Доклад на тему"Проэктная деятельность в группе раннего возраста по сенсерному развитию"Разноцветное настроение"
материал (младшая группа)

Обогащение представлений педагогов об особенностях сенсерного развития детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ped.sov_30.03.18_proektnaya_deyat.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 «Светлячок» общеразвивающего вида

Доклад на тему:

«Проектная деятельность в группе раннего возраста по сенсорному развитию на тему «Разноцветное настроение»

(Выступление на педагогическом совете от 30 марта 2018 года)

        Воспитатель:

Смирнова Т.И.

2018г.

Проект по сенсорному развитию в первой младшей группе «Разноцветное настроение»

 

Продолжительность проекта ноябрь – март месяц.

Проблема: Уделяя много времени формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста, при этом я столкнулась с определенными трудностями. Это во многом обусловлено, с одной стороны, характерными особенностями психического развития наших детей, а с другой стороны - отсутствии системности знаний по этому вопросу. Также я столкнулась с тем что литературы и методических разработок по этому вопросу достаточно, но предложенные этапы, последовательность, временные рамки формирования сенсорных представлений противоречивы у разных авторов. Нет многоступенчатой методики, учитывающей психофизиологические особенности детей. Недостаточность знаний сенсорных эталонов родителями заинтересованности и умений о способах подачи их детям. Помочь правильно сформировать у детей сенсорные эталоны через игровую деятельность. Развивать мышление и воображение ребёнка. Побуждение думать и анализировать, делать выводы и обобщения.

Актуальность темы:

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир, во многом зависит его психическое развитие.

Выдающиеся зарубежные ученные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова) справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Цель:

• Накопление сенсорных представлений, предусмотрев знакомство с цветом, включая по возможности основные разновидности этих свойств.

Задачи:

• Формировать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно — настольные игры.

• Формировать полноценное восприятие окружающего мира.

• Формировать умения обследовать предметы, выделяя их цвет.

• Упражнять в установлении сходства и различия между предметами имеющие одинаковое название, но разные по цвету, или большой мяч-красный, маленький — синий.

• Раскрыть творческие способности родителей в продуктивной и трудовой деятельности.

• Активизировать деятельность родителей в процессе обучения сенсорным эталонам, через игру.

Участники проекта:

• Воспитатель, дети первой младшей группы, родители.

• В рамках проекта было запланировано тесное сотрудничество с родителями, изготовление пособий для игр, различные игры с детьми, обучающие упражнения, изготовление творческих работ с  детьми.

Продукт проекта:

• Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;

• Оформление  сенсорного уголка «Развивайка»  новым оборудованием, играми;

• Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.

• Развлечение. «Разноцветное настроение.»

Реализация проекта:

I этап: информационно-аналитический.

Включает:

• Планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.

Реализация:

• Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;

• Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми;

• Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.

II этап: творческий.

Включает:

• Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;

• Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».

•Разработка сценария развлечения «РАЗНОЦВЕТНОЕ НАСТРОЕНИЕ», непосредственной образовательной деятельности.

Реализация:

• Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;

• Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

• Проведение игр-занятий.

III этап: заключительный.

Включает:

Подведение итогов.

Самооценка, выводы:

Презентация проекта.

• В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;

• У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;

• Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;

• В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:

1. Дидактическая игра «Спрячь мышку».

2. Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы».

3. Дидактическая игра «Волшебные прищепки».

4. Дидактическая игра Лото «Цвет и форма».

5. Дидактическая игра «Разноцветные флажки».

6.Дидактическая игра Укрась петушка»

7.Дидактическая игра «Разноцветные неваляшки»

8. Дидактическая игра «Напоим кукол чаем», «Как зовут куколку»

9 Дидактическая игра «Домики для птиц»

Приложения:

I. Перспективный план по сенсорному развитию в 1 младшей группе.

Ноябрь

1. «Закрой окошки в домике»

Задачи: Учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Учить называть предметы - большой и маленький.

2. «Найди такой же листочек»

Задачи: Познакомить детей с желтым цветом. Закрепить знания красного, зеленого цвета. Учить соотносить предмет по цвету.

3. «Большая и маленькая собачка»

Задачи: Обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большая и маленькая к повторению фраз.

4. «Угадай друзей на ощупь»

Задачи: Развивать у малышей тактильную память.

5. «Чего не хватает?»

Задачи: Развивать наблюдательность и внимание, продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 23)

Декабрь

1. «Поезд»

Задачи: Формировать умение находить в окружающей обстановке один и несколько предметов.

2. «Петрушкины карандаши»

Задачи: Познакомить детей с двумя основными цветами: зеленым и красным, учить видеть их в объектах окружающего мира. Учить понимать слова: «такой», «не такой».

3. «Нарядим кукол»

Задачи: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учиться нанизывать бусы на нитке.

4. «Матрешки в гости к нам спешат…»

«Расставь столбики по высоте»

Задачи: Познакомить с новым качеством предмета – величиной; учить сравнивать матрешек по росту,столбики по высоте. Формировать доброжелательное отношение; закрепить полученные знания о цвете и форме. («Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» М. Д. Маханева, С. В. Рещикова стр. 44)

5  «Сложи картинку»

Задачи: Учить детей собирать разрезную картинку из 4 частей.

Январь

1. Выкладывание цветной мозаики. «Курочка и цыплята»

Задачи: Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

(Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет» стр. 89)

2. «Оденем кукол»

Задачи: Познакомить с величиной предмета, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 14)

3. «Найди пару»

Задачи: Закреплять представление о геометрических фигурах, учить называть их.

(Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 22)

4. «Подбери елку»

Задачи: Развивать навык сопоставления, умение применять слова «выше-ниже».

(«Развивающие игры для детей 2-7 лет» стр. 59)

5 . «Поручения»

Задачи: Обучать называть и различать овощи и фрукты, выделять их основные качества (цвет, размер); развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение

Февраль

1. «Круглое - не круглое»

Задачи: Учить находить предметы круглой формы в окружающей обстановке. Закрепить знания ребенка о геометрической форме круг.

(М. Д. Маханева, С. В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» стр. 35)

2. «Овощной магазин»

Задачи: Учить детей узнавать и называть овощи; называть их цвет и величину.

3. «Разноцветные ленточки»

Задачи: Учить различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывая к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие.

(Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 11)

4 2 Выкладывание цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята»

Задачи: Формировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

5. «Раз, два, три – ищи!»

Задачи: Учить строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях. Закрепить представления о величине, форме, цвете.

Март

1. «Разноцветные полянки»

Задачи: Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов. (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 18)

2. «Сделай узор»

Задачи: Учить выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве; развивать восприятие формы (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 20)

3. «Веселые матрешки»

Задачи: Продолжать учить различать и сравнивать предметы по величине, сопоставлять размеры плоскостных и объемных фигур. (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 27)

4 «Выкладывание из мозаики предметов по заданию воспитателя»

Задачи: Обратить внимание на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

5 «Поручения»

Задачи: Обучать различать и называть игрушки, выделять их основные качества (цвет, размер); развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение. (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 17)

6 «Что нам привез Мишутка?»

Задачи: Учить определять форму и размер предмета путем осязательного обследования (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 5)

7 «Сложи картинку»

Задачи: Учить детей собирать разрезную картинку из 4 частей.

(М. Д. Маханева, С. В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» стр. 29)

6. Выкладывание цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята»

Задачи: Формировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

(Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет» стр. 89)

II. Мониторинг

Определение цвета предметов.

Определение формы и величины предметов

Развлечение для детей младшей группы.

Сценарий развлечения в первой  младшей группе

Цель: создать радостное, веселое настроение.

Задачи: воспитывать активность, любознательность, организованность; развивать желание общаться между собой в непринужденной обстановке; уметь использовать шары в различных подвижных играх, развивать мыслительные деятельности как мышление, воображение.

Оборудование: разноцветные мячики, воздушные шары, мыльные пузыри, костюм Винни-пуха, музыкальное сопровождение, зонт.

Ход: Звучит веселая детская песенка. В зал забегает Винни-Пух с большой коробкой (в коробке лежит воздушный шарик).

Винни-Пух: Здравствуйте, здравствуйте! Как я рада встрече с вами ребята!

Я слышала, что у вас «Праздник воздушных шаров». Можно мне тоже с вами праздновать? Играть и веселиться? Я здесь (показывает коробку) принесла свои самые любимые шарики (открывает коробку и показывает детям воздушный шарики). Жёлтый шарик - как солнышко, а синий шарик – как небо и море.

Винни-Пух: Раз праздник у вас, так давайте танцевать.

Песня-танец "5 веселых лягушат "

Винни-Пух: Как здорово вы танцуете ребята, а давайте теперь с вами поиграем.

П/и "Солнышко и дождик"

Винни-Пух: Вот и закончился дождик, смотрите, дождик оставил после себя радугу.

        Давайте поймаем радужные шарики!

Игра "Радужные пузыри"

Ириска          Какие вы дружные! Сколько вы шариков наловили! Давайте станцуем.

Песня-танец "Подружились"

Винни-Пух:  Ребята, а я еще приготовила для вас разноцветные шарики...

 (торопится и роняет корзину с шариками, шары разлетаются).

 Ой, какая же я неуклюжая, все шарики рассыпала, ребята помогите мне, пожалуйста, собрать всё.

Игра "Собери шарики"

Винни-Пух: Я всё напутала, это совсем не те шарики, мне нужны воздушные.

 Сейчас, сейчас вам принесут настоящие воздушные шары.

Пока воспитатели выносят воздушные шары.

Винни-Пух проводит игру «Ай да щёчки-шарики»- (рассказывает стихи, а ребята выполняют все движения и задания.)

Щечки, словно шар, надули,

А потом тихонько сдули.

И надули посильней,

Чтобы было веселей.

Укололи шар иголкой. Бах!

И шарик лопнул громко!

Винни-Пух и воспитатели вручают детям разноцветные шарики.

Танец с шариками. «Шарики-лошарики»

Конфетка: Ай да молодцы! Какие вы умницы! Как весело играли! А мне пора уходить. Эти красивые шары я оставляю вам. До следующей встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Адаптация детей в группе раннего возраста»

Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды.Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение...

Конспект занятия НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА.. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ/ЛЕПКА. «ПОЛОСАТАЯ ПЧЕЛКА».

Конспект занятияНЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА..ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ/ЛЕПКА.«ПОЛОСАТАЯ ПЧЕЛКА»....

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность в группе раннего возраста по познавательному развитию «Проводим Зайчика домой»

Проводя с детьми данную образовательную деятельность, я знакомила детей с окружающим миром. Используемые развивающие игры и упражнения для развития общей и мелкой моторики способствуют развитию всех п...

«Методические рекомендации для воспитателей раннего возраста» Тема: «Проектная деятельность в группе раннего возраста» в данная разработка составлена мой совместно с другими педагогами.

Методическая разработка представляет собой обобщение опыта по использованию метода проектирования с детьми дошкольного возраста. В методической разработке представлен опыт по использованию проекта &la...

Конспект совместной образовательной деятельности в группе раннего возраста по речевому развитию Тема: «Петушок и его семья»

Конспект совместной образовательной деятельности  в  группе  раннего  возраста по  речевому развитиюТема: «Петушок  и  его  семья»...