Самообразование 2019-2020г.
материал (средняя группа)

Миллер Мария Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию № 76 г. Челябинска

 

 

 

 

 

 

План работы по самообразованию в 2019-2020 учебном году

Тема: «Игра как средство общения детей»

 

 

 

 

 

Воспитатель: Миллер Мария Владимировна

Группа: Буратино

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Челябинск 2019 г.

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………….3

2. Теоретическая база……………...………………………………………….5

3. Методика работы………………………..………………………………….7

4. Основные понятия.………………………………………………………..10

5. План работы…………………………………………………………...…..14

6. Картотека игр……………………………………………………………...15

7. Список литературы……..…………………………………………………27

8. Отчет……………………………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пояснительная записка

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деятельности, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики.

Играя, ребёнок сталкивается с изменениями окружающего мира, как следствием своей игры. Это вызывает у него потребность оказывать активное воздействие на окружающие его предметы, развивает у него интеллектуальные, моральные, волевые качества. Игра помогает формированию личности в целом.

У дошкольника бурно развито воображение, и игра ему необходима, чтобы придумывать, представлять. Так, любой реальный предмет у ребёнка может превращаться в игровой, т.е. такой, который служит в игровых замыслах. Кроме игр с предметами, большое значение для развития ребёнка имеют ролевые игры. Роль – это важнейший компонент игры, в игре она выполняется ребёнком очень чётко.

Начиная с самого малого возраста, ребёнок учится, играя. Большую роль выполняет игра в организации общения между детьми. Играя, ребёнок учится выстраивать отношения, договариваться, выражать свои эмоции словами, делиться своими мыслями, идеями.

Игра помогает ребёнку набраться опыта, который пригодится ему в дальнейшей жизни. К сожалению, в современном мире игры, общение нередко вытесняются (и часто виною тому взрослые!) просмотром телепередач, компьютерными играми. В детских играх стали просматриваться жестокость, агрессия, однообразные сюжеты. Задача педагогов – помочь детям играть, общаться в игре, строить доброжелательные отношения, а также донести до родителей, что игру ничем нельзя заменить. Поэтому считаю тему самообразования «Игра как средство общения детей» весьма актуальной в настоящее время.

Цель:

способствовать развитию игровой деятельности детей и общения в игре.

Задачи:

- изучить методическую литературу, интернет-ресурсы по данной теме;

- составить картотеку игр, способствующих развитию общения между детьми;

- развивать игровую деятельность детей, способствовать общению детей в игре;

- провести работу с родителями, направленную на понимание значения игры в жизни и общении ребёнка.

Начало работы: 1.09.2019г.

Предполагаемое окончание работы: 31.05.2020г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретическая база

Данные задачи решаются в системе целостной работы, включающей организацию в непосредственной образовательной деятельности дошкольников (познавательный, речевой, трудовой, художественно-эстетической, физической, взаимодействия с родителями и узкими специалистами, применение комплекса методов и приёмов, создания развивающей предметной среды, благоприятного эмоционального климата

В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:

- Соблюдение интересов ребёнка

-Системности

-Непрерывности

-Доступности

-Доброжелательности

Знания, умения и навыки дети получают в процессе ознакомления с окружающим миром, в конструировании, рисовании, лепки, аппликации, культурно–досуговой деятельности, во время прогулок и экскурсий.

Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы отводится практическим методам, к которым и относится игра.

При организации работы с воспитанниками активно использую творческие, дидактические, подвижные и театральные игры. При этом учитываю индивидуальные особенности детей.

Приобретённый во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь дошкольников эффективно использую весь комплекс методов и приёмов (наглядные, словесные, практические).

Ежедневной традицией является чтение художественной и познавательной литературы.

Во время непосредственной образовательной деятельности использую игру как приём и форму обучения детей. А также игра присутствует в каждом режимном моменте, будь то: приём детей, приём пищи, укладывание на сон, пробуждение, прогулка, свободная деятельность и уход домой.

Особо важным считается организация сотрудничество с семьёй, в связи с этим необходимо разработать план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам социально-личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации, привлечение к участию в досугах и развлечениях. Уверена, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие в обеспечении успешности организуемой работы.

Основные средства общения

Экспрессивно – мимические (улыбка, взгляд)

Выразительные движения

Вокализация

Предметно – действенные (различные позы)

Речевые (высказывания, вопросы, ответы, реплики)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методика работы

Задача методической работы:

Обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения.

Основной метод – главный метод теории развивающего обучения – метод сопереживания ситуации.

Цель проведения занятий – создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

Материал можно использовать в индивидуальных и групповых занятиях.

Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Дети от двух до пяти лет с каждым годом меньше играют в одиночестве и всё больше тянутся к сверстникам, с которыми они усваивают социальные нормы поведения.

Таким образом, существует шесть типов поведения и соответственно шесть видов игр, куда вошли следующие:

  • Неигровое поведение: ребёнок не играет, но занят чем-то таким, что вызывает у него быстро проходящий интерес.
  • Игра наблюдение: ребёнок наблюдает, как играют другие, часто задаёт им вопросы, что-то советует, но сам редко вступает в игру.
  • Игра в одиночестве: ребёнок играет с игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми.
  • Параллельная игра: ребёнок играет один, однако в непосредственной близости от других играющих детей.
  • Связанная игра: ребёнок общается со сверстниками, занятыми сходной игрой, но каждый поступает так, как ему хочется. Типичным для таких ситуаций является не совместная игра, а лишь обмен игрушками.
  • Совместная игра: дети объединяются в группы для достижения какой-либо общей цели или получения определённого результата.

Успешному проведению игры способствует доброжелательность взрослого, который положительно настраивает ребёнка на сотрудничество. Результативность использования обучающих игр повышается, если соблюдать последовательность в подборе игр и следовать принципам доступности, повторяемости, постепенности выполнения заданий. Организуя каждую игру, взрослый сначала проговаривает слова и выполняет движения игры одновременно с ребёнком. По мере освоения движений взрослый только задаёт вопросы или даёт игровое задание, а ребёнок исполняет свою роль самостоятельно. В играх также предполагаются усложнения, варианты, которые помогут поддерживать интерес детей и обеспечат развитие.

Формы работы

  • Развивающие игры (сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации, и др.)
  • Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера)
  • Этюды
  • Импровизации
  • Наблюдения, прогулки, экскурсии
  • Рассматривание рисунков и фотографий
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций
  • Свободное и тематическое рисование
  • Лепка
  • Чтение художественных произведений
  • Рассказ педагога и рассказы детей
  • Сочинение историй
  • Беседы
  • Мини-конкурсы, игры-соревнования

Структура работы включает в себя 9 основных разделов, направленных на формирование у детей навыков общения.

1. Мир познания (единство с природой)

2. Языки общения (навыки общения с внешним миром)

3. Тайна моего «Я» (формирование собственного «Я»)

4. Этот странный взрослый мир (формирование потребности в общении со взрослыми)

5. Как мы видим друг друга (формирование потребности в общении со сверстниками)

6. Фантазия характеров (в игре рождается истина, в отношениях формируется характер)

7. Умение владеть собой (желаемое и возможное)

8. Культура общения (этикет)

9. Мальчик и девочка (он – папа, она – мама)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные понятия

Потребность в общении.

Что это такое? Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его – вот то, в чём нуждается ребёнок. Болезнь, возникающая при дефиците общения, называют госпитализмом. Общение приносит ребёнку массу положительных, радостных переживаний. Лишённый общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется. И не только личность. Замедляется, искажается всё психическое развитие.

Привязанность и доверие.

Любовь родителей к их детям не инстинктивно, и дети также не инстинктивно любят своих родителей. Лишь через несколько недель обмена взглядами, улыбками, звуками голоса со своим ребёнком мать начинает чувствовать любовь к нему. Малышей тёплое чувство к матери формируется в течение всего первого года жизни у него появляется чувство доверия и формируется привязанность к любимому человеку.

Положительные эмоции.

Положительные эмоции обычно формируются раньше, чем отрицательные. К 9 месяцам малыши могут проявлять интерес, радость, удивление, гнев, печаль, отвращение, презрение и страх. Дети выражают эти эмоции в улыбках, слезах и в смехе.

Улыбка.

Улыбка – одна из самых привлекательных реакций малыша на окружающий мир, на их хорошее самочувствие. Она возникает как простой рефлекс в первые несколько дней после рождения.

Возникновение социального общения.

После первого года жизни малыши всё больше времени проводят без родителей и периоды их непосредственного общения со взрослыми сокращаются, у них появляется возможность более широкого общения со сверстниками. Вступая в социальные отношения между собой, общаясь друг с другом на понятном им языке слов и жестов, дети усваивают некоторые общие правила поведения: они хвалят или бранят друг друга, делятся игрушками и искренне сочувствуют, если товарищ по игре упадёт или ударится. Успех среди партнёров по игре зависит от ощущения безопасности и удовлетворённости, которые знакомы детям по их общению с отцом и матерью.

Сопереживание.

Недавние исследования показали, что чувства сопереживания и сострадания появляются у детей раньше, чем они начинают осознавать независимое от них существование других людей. Примитивные формы социального поведения можно обнаружить даже у новорожденного, когда он начинает плакать, заслышав плачь другого новорожденного.

Проявление заботы

Когда родители внушают ребёнку, что необходимо проявлять заботу о тех, кто в ней нуждается, помогать человеку, испытывающему боль или горе, можно смело утверждать, что ребёнок вырастет заботливым, понимающим боль и огорчение других.

Как помочь сформировать малышу в себе такие качества? Как сделать так чтобы эти основные понятия развились и дали полноценные плоды? Как сделать так чтобы общение между сверстниками и взрослыми впоследствии было более мягким, надёжным, не причиняющим боль? Полагаю, что для этого не требуется каких-то особых приёмов и методов, просто нужно чаще демонстрировать положительные примеры. Такое воспитание необходимо уже в раннем дошкольном возрасте, когда дети впервые начинают осознавать свою обособленность от других, отличие своей боли от чужой, когда они либо проявляют заботу о людях, либо эгоистически проходят мимо чужих страданий. Дети, умеющие заботиться о других в 2 года, проявляют это качество и в 7, и в 47 лет. Эти положительные примеры и создана показать игра.

Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет большое значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих проблем.

Взаимодействие с семьёй

Во многих семьях родители практически не уделяют внимания детям, не играют с ними, мало разговаривают и читают. Они считают, что гораздо важнее научить ребёнка читать и писать. И поэтому родителям необходимо знать о важности данной темы, поскольку она тесно связана с развитием эмоционального мира ребёнка, его интеллектуальном развитии.

Близкий контакт с родителями необходим для осуществления индивидуального подхода, основанного на глубоком знании особенностей детей. Изучение взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми, различных форм поведения, характерных для него в тех или иных ситуациях, знание трудностей, которые возникают во взаимодействии с окружающими, помогут повысить результативность воспитания, предупредить и преодолеть многие отклонения в развитии личности.

Всегда призываю внимательно и вдумчиво относиться к детям, так как атмосфера родственных, эмоциональных связей является важным фактором воздействия на личность ребёнка и развитие его функций общения.

Лучший способ обучить родителей общению с детьми - совместные игровые вечера, которые дают детям представление:

- О нравственном поведении, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми;

- О добре и зле в поведении окружающих;

-О необходимости уважения, доверия, взаимопонимания, взаимопомощи и заботы.

Виды совместной игровой деятельности детей и взрослых

-Подвижные игры

-Игры – драматизации

-Этюды

-Беседы

-Дидактические игры

-Чтение художественной литературы

-Экскурсии

-Составление и обсуждение рассказов

-Просмотр видео – материалов

-Музыкально - театрализованные игры на праздниках и развлечениях

-Изготовление атрибутов к играм

-Обогащение развивающей среды

Формы работы с родителями

-Родительские собрания

-Беседы

-Консультации

-Наглядная агитация (папки – передвижки, оформление стендов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. План работы на год:

Раздел

Сроки

Содержание работы

Изучение методической литературы и других источников

Сентябрь - май

1. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду».

2. Кузнецова А.Е. «205 развивающих игр для детей».

3. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. «Играем и учимся дружить».

4. Пенькова Л.А., Коннова З.П., Малышева И.В. «Развитие игровой активности дошкольников».

5. Субботина Л.Ю. «Игры для развития и обучения»

6. Смирнова Е.О. «Лучшие развивающие игры».

7. Интернет-ресурсы:  https://nsportal.ru/

https://www.maam.ru/

Работа с детьми

Сентябрь-май

Игры на развитие навыков общения.

Октябрь

Знакомство с играми народов мира.

Ноябрь

Игры на формирование навыков личностного поведения в ролевых играх.

Январь

Коллективные игры с элементами творчества.

Февраль

Сюжетно-ролевые игры.

Апрель

Знакомство детей со старинными народными играми.

Работа с семьёй

Сентябрь

Выяснить, знают ли родители, какие игры предпочитают их дети, какое значение придают родители играм своего ребёнка.

Октябрь

Консультация для родителей «Как игра способствует развитию общения?»

Ноябрь

Совместное мероприятие с детьми и родителями  «Развиваемся, играя».

Январь

Подготовка к круглому столу: сбор необходимой информации, составление плана, конспекта проведения, подготовка памяток.

Апрель

Консультация «Игры на лето».

Май

Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год.

Самореализация

Сентябрь -май

Составление картотеки игр. Наблюдение за играми детей, планирование, организация и проведение игр.

Сентябрь

Составление плана работы, подготовка списка литературы по теме самообразования для изучения.

Ноябрь

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития навыков невербального общения у дошкольников».

Март

Консультация для педагогов «Развитие навыков общения в разных видах игр»

Май

Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

 

 

  1. Картотека игр

Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет

Игра «Фотоаппарат».

Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.

Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

Игра «Найди отличия».

Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.

Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

Игра «Сорока-белобока».

Цель: развивать концентрацию внимания, память.

Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек).

Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Игра «Сыщики».

Цель: развивать ассоциативное мышление, память.

Описание: необходимо выбрать одного ребенка, который будет играть роль «разбойника», остальные - «сыщики». Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщиков» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.

