Проектная деятельность: "день защитника Отечества"
проект (средняя группа)

Наталья Ивановна Шаплонова

Творческий, коллективный проект рассчитанный на 3 недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_proektnaya_deyatelnost_den_zashchitnika_otechestva.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «День защитника Отечества».

Особое внимание в нашей работе мы уделяем краеведению. Краеведение рассматривает вопросы воспитания любви к природе, к семье, к родному городу, воспитания осознанного бережного, экологически целесообразного отношения к человеку, к живой и неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае. Коллективом нашего детского сада совместно с библиотекой и историко-художественным музейным комплексом разработан проект «Наш край», срок реализации его 2012 год. (См. Приложение № 1).

        Возраст участников: 4-5 лет (средняя группа).

Как показывает практика, в формировании целостного, системного подхода в развитии у ребенка любви к родному краю наиболее результативным, интересным и привлекательным, является метод проектирования.

Проектная деятельность все больше привлекает внимание педагогов, проекты не только позволяют достичь конкретных целей путем координированного выполнения взаимосвязанных действий, но и в определенной степени они неповторимы и уникальны.

Освоение проектного метода позволяет создать в ДОУ условия для планомерной и эффективной воспитательно-образовательной работы. В процессе проектной деятельности педагог вместе с детьми выполняет заранее запланированные конкретные задания, практически творческие дела, поэтапно движется к цели. Цель проекта принимается и осваивается детьми. Продуктом проекта становится самостоятельная развернутая деятельность.

Полное название проекта: «День защитника Отечества».

Вид  проекта: творческий, коллективный.

Продолжительность: 3 недели.

Участники: воспитатели, дети средней группы, родители, музыкальный руководитель, физ. инструктор.

Актуальность: необходимость воспитания у детей среднего возраста чувства любви к Родине на фоне резкого падения роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа. Развитие в данном возрасте благородных чувств и высоких социальных мотивов (служение и защита Родины).

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта. Приобщение детей к праздничной культуре русского народа.

Задачи:

  1. Прививать любовь к близким людям, Родине;
  2. Воспитывать будущих защитников Отечества;
  3. Формировать чувство причастности к государственным праздникам;
  4. Познакомить с историей создания вооруженных сил;
  5. Развивать уважительное отношение к людям военной профессии;
  6. Способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами;
  7. Повышать уровень исполнительского мастерства детей.

Ожидаемые результаты:

  • У детей должно быть сформировано чувство уважения к старшему поколению, защитникам родной земли;
  • Должны знать и называть военные профессии, роды войск, средства защиты;
  • Иметь представления о военной технике.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования притягательность процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась мотивация к знаниям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?

Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Технология – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребенка. В ее основе лежит идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. Сегодня в дошкольных учреждениях широко используются объяснительно-иллюстративные методы обучения, и методы проблемного обучения: вопросы, развивающие мышление; моделирование проблемных ситуаций; экспериментирование; опытно-исследовательская деятельность кроссвордов, головоломок, шарад и т.д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодный характер.

Наряду с этими методами в современной дошкольной педагогике используют интегрированные методы обучения. Существует несколько вариантов интеграции, но мы используем вариант интеграции через проект, в основе которого лежит определенная проблема. Именно такую интеграцию и представляет собой проект.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободного творчества, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми по разным направлениям.

Согласно исследованиям доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой социальной психологии развития МГППУ Н.Е. Веакса существует  три типа проектной деятельности: исследовательская, творческая, нормативная.

Мы обратились в своей работе к творческой проектной деятельности.

Особенность творческой деятельности состоит в том, что в ходе создается новый, творческий продукт. В то же время, этой деятельности также свойственны все основные характеристики проектной деятельности – она не может быть выполнена прямым действием, предполагает анализ пространства возможного, связана с работой ребенка над собственным смыслами (мотивами участия в проектной деятельности), в ней определяется адресат, которому будет предъявлен продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно (группой детского сада) или совместно с родителями. При этом в случае, когда выполняется коллективный проект, возникает особая ситуация: каждый ребенок предлагает свою идею проекта, а для исполнения выбирается одна. Подобный выбор дается детям нелегко, потому что дошкольник должен научиться не только отстаивать свою позицию, но и объективно ее оценивать, понимать, насколько его идея оказалась удачной в сравнении с предложениями других детей. Фактически речь идет о том, что ребенок должен преодолеть свойственный дошкольникам эгоцентризм (то есть, неумение видеть позицию другого), а значит, перейти новый уровень интеллектуального развития.

Одним из существенных отличий творческого проекта от исследовательского является его долгосрочность. Обычно только обсуждение и выбор главной идеи может занять 2-3 недели. Кроме того, замысел ребенка не предполагает готовых способов выполнения проекта. Поэтому его реализация оказывается более сложной (не только для ребенка, но и для взрослого).

Наш творческий проект - праздник в средней группе «День защитника Отечества». Работа над проектом предполагает несколько этапов: постановка проблемы, планирование работы над ней, пути решения, предмет проекта, презентация.

На первом этапе была проведена подготовительная работа. В ходе нее мы (воспитатели) обсудили возможные темы творческих проектов. Одним из направлений нашей работы с детьми является знакомство с историей родного края, его художественным наследием. Ведущая тема: «Защитники Отечества». Праздник «День защитника Отечества» - для нас итог работы по этой теме. Через подготовку и проведение этого праздника мы и хотим раскрыть особенности творческой проектной деятельности, показать ее перспективность для развития ребенка. (См. Приложения № 2, № 3).

Намечаем общий план нашей творческой деятельности.

Первая неделя - «Русь богатырская».

Вторая неделя - «Слава Российской армии».

Третья неделя – организация и проведение праздника.

        На втором этапе работа осуществляется непосредственно дошкольниками. Она направлена на то, чтобы раскрыть детские смыслы предстоящей деятельности. С детьми выясняется, что нас ждет впереди праздник, и мы будем создавать его общими усилиями. Он станет нашим коллективным проектом. Для его проведения понадобятся фантазия, выдумка, желание  чтобы праздник получился.

        Примерный ход рассуждений.

Воспитатель: Какое сейчас время года? (ответы детей)

                Чем вы любите заниматься зимой?

                Какие зимние праздники вы знаете?

Дети:  Новый год. Рождество.

Воспитатель: Ребята, сегодня перед работой я зашла на почту, а там выставка-продажа открыток. И на многих из них изображение военных и военной техники. Знаете ли вы, какому празднику посвящены эти открытки? (ответы детей). Я принесла вам несколько открыток (рассматривание).

Воспитатель: Как  вы думаете, кого мы будем поздравлять такими открытками?

Артём: Мама мне сказала, что мы скоро будем поздравлять папу и дедушку.

Воспитатель: Впереди нас ждет праздник, когда мы действительно поздравляем папа, дедушек, братьев и мальчиков. Это день Защитника Отечества. Давайте подумаем, кто встал на защиту нашей Родины, когда ей угрожала опасность, или кто ее еще будет защищать в случае вражеского нападения.

На третьем этапе организуется работа по созданию идей. Для этого воспитатель предлагает каждому ребенку высказать мнение, как можно поздравить наших защитников. При этом педагог (в случае если дети испытывают трудности) начинает первым: «Мне кажется, что можно сделать красивую открытку своими руками».

Леня: Я предлагаю подарить свои самые любимые игрушки.

Полина: Спеть песню «Будем в армии служить», ее мы разучивали на музыкальном занятии.

Никита Б.: Сконструировать танк или самолет.

Настя: Выучить и рассказать стихотворение.

Катя: Лучше сделать концерт для пап и дедушек.

Женя: Смастерить меч или оружие, пусть, когда придут враги папе будет, чем сражаться.

Кирилл: А мы с папой могли бы показать, как умеем бороться.

Никита К.: Я хочу пригласить своего дедушку, он подполковник РА, путь он нам что-нибудь расскажет.

        Для педагога важно уже по ходу высказываний отмечать для себя наиболее оригинальные идеи, чтобы в дальнейшем (если дети их не воспроизведут), напоминать о них.

        Общим решением договариваемся провести праздник посвященный «Дню Защитника Отечества», на котором будут осуществлены все предложенные идеи ребят.

        На четвертом этапе воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи на отдельных листах. Теперь дети должны подумать, что необходимо для реализации идей.

        На пятом этапе каждый ребенок показывает свой рисунок и рассказывает о нем, воспитатель и сверстники задают вопросы. В результате дошкольник должен понять, что отношение к событию сводится не к действию, а к результату.

Например, если дошкольник хочет нарисовать поздравительную открытку для папы, то обычно он считает, что сам факт того, что он это делает, достаточен для выражения своего отношения к папе. Ребенок должен понимать, для чего он делает проект. Только в этом случае у дошкольника возникает проектная задача удержания смысла и поиск средства его выражения.

        Узнать, имеет ли ребенок представления о смысле проекта, можно задавая вопросы: «Что у тебя будет изображено на открытке связанное именно с этим праздником?», «Что может твою открытку сделать по-настоящему праздничной?» (фейерверк, флаги, салют, название праздника…). Подобные вопросы заставляют дошкольника переосмыслить свою идею, постараться выразить себя в ней. Педагог должен помочь детям обратить внимание на смыслы друг друга и показать, что каждый ребенок прав и его смысл очень важен. Поскольку обсуждение может проходить в течение нескольких дней, у дошкольника появляется возможность доработать свою идею и качественно изменить содержание рисунка.

В заключение этого этапа выбирается одна идея, которая задает продукт творческого проекта. При этом выбор идеи осуществляется особым образом: Каждому ребенку дается одна фишка, с помощью которой он «голосует» - кладет на тот рисунок, в котором выражена наиболее интересная, с его точки зрения идея. Естественно, дошкольникам объясняется, что на свой рисунок положить фишку он не может, он должен ее «отдать».

        В случае, если два или более проектов получили одинаковое количество фишек, устанавливается очередность выполнения проектов (с помощью жребия). На практике, как правило, дети достаточно единодушны в выборе наиболее интересного проекта: если один проект с самого начала получает несколько фишек, то и остальные дети отдают ему фишки.

        Путем голосования выбрали следующую идею: сделать открытку в смешанной технике (аппликация – кораблики, пастель – море и салют).

Подобным образом обсуждаются другие идеи предложенные детьми в группе (выбор стихов, песен, поделок и т.д.).

Шестой этап связан с информированием родителей. Идея проекта (проведение праздника, посвященного «Дню Защитника Отечества») вывешиваются в уголке информации с дальнейшим обсуждением родительских идей и дальнейшим введением лучших из них в сценарий праздника. Общим решением было определено выступление дедушки одного из детей с рассказом о прохождении службы им в рядах российской армии.

        На седьмом этапе педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла. Детей знакомят со сценарием праздника, разбивают на рабочие группы (одни учат стихи, другие готовят элементы оформления для зала, третьи разучивают сценку, мальчики повторяют песни, выученные на музыкальных занятиях). Детям помогают взрослые, которые решают технические проблемы (помогают сшить костюм, записать и помочь выучить стихотворение, найти материалы необходимые для творческой деятельности).

        На восьмом этапе педагоги продумывают возможности значимого представления полученного продукта. Если дети изготавливали открытки, то воспитатели должны помочь их выставить на общее обозрение.  Проектная деятельность предполагает социальную презентацию, которая направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его индивидуальных усилий для окружающих.

        На девятом этапе проходит презентация продукта творческого проекта – проведение праздника «День защитника Отечества» в группе. (См. Приложение № 4). Если же подобной презентации не случиться, то дети получат положительные эмоции, но результаты их деятельности не войдут в культуру детского сада, а значит, существенно не повлияют на социальный статус ребенка, а, следовательно, и на развитие его личности.

        Творческая проектная деятельность важна тем, что в ней в наиболее полном виде представлены интересы ребенка. Одобряя такой проект, взрослый поддерживает уникальное видение мира, свойственное данному ребенку, стимулирует его познавательную активность, способствует повышению креативности за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов, предлагаемых сверстниками. Дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

        

Итоги. Диагностическая карта уровня развития детей

в рамках проекта.

Презентация нашего проекта показала, что творческая проектная деятельность - один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания. Он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Самое главное, на наш взгляд, в совместной деятельности объединяются усилия детей, родителей и воспитателей. Благодаря этому формируется настоящее сообщество взрослых и детей.

Участие в этом проекте нас заставило задуматься над тем, как можно изменить организацию нашей деятельности и индивидуализировать используемые формы работы для каждого ребенка.

Работа над проектом выявила низкий уровень осведомленности об особенностях проектного метода; недостаточную оснащенность предметной среды; низкую мотивацию родителей на активное участие в жизни детского сада.

Технология проектирования является инновационной для деятельности нашей группы. Но уже можно говорить о некоторых достигнутых результатах.

Дети, участвующие в проектной деятельности проявили творческую активность в познании окружающего мира, самостоятельность в принятии решений, способность общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий.

Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод, проявили способность к самостоятельному творческому планированию, умение гибко подходить к планированию с учетом интересов и запросов детей, реализовали свои творческие умения.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности, наладили контакт не только со своим ребенком, но и с коллективом родителей и детей группы, получили возможность принять участие в жизни группы, смогли реализовать свои творческие способности.

На сегодня технология проектирования актуальна и эффективна в воспитательно-образовательной работе в ДОУ.

Предполагаемый следующий проект «День Победы».

Результативность метода творческого проектирования проявляет диагностическая карта уровня развития детей (См. Приложение № 5).

В результате диагностирования детей в области знаний о своей семье большая часть детей ( 10 чел.) выявили в своих ответах средний уровень. Итоговая диагностика после реализации творческого проекта показала возрастание уровня знаний у детей. Большая часть детей группы проявила высокий уровень знаний.

        Первоначально многие из детей на вопрос назвать защитников Родины среди близких людей затруднялись в своих ответах, при последнем же опросе особую активность дети проявили в ответах на этот вопрос.

        Первоначальный опрос детей нашей группы выявил хороший уровень их знаний о родной стране. Итоговая диагностика констатировала достижения высокого уровня знаний о нашей Родине. Примечательно, что ответы на предложенные вопросы стали более подробные. Так, наряду с названием родного города дети начинали рассказывать о его жизни в прошлом, называли имена защитников жизнь и деятельность которых связана с историей города, рассказывали о его памятниках и о памятных местах.

        

Результаты обследования по данному вопросу показали, что дети имеют достаточно полное представление о занятиях своих родителях. В заключительной диагностике хочется отметить более объемные ответы детей, они подробно рассказывали о роде деятельности их родителей, их увлечениях в свободное время.

        При обследовании уровня владения детьми знаниями о рукотворном мире, ребята показали невысокий уровень своих представлений. Общее повышение уровня знаний отмечает итоговая диагностика. В ходе творческой деятельности дети расширили свои представления о Российской армии, о родах войск, военной технике. Уточнились представления о средствах защиты.

        Диагностика выявила повышение уровня овладения детьми данной темой. В ходе её освоения через творческую деятельность детьми были получены первоначальные знания об истории своей малой родины. Расширили знания об истории своей семьи, получили более глубокое представление о празднике «День защитника Отечества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Наши защитники Отечества».

Цель проекта: приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребёнка через поиск и внедрение эффективных форм работы.Задачи проекта: дать детям знания о Российской Армии;уточнить ...

Проектная деятельность " День Защитников Отечества - 23 февраля "

Продолжительность проекта:  Краткосрочный (с 06.02. по 22.02.)Интеграция образовательных областей:  реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: познават...

Проектная деятельность "День защитника Отечества"

Каждый мальчишка мечтает вырасти  смелым, сильным  и отважным...

Проектная карта "День защитника Отечества"

quot;День защитника Отечества"...

Проектная деятельность «День защитника отечества»

Проектная деятельность«День защитника отечества»...

проектная работа "День Защитника Отечества"

Цель: Развитие чувство патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, чувство любви к своей семье, Родине, уважение друг к другу, приобщать детей к коллективному творчеству, вызвать желание к изго...

Проектная деятельность День Защитника Отечества! Как порадовать любимого папу в этот замечательный день!

Какие бы сложные времена ни переживала Россия, как в прошлом, так и в настоящем, для солдата ее интересы превыше всего. Защитник Отечества — это вечный часовой, который никогда и ни при каких об...