Статья "Что такое память"
статья

Павлова Наталья Вячеславовна

Понятие "память"-  является центральным в психологии. Что запоминает мозг? Виды памяти. Чем мы запоминаем - виды памяти. Виды памяти -  как мы запоминаем. Что в себя включает навык запоминания. Применение мнемотехнических эффектов запоминания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat.odt29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Памятью называется один из психических процессов головного мозга.

Психология выделяет пять психических процессов:

память, внимание, мышление, ощущение, представление. Понятие "память" - является центральным в психологии. Понимание механизмов фиксации связей мозгом  и механизмов генерации информации под воздействием стимулов,

дает возможность понять и другие процессы, происходящие в мозге, например,

механизмы мышления и формирования личности.

Процесс память "отвечает" за фиксацию связей между сигналами, возникающими

в мозгу в один момент времени. Все, что попадает в мозг одновременно,

связывается, соединяется. Мозг может фиксировать связи разными способами.

В дальнейшем мы будем выделять два процесса памяти- два разных способа фиксации связей мозгом.

 Под запоминанием следует понимать комплексный процесс накопления в мозге

системы связей, благодаря которым человек может воспроизводить необходимую ему информацию.

Что запоминает мозг:

1  Мозг способен запоминать только связи.                                                                                      2  Процесс образования связей, называется процессом "Память".

3  Мозг является генератором информации. Процесс генерации (припоминание)

    осуществляется по зафиксированным связям при наличии соответствующих стимулов.

4  Без стимуляции мозг не может создавать информацию. Изоляция органов чувств

   (сенсорная депривация) ведет к "зависанию" памяти и к расстройству деятельности

    всего  мозга .

Виды памяти:

 Оперативная память

 Оперативная память обслуживает деятельность человека. Оперативная память поверхностна   и непродолжительна, она рабочая. Но она необходима для успешной деятельности. Хорошая оперативная память – это то, что отличает профессионалов. 

Сенсорная память

 Это самый первый этап процесса запоминания информации, который можно   назвать физиологическим или рефлекторным уровнем. Наиболее известны

 и изучены два вида сенсорной памяти:

  •  зрительная
  •  слуховая

Кратковременная память.

Это первый этап обработки предназначенной для хранения информации. На уровень кратковременной памяти поступает практически все, что привлекает наше внимание, но задерживается там очень недолго – порядка 30 секунд. Объем кратковременной памяти тоже невелик – 5-7 не связанных друг с другом элементов: слов, цифр, зрительных образов, звуков и т. д.

 На этом уровне происходит процесс оценки информации; нужная дублируется, повторяется, у нее есть шанс попасть на более длительное хранение.

 Долговременная память.  

 На уровень долговременной памяти поступает и долго хранится только:

  •  включенная в деятельность;
  •  осмысленная;
  •  обработанная информация, привязанная смысловыми и ассоциативными связями к уже там имеющейся.

  Виды памяти - чем мы запоминаем

  Образная память. 

   Самый большой объем информации в нашей памяти хранится в виде

   чувственных образов. Можно сказать, что на нашу память работают все органы чувств:

  •   зрительные рецепторы поставляют визуальные образы, в том числе и информацию в виде

    печатного текста;

  •   слуховые – звуки, в том числе музыки и человеческой речи;
  •   осязательные – тактильные ощущения;
  •   обонятельные – запахи;
  •   вкусовые – разнообразные вкусы.

 Моторная или двигательная память. 

 Это очень древний вид запоминания, возникший на заре эволюции. Но память на движения  и сейчас играет огромную роль, причем не только в спортивной деятельности. Вот мы идем к столу, берем кружку, наливаем в нее чай, записываем что-то в блокноте, разговариваем – все это движения, и они невозможны без моторной памяти. Что уж говорить о значении двигательных навыков в труде или спорте. Без моторной памяти невозможно:

  •  обучение детей письму;
  •  овладение навыками вязания, вышивки, рисования;
  •  даже обучение малышей ходьбе требует активности двигательной памяти.

 Эмоциональная память.

Эмоциональная память имеет ярко выраженный ассоциативный характер, то есть воспоминания активизируется в процессе установления связи – ассоциации с каким-то явлением или событием. Нередко достаточно какой-то незначительной детали, чтобы на нас вновь хлынул водопад чувств, которые мы переживали когда-то. Правда, чувства -воспоминания никогда не достигают той силы и энергии, которая была присуща им впервые.

Эмоциональная память важна еще и потому, что лучше всего запоминается и дольше хранится эмоционально окрашенная информация, связанная с яркими чувствами.

 Словесно — логическая память.  

Этот вид памяти считается исключительно человеческим. Кстати, лучше работает словесно-логическая память, когда нужно запомнить не отдельно взятые слова, а их осмысленные конструкции – предложения, объединенные в текст, имеющий более развернутый смысл. Словесно-логическая память не только самый молодой вид, но и требующий осознанного, целенаправленного развития, то есть связанная с приемами запоминания и произвольной психической деятельностью. 

Виды памяти: как мы запоминаем

  •   Непроизвольная память
  •   Произвольная память

Психология выделяет: непроизвольное запоминание, произвольное запоминание и

сверх произвольное запоминание.

Непроизвольное запоминание

Когда вы находитесь в своей квартире, ваш мозг автоматически фиксирует связи

между воспринимаемыми объектами, а также внутренние связи объектов. В этом случае запоминание происходит само собой, вам не нужно прилагать какие-либо усилия для запоминания. Мозг "настроен" на фиксацию связей между реально существующими объектами (образы, запахи, вкус, звуки и т.п.).

Произвольное запоминание

Например, вы пытаетесь заучить стихотворение. Произвольное запоминание

обязательно подразумевает этап проверки, контроля. После прочтения нескольких

строчек, вы попытаетесь повторить отрывок стихотворения по памяти, если не получится -будете читать его снова, и снова будете пробовать повторять.

 В данном случае человек не осознает механизмов памяти и не использует

специальные приемы запоминания.

Сверх произвольное запоминание (метапамять)

Примером сверх произвольного запоминания может быть запоминание списка

телефонных номеров. Человек знакомится со списком (пусть в нем будет 50 телефонных номеров) и говорит, что для запоминания этого объема информации ему потребуется около 30 минут.

В этом случае речь идет о полном осознании механизмов памяти и сознательном

применении специальных приемов запоминания.

Уровень сверх произвольного запоминания становится возможным только при

специальном обучении технике запоминания (мнемотехнике).

Важно отметить , что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от МЫШЛЕНИЯ и ВНИМАНИЯ.

Нарушения в работе этих психических процессов сделают практически невозможным

ПРОИЗВОЛЬНОЕ и СВЕРХ ПРОИЗВОЛЬНОЕ запоминание.

Для людей, изучающих мнемотехнику, очень важно осознать простые и очевидные

принципы функционирования памяти человека. Память человека работает по

единственному общему принципу: "Стимул - реакция (S-R)". Ничего другого нет.

Мнемотехника выделяет и использует для запоминания два способа фиксации связей мозгом и, следовательно, два вида памяти: электрическую и рефлекторную.

Под электрической памятью понимается один из способов фиксации связей мозгом. Этот вид памяти называется электрической потому, что материального носителя этого вида связей в мозге нет. Связь сохраняется в мозге в виде согласованной электрической активности групп нервных клеток.

 Время фиксации связи варьирует от 0,8 секунды на образование одной связи

до 6 секунд на образование одной связи. Время сохранения связей без их повторной

 активизации (запоминание с однократного восприятия) примерно 40-60 минут. Время сохранения связей после их закрепления в течение 3-4 дней - примерно 1,5 месяца.

Рефлекторная память . Кроме зрительного анализатора, в мозге есть слуховой анализатор, речевой анализатор, анализатор вкуса, запаха, двигательный анализатор и другие анализаторные системы.

Закрепление связей осуществляется их многократной активизацией.

Время образования рефлекторной связи - примерно 3-4 дня.

Время сохранения рефлекторной связи - постоянно.

Рефлекторная связь срабатывает автоматически. То есть, нет необходимости

сознательно вспоминать информацию.

В мнемотехнике любая информация первоначально запоминается с помощью

механизма электрической памяти и лишь потом, при необходимости, нужные сведения "доводятся" до рефлекса, автоматизма.

Когда речь идет о навыке запоминания, имеется ввиду сознательное запоминание. То есть запоминание такой информации, которая мозгом автоматически не запоминается.

Итак, сознательное запоминание - это действие. Действие, требующее от человека концентрации внимания, затраты энергии. Это работа. Точная информация

 сама собою запоминаться не будет, даже если вы владеете мнемотехникой.

 Навык запоминания подразумевает автоматизацию мыслительных операций,

с помощью которых осуществляется запоминание.

Навык запоминания включает в себя несколько составляющих.

· Наличие в памяти образных кодов, позволяющих запоминать информацию

  достаточно быстро.

· Способность быстро кодировать запоминаемые сведения в образы и ассоциации.

· Способность быстро соединять образы в воображении.

· Способность удерживать в памяти однократно связанные образы примерно в     течение одного часа.

 Высокая устойчивость внимания, позволяющая эффективно осуществлять   операции по запоминанию и припоминанию в течение длительного времени и без

 утомления.

 Способность мысленно повторять большие объемы запомненных сведений для их

закрепления в памяти.

 Наличие в памяти системы опорных (стимулирующих) образов, позволяющих

запоминать последовательность информации.

Важно понимать отличие мнемонического запоминания (сверх произвольного) от

обычного (произвольного). Мнемоническое запоминание - это запоминание с однократного восприятия в объеме одной - двух сотен элементов информации.

Для сравнения, без специального обучения человек способен запомнить всего лишь

пять элементов информации при условии ее однократного предъявления. Разумеется, при этом подразумевается точная фиксация последовательности запоминаемых сведений.

В мнемотехнике любые запоминаемые сведения кодируются на язык мозга.

Язык мозга - это зрительные образы.

Ваш мозг не сможет запоминать числовые сведения, пока вы не

научитесь преобразовывать их в понятные мозгу зрительные образы. Мозг не умеет

запоминать числа. То же можно сказать и о любой другой знаковой информации.

Напомню вам, что в мнемотехнике знаковой информацией называется любая информация,

которую мозг не может при восприятии преобразовать в зрительные образы. Именно

(и только) поэтому такие сведения не запоминаются.

Чтобы научиться эффективно запоминать такие сведения, необходимо научиться

 преобразовывать элементы, из которых они состоят, в зрительные образы.

В мнемотехнике зрительные образы теряют свое привычное значение.

Они — всего лишь инструмент для запоминания. Как гаечные ключи для автослесаря.

Или как двоичная система счисления для программиста.

Чтобы связи между образами хорошо запоминались, образы должны быть УДОБНЫМИ  ДЛЯ  ЗАПОМИНАНИЯ.

Какими должны быть представляемые в воображении образы

 Образы должны быть КРУПНЫМИ.

 Образы следует представлять ОБЪЕМНЫМИ.

 Образы необходимо представлять ЦВЕТНЫМИ.

 Образы обязательно должны быть ДЕТАЛЬНЫМИ.   

Основная функция образных кодов - устранение из процесса запоминания длительного

 этапа кодирования, что обеспечивает скоростное запоминание информации.

Сам процесс запоминания - это соединение элементов запоминаемой информации. 

Три способа соединения образов: 

 соединение двух образов

 образование ассоциации

 соединение ассоциаций друг с другом.

Мнемотехнические эффекты 

В эффектах отражаются закономерности работы памяти, которые становятся очевидными

 при запоминании с применением мнемотехники. Знание этих закономерностей

 позволяет избегать ошибок при запоминании и делает процесс запоминания более качественным.

  Эффект стирания ассоциации.

  Эффект сворачивания ассоциативных цепочек.

  Эффект первого образа. 

  Эффект непосредственного припоминания. 

Эффект ассоциативного припоминания. 

Мнемотехника наглядно демонстрирует, что память человека работает по единственному

принципу: "Стимул - реакция".

Четыре этапа запоминания:  

кодирование, запоминание, запоминание последовательности, закрепление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое память?

    Материал для родителей.Он поможет разобраться и пнять, что такое память. Ведь родители иногда не понимают, какие сложные процессы происходят у ребёнка внутри....

Что такое память? Круглый стол с родителями

Встреча с родителями за круглым столом (с элементами тренинга) 1 – 2 ранние группы, 2-ая младшая группа Актуальность: проблема на современном этапе – организация совместной деятельности роди...

Консультация для родителей "Что такое память и почему надо её развивать у ребёнка?"

Для развития памяти необходимо развивать способность к воссозданию мыслительных образов и формировать осознанное восприятие через концентрацию внимания....

ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ? ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.

ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ?      ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития хорошей памяти, что является одним из необходимейш...

Что такое память? Игры на развитие памяти.

Память является необходимым условием процесса мышления. Чем более развита будет у вашего ребенка память, тем выше будет качество его жизни....

Что такое память

Память представляет собой процесс запоминания. Виды памяти: моторная слуховая и зрительная....

Конспект занятия "Что такое память?"

Конспект занятия на тему «Что такое память?»....