Консультации для педагогов
консультация

Елена Ивановна Самсонова

Предварительный просмотр:

Инновационные  технологии  в музыкальном воспитании дошкольников.

Музыкальный  руководитель  Самсонова Е.И. МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золотой ключик»

            Основная  общеобразовательная  программа дошкольного образования    « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.)  предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности: музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах.  Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка.  Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:

●      создание музыкальным руководителем условий,  предоставляющих возможности  каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при   общении с музыкой;

●      творческое развитие природной музыкальности ребенка;

●      высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;

●      помощь в формировании  внутреннего мира и самопознании (эмоциональнопсихическое развитие и  психокоррекция).

            У человека существует эстетическая потребность в эмоционально-двигательном самовыражении, наиболее адекватным способом удовлетворения которой,  психологическая наука считает музыкально-творческую деятельность. Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его  не как дополнительного, а как необходимого.

     Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию - функцию человеческого общения.   В данном ракурсе истинная роль и назначение музыки заключено, как пишет Л. С. Выготский, в "уравновешивании организма со средой". В этом контексте обоснованным выглядит основной тезис педагогики музыкального образования последних десятилетий: "Урок музыки - урок искусства".   Это предполагает доминирование на таких уроках духовно-практического, творческого, индивидуального отношения человека к миру, что делает авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения неприемлемыми. Формирование такого отношения возможно в условиях воспитания творчеством, т. е. организации художественной деятельности детей как триединства слушания музыки, её исполнения и создания.

  Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным   на разных этапах его развития - как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком. Этим обосновано преобладание интегрированных методов обучения, представляющих собой специфический сплав общепедагогических и специальных методов музыкального обучения и воспитания. Приобщение к искусству, музыкальное обучение – очень индивидуальное  занятие, связанное с неповторимым самоопределением личности. А потому путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим,  

выбирая  формы и методы работы  музыкально-художественной деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:

●      способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;

●      ассоциативности художественного мышления;

●      выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической,      инструментальной;

●      координации слуха – голоса – зрения – движения;

●      чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;

●      умение различать и отражать художественными средствами противоположные  понятия:  

большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое – тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное,  плавное – отрывистое, одновременное – последовательное,  доброе – злое;

            Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей,  подталкивал  к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей.    Методики и разработки Т.Боровик,  А.Бурениной и Т.Сауко,  Т.Тютюнниковой,  О.Радыновой, М.Картушиной,  и других авторов,  постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель»,   «Дошкольное воспитание» – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным,  расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности. В технологиях этих методик очевидны:

●      тесная взаимосвязь возрастной детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности;

●      разработанная Т. Боровик  практика  теории  интонационной  природы музыки;

●      идеи элементарного  музицирования К. Орфа;

●      предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной  педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.

  «Система формирования и развития восприятия и интонирования, созданная Т. Боровик, с полным правом может быть названа универсальной. Приёмы активизации художественно-ассоциативных представлений, связанных с целостностью речи, музыкально-звуковых образов и выразительных движений, в равной степени полезно знать и использовать преподавателям музыки всех специальностей, поскольку их единая цель - развитие музыкального (интонационного) мышления ученика", - написал свое впечатление М. М. Берлянчик, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России.

            В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей  лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных  инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание  стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

В практике работы использую  следующие формы  развития  музыкальности:  

Коммуникативные  танцы

            Вовлечение  ребенка в процесс музицирования  лежит через создание атмосферы  приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение.   Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

●      развития коммуникативных навыков,

●      работы над ощущением формы,

●      развития двигательной координации,

●      развития чувства ритма.

Если следовать формуле,  что  «учиться нужно весело», то лучшего материала для занятий  с  детьми  как коммуникативные  танцы  и  игры-  ничего  не  придумаешь!  Эти танцы очень  просты,  в  них  нет  сложных  движений и  фигур.  Здесь присутствуют  игровые  задания,  смена  партнеров    Коммуникативные танцы  н6е только просты  но  и   веселы,  они  очень  нравятся детям  и  учат    особенно  зажатых  детей  сотрудничеству.

Всем  знаком  коммуникативный  танец «Ну  и до свидания!» 

Использую  в  своей  практике  коммуникативные танцы из программы Бурениной, Суворовой Т,  нахожу интересные игры  и  танцы  в  интернет.  Вот  некоторые  примеры:

1.Здравствуй, здравствуй наш дружок!

2. Мы с тобой подружимся (поздоровались правыми руками)

  А теперь  покружимся    (руки  «лодочкой»)

    Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)    

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы:

 - коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга

; - игры-команды;

 - массажные;

- тонизирующие;

 - пластико-ритмо-речевой театр.  

Все они пронизаны идеей координации,  которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Примером координационных  игр  могут  служить  игры  на  телесное  ориентирование.

  « Вот носик, вот ушки» - Е. Железновой.

«Хор рук».                                                                    

     Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс»  и др.). На усмотрение вашей фантазии.

 «Хор рук» - это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий.

                                  Особенностями технологии  является:

1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;

2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.

3. Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка

4. Погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.

5. Является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.

6. Направлена на развитие двигательной фантазии детей.

7. Способствует развитию чувства ритма.

8. Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания.

9. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественнопластических и двигательных навыков

10. Способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления, при условии, что некоторые исполняемые жесты бывают прокомментированы.

11. Развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.

12. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста.

13. Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами в своей деятельности

Данная форма направлена на развитие

• координационной свободы движения,

• чувства ритма,

• внимания,

• ансамблевой слаженности,

• способности к двигательной импровизации.

Педагогическое проектирование – это высший уровень  профессиональной деятельности в педагогике,  проявляющийся  в  творчестве педагога.

Проект (от  латинского projktus- брошенный вперед)- это мысль брошенная  вперед.   Проект - это предварительный  (предположительный) текст какого либо документа, план, замысел.  

Проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей. Общее для всех проектов в образовании — их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации силами педагога (педагогического коллектива) за определенный период времени.

   В этом учебном году   работаю  с одаренными  детьми  по  разработанному  мною педагогическому  проекту «Одаренный ребенок». Ранее    работа  с  одаренными  воспитанниками   планировалась  мною  только  по  индивидуальным  маршрутам.   Практика  работы  показала,  что  необходим  некий   общий  документ,  в  котором  можно  отразить  перспективу,  замысел  работы  на  учебный  год.   Так  родился  проект  работы  со  всей  подгруппой  одаренных  воспитанников  по  ритмике.

Я  реализовывала   в  средней  группе  разработанный   проект  «Развиваемся  играя»  

Как показывает опыт, педагогическое проектирование и реализация конкретных проектов, направленных на решение актуальных проблем, позволяет добиться позитивных изменений   в  результатах  воспитания и обучения.  

 Широко применяю  в  работе  Информационно - компьютерные  технологии.  Я часто  посещаю  сайты  коллег, изучаю  передовой  опыт  по  музыкальному  воспитанию  дошкольников.   Нахожу  в   интернет  музыку  к  занятиям,  видео  с  играми  и  танцами  демонстрируемые  коллегами  на  своих  сайтах.    Иногда записываю  танцы,  исполняемые  нашими  воспитанниками,  затем  просматриваем  их.  Каждый  участник  после  просмотра  анализирует  вслух  свои  успехи  и  неудачи.  Запоминает,  ,где нужно  постараться,  что  исправить.

