МЫ - ОДНА КОМАНДА
учебно-методический материал

Лондонская Виктория Валерьевна
Командообразование, как инструмент для формирования детского хореографического коллектива.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komandoobrazovanie.docx39.81 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное частное учреждение общеобразовательная школа «ЮНЭК»

143988, Россия, Московская область, г. Железнодорожный,

мкр. Павлино, д.13 Тел. 8(495) 785-73-86                                       www.unekplanet.ru

МЫ - ОДНА КОМАНДА

ЛОНДОНСКАЯ ВИКТОРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА

Командообразование, как инструмент для формирования детского хореографического коллектива.

Командообразование – или, как сейчас модно говорить, тимбилдинг – насущная необходимость для любого коллектива. Когда весь коллектив действует сплоченно, плечом к плечу решают поставленные задачи, резко возрастает эффективность всех процессов, повышается конкурентоспособность. И при этом важно, что рост происходит не за счет привлечения новых ресурсов, а за счет внутренних резервов. Командообразование позволяет создать не просто сплоченный коллектив, а сделать каждого члена в первую очередь командным игроком. При всей схожести этих понятий в них есть и принципиальное различие. Оказывается, важно научить не просто быть единой командой, а сформировать общие навыки работы в команде.

Командообразование, все лишь один из инструментов формирования благоприятного психологического климата детских коллективов.

Само явление уже давно известно нам из далекого советского прошлого - коммунарских сборов и первых детских коммун. Советская педагогическая система разработала и приняла эти методики и успешно использовала их не столько в практике школ, сколько в пионерских лагерях. Знаменитые детские здравницы "Артек", "Орленок", а позже и "Океан" создали не только отработанную систему эффективной работы с временным детским коллективом, а целую методику успешного формирования отношений и сплочения этих коллективов. В наиболее продвинутых детских оздоровительных лагерях эта методика и используемые в ее рамках технологии сегодня успешно используются при формировании временного детского коллектива. Секрет такого положения прост: данные технологии доказали свою эффективность, являясь одним из инструментов создания команды. Необходимо уточнить, что данные задачи при применении комплексных методик решаются достаточно быстро и результативно.

Совершенно очевидно, что теорию и практику работы с временными детскими коллективами в условиях детского лагеря нельзя целиком и полностью переносить в условия детского танцевального коллектива. Но полифункциональность этих методик и технологий очевидна. Их можно и нужно использовать в современной методике.

Каждый отдельный ребенок в любом коллективе, не только хореографическом, испытывает массу трудностей. Эти трудности бывают явные, лежащие на поверхности, и скрытые. Среди них - и сложные отношения с другими детьми из коллектива, и стрессирующее воздействие отдельных людей (как детей, так и взрослых), и высокие нагрузки.

И одной из причин всех этих индивидуальных детских проблем является отсутствие позитивного (благоприятного) климата в детских коллективах, отсутствие самого этого коллектива в полном понимании этого слова.

Детский коллектив является одним из условий развития и личностного роста ребенка. Для созданиея наиболее благоприятных условий развития личности и индивидуальности ребенка в детском коллективе, - необходимо сформулировать и контекстные задачи. Имеется в виду задачи, которые касаются формирования и развития детского коллектива, в котором и происходит развитие ребенка. Этими задачами могут быть:

1) формирование позитивно направленного, жизнеспособного детского коллектива. С самых первых минут работы с детьми мы должны формировать в них чувство коллективного "Мы", ответственность за каждого члена коллектива. Воспитательный потенциал коллектива гораздо сильнее индивидуального воздействия педагога. Актив детского коллектива - ваш первый помощник. С ним можно добиться больших успехов, нежели действовать в одиночку. У каждого ребенка в коллективе должен быть друг или группа, с которым или в которой ему тепло и уютно;

2) организация высокоэффективной системы деятельности. Под деятельностью мы понимаем специфический вид активности человека (или группы людей), направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Образование, воспитание и развитие - триединая цель педагогики. Соответственно, речь идет о взаимосвязывающей все эти три компонента цели деятельности. Если взять за основу психологическую теорию деятельности, то в этой системе необходимы и цели деятельности, и ее предмет, и структура (включающая действия и операции, в том числе и инструменты), и способы достижения поставленной цели;

3) формирование системы ценностей детского коллектива. Именно системы, а не просто ценностей. Одно должно вытекать из другого, соотноситься с ним, а вся система ценностей должна быть взаимозависима. Более того, эта система должна быть открытой, т. е. доступной для других и питающейся из системы общечеловеческих ценностей. Самость, уникальность этой системы - это то, что и отличает каждый детский коллектив от других;

4) формирование благоприятного психологического климата детского коллектива. Это одна из базовых контекстных задач педагога. Причем психологический климат можно рассматривать и как объективно наблюдаемый феномен, и как субъективно переживаемое состояние. Но в любом случае климат коллектива - это то, что влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, а следовательно, на эффективность его обучения и развития в данном коллективе. Одним из инструментов, как мы уже говорили, является командообразующая деятельность.

Остановимся подробнее на содержании командообразующей деятельности. Она может включать в себя и специально подобранные коммуникативные или психотехнические игры, специальные командообразующие эстафеты, мероприятия, и творчески ориентированную совместную деятельность детей. Коммуникативные игры - под ними мы понимаем игры, формирующие и развивающие коммуникативные умения, и навыки личности, а также формирующие коммуникативные связи коллектива за счет практического применения этих умений и навыков. Большой плюс этих игр заключается в том, что их может проводить сам педагог без помощи игротехников или психологов.

Творчески ориентированная совместная деятельность детей - достаточно эффективный способ сплочения детского коллектива. В него могут быть включены и коллективно-творческие дела, концерты, детские спектакли, то что называется коллективным творчеством.

Очень важным моментом формирования детского коллектива является анализ его развития и рефлексия. Это значит, что коллектив в своем развитии должен проходить определенные стадии, этапы. И задача педагога - отследить и показать детям динамику развития коллектива.

КОМАНДООБРАЗУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА.

Упражнение «Дом»

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Описание: Рекомендовано для детей от 6 лет.

Ведущий дает инструкцию:

1. Команда должна стать полноценным домом!

2. Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором?

3. Не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом!

4. Можно общаться между собой.

Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

После выполнения, обязательно устройте обсуждение: почему выбрали именно такую себе роль, например, окно? Почему окно? Или пол? Почему пол? Необходимо объяснить детям - что Вы команда. И каждый член команды очень Важен и нужен. И каждый несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным! И команда - танцевальная семья - тоже.

Упражнение: «Маленькие зелененькие человечки».

Цель: Учимся брать ответственность не только за себя, но и за членов команды.

Описание: Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое замечательное, что здесь вся группа! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я дам команду: "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину тех, кого вы считаете необходимым защитить, а затем хором прокричать: "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!"

В зависимости от того, как будет выглядеть группа, как команда в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их поведение.

Упражнение: «Объелись мёда»

Цель: учимся работать в парах, в команде.

Описание: Упражнение для детей от 4 лет

1. Участники делятся на пары и садятся на пол напротив друг друга.

2. Вы озвучиваете детям: «Вы ели мёд и взялись за руки, а руки слиплись. Вам нужно встать, не расцепляя рук».

3. Потом мёд ели впятером, всемером, вдесятером, и так далее, всем коллективом.

При этом, все участники садятся близко-близко по кругу и также должны встать, не расцепляя рук.

Упражнение: «Сидячий круг»

Цель: учимся работать в команде

Описание: для детей от 4х лет.

1. Ведущий просит участников встать в тесный круг.

2. Круг должен быть точно такого размера, чтобы плечи участников касались друг друга.

3. После этого все участники должны сесть на колени друг другу.

То есть участник садится на колени того участника, который находится сзади.

4. Также надо положить руки на плечи того участника, который находится спереди.

5. В такой позе участники должны сделать несколько шажков – круг немного поворачивается.

Упражнение "Сороконожка"

Цель: Обучение взаимодействию со сверстниками, сплочение детского коллектива!

Описание: для детей от 4х лет

1. Все дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего.

2. По команде тренера или ребенка-ведущего сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т. д.) и выполняет другие задания.

Главная задача – не разорвать единую цепь, сохранить сороконожку в целости.

Упражнение «Шанхайцы»

Цель: Сплочение детского коллектива, командообразующее упражнение!

Описание: для детей от 4х лет, понадобится веревка или ленточка.

1. Сейчас мы воочию увидим, какого это – быть единым коллективом, единым целым. Для этого прошу вас выстроиться в шеренгу и взяться за руки.

2. Первый участник начинает закручиваться вокруг своей оси.

3. В итоге должны закрутиться все.

4. Теперь необходимо обмотать получившуюся спираль веревкой.

5. И в этом состоянии команда должна пройти определенное расстояние, не расцепляя руки и не разрывая веревку (нитку).

Упражнение: «МЕШОЧЕК»

Цель: учимся работать в команде!

Описание: для детей от 4х лет.

1. Группа встает в круг и, взяв друг друга под руки, протянув их вперед, перебрасывает по кругу мешочек с горохом.

2. Главное его не уронить, т.к. в этом случае игра начинается с начала.

3. Затем мешочек кидают через одного, потом через двоих.

Упражнение: «СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ»

Цель: учимся работать в команде!

Описание: для детей от 4х лет.

Задача данного упражнения в том, чтобы группа численностью около пятнадцати человек, встав в шеренгу и прикасаясь друг к другу щиколотками, прошла установленное расстояние. Эта задача сложнее, чем кажется на первый взгляд, но при должном старании и тренировке вполне разрешима. Игроки обычно очень гордятся ее выполнением.

1. Вы чертите или приклеиваете две параллельные линии на полу на расстоянии шести метров друг от друга (это упражнение можно выполнять и в помещении, и на улице. Во втором случае Вы можете просто положить на землю две веревки, чтобы обозначить линию старта и линию финиша).

2. Вся группа (около пятнадцати человек) встает в шеренгу плечом к плечу и щиколотка к щиколотке. Задача - пройти расстояние в б м, не разрывая контакта у щиколотки ни на миг.

3. Участники стоят перед непростой коллективной задачей, поэтому Вы должны предоставить им достаточное время на решение этой проблемы. Но если Вы видите, что и через 15 минут у группы ничего не получается, то имеет смысл ввести ограничение по времени. Скажите, что у группы есть еще две попытки, чтобы достичь цели. Это ограничение приведет либо к тому, что группа действительно сконцентрируется и успешно закончит упражнение, либо к тому, что признает свой проигрыш. В любом случае активность группы возрастет.

4. Если группа очень большая, поделите ее на несколько команд. Тогда та команда, которой удалось справиться с задачей, может поделиться опытом с другими (в случае если для кого-то задача оказалась непосильной, а вы не располагаете достаточным временем, чтобы ждать, когда группа все-таки добьется успеха).

Замечания:

Иногда группа додумывается до того, чтобы решить задачу следующим способом: два игрока начинают шагать, синхронизируя свой ход (что двоим, конечно, сделать легче, чем пятнадцати). Когда у них хорошо получается, к ним присоединяется третий, и они шагают уже втроем, затем вчетвером и т. д., до тех пор, пока вся команда не научится идти синхронно.

Не рассказывайте об этом методе сразу - предоставьте группе возможность самой его разработать. Тем более что стратегий для решения этой задачи довольно много.

В конце все команды вместе подводят итоги - и здесь очень часто у участников возникает понимание специфики работы в команде, которое весьма ценно для последующей работы с группой.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.
  2. Данилков А. А., Литвиченко Е. М. Играем с пользой. - Новосибирск, 2005.
  3. Иванов И. П. Энциклопедия коллективно-творческих дел. -М., 1989.
  4. Лутошкин А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. - М.: Знание, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФД "С мамой мы одна команда"

Физкультурный праздник посвящённый дню матери. Задачи: Привлекать родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада.Способствовать созданию традиций, теплых взаимоотношений в семье;В...

Презентация "Мы одна команда"!

Презентация о взаимодействии музыкального руководителя с коллективом....

Тренинг на сплочение коллектива «Мы одна команда»

Сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач....

Тренинговое занятие для педагогов ДОУ «Мы - одна команда!».

Цель: сплочение коллектива, построение эффективного взаимодействия, необходимого в совместной деятельности, для достижения конкретных задач....

Тренинг на сплочение педагогического коллектива "Мы одна команда!"

Тренинг направлен на развитие коммуникативных навыков, эмоциональную устойчивость, уверенность в себе, доброжелательное отношение друг к другу....