Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО.
статья

Соломина Екатерина Владимировна

Статья посвящана важности  социализации детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solomina_e1.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Соломина Е.В., старший воспитатель

                  СПб ГКУЗ «Психоневрологический дом ребенка №8 Красногвардейского района»

Социализация детей дошкольного возраста

в контексте требований  ФГОС ДО.

Ввести ребенка в мир человеческих отношений

— одна из важных задач воспитания

личности ребенка дошкольного возраста.

                                                                                                            В. А. Сухомлинский  

     В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т. к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

     Федеральный государственный образовательный стандарт - документ, который является новым для сферы дошкольного образования, предъявляющий новые требования к дошкольному образованию, к личности педагога, к его профессионализму. Дошкольные образовательные учреждения вступили в фазу кардинальных изменений. ФГОС поменял структуру и содержание образования. Цель образования – создание условий для формирования универсальной учебной деятельности. Акцент переносен не на сумму знаний и умений, а на формирование умения учиться самостоятельно. Нынешний дошкольник не столько должен усвоить определённый объём знаний, сколько научиться работать в команде. Для современного дошкольника важным оказывается понимать различия между людьми, понимать ценность другого человека. Этому он учится в свободной деятельности.

     Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая. Детское учреждение  призвано обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя:

1) усвоение ребенком социального опыта путем вхождении в социальную  

    среду, систему социальных связей;

2)процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом

   за  счет его активной деятельности.

     Рассмотрим игровую деятельность дошкольника,  как средство социализации.  Для успешной социализации, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения  и стремления соответствовать этим ожиданиям. Формирование, происходит по трем различным стадиям:

1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3) стадии групповых игр, на которой  дети  учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

     Игра, по Дж. Миду, - это деятельность, в процессе которой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности, установки, и учится исполнять определенные социальные роли.

     Новорожденного с  первых моментов после рождения окружают люди. Первые межличностных отношений, в которые он вступает, инициируются взрослым. Постепенно, по мере развития двигательного аппарата, расширяет диапазон и разновидности собственной активности ребенка.
Развиваются различные формы социальной активности, которые меняются и совершенствуются с возрастом. Это заметно, в играх со сверстниками, в которых дети приобретают специфический опыт: вступают в эквивалентные взаимодействия со сверстниками и принимают ответственное сотрудничество; планируют и совместно определяют цели; заводят дружеские отношения.
Социальные контакты в игре принимают различные формы. Это одиночные и командные игры, которые подразумевают различные социальные роли и их имитацию, а также различные уровни взаимодействия. Младшие дошкольники чаще проводят время в одиночной игре, в то же время  пятилетние чаще предпочитают коллективные, командные формы развлечений. К концу периода дошкольного возраста дети способны легко принимать участие в командных играх и развлекательных мероприятиях, для которых характерно определение общей цели и плана действий. Социальное развитие поддерживают игры имитирующие поведение и социальные роли взрослых, в которых дети играют различные переживания и отвечают на чувства других. Малыши учатся сотрудничать, договариваться, а также изучают социальные роли и правила поведения, связанные с определенными социальными ситуациями (покупка, посещение врача, путешествие). Благодаря этому ребенок  учится регулировать свои чувства и понимать чувства других. Для малыша дошкольного возраста хорошей школой социального обучения являются игры. Особенно полезны для социализации дошкольников коллективные сюжетно-ролевые игры.
Благодаря этому дошкольник  может познать суть исполняемой роли. То, что для ребенка незаметно в жизни, в игре становится правилом поведения. Отсюда он  начинает понимать смысл установленного ограничения и введения  вами правил. Еще один аспект игр – в игре малыш не функционирует в соответствии с принужденными правилами, но самостоятельно их устанавливает и им подчиняет свои действия. Эволюция игр и развлечений – это эволюция отношения ребенка к правилам. Развлечения и игры служат в понимании ребенком социальных ролей взрослых. Дети практикуют  в игре различные социальные роли: семейные, профессиональные. Принимают эти роли в соответствии с полом: девочки играют женские роли, а мальчики – мужские.
Это важно потому, что пол является биологическим атрибутом социальной роли. Разыгрывая социальные роли, ребенок не только познает социальные рамки данной роли, но также исследует собственную личность.

     Любая грамотно проведенная игра способствует социализации ребенка. Играя в игры, ребенок получает и обобщает знания об окружающем мире, игра развивает у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим, интеллектуальные качества и физические способности. Игра становится способом выделения и моделирования отношений между людьми, и, следовательно, становится средством усвоения социального опыта.

Литература:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2011

2. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. - М., 2011

3. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью:    Учеб. пособие. - М., 2012

4. Левко А.И. Социальная педагогика. М., 2013 

5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.

6.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. Психологический институт РАО МоиПН, 2011

7.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры./ Дошкольное воспитание. – 2013

8.ФГОС дошкольного образования.-М.2014

9.Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.1978


     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО

1.Процесс социализации- это......2. Влияние семи.3.Игры и социализация....

Статья по теме "Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО"

Статья по теме "Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО"...

Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО.

Задача стандарта - позитивная социализацияи индивидуализация личности...

Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО

Дошкольный возраст- это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребёнку гармони...

Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО

Дошкольное детсво - это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного....

Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО.

Социализция - это усвоение человеком морали,нравственных норм и ценностей,а также правил поведения в обществе,которое его окружает.  Осущевстляется социализация , главным образом,через общение , ...

СТАТЬЯ "Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО"

Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу....