Конспект (разработка интегрированного занятия для подготовительной группы) «Знакомство с русским народным национальным костюмом»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Полякова Елена Леонидовна

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №141 им. Героя Советского Союза Рихарда Зорге, ДО № 3

Конспект  непосредственно образовательной деятельности

(разработка интегрированного занятия для подготовительной  группы)  

 «Знакомство с русским народным национальным костюмом»

                                                                                 Автор: Полякова Елена     Леонидовна,  воспитатель

г. Москва, 2019 г.

 Тема: «Знакомство с русским народным национальным костюмом».

 Цель: приобщать дошкольников к истории национальной культуры,

             познакомить с историей русского народного костюма.

Задачи

- познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма;              

         - воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре и литературе;

- закрепить знание детей о женском и мужском народном костюме, о назначении деталей костюма;

- расширить представление о цветовом колорите народного костюма, о вышивке (обереге);

- учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;

       - способствовать развитию речи детей, расширять словарный запас словами и выражениями:  рубаха, душегрея, сарафан, распашная понева, кафтан,  домотканое полотно,  кокошник, оберег;

       -  побуждать детей интересоваться смыслом  новых слов;

       -  упражняться в согласовании существительных с прилагательными;

       - формировать навыки словообразования (душегрея);                                                                                                воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа;

       - учить изображать характерные  особенности национальной   одежды;    

       - закреплять умение  легко рисовать контур простым графитным  карандашом и закрашивать рисунок цветными карандашами;

       - воспитывать  у детей эстетический  вкус, творчество, чувство дружбы между детьми разных национальностей;

       - формировать познавательный интерес к национальным обычаям и традициям.

Материалы и оборудование: демонстрационный иллюстрированный материал по русскому национальному костюму; иллюстрации национальных костюмов России; куклы в русском  национальном костюме; элементы русских народных костюмов; иллюстрации  русских народных сказок; аудиозаписи русских народных песен. Альбомные листы формата А 4, простой графитный карандаш, цветные карандаши.

Предварительная работа: 

1. Экскурсия в библиотеку. Рассказывание о русском национальном костюме России  (северном и южном).

2.Рассматривание иллюстраций к сказкам, где герои в русских народных костюмах (сказки:  «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка»- одежда героев нарядная, праздничная и повседневная, а в сказках «Курочка ряба», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - одежда рабочая, повседневная).

3.Рассматривание открыток с национальными костюмами России.

4.Изображения мальчика и девочки, изображения нарядной и обычной одежды, изображения символов, которыми украшали одежду - показ слайдов.

5.Рисование кукол для дальнейшего раскрашивания в женский и мужской народный костюм.

Методические приемы: 

словесные методы: рассказ педагога, беседа с детьми, вопросы к детям, объяснение;

наглядные методы: демонстрация иллюстраций, видеоматериал;        

практический метод.

Ход занятия:

 1.Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени, заглянуть в прошлое и поговорить с вами о том, как жили наши предки, как одевались русские люди в старину. И тема нашего путешествия: «История русского костюма». Раньше была традиция: в дни праздников устраивать  ярмарки. Тогда люди надевали самую

 красивую одежду. И мы с вами нарисуем кукол в национальных костюмах,  нарисуем праздничную нарядную ярмарку.  

Посмотрите, это кукла Катенька в русском национальном костюме, она  пришла к нам сегодня в гости. Она очень нарядная.

Играет русская народная музыка «Во поле береза стояла».

Воспитатель: Так и хочется встать в хоровод  под эту мелодию. А кто в старину водил хоровод?

Дети: Девушки, девицы-красавицы в красных сарафанах, красны девицы.

Воспитатель: Правильно. А вы знаете,что со времён Древней Руси «красный» значит, красивый, а потому праздничный, нарядный. В русском фольклоре мы встречаем выражения: весна красна, красна девица, красна красота, так говорили  о красоте девушки. Красный цвет был связан с цветом зари, огня, и всё это связывалось с жизнью, солнцем, миром. Как раньше в народе называли красавиц?

Дети: Лебедушка, березонька, пава, ягодка (словарная работа).

Воспитатель: Ягодка – приветливо, ласково называли девушек. А красны девицы, значит, красивые. А какими именами их называют в сказках?

Дети: Василиса Прекрасная; Марья – краса, длинная коса; Марья – искусница; Василиса Премудрая.

Воспитатель: Правильно вы сказали.  В  девушке  ценилась не только внешняя красота, но и внутренняя, ценилось её мастерство, её умения.

2.Воспитатель: Давайте рассмотрим нарядный русский костюм куклы Катеньки.        

Из чего состоит нарядный  женский костюм?

Дети: Из рубахи, сарафана и кокошника. (Словарная работа.)           

Воспитатель: В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность. Голова должна быть всегда прикрыта.
 Кокошник – русский народный головной убор, в виде округлого щита вокруг головы. Богато украшенные головные уборы делались вручную и одевались только по праздникам, их берегли и передавали от матери к дочери и внукам.                                  А какие головные уборы носили ещё девушки до замужества?                          

Дети: Платочки, ленты, венки, повязки.                                                    

Воспитатель: Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.    

Воспитатель: Что это такое?

Дети: Рубашка.

Воспитатель. Из какого материала шили такие рубахи?

Дети: Такие рубашки шили изо льна, льняной ткани.

Воспитатель: Льняная одежда экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но её недостаток: она мнётся и с трудом разглаживается.
Если ткань ткали дома, ее называли
домотканой.

Значит, рубашки, какие?                                                                                          

Дети: Льняные, домотканые.                                                          

 Воспитатель: А кто на Руси носил рубаху?                                                    

Дети: Мужчины, женщины, дети.  

Воспитатель:  Значит, рубаху носили все. Следует помнить, что конечно, люди с разным достатком одевались по-разному. В городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.

Как они назывались?                                                                                                

 Дети: Портные.

Воспитатель: Правильно. А те, кто победнее, одежду делали из материала, изготовленного городскими ремесленниками  или изготовленного дома, в домашних условиях на станке, то есть домотканую. Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набойной. На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок  камня. Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.  

На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ -
Сам себе и швец, и жнец,
И на дудочке игрец.
Игровое упражнение под музыку «Изобрази, как «отбивали» узор».

Попробуйте изобразить с помощью движений рук, как делали узор, покрывали его краской, отбивали на материи, (стоя около стола под музыку).

Воспитатель: Не случайно народ составил такие пословицы и поговорки, в  них-то  и видна народная смекалка и мудрость:

Молодец в кафтане, девка  в сарафане.

Какова пряха, такова на ней рубаха.

С миру по нитке – голому рубаха.

Своя рубашка ближе к телу.

Береги одежду снову, а честь смолоду.

Воспитатель:   А поверх рубахи  надевали что?                                              

Дети: Сарафан.                                                                                      

Воспитатель: Рубахи и сарафаны украшались вышивкой  из красной и золотой нити. Сарафаны украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее её владелица.  Сарафаны  чаще всего были красного цвета, но также голубого, жёлтого, коричневого. Красный цвет обозначал  – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – землю - кормилицу.
Повторим, так из какой одежды  состоит русский народный костюм девушки?                                                                                                                  

Дети: Костюм девушки состоит из рубахи, сарафана, головного убора (платочка, ленты или кокошника).

Воспитатель: А что носили замужние женщины. Как вы думаете, что это?

 Дети: Это юбка понёва. Понёвы бывают глухие или распашные. Вначале надевали глухую понёву, а на нее распашную. Она была темная в клетку.                                                                                                    

Воспитатель: Ткани для понёв брали домашнего изготовления: шерстяные (пряжа преимущественно из овечьей  шерсти) и из растительного волокна- конопли. Чередование шерстяных и растительных нитей создавало на ткани узор из клеток.                                                                                        

Воспитатель: А что надевали спереди на понёву?                                              

Дети: Спереди на поневу надевали передник. Он защищал одежду во время работы. Передники были рабочие и праздничные украшенные.          

Воспитатель: Когда девушка выходила замуж, она меняла свой сарафан на понёву и прятала косу свою девичью под головной убор. Какие головные уборы носили в старину русские женщины?                      

Дети: Женщины носили кичку, кокошник, шамшуры – головной убор с платком. Кокошники  были разного вида: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками, были также похожи  на гребешок курочки, сороку с длинными лентами сзади, как хвост сороки и  другие. На кичку часто надевали платок.
Воспитатель: Когда  девушка собиралась  на гуляние, то повязывала платок на голову и надевала душегрею. Душегрейка напоминала маленький  сарафанчик  и надевалась поверх сарафана, шили её из дорогих тканей.