Прежде,  чем  разучить  тот  или  иной  танец,  если  имею  видео  этого  танца,  то  так же  смотрим  его  с  детьми  в  свободное  от  занятий  время  в  группе, или  прямо  на  занятии.  Такие  просмотры  помогают  детям  быстрее  освоить  новый  материал.

   ИКТ  на  музыкальных занятиях    применяю  часто  в  разделе   «музыкальная  грамота».  Наглядность  в  форме  коротких  видео на 1-,1.5 минуты  демонстрирую  с  помощью  ноутбука.  Такие видео нахожу  в  интернет  и  создаю  сама.  Это видео «Нотки»,  «Дождик»,  серия ритмических  видео – презентаций,  которые  помогают  усвоить  длительность звуков ( короткий  -  длинный), зрительно  подкрепляется направление  движения  мелодии  –  вниз  или  вверх и т.д.  

В разделе  пение   ИКТ  применяю  в  распевках  (видео  «Зайка», «Колыбельная» и др.  Демонстрирую  иллюстрации   или видео   к  песням  так же  с  помощью  ноутбука.

В разделе  слушание мне  помогают  видео фильмы  и  презентации  на  тему  «Марш»,  «Танец», «Песня».  Собраны иллюстрации  и  музыка  маршей:  военных,  торжественных,  праздничных,  марш  игрушек,  марш  пионеров  и  т.д.  

Знакомство  с  коми  народными  инструментами  проводится  с  помощью     неоднократных  просмотров  видеофильма  о  коми  музыке  и  инструментах. Слушали  музыку исполняемую  на  чипсанах  «Наигрыш  на  чипсанах» .

  Удобнее  хранить портреты композиторов  и  иллюстрации  к  различным  песням  на   электронных  носителях  и  затем  демонстрировать  их  детям  на  занятии.  

Интернет сайты использую  и в работе с родителями.

2  часть  практическая:

Со  слушателями  проводится  разучивание  

Коммуникативной  игры:

1. «Кошелек», р.н. музыка.

2. «Гномы-лилипутики» - координационно-подвижная  игра.

   3.     «Хор  рук» -       Танго  снежинок.



Предварительный просмотр:

Консультация «Использование в ритмике коммуникативных игр-танцев»

Музыкальный руководитель: Самсонова Е.И.

 Теоретические основы развития коммуникативных навыков в музыкальной деятельности дошкольников через использование в образовательном процессе коммуникативных игр-танцев.

Общение и опыт взаимодействия со сверстниками важны для процесса музыкального развития детей-дошкольников. Значение невербальных средств в процессе общения подчеркивали Г. М. Андреева, М. Аргайл, А. И. Волкова, А. Пиз, Э. Холл и др. Авторы подчеркивают, что телесное, наглядное проявление эмоций и мыслей свидетельствует о самочувствии человека, его искренность в общении, его темпераменте. С точки зрения А. Н. Леонтьева, В. А. Лабунской и др. авторов, знание средств невербального общения и правильная интерпретация невербального поведения партнеров помогут избежать конфликтов, споров между людьми и даже проявления агрессии. Навыки невербального общения необходимы не только взрослым, но и детям, так как они способствуют развитию эмоциональной культуры детей, открывают широкие возможности для полноценного социального общения, самореализации и контроля. Особым потенциалом для развития навыков невербального общения в дошкольном учреждении имеют занятия ритмикой. В процессе музыкально-ритмической деятельности дети могут научиться понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности вступить в контакт, об эмоциональном настрое партнера, освоение средств невербального общения дает ребятам возможность успешно их применять в творческой и танцевальной деятельности. Исполнительская, творческая, танцевальная деятельность — так или иначе, включает навыки невербального общения. С древних времен танец является одной из важных форм воспитания человека. Особую роль в этом играют народно-бытовые танцы, в которых через разнообразные танцевальные движения отражаются эталоны поведения в обществе, трудовая деятельность, семейные отношения. В XX веке на основе народно-бытовых танцев возникли коммуникативные танцы. Большинство педагогов-музыкантов высказывают мысли и идеи по поводу того, что простой, легкий, игровой танец вызывает у детей массу положительных эмоций, способствуя развитию не только музыкально-ритмических способностей, но коммуникативных навыков (А. Буренина, Н. Куприна, О. Бубнова, М. Картушина и др.). Такой танец имеет название «коммуникативный танец». Танец — сложное и многогранное явление, которое объединяет биологические, психологические, социокультурные, социально-психологические аспекты, так как он является совокупностью невербальных сигналов и знаков, имеющих пространственно-временную структуру, несущую информацию о психологических особенностях личности. Следовательно, танец выполняет разнообразные социально-психологические функции: – создает образ партнера, группы, – способствует пониманию и взаимоотношению между партнерами, – устанавливает и регулирует отношения и выражение чувств, – развивает самопознание и познание других людей. Существует много типов танцев: – народно-бытовой, – Историко -бытовой, – Спортивно современный бальный танец, – современный, – классический. Ряд исследователей отмечают несколько разновидностей бытовых танцев: сюжетные (движение трудового процесса, различные явления природы, жизненные уклады народа и его нравы), а также бессюжетные танцы (импровизации). В сюжетных и бессюжетных танцах происходит процесс общения партнеров, в котором используются невербальные средства. В психологии общения принята такая классификация: Пространственно-временные характеристики ситуации общения (проксемическая система). Оптическая система (внешний вид и выразительность движения — жесты, мимика, позы, походка и контакт глаз). Акустическая (различные окраски голоса, интонация, темп речи, фразовые и логические ударения, паузы и т. д.). Кинестетическая система (прикосновения — их сила, давление). К бессюжетным танцам можно отнести коммуникативный танец. Понятие «коммуникативный танец» формировалось постепенно. Идея «выразительного танца» возникла в педагогике Э. Жак-Далькроза. К. Орф «заразился» идеей сочетания музыки и движения как средства «раскрепощения», свободы тела и духа. Он мечтал научить детей читать «мировую книгу» музыкальных интонаций так же, как они читают сказки народов мира. Педагоги-музыканты включают в свои занятия такой вид деятельности детей, как фольклорные танцы (Т. Э. Тютюнникова, Е. И. Поплянова и др.), коммуникативные танцы (В. А. Жилин), коммуникативные танцы-игры (А. И. Буренина). Объединение двух таких сложных понятий, как «танец» и «коммуникация» — не случайны. Г. М. Андреева характеризовала структуру общения путем выделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Коммуникативная сторона, или «коммуникация» в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная — заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания. Коммуникация и танец имеют много общих элементов: невербальные сигналы и знаки, пространственно-временная структура, установление и регуляция взаимоотношений. Коммуникативный танец — это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. Здесь развивается динамическая сторона общения — легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению, развивает эмпатию и сочувствие партнеру, способствует эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Компоненты танца просты: ходьба, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение и т. д. Танцуя, дети вслушиваются в части музыкального произведения, и, поскольку музыкальные фрагменты повторяются несколько раз, дети легко осваивают форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Взаимодействие помогает ребенку ориентироваться в пространстве, познавать себя, сверстников, узнавать о культуре различных стран, понимать отличие характера и традиций в танце. С ростом опыта взаимодействия со сверстниками у детей происходит накопление знаний о формах поведения, осознаются причины действий, возможность видеть поведение других детей со стороны. Это приводит к тому, что содержание формирующихся у дошкольников понятий о чертах и качествах личности существенно изменяется, и позволяет более глубоко и правильно оценивать личность в целом. В деятельности педагогов-практиков по использованию коммуникативных танцев возникает необходимость в составлении особой составительской программы, направленной на развитие социально-психологических качеств у старших дошкольников, чтобы, в игровой форме, они охотнее вступали в процесс общения друг с другом, тактильный контакт, осуществляемый в танце, способствовал развитию нормализации социального микроклимата в детской группе. Помимо развития музыкально-ритмических способностей, коммуникативные танцы-игры направлены на формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, и предпосылок. Таких, как: Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению. Развитие симпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Понижение «тревожности», повышение уверенности в своих силах. Первоначально, при разучивании танцев, возможно использование текста танца-игры для стимулирования общения. Впоследствии, отсутствие в танце слов, усложняет задачу понимания. Поэтому, использование в образовательном процессе необходима определенная последовательность, включающая три раздела: поиск нового партнера, развитие взаимопонимания с партнерами, демонстрация доверия к партнерам. Освоение танцев зависит от особенностей группы: если дети достаточно легко находят взаимопонимание с одним партнером, следует увеличить количество танцующих и усложнить танцевальную композицию. Педагог может предложить детям сочинить свой коммуникативный танец из тех движений, которые им нравятся и получаются лучше всего. Разучивание коммуникативных танцев можно продолжать до тех пор, пока дети сохраняют интерес к данному виду деятельности, требует от детей большого внимания и точности. Здесь также развивается способность ориентироваться в пространстве и умение строить различные танцевальные фигуры (от простых к сложным). Движения танцев помогают развивать у детей доброжелательность, сочувствие к партнеру, раскрепощенность, уверенность в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, свою значимость в детском коллективе, способствуют формированию положительной самооценки. Коммуникативные танцы можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми: на музыкальных занятиях, в качестве физкультминуток, в праздниках, развлечениях и т. д., так как разучивание танцев не занимает много времени, ведь движения просты в исполнении и повторяются несколько раз (но обязательно уже с новым партнером). Ценность и польза коммуникативных игр-танцев в развитии детей — очевидна. Их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими особенности в развитии. Этот вид деятельности возможен там, где все присутствующие являются участниками и создателями танцевального действия. Особенно это становится актуальным в настоящее время, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями проводятся повсеместно. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Навыки невербального общения в коммуникативном танце — это действия, сформированные путем повторения, включающие ориентирование в пространстве, оптимальное движение, согласованность действий и движений, понимание и передачу невербального сообщения партнеру. Коммуникативный танец — это художественный продукт, созданный детьми, совмещающий движения фольклорных танцев и основные средства невербального общения, направленный на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. Коммуникативный танец является определенным видом развития народно-бытового танца, который может быть адаптирован педагогом для детей самого разного возраста и разного уровня хореографической (танцевальной) подготовки. Коммуникативный танец может внедряться на музыкально-ритмических занятиях для развития навыков невербального общения, начиная со средней группы детского сада.



