повторять несколько раз. Последовательность  занятий  можно менять на усмотрение музыкального руководителя.

Игра - занятие «Первое путешествие в музыкальный зал»

Задачи:

  • Формировать  особую заинтересованность.
  • Стимулировать желание  участвовать в игровых действиях.

        На этом занятии  музыкальный  руководитель заводит детей в  музыкальный зал  с одной целью – познакомить детей с пространством зала, оформлением и с тем, что наполняет зал. И для осуществления этой цели необходимо, чтобы в зале было разнообразие ярких детских музыкальных игрушек, инструментов и набор различных небольших игрушек, желательно  резиновых, силиконовых.

    Под звуки фоновой  спокойной музыки дети осматривают зал, его  оформление, прогуливаются по нему. Музыкальный руководитель рассказывает детям о том, что они здесь будут чудесно и весело проводить время: играть, петь, плясать, слушать музыку. На этом занятии  большинство  игрушек надо переместить  с полок на столики, так, чтобы детям было удобно самостоятельно ими пользоваться.  

«Погремушечная полянка»- музицирование

В разных корзинках  приготовлены погремушки разного вида.

  1. «Погремушки для малышей» - игра на развитие слухового внимания.

  Набор одинаковых погремушек . Дети под пение встряхивают погремушку, с окончанием песни кладут её на стол. Игру повторяют 2-3 раза.

  1. «Звонкая подружка» - игра на развитие чувства динамики.

Музыкальный руководитель ( поет)

 -  Звонкая подружка - наша погремушка. Очень громко звенит, нам скучать не велит.

Дети громко и ритмично играют на баночках, с различным сыпучим материалом.

Музыкальный руководитель (тихо поёт)

 - Наша  погремушка – красивая игрушка тихо играет, детей развлекает. 

Дети играют  тихо.

Игру повторить 2,3 раза.

«Танцевальная полянка» - музыкально- дидактическая игра на развитие чувства ритма.

На передний план выдвигается столик с небольшими игрушками.

-  Игрушки слушали, смотрели, плясать захотели!

Дети берут по игрушке и под музыку ритмично стучат ею по столу .

- Игрушки танцуют, радуются, потому что музыка очень весёлая. Такая весёлая, что дети и сами захотели  показать как они умеют бегать, прыгать , радоваться.

Игра –танец  - на развитие положительных эмоций.

После танца – время свободного времяпровождения в зале.

   В   нашем саду  музыкальный зал совмещён с физкультурным , поэтому здесь можно увидеть разнообразное  оборудование, в том числе и мячи.  Что делает ребёнок, освоившись через несколько секунд, в зале? Да! Он обязательно бежит к мячу, до боли знакомой ему игрушке. Вот и замечательно. Не будем ему мешать, а обдуманно обыграем эту встречу, очередное  знакомство с залом.

Игра - занятие  «Игра с мячами»

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с музыкальным залом.
  • Развивать эмоциональное поле,  интерес  к восприятию музыкальных и немузыкальных звуков.

Необходимый материал:  большой обруч, наполненный мячами по количеству детей; платок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  Под негромкое фоновое звучание музыки  музыкальный руководитель заводит детей в зал.

-  Ребята, мы опять пришли в  замечательное  место  в нашем детском саду! Здесь  живет Музыка. И нас она  сегодня встречает вместе… с мячами!  

Мячи лежат в большом обруче в середине зала, на каждого  ребёнка по одному

-  Вы любите играть с  мячами? Подойдём  поближе. Как много их!

 Дети берут по  одному  в руки а музыкальный руководитель. поёт на мелодию р.н.п. «Во саду ли в огороде»  следующие слова:

- Мячик прыгает – резвится!

Как ему остановиться?

Только руки отпустил  -

И мой мячик загрустил. (И. Оленева)

«Игра с мячами»

Во время исполнения песни дети ритмично прыгают с мячами, держа его в руках у груди. С её окончанием дети останавливаются, руки с мячом опускают. Игру  повторяют 2-3 раза.

Музыкальный руководитель предлагает сесть  широким кругом вокруг обруча, разведя ноги в стороны .Мяч положить  перед собой.

Педагог  читает стихотворение  В. Берестова и  одновременно раздаёт каждому ребёнку по 2 молоточка от ксилофонов (металлофонов) или по 2  деревянных (пластмассовых) палочки.

- Бьют его, а он не злится.

Он поёт и веселится,

Потому что без битья

Нет для мячика житья.

«Игра на мячах»

Звучит русская народная плясовая мелодия, дети ритмично стучат палочками по мячам.

 -  Как красиво получилось!

Что я очень удивилась!

Дружно мячики играют,

Никого не обижают.

 - А сейчас он покатился ( педагог тихо толкает мяч к обручу)

 - Ой,… остановился… ( говорит очень тихо)

 Игра «Покатаем мяч»

    Звучит русская народная музыка. Дети, сидя на полу, на первую музыкальную фразу катят   мячи к обручу, на вторую -  возвращаются в исходное положение.

 - Что такое , что за шум?

Скачет мячик: Бум-бум-бум!

Прыг- прыг и скок – скок –  скок –

Укатился под кусток.  (Е. Горбовский)

 «Танец- игра с мячами»

На 1 часть музыки дети  прыгают  с мячом.

На 2 часть музыки бегают с мячом в руках вокруг обруча .

 Музыкальный руководитель предлагает все мячи вернуть в «домик» (обруч). Один остаётся у неё в руках. Музыкальный руководитель  катит мяч в любую часть зала. Воспитатель укрывает его платком.

- Укатился колобок, кто его найти бы смог?

«Прятки с мячом»

Дети ищут, осваивая  пространство зала. Игра повторяется несколько раз. Последний раз мяч катится к дверям. Дети берут его (или несколько мячей) и уносят в группу, чтобы там ещё поиграть с ним .

«Игра – занятие «Озорные мячи»

Цель:

  • Вызвать интерес  и желание приходить на музыкальное занятие.
  • Доставить эмоциональное наслаждение.

Задачи:

  •  Формировать детское внимание.
  • Различать динамические оттенки, начало – конец музыки.
  • Развивать музыкально- ритмические движения.
  • Воспитывать положительное и эмоциональное отношение к музыке.

Необходимый материал: мячи,  сюрпризная коробка с ударными палочками.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Музыкальный руководитель встречает детей у дверей зала. Мячики  разложены  на стульчиках.

- Ребята, хотите, я вам расскажу сказку об озорных мячиках? Тогда заходите ко мне в музыкальный зал.

Дети  заходят в зал и останавливаются.

 - Жили – были озорные мячики. Жили не тужили – играли , прыгали, катались , веселились.  И очень они дружили с Музыкой. Им нравилась любая Музыка: весёлая, грустная, быстрая, медленная. И мячики каждый день прекрасно проводили с ней время.  Но однажды Музыка  надолго заснула , и мячики очень расстроились и притихли. Очень им стало не хватать Музыки. Посмотрите, ребята, грустные мячики расположились на стульчиках. Не катаются , не скачут. Хотите им поможем? Давайте Музыку разбудим! Мы похлопаем  громко в ладоши!

Ритмодекламация «Мы в ладоши хлоп, мы ногами топ»

- Мы в ладоши хлопаем,

Громко, громко шлёпаем.

Музыку разбудим,

С ней  играть мы будем.

- Молчит Музыка. Очень крепко спит. Давайте потопаем.

- Мы ногами топаем.

Очень сильно топаем !

Музыку разбудим

С ней играть мы будем!

Зазвучала  музыка в аудиозаписи.

 - Какие вы молодцы! Разбудили Музыку! Побежали к  мячам! Берите их в руки и будем играть!

«Танец- игра с мячами»

На 1 часть музыки дети прыгают с мячами.

На 2 часть музыки дети бегают с мячами.

 - Ну вот, какие вы молодцы! И Музыку разбудили и мячу весёлое настроение вернули. А теперь все присядьте на ковёр и мячик свой положите рядом. Посмотрите что у меня. Красивая коробочка.  Что в ней, хотите узнать? Но, чтобы она открылась, надо подуть на крышку.

«Упражнение на дыхание»

После третьего раза крышка открывается.

 -  Да здесь палочки ( молоточки) деревянные! Помните, как мы в прошлый раз по мячу под музыку играли на мячах, как на барабане?

«Игра на мячах» (стихи и музыку  в занятии «Игра с мячами»)

 -   А теперь берите мячики и садитесь с ними на стульчики.

Мы совсем не огорчаемся,

Мы друг другу улыбаемся.

И с хорошим настроением

Занимаемся мы ПЕНИЕМ. (Ирина Сосидка)

 - Ребята, послушайте ,как мячики умеют петь.

«Песенка мяча»

  Мелодия произвольная  

-  Я мячик, мячик, мячик весёлый, озорной.

Ты песенку послушай и дальше пой со мной.

Ля-ля-ля-ля-ля …….

повторение  песенки на слог «ля»

 -Мяч красивый у меня,

Красно- голубой.

Скачем мы с тобой полдня,

Мяч мой озорной!

Я в руках его держу,

Нашей дружбой дорожу.

А отпустишь – тут хоть плач-

Убежит тот час же вскачь! (Рашида Бикметова)

Свободная игровая деятельность детей с мячами в зале.

Игра – занятие  «В гости»

Задачи:

  • Развивать двигательную активность, формировать элементарную ритмичность в движениях.
  • Побуждать передавать простые игровые действия.
  • Знакомить с колокольчиком, его тембром, средством звукоизвлечения.
  • Приобщать к пению через повторяющие слова.
  • Развивать длительный выдох.
  • Формировать чувство ритма, лада, реакцию на начало и конец музыки.
  • Вызвать эмоциональный отклик .

Необходимый материал: игрушки (кошка, собачка, птичка),  домики  , колокольчики, погремушки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Музыкальный руководитель  в группе предлагает детям пойти в гости в музыкальный зал. Вход в зал происходит под пение .

«Ходим – бегаем»

Дети выполняют ходьбу и бег вместе с взрослыми.

 -  Я обещала привести вас в гости? Вот мы и пришли.  Видите домики? Давайте постучимся в  один из них?

«Тук-тук» (пальчиковая гимнастика)

- Тук- тук, тук!     (3 удара кулаками друг о друга)

- Да – да – да!   (3 хлопка в ладоши)

- Можно к вам?   (3 удара кулаками)

- Рад всегда!   (3 хлопка)

Из окошка выглядывает собачка

 -Здравствуйте, дети! Позвоните в колокольчик, дверь откроется, и я смогу встретиться  с вами поближе.

Музыкальный руководитель знакомит детей с колокольчиками. Показывает его «ушко», «язычок», технику звукоизвлечения.

«Игра с колокольчиками»

Дети звонят. Дверь открывается.

«Бобик» Т. Попатенко

М. Р. поёт a capella, дети заканчивают фразу звукоподражанием (лай) . На слова «и не лай» садят Бобика на ковёр перед домиком. Музыкальный руководитель предлагает пойти в другой домик и  узнать , кто же там живёт.

«Ходим – бегаем»  - повтор.

У другого домика так же проводится пальчиковая игра «Тук-тук». Чтобы дверка открылась, кошка через окошко  предлагает детям поиграть на погремушках.

«Игра на погремушках»

Дети играют, ритмично встряхивая погремушкой. На повторении занятия можно погремушку с окончанием музыки прятать за спиной. Дверь открывается, Кошка  встречается с детьми.

«Кошка» муз. (Ан. Александрова, сл. Н. Френкель)

Исполнение песни музыкальным руководителем, дети подпевают звукоподражания.

- Мяу- мяу, плачет киска –

У неё пустая миска!

Пожалейте, дети, киску,

Молока налейте в миску.

«Наливает» молочко

-  Ой, а молочко- то горячее. Надо бы его остудить.

«Упражнение на дыхание»

Дети дуют на молоко, вдыхая через нос, выдыхая через рот.

 -  Ребята, посмотрите , Киска напилась молока и радостно замурлыкала. Как она мурлычет? А когда была голодная, как она мяукала?

«Весёлая  и грустная Кошка» - музыкально-дидактическая игра

Дети вместе со взрослыми мурлычут и мяукают,  отгадывая и изображая   мимикой настроение кошки.

 -  Тут к нам Бобик подбегает, с нами весело играет.

 Игра «Догонялки с Бобиком»  

Собачка в руках взрослого весело бегает за детьми в одном направлении.

-   Никого Бобик не догнал! Давайте спляшем, чтобы  у него и у нас всегда было хорошее настроение.

Пляска  совместно с  воспитателем под  пение музыкального руководителя

«Да-да-да» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского)

-  В гостях хорошо, а в группе ещё лучше! Будем прощаться с Киской и Бобиком.

Занятие «Все птицы прилетели к нам»

Задачи:

  • Активизация движений, игровых действий под музыку.
  • Накапливать слуховой опыт, развивать интерес к музыкальным и немузыкальным звукам.
  • Приобщать к элементарной музыкально- исполнительской деятельности.

Необходимый материал: игрушки птиц , картинки воробья и вороны,  водяная свистулька   птичка,  сорока из театра би-ба-бо, аудиозапись музыки «Все птицы прилетели к нам», «Птички» муз. Г. Фрида, игрушка птицы попугая, зеркало, медальон  с изображением вороны или шапочка вороны.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель заводит детей под музыку  и звуки  водяной свитульки в виде птички, на которой подыгрывает воспитатель. Музыка и игра останавливается.

Музыкальный руководитель, исполняет песню «Птичка» В. Попатенко,   воспитатель  подыгрывает на  свистульке:

- Маленькая птичка прилетела к нам, к нам, к нам.

Маленькой птичке зёрнышки я дам, дам, дам.

Маленькая птичка зёрнышки клюёт, клюёт, клюёт.

Маленькая птичка песенки поёт.

 - Ребята,   давайте накормим птичку .

Дети «кормят» птичку,

 -  А теперь все вместе превратимся в маленьких птичек и полетаем?

Звучит музыка Г. Фрида (фрагмент), дети свободно  «летают» по залу, с окончанием музыки присаживаются. Игра повторяется 2 раза.

Пляска «Да-да-да» Е. Тиличеевой

 Слова«ножки, ручки» изменить  на «крылышки, лапки».

Воспитатель привлекает внимание детей стуком молоточка от ксилофона по брёвнышку (брусочку, деревянному кубу), на котором сидит игрушка дятла.

 Музыкальный руководитель:

-  Тук- тук ,тук. Чей это звук?

Воспитатель:

-  Это дятел прилетел, постучать нам всем велел.

«Игра деревянными палочками» 

Музыкальный фрагмент по выбору  музыкального руководителя.

Воспитатель меняет игрушку дятла на игрушку сороку (би-ба-бо).

Музыкальный руководитель (поёт)

- Сорока- сорока, где была?

Воспитатель (отвечает пением)

- Далёко! Кашку варила, детушек кормила!

Музыкальный руководитель  предлагает деткам сварить кашку вместе с Сорокой.        

  Пальчиковая игра «Сорока- сорока» р.н.м.

 -  Подкрепились? Дальше в путь пустились!

Подходят к окошку, музыкальный руководитель  берёт в руки игрушку птичк , поет:

 - Села птичка на окошко, посиди у нас немножко. Погоди, не улетай. Улетела! Ай!

Песня «Птичка» муз. Т. Попатенко , сл. Н. Найдёновой

 Пропевается и обыгрывается песня три раза .

- На пенёчках посидим, да  на птичек поглядим.

Дети рассаживаются на стульчики у фортепиано

Музыкально- дидактическая игра «Кто как поёт» на развитие чувства звуковысотности.

 Детям предлагается две картинки. Одна с большой вороной, вторая с маленькой птицей  воробышком. Музыкальный руководитель  показывает как кричит ворона, пропевая и проигрывая « до» первой октавы, так же проигрывается « до» второй октавы  песню воробья. Далее дети должны отгадать , кто поёт .

Музыкальный руководитель  берёт  в руки попугая

Попугай:

 - А я птица- попугай ! Ты за мною повторяй!

Педагог:

-   За тобою повторять?

Попугай.

- Рот учитесь открывать! Я птица Попугай спешу помочь малышу!

Артикуляционная игра «Поможем ротику открыться»

В игровой форме  музыкальный руководитель показывает, как помочь ротику открыться. Для этого указательным пальчиком дети нажимают на подбородок ,рассматривают результат в  зеркало, «которое принёс с собой Попугай», пробуют петь звукоподражания, Попугай хвалит детей.

Воспитатель с медальоном вороны на груди.

 - А теперь все поиграем, за вороной полетаем! Превратившись в воробья, не догоните меня!

Подвижная игра «Воробьи и Ворона».

Занятие «Знакомство» (это занятие может быть и первым)

 Цель :

 - познакомить детей с музыкальными инструментами: фортепиано (пианино), баян.

Задача:

- обогатить  звуковой сенсорный опыт детей, развивать интерес к миру музыкальных звуков.

 Занятие  надо продумать до мелочей , но  строить его на полной творческой основе педагогов и детей.  Ни в коем случае не отказываться от детских идей, которые могут повернуть занятие в иное русло. Тогда  музыкальному руководителю придётся  активно  включить свой творческий потенциал и применить  новые игровые элементы.