Душегрея – короткая одежда на лямках, отороченная мехом, с застежкой спереди. (Словарная работа).

Давайте вместе скажем: «Душегрея». Как вы думаете, почему она так называется? По вашему мнению, где находится душа у человека? Отсюда и название, значит, душу греет. Итак, сделаем вывод, что женский костюм был двух видов понёвный и сарафанный, а основу обоих составляла рубаха. Белый и красный цвета в костюме значил символ чистоты и радости.        

  3.Воспитатель: Посмотрите и расскажите, что вы знаете о русском народном мужском костюме? К нам в гости также пришёл друг Катеньки Иванушка. Опишите его одежду.                

   Дети: Иванушка одет в разноцветную рубашку с косым воротом - косоворотку. На рубаху надет кафтан, подвязан поясом. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук. Также на нём - штаны порты, сапоги и на голове шапка.                                                      

 Воспитатель: Догадайтесь, о какой детали  народного костюма эта загадка.                                         

Надену - ободом сведет,                                                                                                                                         Сниму - змеею упадет,                                                                                                                                        Тепла не дает,                                                                                                                                            А без него холодно.

Дети: Пояс.

Воспитатель: Для чего носили пояс?

Дети: Пояс носили для тепла, оберега, а также, чтобы носить за поясом инструменты.

Воспитатель: А вот ещё загадка, про что она?

Сижу верхом, не ведаю на ком.

Знакомца встречу – соскочу, привечу.

Дети: Это шапка.                                                                                      

 Воспитатель: А что носили мужчины ещё на голове, кроме шапки?            

Дети: Кепки, шляпы.                                                                              

Воспитатель: Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.              

Воспитатель: Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились. А зимой, особенно в холодную зиму носили шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.

Вывод: Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба)

4. Воспитатель:  А вы знаете, что в старину одежда, особенно праздничная, украшалась узорами, вышивкой  в виде орнамента. Рубашки, как мужские, так и женские на рукаве, подоле и воротнике  украшали вышивкой, ритмично повторяющимся рисунком. На Руси употребляли слово «узор».«Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть», то есть увидеть. (Словарная работа). Увидеть красоту. В старые времена на подоле, воротнике и рукаве рубахи  мастерицы пришивали узорную полосу, на которой вышивали прямые и волнистые линии, разноцветные знаки, символы: ромбы, квадраты, круги,  кресты, цветы, птицы, деревья, растения, солнце, землю, воду.                                      

Воспитатель: Для чего вышивали символы?                                              

Дети: Они оберегали человека.                                                            

Воспитатель: Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил, от разных неприятностей, приносила  в дом счастье. Поэтому её еще называют оберегом. (Словарная работа.) Оберег  талисман, привеска от сглаза.                                                                                                

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что каждый знак обозначал свой символ: красные круги - символ солнца; крест - это тоже символ солнца; ромб - символ земли, плодородия; волнистые линии означали  символ воды,  цветы – символ богатства  и  т.п.                                                                                                      

 Даже цвета имели своё значение:

Красный – благополучие,

Жёлтый – тепло и ласка,

Синий – радость,

Чёрный – богатство.

(Показ символов)

Воспитатель:  Давайте  мы с вами попытаемся создать свой оберег на полосках бумаги разной длины и ширины.

Задание: «Нарисуй свой  узор-оберег»

 На какой  части одежды наносили вышивку (оберег)?

Дети: Подол, края рукава, ворот.

Воспитатель: Вот поэтому вы и берёте полоски бумаги, на которых нарисуете цветными карандашами или восковыми мелками  свои узоры.

Пока ребята выполняют работу, звучит народная музыка.

Воспитатель: Вы  молодцы, потрудились на славу, посмотрите какие великолепные, красочные узоры  у вас получились. (Ребята встают и осматривают работы.)

5. Воспитатель: А теперь мы с вами немного отдохнём. Куклы  Катенька  с Иванушкой отправились на ярмарку. На ярмарках люди веселились, играли, танцевали.  Давайте, и мы поиграем и станцуем на нашей весёлой ярмарке.

Физминутка:

Воспитатель:  Эй, ребята, выходите пляску русскую начните.

                 Ни сидит никто на месте, все танцуют с нами вместе.

                           Эх! раз, еще раз.

                           Мы наклонимся сейчас.

                           Ручками похлопаем, ножками потопаем.

Проводится русская народная игра “Плетень”.

Дети строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест – накрест. По сигналу первая шеренга идет навстречу второй шеренге, которая стоит на месте и кланяется ей. Затем отходит на первоначальную позицию. То же делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем приседают. Говорят слова:

Есть старинная игра,
Называется “Плетень”,
Нам в нее играть охота,
Нам в нее играть не лень.
Раз плетень, два плетень,
Спрячемся от солнца в тень.
Посидим, отдохнем
И опять играть начнем
.

С окончанием слов дети должны построиться в шеренги. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится.

Погуляли, поплясали на ярмарке.  За ваш труд полагается награда. (Пряничные домики, сердечки, куколки).

6.Воспитатель: После короткого отдыха я вас опять приглашаю в нашу мастерскую народно-прикладного творчества, чтобы самим нарисовать и изготовить кукол в национальных костюмах. Наша группа всегда «превращается в мастерскую», когда мы изучаем народное творчество России. На прошлых занятиях мы побывали в гостях у дымковских и филимоновских мастеров. Мы обратили внимание на одежду глиняных барышень, на фасон их платья, на яркую окраску, на необычные для нашего времени головные уборы. Так одевались раньше в тех местах. (Узор на дымковской игрушке: круг, прямые и волнистые линии, точки-горошины и клетка; филимоновская игрушка: поперк туловища и шеи идут чередуясь, разноцветные полосы, и только голова окрашивается одним, чаще зеленым и жёлтым цветом). Совсем недавно мы лепили и рисовали дымковских барышень.

 Сегодня мы рисуем  куклу в национальном костюме, а после  сделаем  коллективную работу «Весёлая ярмарка» и  «Праздничный хоровод».Практическая деятельность детей.

Воспитатель: Посмотрите, какие нарядные девицы и юноши в национальных костюмах  у вас получились, а какие красочные сарафаны и рубашки. Не забыли вы и про узоры на одежде. Вы молодцы, и как тут не вспомнить народную пословицу:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастера.

Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.

7.Воспитатель:  Повторим, что нового вы узнали о русском народном национальном костюме? Для чего нам нужны знания о русском народном костюме?  (Ответы детей)                        

  Воспитатель: А наше занятие я хотела бы закончить песней о нашей Родине. Звучит аудиозапись песни “Моя Россия” (муз. Г.Струве, слова Н.Соловьевой).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по русской народной сказке "Гуси - лебеди" с использованием здоровьесберегающих технологий

В данном конспекте предлагается вариант проведения занятия в старшей группе по русской народной сказке "Гуси - лебеди" с использованием здоровьесберегающих технологий в форме игры - путешествия по стр...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи "Рассказывание русской народной сказки "Колобок"

Цель: Познакомить со русской народной сказкой "Колобок". Закреплять умение наклеивать готовые формы. Развивать мышление, речь. Воспитывать любовь к народным сказкам.Занятие проходит в игровой форме. С...

Конспект интегрированного занятия в логопедической группе по русской народной сказке "Гуси-лебеди".

Уточнять и обогощать знание детей о русской народной сказке "Гуси-лебеди". Учить узнавать сказку по заданию. Вспомнить порядок появление героев в сказке. Развивать умение действовать согласованно. Раз...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по русской народной сказке "Гуси - лебеди" с использованием здоровьезберегающих технологий.

Занятие включает в себя несколько образовательных областей, таких как "Чтение художественной литературы", "Здоровье", "Художественное творчество"...

Интегрированное занятие в средней группе по русской народной сказке "Теремок"

Данное занятие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений. Интегрируются образовательные области "Познание" (ФЭМП), "Коммуникация", "Художественное творчество" (Аппликация), "Социализация". ...

«Интегрированное занятие Чудо-чудное, диво-дивное» (русские народные игрушки).

«Интегрированное занятие Чудо-чудное, диво-дивное» (русские народные игрушки)....

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы «Русский народный костюм»

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы....