Семинар-практикум для педагогов "Арт-терапия в пространстве ДОУ"
материал

Представлен сценарий и рекомендации к организации семинара-практикума для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

 «Арт – терапия в пространстве ДОУ»

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса. 
          В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов,  поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах, которые могут использоваться  участниками образовательного процесса.

          Всевозможные занятия искусством не только раскрывают творческий потенциал ребенка, но и способствуют формированию у него правильного мировоззрения. В общем и целом, арт-терапия в ДОУ направлена на развитие логики, мышления, памяти, воображения, речи и внимания.

           Кроме того, регулярные занятия творчеством формируют навыки успешного взаимодействия детей между собой и с взрослыми людьми. В процессе занятий ребенок избавляется от стрессов и психического напряжения, а также учится быть внимательным и сосредоточенным.

          Семинар – практикум по проблеме «Арт – терапия в пространстве ДОУ»  рекомендуется   проводить с воспитателями и специалистами ДОУ в большом помещении с  использованием мультимедийной установки и музыкального центра. Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования и поддержания эмоционального благополучия участников образовательного процесса.

Задачи:

- познакомить педагогов с видами арт-терапии и возможностями их использования на практике;

- способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога.

 Планируемый результат:

- повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании данной технологии;

- использование арт-терапевтических технологий как в работе с детьми дошкольного возраста, так и с родителями;

- желание педагогов совершенствоваться, работая в данном направлении.

Предварительная работа:

- отбор и изучение литературы;

- анкетирование педагогов по изучению уровня знаний и представлений  педагогов по данной теме;

- разработка конспекта семинара;

- создание мультимедийной презентации;

- составление буклетов.

Содержание

1. Теоретическая часть.

Арт-терапия – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала, высвобождением скрытых энергетических резервов и в результате нахождением оптимальных способов решения проблем. Впервые арт-терапию начали применять в 40-е годы ХХ века в США, для работы с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. Тогда арт-терапия преследовала, прежде всего, диагностические цели. В настоящее время арт-терапия не только не утратила своей актуальности, но, напротив, получила развитие и повсеместное распространение, благодаря доказанному опытом поколений корректирующему и лечебному эффекту. Ее с успехом применяют в работе со взрослыми и детьми.  Особенно яркие результаты дает арт-терапия для дошкольников и детей-инвалидов. Доступность методов и отсутствие противопоказаний позволяют заниматься арт-терапией людям всех возрастных категорий и при любом состоянии здоровья.

В настоящее время под арт-терапией понимают использование всех видов искусства.

Главные цели таких занятий – гармонизация личности ребенка через развитие способностей самовыражения и самопознания в искусстве. Занятия помогают выстроить добрые и честные отношения внутри детского коллектива, а также привить уважение к педагогам, ребенок получает практически неограниченные возможности для самовыражения и самопознания. Дети, которые занимаются по данной методике, более разговорчивы, у них развита мелкая моторика, они учатся общаться друг с другом, развивают свои творческие способности, что помогает родителям определить приоритетное направление для дальнейшего углубленного обучения искусству. Работа с детьми с использованием любых методов арт-терапии всегда проходит в веселой игровой форме.

Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекции страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнения других и отстаивать свои, проявлять активность, сдерживаться и пр.

Поговорим о необходимости арт-терапии для дошкольников.

Как только маленький человек научится сидеть и самостоятельно держать ложку, начинается творчество. Каша не только складывается в рот, но старательно размазывается по столу, одежде и лицу творца. Этот процесс доставляет немало удовольствия малышу. В такие моменты ребенок не только учится кушать самостоятельно, но и познает окружающий мир. Еда, разнообразная по структурным свойствам, имеет большие возможности для изучения. Каждый раз, когда малыш садится за стол, для него открывается новая маленькая вселенная.

        Этот период проходит достаточно быстро, но он оставляет замечательную уверенность в том, что можно творить, и когда ребенок подрастает, то старается перенести свои ощущения в повседневную жизнь. Малыш пробует рисовать всем, что попадется ему под руку. Обои, окна, столы и пол становятся листом, на котором появляются все новые и новые произведения.

Родители пресекают данные эксперименты, что абсолютно необходимо, чтобы дошкольник вписался в рамки социума и был адекватным по отношению к обществу, в котором он живет. Но и полет фантазии необходим…

Вот здесь-то и нужна арт-терапия. Она позволят дошкольнику свободно проявлять свою фантазию, использовать различные материалы: гуашь, листья, глину, макаронные изделия, нитки, камешки и т.д. Свободный творческий процесс как будто возвращает ребенка в младенчество, когда он мог делать открытия, и эти открытия радовали родителей.

Всего 1-1,5 часа занятий арт-терапией в неделю достаточно, чтобы дошкольник снял накопившееся напряжение, выплеснул негативные эмоции и приобрел новые знания об окружающем мире. В процессе арт-терапии снимаются детские глубинные страхи: страх темноты, боязнь воды и собак, отвращение к паукообразным и другим насекомым. Дошкольник на занятиях учится искать компромиссы между своим внутренним миром и требованиями общества, приобретает веру в свои силы, ощущает свою значимость.

Виды арт-терапии

Содержание технологии

1.

Изотерапия (рисунок, лепка, изотворчество)

Воздействие посредством  изобразительной деятельности. Использование нетрадиционных техник рисования.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

2.

Танцетерапия (танцетворчество)

Творческая деятельность, основанная на выражении пластикой тела определенных чувств, состояний, эмоций и переживаний.

Средства выражения: пантомимика, жесты.

3.

Музыкотерапия

Воздействие посредством  музыки.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

4.

Библиотерапия

Воздействие посредством  литературных произведений.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

5.

Куклотерапия

Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильмы, игрушки). С дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией.

6.

Драмтерапия

Разыгрывание по ролям и драматизация сюжета.

2. Практическая часть. 

Варианты использования техник изотерапии.

Условия успешности арт-терапевтического процесса с детьми:

- техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффективности;

- интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения  

и результат;          

- изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Упражнение «Прекрасный сад».

Закройте глаза и представьте, что мы оказались в саду. Вообразите себя цветком. Если бы ты был растением то, каким? Какие были бы у тебя листья? Гладкие или с зазубринками? Были бы у тебя шипы? А цветы? Какого цвета? Цветы, распустившиеся или просто бутоны? Как выглядит твой стебель и корни? Где ты растешь, и что тебя окружает вокруг? Кто-нибудь ухаживает за тобой? А теперь ты возвращаешься обратно. Открой глаза и когда будешь готов, нарисуй свой цветок. Не беспокойся о том, как ты нарисуешь, главное чтобы ты мог описать свой цветок.                 Все изображают себя в виде какого-либо растения, реального или выдуманного. По желанию могут рассказать о своем рисунке. Затем они его вырезают и размещают на большом листе бумаг, формируя огромный красивый сад.

Упражнение «Земляничная поляна»

На основе рисунка-заготовки детям предлагается следующая игровая ситуация: «Летом пришел на лесную полянку медведь. Мишка - большой сладкоежка, он любит мед и ягоды. Стал он искать в траве спелые вкусные ягодки, да не нашел ни одной…»

Игровая мотивация: «Давайте угостим Мишку - нарисуем для него спелые ягодки». (Ягодки рисовать пальчиками). Предложить воспитателям изобразить ягодки ещё и из  имеющегося  бросового материала ( мятая бумага, крышки, ватные палочки, штампы и т.п.)

Упражнение «Мое настроение».

Детям предлагается изобразить свое настроение чувства при помощи линий и цвета. После завершения рисования каждый всем участникам демонстрирует свой рисунок и рассказывает о своем настроении.

Варианты использования музыкотерапии.

1. Для успокоения, снятия эмоционального напряжения. Расслабляющим обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы, вальсы.

Рекомендуемые произведения: произведения Вивальди, Бетховен «Симфония № 6»- часть 2, Брамс «Колыбельная, Шуберт «Аве Мария», Дебюсси «Свет луны», Шопен «Ноктюрн соль- минор».

2. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. Такой эффект дают, как правило, мажорные мелодии. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции.

Рекомендуемые произведения: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», вальсы Штрауса, мелодии Рубинштейна.

3. Уменьшение раздражительности, нервного возбуждения.

Рекомендуемые произведения: Бах «Кантата № 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».

4. Для снятия депрессивных настроений, улучшения настроения. Хороший эффект дает церковная и скрипичная музыка.

Рекомендуемые произведения: произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн»-часть 3.

5  Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия.

Рекомендуемые произведения: Чайковский «Шестая симфония» - часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия».

6. Для спокойного и крепкого сна.

Рекомендуемые произведения: Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», произведения Чайковского.

Варианты использования танцетерапии.

Упражнение «Свободный танец».

Детям предлагается придумать и выразить в танце какой-либо образ – птицу, лошадку, зайчика, цветок и т.д. используется любая музыка.

Упражнение « Танец масок».

Сейчас каждый из вас возьмет свою маску и под музыку попробует показать танец маски.                                                                                               Обсуждение: участники возвращаются в круг, и каждому предлагается рассказать о своих чувствах и переживаниях.

3. Заключительная часть.   « Рефлексивная мишень».

Список литературы

Арт-терапия в работе с детьми/ М.В. Киселева – СПб.: Речь, 2008

Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе/ Т.Г. Неретина – М.: Флинта, 2014

Практикум по арт-терапии/А.И. Копытин – СПб.: Питер, 2000

Целительная магия музыки/ В.М. Элькин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум на тему: «Организация пространства в группе по всем видам деятельности с учетом ФГОС ДО»

Цель: совершенствовать знания педагогов об организации пространства в группах ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Семинар-практикум Тема: «Здоровьесберегающая система ДОУ как модель образовательного пространства в формировании здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья детей»

       В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача не тол...

Семинар - практикум "Психологическое здоровье педагога как один из компонентов современного детского пространства."

1. Семинар - практикум "Психологическое здоровье педагога как один из компонентов современного детского пространства."2. Семинар-практикум«Возможности цветотерапии»...

Семинар – практикум «Ориентировка в пространстве»

Особенности пространственной ориентации у детей дошкольного возраста. Методика работы по развитию пространственных представлений у дошкольников....

Семинар-практикум для родителей «Территория игры – пространство жизни и взаимодействия семьи»

Предварительная работаРодители заполняют анкету.  Дети рисуют на тему «Чем я занимаюсь дома с родителями». Запись аудио интервью с детьми по теме: Как родители проводят с вами время, ...

Семинар-практикум «Территория игры – пространство жизни и взаимодействия семьи»

Готовый сценарий семенара-практикума, который поможет решить следующие задачи: научить родителей создавать психологический комфорт в семейном общении;обогатить родительские умения и навыки взаимо...

Семинар- практикум для педагогов "Шашки - часть культурного пространства".

Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность ...