Влияние художественно-продуктивных видов деятельности на развитие внимания у детей дошкольного возраста
статья

В статье рассматривается влияние художественно-продуктивных видов деятельности на развитие внимание у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produktvnaya_deyatelnost_i_vnimanie.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние художественно-продуктивных видов деятельности на развитие внимания у детей дошкольного возраста 

Известный психолог С.Л. Рубинштейн один из первых разрабатывал эту проблему: «Проблема влияния внимания на деятельность» одна из основных проблем психологии внимани.

Художественно-продуктивные виды деятельности считаются значимым средством всестороннего развития детей дошкольного возраста. Весь дошкольный возраст в соответствии с закономерностями психического развития считается подготовкой к обучению в школе. Успешное обучение детей невозможно без достаточного развития таких психических процессов, как внимание, восприятие, память, мышление.

С целью художественно-эстетического обучение ребенка основную значимость представляет моделирующий характер продуктивной деятельности, представляющую возможность согласно собственному мнению отображать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И тем самым благоприятно влияет на развитие внимание, воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Немаловажно у детей развивать эстетический подход к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное, совершенствовать художественный вкус творческое умение в художественно продуктивной деятельности. Дошкольника интересует все колоритное, звучащее, движущееся. В данном интересе сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к предмету, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей.

В процессе изображения укрепляется отношение к изображаемому, поэтому ребенок испытывает те переживания, которые ощущал при восприятии данного явления. В связи с этим огромное влияние на развитие внимания детей оказывает содержание работы.

Под художественно-продуктивной деятельностью мы понимаем деятельность, в результате которой мы получаем продукт. Через продуктивную деятельность в дошкольном возрасте стремительно формируется психологические процессы, развивается произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружеские отношения, взаимопомощь и т.д.). Такая творческая деятельность оказывает большое влияние на характер детей, так как она успокаивает и расслабляет психику. Обучаясь любимым и увлекательным процессом, будь то шитье, вышивка, аппликация ребенок может выплеснуть эмоции, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и дает возможность старшим проследить душевное состояние ребенка. Деятельность может помочь адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника: ярость, обиду, боль, радость.

А.В. Запорожец считает: «Что хотя дети четырех — шести лет и начинают овладевать произвольным вниманием, то непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства».

Детям сложно сосредоточить внимание на однообразной, малопривлекательной и потому скучной для них деятельности, за то в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долгое время оставаться внимательными.

На занятиях применяемые продуктивные виды деятельности и элементы игры, при частой смене форм деятельности удерживает внимание детей на достаточно хорошем уровне. Необходимо отметить то, что, начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально-значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). У детей дошкольного возраста развивается устойчивость внимания, увеличивается динамика работоспособности. Дети могут долго заниматься какой-нибудь увлекательной для них деятельностью, таких как: рисование, вырезание, лепка или игра.

Продуктивная деятельность, как и каждый ручной труд, содействует улучшению сенсомоторики — согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В ходе создании поделок шаг за шагом формируется система определенных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идет с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, старательность, независимость, умение доводить начатое дело до конца.

Причины отставания в развитии мелкой моторики рук нужно связать с прогрессивным развитием научно— технического прогресса. Разъясняется тем, что отцу или матери легче посадить ребенка за пк или тв, включив на несколько часов игры или мульты, тем самым отсраняясь от занятий с детьми полезной работой и в том числе ручного труда — это требует внимания, заботы, упорства, времени.

Со временем занятия продуктивной деятельностью помогут определить степень развития психологических процессов (внимания, воображения, памяти и др), развитие мелкой моторики и координация движения рук, что является разумным развитием и готовности к школьному обучению. Дошкольники зачастую ощущают трудности в овладении навыками письма. Неподготовленость к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, может послужить причиной к появлению отрицательного отношения к учебе, беспокойного состояния в школе. В связи с этим в дошкольном возрасте нужны механизмы, важные для овладения письмом, условия для накопления ребенком практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Занятия художественно-продуктивной направленности окажут благоприятное влияние на общее развитие ребенка, сформируют его наиболее независимым и уверенным в себе. К концу дошкольного периода кисти рук ребенка становятся наиболее подвижными и гибкими, что содействует благополучному овладению навыками письма в дальнейшем.

Данная отличительная черта считается одной из причин, согласно которым коррекционно-развивающая работа может строиться на занятиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. При рисовании с натуры у детей развивается внимание.

Развитию художественных видов деятельности способствует не только общедоступность и привлекательность, но и некоторые определенные возрастные характерные черты ребенка.

Психолог Н.С. Лейтес к их числу относит «реактивность» детей на «непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств», «чуткость к образно-эмоциональным моментам», характерное для этого периода соотношение первой и второй сигнальных систем. Дети в целом схожи к так называемому «художественному типу, для которого характерны яркость восприятия, внимания, образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления.

Продуктивная деятельность представляет огромное значение в воспитании эстетических чувств дошкольника. Занятие рисованием представляет большие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность демонстрирует людям мир реально существующей красоты, формируют его убеждения, оказывает влияние на психологические процессы, поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которые быть может в процессе освоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков.

Таким образом, художественно-продуктивная деятельность выступает как конкретная сторона психологического процесса развития ребенка, несводимая к проявлению той или иной психической способности. Она имеет синтетический характер. Этот процесс усовершенствования и развития многих психических одновременно: внимания, мышления, воображения и речи.

Продуктивная деятельность считается значимым средством всестороннего развития детей занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием содействует умственному, нравственном, эстетическому и физиологическому обучению дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и п...

Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста

Развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем  личность ребенка....

"Влияние экспериментально-поисковой деятельности на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста" (статья)

В статье раскрывается значение экспериментально-поисковой деятельности на  формирование познавательной сферы детей. Дети по своей природе являются  исследователями. Через исследования они по...

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследуе...

Влияние театрализованной деятельности на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность - широко используемый метод в обучении детей. Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Внимание – это особое свойство психики человека, оно связано с потребностями личности, устремлениями и желаниями, с ее общей направленностью и целями, которые она себе ставит....