  При  входе в зал  музыкальный руководитель обращает внимание детей на огромную «игрушку», которую зовут «Пианино» и, которая умеет и любит  очень широко улыбаться, когда открывают крышку. Дети рассматривают белоснежную улыбку пианино, улыбаются в ответ.  

-  Видите, ребята, как Пианино радуется встрече с вами!

   Музыкальный руководитель сообщает, что Пианино очень, очень любит петь. Нажимает на клавишу   и извлекает  звук.

- Пианино радуется, что получился звук. Музыка в награду зазвучит вокруг!.  

        Звучит любая мелодия уже знакомой детям песни.  Воспитатель с мягкой игрушкой или игрушкой  из  театра би-ба-бо подключается в игровой сюжет. Игрушка удивляется.

 -  Это её песенка! А как широко открывает рот свой Пианино?! Умеют ли так дети?

  Дети мяукают (гавкают) вместе с игрушкой.

  -  Как хорошо у вас рот  открывается, как здорово, как настоящая Кошка, мяукаете!

   Кошка может «уехать» от детей на машине. Дети с удовольствием повибрируют губами, изображая звуки отъезжающей машины.

   У нас в зале Баян живое существо. Он дышит! Поэтому знакомство с ним будет строиться на игровой ситуации, связанной с дыханием.  Музыкальный руководитель берёт в руки Баян, поглаживает его с детьми , здоровается с ним, нажимают на многочисленные кнопочки. Но…. тщетно… Звука нет! И только потом  музыкальный руководитель обращает внимание на мех , и говорит:

 - Чтобы Баяну запеть, надо обязательно дышать. Вот так. Давайте вместе с Баяном подышим .

Упражнение «Дыхание под музыку» .Звучит доминантсептаккорд в любой тональности - это вдох . У малышек он пока короткий . Аккорд разрешается  в тонику – это выдох. Не более 4х раз.  В другой раз  в это упражнение можно включить пальчиковую гимнастику с вокальным упражнением на выдохе на слог «ля». Раздвигая руки на вдох, изображая пальцами игру на баяне, на выдохе продолжаем активно шевелить пальчиками и пропевать слоги. В игру  подключается воспитатель с любой игрушкой, обыгрывается  знакомая детям песня. Также обыгрываются колокольчики или погремушки. Баян захочет детям сыграть веселую пляску. Все маленькие  дети очень  любят плясать, двигаться и веселиться. Дети танцуют по показу воспитателя, например , танец «Гопачок». Прощаются и с Баяном , и с Пианино, которые сообщают, что полюбили детей и ждут их снова в зале.

   Таким образом, проведённая в игровой форме непосредственная образовательная деятельность, помогает не только войти в чарующий мир музыки, но и успешно адаптировать ребёнка к новой социальной среде.

  В заключении хочется сказать коллегам. Не бойтесь творить, занятия должны быть гибкими и могут меняться по инициативе детей. Помните, что работая по написанному, не отступая от конспекта ни на шаг,  мы не даём ребёнку развиваться творчески! Мимика лица, интонация голоса, жест, улыбка – всё это придают слову смысл, который не передать в записи. Учиться, тренироваться, заниматься  саморазвитием,  усердно работать  над собой – это все сопутствующие действия как  молодого специалиста,  так и   педагога с большим стажем  и опытом работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги к музыке.

Рекомендации  для родителей вновь поступающих детей....

Приобщение ребёнка к миру музыки в семье

Консультация для родителей воспитанников на тему: "Приобщение ребёнка к миру музыки в семье"...

Проект "Первые шаги в интерактивном мире"

Использование  в работе интерактивных игр позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта, а также формировать у воспитанников дополнительную мотивацию, учитывать индивидуальные особенности и диф...

Родительское собрание во второй младшей группе «Первые шаги ребёнка в математику через дидактические игры»

Цель: Расширить знания родителей о роли дидактических игр в жизни дошкольника....

Первые шаги в мире музыки

Советы для родителей по вопросам музыкального развития ребенка с младенческого возраста....

Консультация для родителей «Первые шаги ребёнка в детском саду»

Когда ребенок впервые приходит в детский сад, у него происходит ломка привычек, серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Для ребенка детский сад является новым, еще неизвестным пространством...

МАМА- первое слово ребёнка. МАМА- первые в жизни шаги. Презентация к Дню Матери.

МАМА- первое слово ребёнка. МАМА- первые в жизни шаги. Презентация к Дню Матери....