Коучинг – сессия: «Защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах»
методическая разработка

Семенюк Ольга Владимировна

 

Цель:   Обобщить знания педагогов о нормативно – правовых актах, определяющих права и достоинства ребенка.

 

Рассматриваемые вопросы.

 

  1. Законодательные акты в которых, определяющие  защиту прав и достоинств ребенка
  2. Практическое задание – карточки с вопросами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коучинг – сессия:

«Защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах»

Дата  проведения: 21.02.2019 год (педагогический час)

Цель:   Обобщить знания педагогов о нормативно – правовых актах, определяющих права и достоинства ребенка.

Рассматриваемые вопросы.

  1. Законодательные акты в которых, определяющие  защиту прав и достоинств ребенка
  2. Практическое задание – карточки с вопросами.

Вывод: Педагоги активно участвовали в обсуждении заявленной темы. Акцентом встречи тезис о том, что нормы международного права  имеют отношения  лично к каждому гражданину России. Как любой закон  они являются не предметом свободного выбора каждого человека, а обязательным для исполнения каждым гражданином. Каждый ребенок является полноправным гражданином своей страны, соответственно он защищен законодательными актами своей страны. 

С карточками – заданиями, педагоги справились на отлично.

Рекомендации:

  1. Создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников определенные уставом образовательного учреждения
  2. Не нарушать права детей на уважение их человеческого достоинства.
  3. О выявленных фактах, таких как угроза жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщить руководителю учреждения (социальному педагогу).

Используемая литература: интернет – ресурсы.

Ответственный: Семенюк Ольга Владимировна, социальный педагог

Коучинг – сессия:

«Защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах»

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия "жестокое обращение" и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

•  обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6);

•  защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

•  обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

•  признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

•  защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

•  защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

•  меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

•  за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);

•  за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).

Семейный кодекс РФ гарантирует:

•  право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

•  право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

•  лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

•  немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).

Закон РФ "Об образовании" утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью обучающегося или воспитанника (ст. 56).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточка 1

Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Конвенции ООН о правах ребенка?

Задание. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства-участники Конвенции?

1) Право на жизнь, право на гражданство, право на образование;

2) право на жизнь, право на семейные связи, право на образование;

3) право на жизнь, право свободно выражать свои мысли, право на отдых и досуг;

4) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Карточка 2

Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Семейного кодекса РФ?

Задание 1. Кто несет основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?

1) Органы управления Российской Федерации;

2) органы местного самоуправления;

3) образовательное учреждение;

4) родители и другие законные представители, воспитывающие ребенка. 

 

Задание 2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?

1) Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;

2) ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей;

З) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;

4) родители и органы местного управления образованием.

Задание З. Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им?

1) Да, если они получены с согласия родителей;

2) да, если они получены не в результате правонарушения;

З) нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители;

4) нет, ребенок не должен работать. 

Карточка 3

Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Закона РФ "Об образовании"?

Задание 1. Кто несет ответственность за нарушение прав и свобод воспитанников в образовательном учреждении?

1) Лица, совершившие или допустившие нарушения;

2) органы местного самоуправления;

З) местные органы управления образованием;

4) образовательное учреждение.

Задание 2. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения воспитанников в образовательном учреждении?

1) Учредитель;

2) органы управления образовательным учреждением;

З) должностные лица образовательного учреждения;

4) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

Задание З. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы воспитанников и дело дойдет до судебного разбирательства?

1) Заведующий как представитель образовательного учреждения;

2) заведующий как должностное лицо этого учреждения;

3) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;

4) учредитель образовательного учреждения. 

Задание 4. Дает ли право закон РФ "Об образовании" участвовать в управлении образовательным учреждением родителям (законным представителям) воспитанников?

1) Да, только через родительские комитеты;

2) да, закон предоставляет им такое право, не указывая на форму этого участия;

3) да, только через Совет образовательного учреждения;

4) нет.

Задание 5. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?

1) Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;

2) правильно организовывать режим питания, занятий воспитанников;

3) направлять ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;

4) создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. 

Карточка 4

Задание. Вам стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребенком. Какие действия Вам следует совершить?

1) Побеседовать с родителями ребенка и указать на неправомерность их действий;

2) сообщить в образовательное учреждение, где обучается ребенок;

3) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушаются права ребенка.

Карточка 5

Задание. Между супругами при разводе возник имущественный спор. В ходе судебного разбирательства в юридической процедуре необходимо участвовать их шестилетнему ребенку. Имеет ли право представлять интересы ребенка только кто-нибудь из родителей?

1) Да, поскольку родители являются защитниками прав и законных интересов детей;

2) да, если назначенный родитель проживает совместно с ребенком;

3) нет, органы опеки обязаны назначить ребенку представителя для защиты его прав;

4) нет, ребенок имеет право на собственное мнение.

Ответы к заданиям

Карточка 1

Задание.

Правильный ответ - 4. Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других.

"Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состоя ния здоровья..." (Конвенция о правах ребенка, ч. 1, СТ. 2).

Карточка 2

Задание 1.

Правильный ответ - 4.

"Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей" (Семейный кодекс РФ, с. 63, п. 1).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть при влечены к различным видам юридической ответственности.

Задание 2.

Правuльный ответ - 2.

"Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей" (Семейный кодекс РФ, с. 65, п. 2).

Задание З.

Правuльный ответ - 2.

"Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им" (Семейный кодекс РФ, с. 60, п. З).

Под доходами подразумевается не только имущество, полученное в дар или в порядке наследования, но и заработок.

Карточка 3

Задание 1.

Правильный ответ - 4.

3акон РФ "Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся возлагает на образовательное учреждение (ст. 32, п. 4). Речь идет об ответственности образовательного учреждения как юридического лица.

Задание 2.

Правильный ответ - 3.

"Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха воспитанников несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения" (закон РФ "Об образовании", сто 51, п. 7).

Должностное лицо - служащий государственного учреждения, уполномоченный принимать важные решения и осуществлять юридически значимые действия. В дошкольном образовательном учреждении под должностным лицом подразумевается заведующая ДОУ.

Задание З.

Правильный ответ –  1

В соответствии с законом РФ "Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод воспитанников должно нести образовательное учреждение. Представлять его должен руководитель этого учреждения или иное уполномоченное должностное лицо. Постановление суда будет обращено к образовательному учреждению, а не к конкретным должностным лицам, несущим ответственность за деятельность образовательного учреждения, и не к лицам, непосредственно нарушившим права и свободы воспитанников. Руководитель же образовательного учреждения по результатам решения суда должен принять меры по устранению отмеченных судом нарушений и возмещению ущерба, причиненного образовательному учреждению действиями его работников.

Задание 4.

Правильный ответ - 2.

"Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право... защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением" (закон РФ "Об образовании", сто 52, п. 1).

Закон не указывает на какие-либо ограничения в выборе органов управления образовательным учреждением, в котором родители (законные представители) могли бы участвовать. Они имеют право избирать и быть избранными в представительные или иные органы самоуправления образовательного учреждения в соответствии с установленным в уставе порядком.

Задание 5.

Правильный ответ - 4.

"Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Учебная нагрузка, режим занятий, организация питания определяется УСТАВОМ образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения" (закон РФ "Об образовании", СТ. 51, п. 1).

 

Карточка 4

Правильный ответ - 3

"Должностные лица организаций и иные граждане, которым стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка" (Семейный кодекс, СТ.56, п. 3).

 

Карточка 5

Правильный ответ – 3

"Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей" (Семейный кодекс, ст. 64, п. 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация защита прав и достоинства ребенка

1. Основные международные документы, регулирующие права ребёнка.2. Нормативные документы Федерального уровня.3.  Права ребенка....

ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВ РЕБЕНКА. КАК ОСТАНОВИТЬ ЖЕСТОКОСТЬ

родители попробуют поставить себя на место детей, узнают какие права есть у дошкольников.проходит очень интересно....

семинар "Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и семье"

Семинар состоит из двух занятий. На одном из которых педагоги знакомятся с документами "Декларация прав ребенка", "Конвенция о правах ребенка", на другом занятии обсуждают какие формы и методы работы ...

Консультация для педагогов "Защита прав и достоинства ребенка"

Материалы для проведения консультации для педагогов по актуальной проблеме, связанной с защитой прав и достоинств маленького ребенка. Презентация "Защита прав и достоинства ребенка", тексто...

Сценарий родительского собрания «Защита прав и достоинства ребенка»

сценарий родительского собрания во 2 младшей группе Тема: «Защита прав и достоинства ребенка»...

Защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребенка, уголовный кодекс РФ, ......

Защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах.

Конвенция ООН о правах ребёнка, уголовный кодекс, семейный кодекс РФ...