"Творчество в изобразительной деятельности дошкольников"
консультация

Матяшова Мария Александровна

Для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творчество в изобразительной деятельности дошкольника.

Творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального, ранее не существовавшего и имеющего общественную значимость.

Любая деятельность может быть двух видов: исполнительской и творческой.

Так как в основе творчества лежит процесс воображения, которое, в свою очередь, строится из элементов взятых в действительности, то исходя из этого, можно определить условия подготовки ребёнка к творчеству:

- накопление разнообразного опыта;

- формирование у детей способности комбинировать имеющийся опыт.

   Рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, можно сказать, что человек создаёт в своём сознании образ, которого пока в реальности ещё не существует, а основой создания подобного образа является прошлый опыт, который человек получает, взаимодействуя с объективной реальностью. Этот процесс и получил название воображения.

Знаменитые отечественные психологи Л.С.Выготский и А.В. Леонтьев под воображением понимали психологически познавательный процесс создание новых образов путём переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

Воображение как основа творчества.

   Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений (А.Г. Маклаков «Общая психология», стр. 284).

Творчество и способности – разные понятия, но в то же время тесно связаны  между собой. В творчестве проявляются способности к изобразительной деятельности.

Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира.

Воображение позволяет ребёнку познавать мир, выполняя гностическую функцию, оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

   Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений используемых в игре.

Творческое воображение – это деятельность, в процессе которой человек создаёт новое, не имеющееся у него у него ранее представление, опираясь на образы, сохранившиеся в памяти от прошлого опыта, преобразуя и изменяя их. Отечественный психолог Леонтьев под творческим воображением понимал самостоятельное создание образов новых предметов, мысленным преобразованием действительности.

  Творческое воображение – это преобразование представлений и создание новых не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы (А.Г. Маклаков «Общая психология», стр. 286).

Несмотря на то, что дети дошкольного возраста способны к творчеству, практическая работа в дошкольных учреждениях в основном, ориентирована на исполнительскую деятельность.

Исполнительская деятельность нужна, т.к. ребёнок должен научиться выполнять определённые операции в изобразительной деятельности, чтобы они стали базой для дальнейшего развития творчества.

 Структура творчества в изобразительной деятельности

Этап творческой изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность художника

Изобразительная деятельность детей

        Появление

замысла.

Мотив + цель = замысел

j0299125

  • внешний толчок, сильное потрясение, яркий образ.
  • замысел может появиться под воздействием другого художественного образа, другого жанра.

Книга→фильм→

картина→музыка.

Младший дошкольный возраст:

- замысел появляется в процессе деятельности, он изменчив, неустойчив.

Старший дошкольный возраст:

- замысел появляется до деятельности;

- может рассказать, что и как будет рисовать, появляются излюбленные темы.

Вынашивание замысла

NA01607_

  • уточнение содержания будущего художественного произведения через  чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов, спектаклей.
  • поиск форм, композиции, размера формата;
  • наброски, этюды, поиск типажа.

Этот этап может быть очень длительным.

Появляется в старшем дошкольном возрасте (до 5 дней)

У малышей чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения. Предварительное планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения.

В старшем возрасте дети могут вынашивать, обдумывать. Поэтому в детских садах проводится предварительная работа. Могут вынашивать замысел ≈ 7 дней. Старшие дети могут делать наброски.

Одну тему могут реализовывать на нескольких занятиях.

Реализация замысла

EN00349_

  •  дальнейшее уточнение художественного образа;
  •  содержание воплощается в конкретной материальной форме;
  •  физические и эмоциональные затраты художника, т.к. он захвачен этим процессом.

- очень эмоциональны, часто сопровождают творческую деятельность речью;

- более короткий, чем у взрослых:

мл.возраст- 15 мин.

старш.возр.- 30 мин.

подг.гр. – 2 занятия на одну тему.      

Появление художественного произведения, его оценка анализ и критика

BD06982_

  • процесс отторжения произведения от художника требует больших эмоциональных затрат;
  • оценка воплощения замысла художником, публикой.
  • Критика полученного результата:

-самим художником;

-со стороны спец. художественных подразделений. 

- очень важна оценка взрослого;

- в старшем возрасте указание взрослого на неточности, возможность доработки.

Структура творчества ребенка идентична структуре творчества взрослого человека, но для нее характерны определенные возрастные особенности.

Детское творчество имеет большое значение для:

  • родителей (помогает понять ребенка, увидеть тенденции развития, гордость за его успехи);
  •  специалистов - психологов, врачей (для проведения коррекционной работы.);
  • самого ребенка - получение удовлетворения от процесса творческого акта;
  •  педагогов (оценка эффективности технологий);
  •  культурологов, искусствоведов (изучение субкультуры детства, частью которой является культура изобразительной деятельности);
  • художников (учатся творчеству у детей, чтобы творить понятным для них языком).
  • этнографов, они увидели, что рисунки дошкольников похожи на рисунки первобытных. Устанавливают взаимосвязи, сравнивают рисунки разных народов и ищут сходства и различия.

Следовательно, детское творчество является общественно значимым.

Ввели ограничения, понимая все особенности, и предложили называть эту особенность – детское творчество.

Показатели детского творчества

(Н.А.Ветлугина):

  1. Отношение к деятельности. Ребенок предпочитает эту деятельность другой, захвачен ее выполнением, увлечен, ничего не замечает за работой. Быстро переключается на любимую деятельность и с трудом с нее на другую.

 Показатели, характеризующие  отношение  детей  к  творчеству, их  интересы  и  способности:

  • искренность,  правдивость  переживаний;
  • увлечённость, захваченность  деятельностью;
  • возникновение  интереса  к  творчеству  в  связи  с  различными  видами  художественной  практики, т.е. появляются предпочтения.
  • развитое  творческое  воображение, т.е. до начала деятельности всё может рассказать.
  • специальные  художественные  способности, позволяющие  успешно  решать  творческие  задания.

  1. Качество способов действий. Ребенок сам является творцом новых способов изображения. Работая по образцу – дополняет, дорисовывает, придумывает.

 Показатели  качества  способов  творческих  действий:

  • изменение, дополнение, преобразование  уже  знакомого  материала;
  • применение  известного  материала  в  новых  ситуациях;
  • самостоятельные  поиски  наилучшего  решения  задания;
  • нахождение  новых  приемов  решения, самостоятельность  и  инициатива  в  применении  их;
  • возможно  подражание  образцу, но  при  применении  новых  образов;
  • нахождение  своих  оригинальных  приемов  решения  творческих  заданий.

  1. Качество самой продукции. Нестандартное выполнение задания, внесение чего-то своего нового, использование новых изобразительных материалов. Рисунки отличаются оригинальностью, непохожестью на другие.

Показатели  качества  продукции  детского  творчества:

  • Нахождение  адекватных  выразительно-изобразительных  средств для  воплощения  образа;
  • Индивидуальный  “почерк” детской  продукции;
  • Своеобразие  манеры  исполнения  и  характера  выражения  своего  отношения.

Индивидуальный «почерк» детской продукции проявляется в том, что учёные выделяют «детей-графиков» и «детей-живописцев».

«Дети - графики» - рисуют карандашами, реже фломастерами. Редко закрашивают, рисунки контурные, мелкие, динамичные, многофигурные. Чаще рисуют одним цветом, ручкой или карандашом. Рисунок декорированный, украшенный множеством деталей. Плохие рисунки красками.

«Дети - живописцы» - мыслят цветом, любят рисовать красками, рисунки яркие, они часто меняют цвет. Рисунки статичные, но очень эмоциональные.

Неудобно чувствуют себя на занятиях, где рисуют карандашами. Получаются пустые небрежные рисунки.

В работе  Л.Хаскелла (Лабунская Г.В. Изобразительное  творчество  детей.- М.:Просвещение,1986.) формирование  детского  творчества  рассматривается в  связи  с  отработкой  определённых  личностных  качеств, которые являются  составными компонентами  творчества: оригинальность, беглость, гибкость, восприимчивость.

Оригинальность  предполагает  внесение  нового  в  имеющийся  материал, способность  проявлять  неординарность  мышления;

Беглость  предполагает  способность  реагировать  на  идеи  в  пределах  ограниченного  времени, богатство  зрительных  впечатлений;

Гибкость  означает  способность  ребенка  приспосабливаться  к  неожиданным  изменениям  ситуации. Например, может  заинтересоваться  формой, получившейся  в  результате  пролитой  краски, кляксой  и  приспособиться  к  новой  ситуации. А  может  просто  расплакаться  и  опустить  руки – в  этом  случае  его  нельзя  считать  творческой  личностью.

Восприимчивость – способность  увидеть  необходимые  свойства  обычных  предметов  и  явлений. Это  понятие  тесно  связано  с  расширением  и  пополнением  словаря.  

Условия развития творчества детей

(Г.Г. Григорьева)

  1. Творчество должно стать стилем жизни всей группы детского сада.
  2. Организация интересной жизни в дошкольном учреждении  в семье, яркие, эмоционально насыщенные впечатления.
  3. Единая позиция педагогов при обучении детей. Однако в современном подходе считают, что могут быть выдвинуты и разные требования.
  4. Общение с искусством (знакомство с подлинными художественными произведениями).
  5. Учет индивидуальных особенностей ребенка.
  6. Сотрудничество взрослых с детьми в процессе творчества, вера в силы ребенка, оказание поддержки при неудачах.
  7. Комплексное использование методов и приемов руководства в изобразительной деятельности.
  8. Обязательная мотивировка заданий.
  9. Бережное отношение к процессу и результату творческой деятельности детей.
  10.  Материальные условия.
  11.  Обучение – ведущее условие для развития творчества.

Соотношение обучения и творчества

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МЕТОДИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

(Е.А. Флёрина)

 «...чем менее усвоено учебное задание, тем более на нем следует фиксировать внимание ребенка, отводя моменту творческого порядка незначительное место. Чем лучше усвоено учебное задание, тем чаще его можно включать в широкие творческие задачи. Такая взаимосвязь между учебными и творческими задачами оказывается наиболее продуктивной, концентрирующей детское внимание на основной задаче, не допускающей его раздвоения.

Небольшой творческий элемент при новых учебных задачах оказывается чрезвычайно целесообразным: определенная, хотя и небольшая доля детской инициативы и наличие предмета делают дидактическую задачу более осмысленной, интересной, дидактические результаты более продуктивными» 

( Ф л е р и н а  Е. А.  Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., 1956)

Соотношение обучающих и творческих задач на занятии не зависит от возраста детей. Оно зависит от этапа усвоения конкретного содержания.

1.  Обучение  \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\!///// Творчество

2.  Обучение  \\\\\\\\\\\\\\\\\!///////////////// Творчество

3.  Обучение  \\\\\\!//////////////////////////// Творчество

Первый этап обучения – применение прямых методов руководства (показ, образец, подражание, объяснение).

Второй этап – возможно появление творчества детей. Вариативные методы (частичный показ).

На третьем этапе творчество проявляется в полной мере. Педагог применяет косвенные методы руководства (создание мотивации и эмоциональной обстановки).

   Т.о. можно говорить, что художественная изобразительная деятельность ребёнка является деятельностью с характерными этапами творческой деятельности художника.

Можно говорить о том, что ребёнок дошкольного возраста может заниматься не только репродуктивной, но и творческой деятельностью.

                         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение «Развитие детского творчества в изобразительной деятельности дошкольников»

В соответствии с ФГОС ДО (п. 2.6.) основные задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Художественное творчество» включают в себя:Развитие предпосылок ценностно-смысло...

Статья «Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников»

Статья «Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников»...

Статья «Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников»

Статья «Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников»...

Статья "Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников"

Статья "Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников" ...

«Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников»

Статья «Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников»...