Участник районного методического семинара Сообщение из опыта работы «Учим учиться. Экспериментирование - залог успеха»
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Косарева (Остапенко) Ольга Сергеевна

Содержание общеобразовательной программы «Детство» (по которой работает наш детский сад) обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста познавательно-исследовательская деятельность является ведущим механизмом развития ребёнка, которая включает в себя исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Исследовательская деятельность имеет практико-ориентированный характер: совершая поисково-практические действия, ребенок самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения, развивая при этом инициативность, познавательную активность, самостоятельность и самоконтроль, учатся высказывать свою точку зрения, предположения, наглядно убеждаются в правильности своих умозаключений, применяют моделирование в отражении последовательности и результатов работы и все это под чутким руководством воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сообщение из опыта работы69.88 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ—Югра

Октябрьский районэмблема буратино

                   пос. Унъюган

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Буратино»

(МБДОУ «ДСОВ «Буратино»)

Районный методический семинар

по теме

«Экспериментирование в ДОО как необходимое условие реализации

ФГОС ДО»

        

Сообщение из опыта работы

Подготовила:

        воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад общеразвивающего вида «Буратино»,

первой квалификационной категории

                   Остапенко Ольга Сергеевна

Март 2018 год

№ слайда

Текстовое сопровождение

1

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает экспериментальная деятельность. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных организаций. Познавательно-исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

О важности и необходимости применения в работе педагога методов, побуждающих ребенка к самостоятельной деятельности и добыванию знаний, то есть методов проблемного обучения доказывать никому не приходиться. Детское экспериментирование – на мой взгляд, идеальное средство интеллектуального развития дошкольников. 

2

Содержание общеобразовательной программы «Детство» (по которой работает наш детский сад) обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста познавательно-исследовательская деятельность является ведущим механизмом развития ребёнка, которая включает в себя исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Исследовательская деятельность имеет практико-ориентированный характер: совершая поисково-практические действия, ребенок самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения, развивая при этом инициативность, познавательную активность, самостоятельность и самоконтроль, учатся высказывать свою точку зрения, предположения, наглядно убеждаются в правильности своих умозаключений, применяют моделирование в отражении последовательности и результатов работы и все это под чутким руководством воспитателя.

3

Одним из главных условий эффективности экспериментирования является разнообразная, правильно подобранная предметно-развивающая среда. Она предоставляет возможность воспитателю насытить занятия по ознакомлению с окружающим миром экспериментами с живой и неживой природой, объектами рукотворного мира, пробудить у детей интерес к опытнической деятельности, привить начальные навыки проведения самостоятельных исследований.

В нашем детском саду созданные необходимые условия для организации детского экспериментирования.  Центры насыщенны различным специализированным оборудованием для работы с детей.

  • Лаборатория для наблюдений.
  • Емкости для измерений, пересыпаний и хранений
  • Соломинки, трубочки, пипетки, пинцеты
  • Увеличительные стекла и лупы
  • Поролоновые губки, салфетки
  • Студии жужжания
  • Леечки, воронки, кулечки, мерные ложки
  • Микроскопы
  • Колбочки, фонарики
  • Чашки Петри
  • Набор пробирок и т.д.

Собраны коллекции разных семян, перьев, макаронных изделий, ракушек, камней и др. Подобран различный бросовый материал для рассматривания, игр и творчества.

4

Опытно-экспериментальную деятельность распределена по направлениям: 

  • Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде; 
  • Неживая природа (воздух, почва, вода, магниты, звук, свет); 
  • Человек: функционирование организма;
  • Рукотворный мир, материалы и их свойства; 
  • Преобразование предметов.

5

Подробней хочется остановиться на исследовательском проекте «Что из чего сделано», идеей создания которого послужил проблемный вопрос поискового характера воспитанницы Никитиной Снежаны «Почему магнит не достал из воды стеклянный осколок?», возникший во время опыта «Как достать скрепку из воды не намочив руки». И мы совместно с ребятами решили выяснить, чем отличаются материалы, из которых сдавлены предметы, окружающие нас, какими свойствами они обладают. С чего все началось, и как происходило, расскажут Вам ребята. Внимание на экран.

Видеоролик

6

Цель исследования: формировать стремление у детей старшего   дошкольного возраста к приобретению новых знаний, потребности глубже познать окружающий мир, мир взрослых людей и созданных их трудом предметов, осознания ими ценности предметов как результатов труда человека.

Основные формы работы с дошкольниками:

  1. Непрерывная образовательная деятельность «Волшебные царство металла», «Царство стекла»;
  2. Игровые образовательные ситуации «Путешествие в страну стеклянных и металлических предметов»;
  3. Экспериментальная деятельности с объектами: опыты и эксперименты «Влажность материалов», «Свойства материалов», «Магнетизм».
  4. Работа выставок «Металлические предметы», «Стеклянные предметы».
  5. Просмотр видеофильмов «В кузнице», «Стекольный завод».
  6. Работа с ТРИЗ-признаками.
  7. Игровая деятельность: «Найди лишнее», «Что предмет расскажет о себе», «Чего не стало», «Разрезные картинки», «Из какого материала эти предметы», «Назови плюсы и минусы материала», «Я загадаю, а ты отгадай» и т.п.
  8. Заполнение технологических карт.

Перспектива: продолжить работу по исследовательскому проекту по следующим направлениям: материал «Дерево», «Резина», «Пластмасса».  

7

В февраля 2018 года дети подготовительной группы приняли участие в VIII районной исследовательской конференции «Юный изыскатель», на которой представили проект «Что из чего сделано», выступление детей отмечено грамотами.

8

Работа по игровому экспериментированию осуществляется совместно с родителями воспитанников. Мы обязательно информируем их о проходящих в группе экспериментах, результатах детских опытов и предлагаем схожую игровую ситуацию для проведения домашних опытов.

9

Такая организация совместной деятельности по игровому экспериментированию способствуют пробуждению творческой активности детей, свойственна свобода мышления, раскованность, готовность решать проблемные ситуации, дети активны в познавательной деятельности, хорошо развивается связная речь и мотивация их на осмысленную поисковую – исследовательскую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Играя, учим правила дорожного движения"

В  сообщении  описаны  формы  работы  с  детьми,  родителями  и  педагогами  по  проблемме  безопасного  поведения  на  дорог...

Сообщение из опыта работы "Организация детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской деятельности"

Опыт работы содержит содеражтельный, методический и организационный аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития эколгической культуры и расширения экологиче...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ На районный семинар для воспитателей Георгиевского муниципального района Тема: «Индивидуализация предметно - развивающей среды группы».

Все дети, как известно разные и каждый школьник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также...

Сообщение из опыта работы «Детское игровое экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»

laquo;Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - нибудь  предметом.  Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, ...

Районное методическое объединение воспитателей Из опыта работы «Сенсорные коробки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Районное методическое объединение воспитателей Из опыта работы  «Сенсорные коробки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Цель: Развитие речи посредством тактильных манип...