СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР»
статья

Рябцева Анна Николаевна

Проблема коммуникативного развития является актуальной задачей современного образования, в том числе и дошкольного.

Общение – одно из важнейших условий развития личности дошкольника, условие его успешной социализации. Коммуникативные умения – главнейший показатель готовности дошкольника к обучению в школе, готовность к взаимодействию с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

О значимости коммуникативного развития дошкольников свидетельствует Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, которое ориентировано на формирование коммуникативных навыков и действий у дошкольников.

Важнейшим средством развития и формирования у детей коммуникативных умений и навыков является игровая деятельность, где успешно реализуются условия для проведения систематической работы по коммуникативному развитию дошкольников. В играх развивается речевая активность детей, увеличивается объем словаря, вырабатывается и совершенствуется умение рассказывать и рассуждать; через игру дети знакомятся с нормами поведения, образцами межличностного общения, формируют свои знания о приемах и правилах общения. Игра вызывает у дошкольника устойчивые положительные эмоции, и носит творческий характер, что также немаловажно для коммуникативного развития детей. Именно поэтому основной формой занятий с детьми стала игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ПОСРЕДСТВОМ ИГР»

Умение вступать в контакты с другими людьми, устанавливать с ними взаимоотношения во многом определяют будущий социальный статус ребенка в современном обществе. Коммуникация людей, то есть взаимодействие посредством общения, играет важную роль в развитии личности, которое начинается с самого рождения, в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками.  Поэтому проблема коммуникативного развития детей - актуальная задача современного дошкольного образования. Коммуникативное развитие дошкольников на сегодняшний день имеет приоритетное значение, и выводится в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.

Значимость коммуникативного развития подрастающего поколения отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), где определяется обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигается ряд требований к социально - коммуникативному развитию его воспитанников. В настоящее время дошкольное образование, согласно введенному Стандарту дошкольного образования, ориентировано на формирование коммуникативных действий и развитие коммуникативной деятельности дошкольников.

Коммуникативное развитие тесно связано с такими понятиями как «общение», «коммуникативная деятельность», «коммуникативные способности и умения», «коммуникативная компетентность».

 В психолого-педагогической литературе понятие «общение» определяется как: «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)».

Общение является одним из важнейших условий социализации дошкольника. Без взаимодействия и общения с другими людьми невозможно освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта; через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций.

Коммуникативные способности дошкольника - один из критериев эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Коммуникативные способности включают в себя:

- желание вступать в контакт,

- умение организовать общение,

- знание норм и правил при общении.

В своей работе детьми дошкольного возраста я всё чаще встречаюсь с проблемами взаимоотношений между дошкольниками, с конфликтными ситуациями в группе. Между моими воспитанниками во время игр, совместной деятельности и на занятиях формируется широкий диапазон взаимоотношений, и не всегда они складываются благополучно. Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.

Успешность плодотворного взаимодействия ребенка и взрослого будет зависеть от того, насколько хорошо развита коммуникативная деятельность ребенка. В психолого-педагогической литературе коммуникативная деятельность определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер» (М.И.Лисина).

Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, и др.), коммуникативная деятельность – ведущий вид человеческой деятельности, который направлен на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Это одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности.

В настоящее время проблема общения (коммуникации), развития коммуникативных умений и навыков  детей является важнейшей задачей в исследованиях педагогов и психологов, которые занимались вопросами  коммуникативного развития детей дошкольного возраста:  Б.Г.Ананьев,  А.А Леонтьев, М.И. Лисина, В.С Мухина, А.Н. Рубинштейн,  В. С. Селиванов, и другие, которые  подчеркивали значимую роль коммуникативных умений в развития дошкольника, его социализации и индивидуализации, а также в формировании его личности в целом.

Современное общество ждет от подрастающего поколения умения общаться, различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение, уважать других людей и уметь проявлять к ним сочувствие и эмпатию.