Предварительный просмотр:

Консультация: «Применение современных методов и инновационных методик в музыкальном развитии детей».

Музыкальный руководитель: Самсонова Е.И.

    В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей  лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных  инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание  стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. В практике работы  я использую  следующие формы  развития  музыкальности:  

Коммуникативные  танцы

            Вовлечение  ребенка в процесс лежит через создание атмосферы  приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение.   Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы,

использование которых решает задачи: 

●      развития коммуникативных навыков,

●      работы над ощущением формы,

●      развития двигательной координации,

●      развития чувства ритма.

Если следовать формуле,  что  «учиться нужно весело», то лучшего материала для занятий  с  детьми  как коммуникативные  танцы  и  игры -  ничего  не  придумаешь!  Эти танцы очень  просты,  в  них  нет  сложных  движений и  фигур.  Здесь присутствуют  игровые  задания,  смена  партнеров    Коммуникативные танцы  не только просты  но  и   веселы,  они  очень  нравятся детям  и  учат    особенно  зажатых  детей  сотрудничеству.

Использую  в  своей  практике  коммуникативные танцы из программы Бурениной, Суворовой Т,  нахожу интересные игры  и  танцы  в  интернет.  Вот  некоторые  примеры:

  1. «Вальс друзей» Бурениной
  2. «Поссорились-помирились»
  3. «В нашем зале все друзья»
  4. «Ищи»
  5. «Здравствуй, здравствуй наш дружок!»
  6. Вперед четыре шага»
  7. Если нравится тебе, то делай так»
  8. Давайте все делать, как я»
  9. Мы с тобой подружимся (поздоровались правыми руками)

            А теперь  покружимся    (руки  «лодочкой»)

    Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)    

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы:

 - коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга

- игры-команды;

 - массажные;

- тонизирующие;

Я с детьми разучила и провожу следующие координационные  игры  (игры  на  телесное  ориентирование)

« Вот носик, вот ушки» - Е. Железновой.

«Части тела»

«Лавата»

«Губки бантиком»

Все они пронизаны идеей координации,  которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.



Предварительный просмотр:

Консультация

«Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей»

Музыкальный руководитель Самсонова Елена Ивановна

Важная задача музыкального воспитания - сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы. Способные к музыке дети, как известно, по собственной инициативе, без внешних побуждений увлеченно занимаются музыкой: слушают ее, сочиняют простейшие мелодии, играют и т.д.

От самостоятельной музыкальной деятельности следует отличать внешне подобное ей явление, которое состоит в том, что дети как бы подражают взрослым: копируют движения, стремятся передать манеру исполнения балерины, но не двигаются ритмично в соответствии с музыкой. В этом случае дети осуществляют не музыкальную, а игровую деятельность: они играют в «концерт». Разумеется, в этой игровой деятельности часто имеют место отдельные элементы музыкальной деятельности. Говорить о самостоятельной деятельности дошкольников можно только в том случае, если она сформирована на определенном уровне. Это является необходимым условием воспитательного эффекта данной деятельности.

 Источники самостоятельной музыкальной деятельности.

Источником - в широком смысле слова - самостоятельной музыкальной деятельности является окружающая ребенка действительность. Можно без преувеличения сказать, что современный ребенок живет в мире музыки. Он с детства слушает радио, магнитофон, смотрит телевизор. Музыка входит в жизнь ребенка с первых дней его жизни. Однако основным источником его самостоятельной деятельности являются музыкальные занятия.                                                                                                                                    Немаловажное место принадлежит праздникам и развлечениям, которые надолго запечатлеваются в памяти детей, и воспоминания о которых часто побуждают детей к самостоятельной музыкальной деятельности.

Разнообразны ее источники в повседневной жизни детей в детском саду и дома. К ним можно отнести детские радио- и телепередачи, игру на музыкальных инструментах и пение в кругу семьи и т.д. 

