Использование фольклора в работе с детьми дошкольниками
консультация (младшая группа)

Использование фольклора в работе с детьми дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_detskogo_folklora.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Использование детского фольклора

 (потешки, прибаутки,

колыбельные песни, пестушки) в работе с детьми дошкольного возраста.

ЗНАЧЕНИЕ:

 

  Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает  и облаго -  раживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше.

 Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течении многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

 Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

 Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички,  приговорки,  дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

 Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.

 Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, несет в себе огромный воспитательный заряд. Прибаутки, пестушки, колыбельные песни  играют огромную роль в духовном развитии человека, в его эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу.

 Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, пестушка, прибаутка входила в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному.

 Большое значение в развитии ребенка, в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества имеют все жанры детского фольклора – потешки, прибаутки, заклички, приговорки. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

 Приобщение ребенка к народному творчеству – очень важная и благородная задача, решить которую можем только мы с вами, уважаемые взрослые!

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ:

А баю, баю, баю,

Тебе песенку спою

Я про серого кота.

Как у серого кота

Колыбелька золота,

Позолоченная.

В ней постелька поставлена:

Перинушка пухова,

Подушечка в голова.

А я бабушка стара,

Ночевать кота звала:

- Приди, котик, ночевать,

Моего Ванюшку качать.

Уж, ты, сон да дрема,

Приди к Ване в голова!

Спи, усни, закрывши глазки,

Баюшки, баю!

Ой, баюшки, баюшки,

В огороде заюшки

Травушку щипают,

Марину забавляют.

И Марина умная

Да очень разумная.

Спи-усни, спи-усни.

Крепкий сон тебя возьми.

Ай, баюшки, баюшки,

Слеталися галушки,

Сели на вороты,

У них красны боты.

Воротушки эти – скрип,

Моя Маша лежит – спит,

Она крепко спит,

Нельзя ее будить.

Ай, баюшки, баюшки,

Пойдем с тобой к бабушке,

От бабушки к дедушке,

Принесем конфетушки.

И моей – то доченьке,

И моей – внученьке.

Она у меня будет спать,

Крепко глазки закрывать.

Котя, котинька – коток,

Котя – серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою детоньку качать,

Прибаюкивать.

Уж как я тебе, еоту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

Да кувшин молока!

Ой, бай, бай, бай,

Ты, собаченька , не лай,

Петушок, не кричи

И Ванюшку не буди.

Мой Ванюшка будет спать

Да большой вырастать.

Он поспит подольше,

Вырастет побольше.

Люли, люли, баиньки,

В огороде заиньки,

Зайки травку едят,

Ване спать велят.

Люлю, люлю, люлю – бай,

Посорее засыпай.

Уж я по воду пойду,

Заек чаем напою.

Ходит Сон по горе,

Носит Дрему в рукаве,

Всем детишкам продает,

Нашей Гале так дает.

Ай, люлю, люлю, люлю,

Подольше спать тебе велю.

Спи – ка, Катя, без пробуду,

Я будить тебя не буду.

Спи – ка, доченька подольше,

Наберешь ума побольше.

Некогда с тобой водиться,

Надо в поле торопиться.

ПЕСТУШКИ:

Когда ребенок гулит или агукает, приговаривают:

Ах, поет, поет

Соловушка!

Ах, поет, поет

Молоденький,

Хорошенький,

Пригоженький!

Когда ребенок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:

 

Потянушеньки, потянушеньки,

Поперек толстунушеньки!

А в ножки ходунушки,

А в ручки хватунушки,

А в роток говорок,

А в голову разумок.

Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:

Тяни холсты,

Потягивай!

В коробочку

Накладывай!

Это маме холст,

Это тяте холст,

А Вовочкин холст

С мышиный хвост!

Когда ребенок начинает становиться на ножки:

Дыб, дыб, дыбочек,

На первый годочек.

Когда ребенок учиться ходить:

- Ножки, ножки,

Куда вы бежите,

- В лесок по мошок:

Избушку мшить,

Чтобы не холодно жить.

Взяв ребенка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:

А тпру, тпру, тпру!

А тпру, тпру, тпру!

Не вари кашу круту,

Вари жиденькую,

Вари мяконькую,

Ребенка качают на коленях, словно он едет по кочкам.

Ехали мы, ехали

В город за орехами,

По кочкам, по кочкам,

Да в ямку бух!

Раздавили сорок мух!

Ребенка водит под мышки или за ручки, приговаривая:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ.

При ушибе ребенка:

У кошки боли,

У собаки боли,

У лошадки боли,

А у Ванюши не боли!

Сынок, не плачь,

Испеку калач!

Сынок, не вой –

Испеку другой!

Сынок, не реви-

Испеку все три!

При купании младенца:

Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода-

С тебя худоба.

Вода книзу,

А дитя кверху.

Изображая пальцами правой руки рога,

Слегка щекочут ими ребенка и припевают:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая:

Ножками – топ, топ!

Глазками – хлоп, хлоп!

Кто кашки не ест,

Того забодает, забодает.

Берут у ребенка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и проговаривают:

Сорока, сорока,

Сорока – белобока

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала,

Гости не бывали,

Кашки не едали.

Все своим деткам отдала!

Указывая на каждый палец руки, начиная с большого,  приговаривают:

Этому дала на блюдечке,

Этому на тарелочке,

Этому на ложечке,

Этому поскребушки.

Останавливаются на мизинце, добавляют:

А этому нет ничего.

А ты, мал  маленек,

За водицей не ходил,

Дров не нсил,

Кашки не варил!

Потешки, прибаутки.

Жил – был у бабушки

Серенький козлик.

Захотелось козлику

В лес погулять.

Напали на козлика

Серые волки,

Разорвали козлика

На мелкие части,

Оставили бабушке

Рожки да ножки.

Кошка в лукошке

Рубашечку шьет,

А кот на печи

Сухари толчет.

У нашей кошки

Три сдобные лепешки,

А у нашего кота

Три погреба молока.

Лисичка – сестричка

Сидит за кустом,

Лисичка – сестричка

Машет хвостом,

А бедный зайчишка

Глядит из куста.

ДЕТСКИЕ ЧАСТУШКИ.

  -Удивительный это жанр – частушка!

  Во - первых, он один из немногих живых жанров русского фольклора. Новых былин, сказок уже не возникает. А частушки и сегодня сочиняют и взрослые, и дети. Сочиняют как? Новое – на основе старого. ( Н. М. Мельников)

Почти каждый ребенок остро ощущает смешное, комичное. Дети очень любят книги, содержащие юмористические сцены, комические ситуации. Привлекает и импровизированный характер частушек. Необычайная широта их тематики, эмоциональное разнообразие, метко выраженные сатира и дружеский юмор – все это заинтересовывает детей.

 В детской среде бытуют частушки взрослых, не претерпевшие видимых изменений ни по содержанию, ни по форме.

 Есть частушки с чисто детской тематикой, которые отражают детские интересы, и, безусловно, возникают в детской среде. Но они, за редким исключением, создаются по образцу эстрадных куплетов, локальны по бытованию, не проходят процесса фольклоризации, являются разовыми произведениями самодеятельности детского творчества.

   В последнее время часто можно услышать в детском исполнении стихи, поговорки, дразнилки, небылицы – перевертыши – песенки, в которых все поставлено «с ног на голову», положенные на мотив четырех строчной частушки. Такие картинки вызывают радостный смех и укрепляют у ребенка понимание подлинных, реальных вещей и явлений.

   Многие современные детские поэты отдали свою дань «частушечным» четверостишьям, небылицам перевертышам. И дети с восторгом приняли эти стихи.

ЧАСТУШКИ ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА.

Про ребят и про игрушки

Сочинили мы частушки.

Прежде чем их записать,

Стали петь их и плясать.

Мы споем сейчас куплеты

Да про садика дела.

Подыграет нам гармошка,

Подпевайте нам, друзья!

В синем небе ходят тучки,

Будет дождик или град.

Оля просится на ручки

По дороге в детский сад!

Станет Коля одеваться,

Ждать его – терпенья нет.

Мы успеем нагуляться,

Ну, а Коля не одет!

Катя спутала немножко –

Стала куклу одевать:

В рукава продела ножки –

Руки некуда девать!

Рисовал картину Вася:

Он художник, спору нет.

Но зачем свой нос раскрасил

В синий, красный, желтый цвет?

Говорил друзьям Сережа:

- Смел я, ловок и силен!

Вдруг навстречу вышел ежик,

И смельчак залез на клен!

Папа Вовика спросил:

- Ты под краном руки мыл?

А у Вовика ответ:

- Лицо мыл, а руки нет!

Поленился утром Вова

Причесаться гребешком.

Подошла к нему корова,

Причесала языком!

Саша с Вовой поиграли,

Все игрушки разбросали.

Стали спорить и кричать:

Кому игрушки убирать!

Маша любит наряжаться,

Да не любит умываться.

Хоть и личиком красива,

Но плаксива и ленива!

Вова, Вовочка, дружок,

Съешь с поганкой пирожок.

А для нашей Анечки

Конфеточки и прянички!

Мальчик Петя поздно встал –

Просыпаться тяжко.

Умываться он не стал –

Он ведь замарашка!

Петя ловко ловит рыбу,

Может плотик смастерить,

Только «здравствуйте» и «спасибо»

Не умеет говорить!

У родителей ни часа

Нет с ребенком пообщаться.

Кто в саду общается –

Быстро развивается!

Литература:

Берестов В. От былин до считалки. М.: Детская литература, 1988.

Ветрова В. Ладушки, ладушки… М.: Знание, 1995.

Лазутин С. Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы. М.: Высшая школа, 1990.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.

Павлова Л. Роль детского фольклора в воспитании дошкольника. Дошкольное воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в работе с детьми

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков. Поэтому нео...

Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки,  песни, потешки незаменимым средством пробу...

Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок...

Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки,  песни, потешки незаменимым средством пробу...

Доклад Тема: "Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста".

ДокладТема: "Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста".Выполнила:Воспитатель группы №10Пысина О.В.            Ноябрь 2011...