Сформированные коммуникативные умения – важнейшая задача дошкольной педагогики, главнейший показатель готовности дошкольника к взаимодействию с окружающими людьми, готовность к обучению в школе. Коммуникативные умения и навыки позволяют детям благополучно разрешать неприятные ситуации, способствуют преодолению у них замкнутости, робости; обеспечивают успешность совместной деятельности.

Таким образом, роль коммуникативного развития в развитии личности дошкольника очевидна. Без взаимодействия и общения с другими людьми невозможно освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта; через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. 

Коммуникативные умения являются базовой для других видов деятельности, сопровождают их и одновременно служат условием успешной социализации.

Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы определено содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», направленной на достижение цели овладения детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Одной из задач реализации данной цели является развитие свободного общения с взрослыми и детьми, требующей развития специфических коммуникативных умений.  Название образовательной области подчеркивает, что основной функцией речи является коммуникативная. Назначение речи – средство общения, установление диалогических, партнерских отношений, взаимодействие, обмен мыслями, чувствами, деятельностью. Реализация этих целей возможна в случае включения детей в систему взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, позволяющую им овладеть конструктивными способами взаимодействия между собой.

Вопросы формирования коммуникативных умений рассматривали С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, М.М. Алексеева, М.И. Яшина, А.Г. Арушанова и др.

Коммуникативные умения развиваются во всех видах деятельности дошкольника: проектной, трудовой, двигательной, продуктивной и др., в том числе и игровой.

Важнейшим средством развития и формирования у детей коммуникативных умений и навыков является игровая деятельность, где успешно реализуются условия для проведения систематической работы по коммуникативному развитию дошкольников. В играх развивается речевая активность детей, увеличивается объем словаря, вырабатывается и совершенствуется умение рассказывать и рассуждать; через игру дети знакомятся с нормами поведения, образцами межличностного общения, формируют свои знания о приемах и правилах общения. Игра вызывает у дошкольника устойчивые положительные эмоции, и носит творческий характер, что также немаловажно для коммуникативного развития детей. Именно поэтому основной формой занятий с детьми стала игра.

Коммуникативное развитие дошкольников осуществляется в совместной деятельности педагога и детей, с учетом их индивидуальных возрастных особенностей и коммуникативных особенностей, присущих разному дошкольному возрасту.

Кроме того, для решения коммуникативного развития детей обязательно нужно создавать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков и умений: выбор оптимальных средств (например, диалог, беседа, театрализация, создание сюжетных и проблемных ситуаций, дидактические игры, занимательные упражнения) и методов (методы накопления содержания детской речи и методы активизации словаря, развитие его смысловой стороны), способствующих коммуникативному развитию детей.

        Также для коммуникативного развития детей нужно разрабатывать системы игр (игры, направленные на коррекцию эмоционально – волевой сферы и сплочение детского коллектива; игры-пятиминутки; игры на понимание партнера, развитие динамики общения; игры, направленные на снятие конфликтности; ролевые игры), игровых упражнений и ситуаций (игровые упражнения на формирование навыков общения; игровые ситуации на формирование навыков позитивного общения с взрослыми и сверстниками), способствующих развитию у детей коммуникативной компетентности, формированию у них коммуникативных навыков и умений.

Согласно ФГОС организация коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста должна способствовать конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, овладению устной речью как основным средством общения.

Все вышеизложенное и обусловило актуальность и значимость темы.

Рябцева Анна Николаевна,

                                                          воспитатель

                                                                                ГБДОУ детский сад №12

                                                                                комбинированного вида

                                                                        Кировского района

                                                                      Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами"

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами»В одном мгновении видеть вечность,Огромный мир – в зерне пес...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования».

Надо ли знакомить маленьких детей с основными видами и жанрами, различными техниками и материалами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры? С этими вопросами сталкивается каждый ...

Статья на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности»

Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиватьс...

План самообразования на тему: "Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через общение с природой"

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через общение с природой...

статья на тему : "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г.В. Ерохина, МБОУ «Лицей №3» городского округа город Воронеж . Игра для дошкольников &nda...