Виды самостоятельной музыкальной деятельности

Рассмотрим, как применяются детьми различные виды музыкальной деятельности в условиях самостоятельного детского  музицирования Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место. Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и концерты, основанные на опыте,   приобретенном детьми на занятиях.Играя в музыкальное занятие, ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. (Пример: с куклами)В концерте дети организуют чередование различных номеров, исполняемых группой детей-«артистов», для своих товарищей-«зрителей». Одним из вариантов игры можно назвать оркестр.Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления, дети сочиняют попевки, песенки, придумывают пляски, используя знакомые движения.Дети в самостоятельной музыкальной деятельности часто применяют игру на ДМИ. В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель по их просьбе использует магнитофон, и все вместе слушают вокальную и инструментальную музыку.Дети ярко проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей

Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы.Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным:

во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

в-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Тесные связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятельности детей вне их. Многое, что ребенок применяет в своей самостоятельной практике, он прямо переносит из опыта своих активных действий на занятиях. Прежде всего, это музыкальный репертуар: игры, танцы, попевки, которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх, на прогулках.

Помимо занятий, определенное влияние оказывает участие в утренниках и развлечениях. Наиболее яркие моменты игр, плясок, инсценировок дети переносят в повседневную деятельность.

Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, материальной среды. Детям важно иметь свой "музыкальный уголок'. Он помещается в наиболее отдалённом месте. В распоряжении детей должно находиться небольшое количество музыкальных инструментов, настольных музыкально-дидактических игр, различных самоделок-нот, пианино с нарисованной клавиатурой и т. д.

Воспитатель должен интересоваться, каково музыкальное окружение ребёнка в семье.Разумеется, на детей влияют не только детские музыкальные передачи, они охватывают и запоминают взрослые песни и танцы. Следует предупреждать родителей, что чрезмерная информация, перегрузка впечатлениями вредно влияет на неокрепшую нервную систему дошкольников.

Роль воспитателя и музыкального руководителя

В первые дни в каждом новом году воспитатель присматривается к детям: кто чем интересуется, есть ли дети, которые совсем не принимают участие в музицировании. Воспитателя должно беспокоить, почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребёнок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать каждого музыкальной деятельностью.

Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью детей - это его участие в ней. Взрослый как бы советуется с детьми: ''Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть», - говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню люблю? - говорит воспитатель и проигрывает диск, - Хорошо бы нам сделать библиотечку компакт-дисков. Можно вырезать кружочки-диски и на них нарисовать, о чем играет музыка». (игра «Музыкальный магазин») Таких примеров немало. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных, или наоборот, излишне активных детей и т.д.Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а, учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.

Как было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности детей отвечает воспитатель.   Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

Музыкальный руководитель принимает активное участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на инструментах. Совместно продумывается планирование работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать. Так, лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.

Особенности руководства самостоятельной   музыкальной деятельностью детей в разных возрастных группах

Для детей  средней групп особое значение имеет приобщение к самостоятельной деятельности, поскольку многие по собственной инициативе музыкой, как правило, не занимаются. Воспитатель должен всячески поощрять инициативу детей, даже в том случае, когда их деятельность весьма несовершенна. На первых порах это самое главное. Вместе с тем, нельзя упускать из виду собственно руководство их деятельностью, прежде всего устранение недочетов. Воспитатель не должен проходить мимо, например, фальшивого пения или беспорядочного стучания по инструментам. Однако замечания следует делать так, чтобы у детей не пропал интерес к музицированию. Нельзя противопоставлять одного ребенка другому. Важно при этом подчеркнуть те сдвиги, которые произошли в исполнении ребенка («Сегодня ты танцуешь лучше, чем вчера, а если постараешься, будешь танцевать еще лучше!»). Для того, чтобы поощрить слушание музыки воспитателю нужно провести беседу в группе, выяснить, какую музыку дети слушают дома, порекомендовать им этот вид деятельности.

 Велико значение помощи воспитателя при коллективных действиях детей, например, в процессе музыкально-дидактических игр. Это объясняется тем, что организовать свою деятельность дети не могут и для их действий характерна дисгармония, которая иногда переходит в конфликты: кое-кто нарушает правила игры, кто-то недоволен своей ролью, а некоторые хотят в это время играть громко на барабане, расстраивая всю игру. Поэтому вначале воспитатель должен брать на себя функцию организатора и контролера. Только к концу года можно постепенно передавать функции организатора отдельным детям.Важно, чтобы дети не мешали друг другу. Нужно приучить их играть и петь не очень громко, мотивируя эти тем, что, во-первых, громко петь не очень красиво, а во-вторых, нельзя мешать другим

В старшей группе, поощряя детей к самостоятельной музыкальной деятельности, следует учитывать, что к этому времени у них появляется интерес к ее отдельным видам. Поэтому здесь следует стимулировать детей к конкретному виду деятельности, например,   пению, игре на музыкальных инструментах и т, д. многие дети чувствуют себя недостаточно уверенно. Потому нужно планировать индивидуальную работу, например, пение без сопровождения. Получив одобрительную оценку воспитателя, дети почувствуют себя уверенно, с желанием будут петь по собственной инициативе. Учитывая то, что старшие дошкольники часто напевают популярные песни, воспитатель должен следить за тем, чтобы при этом они не искажали мелодию. В тех случаях, когда ребенку трудно воспроизвести мелодию, воспитателю надо пропеть ее несколько раз правильно. В процессе ритмики нужно не только поощрять танцы по собственной инициативе детей, но и фиксировать эстетическую привлекательность движений. Важно, чтобы дети не копировали механически движения воспитателя или других детей.В этом возрасте следует поощрять инициативу детей, приучать их принимать самостоятельные решения. Именно поэтому нельзя навязывать детям готовые решения, а нужно стимулировать их поиски. Например, воспитатель предлагает: «Сегодня день рождения Ани, и каждый должен преподнести ей музыкальный подарок (спеть, станцевать и т.п.)». Или: «Давайте подумаем, какой концерт устроить для Вани, который пришел к нам в детский сад после болезни» и т.д.

При руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью детей подготовительной к школе группы следует учитывать неравномерность развития отдельных форм музыкальной деятельности и появление вследствие этого некоторых противоречий. Так, например, развитие в слушании музыки существенно опережает развитие певческих возможностей детей. Большинство детей охотно занимается самостоятельной музыкальной деятельностью, но некоторые не принимают в ней участия.

 По всей видимости, это результат характерологических особенностей детей: робкий ребенок возможно и хочет спеть или станцевать, но стесняется. Такое чаще всего наблюдается, в тех случаях, когда первые попытки не были одобрены или вызвали насмешки у сверстников. К этой группе детей нужно проявлять повышенное внимание, всячески поощрять их не очень умелые действия.

Иной подход нужен к детям, которые добились успехов и несколько преувеличивают свои возможности, относятся свысока к сверстникам, чувствуя себя лидерами. Таким детям предлагают более сложные задания, требующие значительных усилий. В ряде случаев целесообразно даже ограничить активность этих детей. Здесь особенно важен психологический подход, учет индивидуальных особенностей.В руководстве пением детей особое внимание следует обратить на чистоту пения без сопровождения. Важно предостеречь детей от слепого копирования сложных песен, что может отрицательно повлиять на развитие детского голоса.

Воспитатель должен предварительно планировать и создавать условия для самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он должен быть соучастником этой деятельности, побуждать детей к действиям лаконичными предложениями: «Давайте проведем конкурс на лучшее исполнение песни или танца»; «Очень интересно провести викторину - кто вспомнит больше названий знакомых песен»; «Поиграем в праздник» и т.д.

В развитии самостоятельной музыкальной деятельности первостепенное значение имеет качество проведения занятий. Очень важен метод показа воспитателя, способствующий исполнительской деятельности детей, однако нужно расширять арсенал педагогических средств. Творческие задания, побуждение к самостоятельным действиям на занятиях, анализ действий и коррегирование с одной стороны, и развитие инициативы, уверенности детей в своих силах - с другой, а также тесный контакт с родителями, их помощь в организации музыкальной среды – таковы важнейшие предпосылки формирования самостоятельной музыкальной деятельности детей.



Предварительный просмотр:

Консультация

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в условиях внедрения ФГОС».

Музыкальный руководитель Самсонова Е.И.

Ключевая установка стандарта дошкольного образования - это поддержка разнообразия детства. При работе по стандартам должна учитываться уникальность дошкольного периода: гибкость развития ребёнка, разные варианты и скорость его развития, доверчивость и непроизвольность восприятия.

Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении ребёнок получает через детские игры различной направленности, сотрудничество, диалог с детьми и взрослыми. Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Если смотреть требования к результатам освоения дошкольной программы, то многие целевые ориентиры напрямую связаны с задачами музыкального образования: воображение, фантазия, умение контролировать свои движения, выражать эмоции и желания,  творческие способности, экспериментирование со звуками. Основной подход к реализации стандартов – системно – деятельностный. Должна работать система, где интеграция различных видов деятельности определяется чёткой целью и работает на одновременное выполнение нескольких педагогических задач, при этом находясь в рамках игровой деятельности. Музыкальное воспитание в детском саду всегда было построено на интеграции, так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия. Через занятия музыкальной деятельностью можно влиять  на решение многих проблем в развитии речи, формировании внимания, развития памяти, воображения, фантазии. Музыка работает на укрепление и сохранение  физического и психического здоровья, влияет на эмоциональную сферу человека. Поэтому очень важно найти способы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя. Существуют традиционные способы взаимодействия – это непосредственно на музыкальном занятии и на утренниках и развлечениях. Если говорить о музыкальном занятии, то у воспитателя должна быть основная цель – оказывать помощь детям  в преодолении трудностей, возникающих при занятии различными видами музыкальной деятельности,  наблюдение и контроль за индивидуальными особенностями своих воспитанников! Для чего? Для того, чтобы при необходимости доработать с ребёнком то, что у него не получилось. Это ёщё один принцип работы по стандарту – мы обязаны создать для всех детей ситуацию УСПЕШНОСТИ! Это  дополнительная индивидуальная работа музыканта, воспитателя и родителя вне музыкального занятия.

Какие же способы работы можно предложить воспитателям в течение дня?

Первое – в группе должны быть музыкальный и театральный уголки. К ним существуют определённые требования: музыкальный уголок должен быть доступен ребёнку, оснащён музыкальным центром для воспроизведения аудиоматериала, набором музыкальных инструментов, соответствующих возрасту, причём он должен наполняться нетрадиционными инструментами (бутылочками, «шуршалками», «гремелками», желательно изготовленными самими детьми совместно с родителями), небольшая ширма. Хорошо, если уголок для занятий театральной деятельностью находится рядом с музыкальным. Это создаёт условия для интеграции двух видов искусств, что вполне естественно. Театральная деятельность  сочетает в себе развитие речи, творчество, музыку, танцы, умение выразить голосом эмоции, передать образ, ребёнок играет роль, он раскрепощается, потому что именно играет.  Рассказывание, пересказывание, драматизацию можно сделать намного полезнее и интереснее для ребёнка, если соединить рассказывание сказки с   музыкой. Озвучьте это традиционными и нетрадиционными музыкальными инструментами, звучащими предметами быта и сразу будет выполнено огромное количество педагогических задач, в том числе и эксперементирование со звуками.  Игра детей в музыкально – театральной зоне должна быть внимательно отслежена воспитателем. Нужно побуждать детей к  осмысленным действиям  в данной зоне. Можно помочь детям организоваться для сюжетно – ролевых игр: «Оркестр», «Концерт», «Репетиция», и т.д. Дети проявляют творчество, одни играют роль артистов, режиссёров, музыкантов, другие – роль зрителей. Поручите ребёнку, который лучше знает песенку или играет на инструментах, провести репетицию перед концертом, и дети с удовольствием в этом поучаствуют, при этом, они используют полученные умения и навыки, а заодно и помогут другим детям повторить или лучше освоить песни, танцы и игру на инструментах.

                  Музыкально – дидактические игры являются важным фактором для развития не только музыкальных способностей, но и для общего развития ребёнка. Поэтому использование их в течение дня очень полезно и необходимо! Они вполне доступны для воспитателя и не требуют специальной музыкальной подготовки. Можно повторять музыкально – дидактические игры, используемые на музыкальных занятиях, а можно включать другие. Такие игры конечно несут в себе музыкальную задачу, но развивают попутно очень много других способностей. Рекомендую некоторые из них:

Тихие игры:  так как перед нами стоит задача сохранить здоровье ребёнка, мы должны обратить внимание  в частности и на его слух. Находясь в шуме большую часть дня, взрослый теряет слух, а для ребёнка, у которого идёт формирование слухового аппарата, шум в большом количестве вреден во много раз.  Рекомендую устраивать так называемые «Минуты тишины», но наполненные смыслом. Слух при этом отдыхает, перестраивается на внимательное восприятие внешних звуков -  не раздражителей, ритма, включается фантазия, развивается тембровый, ритмический и динамический слух.  Также эти игры полезны уже тем, что это – игры, участвовать в них могут все дети без исключения, то есть мы создаём те самые условия для одновременного развития всех детей, не зажимая их индивидуальность какими- то жёсткими рамками

.1.«Глухой телефон» - активизируется внимание, включается фантазия, пополняется словарный запас.

2.«Разная тишина» - Зажать руками уши и сказать, что слышал – развивается внутренний слух, фантазия, ассоциативное мышление, умение рассказать о своих ощущениях

.3.  «Кто меня позвал?» - развивается тембровый слух, внимание

.4. «Кто как поёт?» Формируется навык звукоподражания, развивается выразительность интонации, образное восприятие.

5. «Ушки назад» - внимание, воображение

.6. «Какой инструмент звучал?» - тембровый слух, внимание и память (ребёнок узнаёт то, что когда то запомнил)

.7.  «Ритмическое эхо» - ритмический слух, внимание 

Развитие ритмичности – одно из важнейший задач развития не только музыкальности, но и задача, работающая на сохранение психического здоровья. Есть работы учёных, где доказывается, что отсутствие чувства ритма у человека ведёт к некоторым психическим расстройствам. Обратите внимание на то, что дети гиперактивные и наоборот – заторможенные - не могут чаще всего правильно отразить ритм, у них происходит дисбаланс с внутренним ритмом его серцебиения, ведь всё в мире выстроено в определённом ритме (пульс, работа механизмов, звуки природы.)

Очень полезная игра – эксперимент «Сердце – моторчик». После активного бега, после громкого крика  предложите детям послушать свой пульс. Затем после спокойной деятельности  -  сравнить пульс с ранее прослушанным. Задайте вопросы: «Что заметили?», Когда был какой пульс?» «Как вы думаете, почему так было?». Дети самостоятельно находят ответы. Это своеобразный эксперимент, у них формируются понятия о физиологии человека на своём примере, учатся рассказывать о своих ощущениях и анализировать своё внутреннее состояние, а заодно закрепите музыкальные понятия «Ритм» и «Темп»

.Если говорить о сохранении здоровья, то очень полезны дыхательные упражнения, они всегда должны использоваться перед пением на музыкальном занятии и использоваться в других видах деятельности. Дыхательные упражнения: «Снежинка», «Ветер и ветерок»,  «Шумелки»,  «Мячик», «Немой телевизор». Очень полезны «психогимнастика», в которой формируется умение выражать и передавать эмоции, и «логоритмика», с помощью которой   развивается речь и  дикция

 Музыкально – ритмические движения  и танцы – один из наиболее любимых детьми видов музыкальной деятельности. Если при пении ребёнок лишается возможности двигаться, то в танцевально – ритмической деятельности он удовлетворяет свою естественную потребность -  активно двигаться. Чтобы избежать нудного разучивания танцев, следует применять игровые приёмы. Такими являются игропластика и танцевальная ритмика. Я уже несколько лет использую элементы парциальной программы Анны Иосифовны Бурениной и программы Сергея и Екатерины Железновых. По четвергам вместо утренней гимнастики проводим «Ритмическую гимнастику». Дети под специальное музыкальное сопровождение по показу, чаще всего в кругу, выполняют танцевально – ритмические композиции. Включается так называемый эффект «3 Д». Дети слушают, видят движение в исполнении других и выполняют сами. Причём, до минимума сводятся замечания и исправления. Дети свободно, по мере своих возможностей выполняют движения,  соизмеряя их с другими. Композиции доступны и интересны, они вполне могут быть использованы воспитателем для других занятий в качестве физминуток. Рекомендую использовать танцевальные движения в комплексах утренней гимнастики и на  физкультурной деятельности. Например, танцевальные виды шагов и прыжков. Задачи физического воспитания при этом не нарушаются, а интегрируются с задачами музыкальными.  В группе можно использовать такой приём, как « Танец сидя». Это метод уподобления, помогающий через «язык собственного тела» понять характер музыки, а также закрепить умение передавать чётко ритм. Музыка звучит, а дети выполняют хлопки, щелчки, покачивания, шлепки, притопы, «шагают» пальцами и т.д. Происходит процесс активного восприятия!Что такое певческие навыки? Это – правильное дыхание, дикция, интонационная выразительность, ритмичность, эмоциональность, правильная осанка, артистичность, звуковысотный слух, динамический слух, память. Методы для закрепления певческих навыков в группе: «Прохлопай ритм знакомой песенки», «Угадай мелодию», «Музыкальная лесенка»   Музыка в режимных моментах: это утренняя гимнастика под музыку, музыка на засыпание и пробуждение, релаксация под звуки природы, музыкальные хороводные игры на прогулке. Причём это не означает, что на улице требуется музыкальное сопровождение. Обычно хороводные игры с пением очень просты в исполнении и поются «а капелло», то есть без сопровождения.

В музыкальной деятельности ребёнок становиться более коммуникабельным (а это опять же важный фактор в реализации стандарта). Пение хором – коммуникация, танец парами – коммуникация, хоровод – коммуникация. Кстати, когда ребёнок впервые взялся за руки в хороводе – это один из первых опытов коммуникативной деятельности! О хороводе хочу сказать особо. Я ввожу хороводы чуть ли не с первых шагов ребёнка в детском саду. Чем дети становятся старше, тем больше использую хороводный принцип не только для решения музыкальных задач, но и для развития ассоциативного мышления, творческих навыков, накопления надпредметных знаний и обогащение речи детей. Например, когда строите хоровод, спросите у детей, на что он похож? Столько разных вариантов скажут! Поём народную песенку в хороводе – попросите детей придумать простые изобразительные движения под текст – получается очень интересная интерпретация, развивается творчество. А хороводные игры с пением и ролями – просто кладезь для развития индивидуальности.

Работа с родителями: Один из сложнейших аспектов в работе педагога. Современные родители чаще всего сами педагогически неграмотные. В стандартах прописано, что родитель является участником образовательного процесса. К сожалению, родителями это стало пониматься как увеличение их прав и только.  Нужно терпеливо довести до сознания родителей, что это участие, прежде всего – их обязанность, они заинтересованы в том, чтобы их ребёнок стал успешным, и их правильное поведение – залог этого успеха. Не посещает ребёнок детский сад регулярно – это бывает по разным причинам, порой и по вине родителей. Хотите, чтобы это не повлияло на участие ребёнка в утренниках, помогите своему ребёнку: выучите с ним дома танец, песенку, и ребёнок безболезненно войдёт в общий процесс. Родитель должен понимать, что его ребёнок индивидуален, у него могут  быть свои особенности в развитии, не надо требовать от него одинаковой успешности во всём. Объясните родителям, что садик – это модель взрослого общества, в котором существуют свои правила, что умение подчиняться разным правилам и социальным нормам тоже прописано в целевых ориентирах федерального стандарта, и это – законно. Проводя работу с родителями по разным направлениям, включите и музыкально – творческое.  Можно провести анкетирование для выяснения условий в семье  для развития музыкальности: есть ли музыкальное образование у родителей, есть ли музыкальные инструменты, специальная детская фонотека, часто ли посещают культурные мероприятия, какие творческие хобби есть у членов семьи. Выяснив эти условия, можно давать индивидуальные консультации по музыкальному развитию в семье. Можно использовать  способ «домашних заданий»: « выучить частушку», «Что мы слышали по дороге в садик?»,  изготовить нестандартные музыкальные инструменты,  разучить дома песни и танцы, поздравить родных с праздником и т.д.

«Все мы родом из детства» и, если все участники образовательно – воспитательного процесса будут работать с любовью, доверием и уважением друг к другу, стараясь использовать каждую минуту для развития ребёнка, то этот уникальный период  - дошкольное детство – станет крепкой базой и основой дальнейшей успешности не только отдельно взятого ребёнка, но и общества в целом.



Предварительный просмотр:

Консультация

«Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателей ДОУ».

Музыкальный руководитель: Самсонова Е.И.

Цели профессионального сотрудничества и сотворчества воспитателя и музыкального руководителя

Формы сотрудничества и сотворчества

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка в контексте музыкальности. Разработка единых диагностических карт музыкальности ребёнка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребёнка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности.

2.Совместное проектирование планов работы, их оперативная корректировка по мере решения общих задач; создание взаимодополняющих педагогических условий в ДОУ, содействующих

музыкальному воспитанию и развитию детей

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребёнком в ходе

образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии. Создание промежуточных диагностик, диагностических методов, позволяющих оценить характер продвижения ребёнка в музыкальном

развитии; совместное обсуждение особенностей продвижения ребёнка в музыкальном развитии на тематических семинарах, педагогических

консилиумах, деловых играх; совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее развитие ребёнка

4. Определение эффективности влияния реализуемых педагогических условий в детском саду на музыкальное воспитание и развитие дошкольника Совместное обсуждение эффективности влияния

педагогических условий на характер продвижения ребёнка в музыкальном развитии, общем развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх, заседания службы сопровождения

5. Проектирование и организация целостного образовательного процесса,

содействующего целостному музыкальному развитию

здорового ребёнка-дошкольника в детском саду Взаимные консультации, создание профессиональных «шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении

разнообразных задач воспитания и развития

6. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателей детского сада, знание их музыкальных потребностей интересов Организация музыкальным руководителем диагностики педагогов дошкольного образования и самодиагностики по изучению музыкальной культуры и эрудиции

7. Знание воспитателем задач музыкального воспитания и взаимопосещение занятий, других форм взаимодействия с ребёнком на музыкальном развития дошкольников, анализ их решения музыкальным руководителем с точки зрения базовой компетентности содержании с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребёнка.

8. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребёнка посредством музыки и музыкальной деятельности. Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ; совместная организация праздников педагогическим

коллективом ДОУ; совместная подготовка тематических семинаров и практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребёнка

-дошкольника средством музыки, использование новых педагогических средств и приёмов в музыкальном воспитании и развитии детей.

9.Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района. Коллективные походы в филармонию, консерваторию, капеллу, театр; совместное создание афиши на учебный год для профессионально-педагогического коллектива, родителей детей, дошкольников с рекомендациями по репертуару; совместная организация родительских собраний по проблемам музыкального воспитания и развития

ребёнка; создание стенда или уголка для родителей и педагогов «Музыка в жизни нашей семьи», «Мы и музыка», «Хочу, чтоб послушали вы и ваш ребёнок» и т.п.; приглашение в детский сад музыкально-театральных коллективов для детей

10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды детского сада как одного из эффективных условий, инициирующих процессы

целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребёнка

Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах; организация конкурса проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе, в семье ребёнка

11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование, 

наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей

Профессиональные рекомендации и советы друг другу в форме дневников, консультаций, оснащённых методических портфелей, приглашений на концерты и спектакли; обоюдные рекомендации по музыкальному репертуару и его использование в образовательном процессе ДОУ; составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий, использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников .

Функции и обязанности музыкального руководителя

и воспитателя Музыкальный руководитель Воспитатель отвечает за составление сценариев праздников, программ развлечений, их

подготовку и проведение:

-за 5-6 недель до праздника («Осенины», «Новый год», «8 Марта», «Выпускной») представляет на обсуждение воспитателям сценарий праздника

-разучивает с детьми инсценировки, танцевальные движения, песни на

занятиях ив индивидуальном порядке (индивидуальные номера);

-разучивает с воспитателями произведения для индивидуального и

коллективного исполнения на празднике;

-во время проведения праздника

отвечает за музыкальный репертуар и музыкальное сопровождение.

-принимает участие в обсуждении, вносит свои предложения в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников группы;

-готовит тематические подборки поэтического материала к развлечениям и

музыкальным утренникам;

-проводит предварительную подготовку к праздникам: беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, разучивание стихов, слов песен и инсценировок;

-помогает в оформлении зала (изготовление атрибутики и украшений, непосредственно оформление зала перед праздником);

-исполняет свою роль на празднике эмоционально и соответственно тексту

сценария.

-составляет план занятий в соответствии с возрастом детей, требованиями образовательной программы ДОУ и внедряемой методики

-вписывает в свой план работы программное содержание, индивидуальную

работу, ежемесячные развлечения, музыкально-ритмические и дидактические игры.

 -1 раз в неделю вписывает в тетрадь взаимодействия:

1.необходимые рекомендации по проведению индивидуальной работы с

детьми по развитию движений, певческих способностей, рекомендации

для проведения музыкально-дидактических игр в группе;

2. тексты песен, движения танцев до начала их разучивания на занятиях.

-осуществляет индивидуальную работу по развитию движений, проводит в свободное время музыкально-дидактические игры в соответствии с рекомендациями музыкального руководителя;

-создаёт проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений;

-направляет самостоятельную музыкальную деятельность

-ежемесячно обговаривает с воспитателем планирование совместной работы

-ежемесячно знакомится и участвует в обсуждении планирования работы на

музыкальных занятиях

-обговаривает с воспитателем распределение обязанностей на музыкальном занятии, особенности индивидуальной работы с детьми данной .

-участвует в обсуждении

-обеспечивает индивидуально-дифференцированный подход к детям на

музыкальном занятии;

-подготавливает детей к занятию

-следит за наличием удобной и безопасной обуви для занятия

-проводит индивидуальную работу с воспитанниками по разучиванию

движений и т.д.

-обеспечивает наличие теплой одежды при переходе детей по коридору и

лестницам;

-следит за соблюдением порядка в музыкальном зале

-помогает музыкальному руководителю создать условия,

позволяющие проводить все виды музыкальной деятельности на занятии

-подготавливает необходимые материалы, музыкальные инструменты,

пособия обеспечивает их соответствие санитарно-гигиеническим нормам

-обговаривает с музыкальным руководителем свое участие, место

нахождения в различных видах деятельности на музыкальных занятиях

-оказывает помощь в сфере своей деятельности для проведения

открытых занятий

-обращается к музыкальному руководителю, знакомится материалами

-проводит работу с родителями воспитанников, вовлекая их в общий

процесс музыкального воспитания ребёнка:

совместные мероприятия, индивидуальные беседы, советы, консультации в виде папок-передвижек, информационных листов, памяток.



Предварительный просмотр:

Консультация

«Ритмопластика- как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально-образовательных технологий»

Музыкальный руководитель: Самсонова Е.И.

Воспитание детей с проблемами в развитии на сегодняшний день - актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребёнка - важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности.

Основной задачей данного метода является поиск инновационных эффективных средств охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движении, правильной организации профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья.

Современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Мы хотим подсказать вам короткий и верный путь в достижении этих целей. Необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. 
Главным мотивом маленьких детей в освоении и совершенствовании двигательного опыта является интерес. Одна из новых форм организации музыкальных занятий - Ритмопластика. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Это не только возможность для ребенка хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоение жизненно необходимых умений и навыков, закладка фундамента будущего физического и психического здоровья, а также создание предпосылок сознательного ведения здорового образа жизни.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Многие исследователи (С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Е.М. Мастюкова и др.) в своих работах показали, занятия ритмопластикой имеют большое значение для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата. Это связано с тем, что характерные для них особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребёнка.

Специфической особенностью данной методики является органическая связь языка движений с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными. Музыка задаёт не только темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и может стать основой образного содержания. Это связано с её природой: высокой эмоциональностью, абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный образ. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер данного вида деятельности.

Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, определяют необходимость оказания им своевременной коррекционной помощи с использованием эффективных технологий. Современная специальная педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.

В основе ритмопластики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Важная задача - научить детей, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.

Преподавание ритмопластики в специальном коррекционном детском саду обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей с особыми образовательными потребностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.

Ритмопластика – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и коррекционных упражнений происходит коррекция и развитие двигательных функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения. Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц.

Методика обучения дошкольников языку ритмопластических движений во многом зависит от выбора «единиц» этого языка, с которыми предполагается познакомить детей. Необходимо подбирать достаточно простые, доступные движения. Эти движения составили некоторую систему выразительных средств, позволяющую создать разнообразные хореографические композиции. Особое внимание хочется обратить на использование специальных, корригирующих упражнений. Данный метод показал, что если включать в занятия с детьми корригирующие упражнения, то можно добиться исправления дефектов в осанке, то есть сбалансировать мышцы тела, удлинив укороченные и укрепив растянутые.

Опираясь на сведения, почерпнутые из научной литературы по анатомии и физиологии детей и исходя из собственного педагогического опыта, была разработана система упражнений, способствующих развитию специальных данных и корректирующих недостатки природной осанки ребёнка.

Главная цель ритмопластики – развитие двигательной активности ребёнка, привитие основных навыков, необходимых для дальнейшей, взрослой жизни. Ритмопластика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков двигательной, познавательной и эмоционально – волевой сферы детей , средствами музыкально – ритмической деятельности , построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными её целями являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

На занятиях ритмопластики, можно выделить четыре основных направления работы с детьми: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее. Занятия ритмопластикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей. Ритмопластика помогает усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивает музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. Музыкально - ритмические  движения и ритмопластические упражнения служат задачам музыкального воспитания. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода. К таким недостаткам относятся общая ослабленность организма, сниженный иммунитет: индекс здоровья у «проблемных» детей, как правило, ниже по сравнению со здоровыми сверстниками.

Развитие ритмопластических способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной форме: ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах. В нашем детском саду большое внимание уделяется упражнениям на координацию движений, ориентирование в пространстве и развитию общей и мелкой моторики, так как они не только физически развивают и оздоравливают детей, но и могут быть использованы как одно из средств, закрепляющих музыкальную грамоту (динамика, запев, припев и т.д.) .

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа – все это может отражаться в движении.

Разработка инновационного метода в работе с детьми с нарушением ОДА:

- Обеспечивать активную двигательную деятельность для детей.

- Обеспечивать необходимую коррекцию имеющегося дефекта в развитии.

- Создавать положительный психоэмоциональный комфорт ребёнка.

Основные условия для выполнения поставленных задач:

- Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;

- Развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;

- Создание условий для творчества и преобладания положительных эмоций на занятиях детским фитнессом.

- Создание оптимальных условий для каждого ребёнка в процессе освоения двигательного опыта.

Основные концептуальные положения в инновационной методической разработке «Ритмопластика».

- Строго дифференцированный подход с учетом характера и тяжести заболевания.

- Построение новых комплексных программ.

- Строгое соблюдение дидактических принципов обучения.

- Соблюдение принципов оздоровительно-развивающей направленности.

При работе с детьми ритмопластикой у них улучшается память, совершенствуются координация движений, способность к обучению письму. Им под силу выполнять движения с контролем их сознания. Чтобы избежать скуки, монотонности, рекомендуется шире применять различное малое оборудование: гимнастические ленты, малые мячи, обычные мячи, скакалки и др., размер которых зависит от возраста занимающихся и конституции тела, обладающие хорошим профилактическим эффектом против заболеваний позвоночника и суставов.

Основные принципы организации занятий.

Как уже указывалось, для детей с нарушениями ОДА, характерны различные нарушения, как познавательных процессов, так и сенсорного и моторного развития. Таким образом, на занятиях ритмопластики актуально применять разработки новых, наиболее оптимальных форм и методов обучения и воспитания детей, с нарушением ОДА, с целью всестороннего коррекционного развития.

Педагог в процессе наблюдений определяет уровень индивидуального развития своих воспитанников и на этом основании подбирает специальный, индивидуально-ориентированный материал (танцы, упражнения, игры) с тем, чтобы раскрыть способности каждого ребенка, «высветить» наилучшим образом его умения и скрыть недостатки. Этот специально подобранный (или придуманный вместе с ребенком) репертуар разучивается с подгруппами или индивидуально. При этом ставится задача подведения детей к выразительному, самостоятельному исполнению композиции.

Обязательно нужно проводить релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце урока, для чего следует использовать такую «музыку» для релаксации, как пение птиц, журчание ручья, шум моря и т.д.

На занятиях очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого необходимо продумать методические приёмы, которые помогут решить поставленные задачи.

Одним из важнейших принципов является:

- научность, которая предполагает построение занятий в соответствии с психическим и физическим развитием ребёнка.

- принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний. Двигательных умений, навыков.

- принцип постепенности определяет необходимость построения в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному».

- принцип индивидуально, при котором осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста и двигательной подготовки. При индивидуальном подходе обязательно учитывается ортопедический диагноз ребёнка.

- принцип доступности означает, что изучаемый материал должен быть лёгким и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей.

- принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений.

-принцип наглядности - один из главных методических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Процессы занятий строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной.

- принцип плавности выполнения движений – без пауз и остановок является существенным моментом в ритмопластике. Спокойный темп выполнения, плавный, без перерывов на отдых переход от одного движения к другому заменяет быстрые, судорожные движения.

«Постановка правильного дыхания – один из важнейших принципов. Каждое упражнение ритмопластики одно общее правило: вдыхайте, готовясь к движению, и выдыхайте в процессе движения.

Выполнение движения на выдохе позволяет расслабляться и избегать перенапряжения. Это также оберегает от задержки дыхания, вызывающей ненужное перенапряжение и стресс. Дыхание практически должно совпадать с ритмом обычного дыхания человека.

Следующая методическая позиция связана с нахождением приёмов, способствующих созданию на занятиях атмосферы увлечённости, когда дети занимаются ритмопластикой не по принуждению и не по команде взрослого, а потому, что им самим интересно. Для этого в методику вводится разговорно - игровой метод, позволяющий ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогающий скоординировать движения своего тела с характером музыки. Выполнение всего сказанного, прежде всего зависит от педагога, который по выражению Л.Н. Алексеевой, должен быть «режиссёром радости». Особо следует выделить его увлечённость и умение построить взаимоотношения с детьми на принципах сотворчества и общего интереса к делу. Это способствует тому творческому порыву, той атмосфере радости и раскрепощения, которые заражают детей положительными эмоциями и делают для них занятия ритмопластикой столь привлекательными. Подбирая музыкальное сопровождение к занятиям, следует стремиться к тому, чтобы репертуар был выразительным, привлекательным для детей, будил фантазию и воображение, помогал развивать возможности тела и в тоже время был доступным для исполнения.

Формы занятий отличаются широким использованием игр и имитационных движений. Занятия должны вызывать интерес у детей и сопровождаться положительными эмоциями, соответствуя возрастным физиологическим характеристикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....