Игра «Опиши предмет».

Цель: учить запоминать признаки и свойства предмета.

Игровой материал и наглядные пособия: знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).

Описание: дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.

Игра «Повтори орнамент».

Цель: способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).

Описание: воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

Игра «Запомнил - нарисовал».

Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.

Игровой материал и наглядные пособия: листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.

Описание: наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

Игра «Какая она».

Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.

Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо - овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.

Игра «Нелогичные ассоциации».

Цель: развивать ассоциативное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предмета.

Описание: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

Игры для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста

Игра «Кто где живет».

Цель: развивать зрительное внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Хлопни в ладоши».

Цели: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

Описание: воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

Игра «Вычеркни все буквы К».

Цель: развивать устойчивость, распределение и переключение внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: небольшой текст (из газеты или журнала), ручка.

Описание: предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «к». Фиксировать время и количество ошибок. Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у».

Игра «Меняем внешность».

Цель: развивать наблюдательность.

Описание: играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

Игра «Верно-неверно».

Цель: развивать внимание, память.

Описание: воспитатель произносит разные фразы - верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

Лед - это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)

Игра «Маленький жук».

Цель: развивать внимание, пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.

Описание: воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.

Игра «Выполни по образцу».

Цель: развивать концентрацию внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.

Описание: ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).

Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет

Игра «Да-нет-ка».

Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным.

Описание: воспитатель загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие же вопросы, на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».

Игра «Визуальные "да-нет-ки"».

Цели: учить анализировать; развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями предметов (животных) или небольшие игрушки.

Описание: разложить на столе игрушки или картинки (не более 10), дать ребенку немного времени их рассмотреть. Затем спросить: «Какой предмет я загадала?» Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?) определяет загаданный предмет (картинку). Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить воспитателю. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры.

Игра «Сундук с сокровищами».

Цель: развивать воображение, навыки анализа.

Игровой материал и наглядные пособия: коробка (сумка); любая съедобная (несъедобная) вещь, которая помещается в коробку (сумку).

Описание: предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри.

Игра «Кто кем был?».

Цель: развивать внимание, воображение.

Описание: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.

Например:

- Кем был старичок? (Мальчиком.)

- Чем было дерево? (Ростком.)

- Чем был Буратино? (Поленом.)

Игра «Снаружи - внутри».

Цель: научиться соотносить понятия «большое» - «маленькое», «внутри» - «снаружи».

Описание: назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи. Например: дом - подушка, котлета - кастрюля, сердце - кошка, рыба - река, сахар - чай и т. д. Затем поменяться ролями - пусть ребенок назовет пару слов.

Игра «Я -ты».

Цель: развивать логическое мышление, быстроту реакции.

Описание: ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же. Например, воспитатель говорит: «Я - радуга!» Ребенок должен ответить: «Я - солнце!» Воспитатель продолжает: «Я - небо». Ребенок отвечает: «Я - самолет». И т. д. (Игра подходит для индивидуальных занятий с ребенком и для проведения в небольшом детском коллективе.)

Игра «Третий лишний».

Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Описание: воспитатель называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» - нет. Значит, слово рыба «лишнее». Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

Игра «Отгадай по описанию».

Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.

Описание: заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.

Например:

• Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)

• Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)

• Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)

• Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)

• Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)

Игра «Что сначала, что потом».

Цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета.

Игровой материал и наглядные пособия: наборы картинок (например, из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»).

Описание: воспитатель вынимает картинки и показывает их детям, затем говорит, что если расположить их по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно положить, нужно догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все кончилось. После выкладывания картинок воспитатель просит детей отогнуть приклеенные к ним сверху карточки. Если картинки расположены верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелку. Если стрелка получилась неправильной, значит, картинки расположены неверно, надо исправлять работу. После выполнения задания можно предложить детям пересказать полученный сюжет.

Игры на развитие речи у детей дошкольников 4-5 лет

Игра «Какой он?».

Цель: учить активно описывать признаки предметов.

Описание: предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, - квадратные. Пусть ребенок найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.

Игра «Что ты слышишь?».

Цель: развивать слух, способность к распознаванию речевых и неречевых звуков.

Игровой материал и наглядные пособия: музыкальные инструменты (дудочки, барабан, трещотки, бубен), фольга, бумага, книга.

Описание: воспитатель сажает ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или чем производили гот или иной звук. Начать целесообразно с простого - с музыкальных инструментов, а затем переходить к другому: бумаге, фольге, перелистыванию страниц в книге. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа или слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.

Игра «Кто как разговаривает».

Цель: тренировать фонетическую память (воспринимать, произносить, различать звуки).

Описание: предложить ребенку показать, как разговаривает корова, как разговаривает ее детеныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.

Игра «Картинки-загадки».

Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями различных предметов.

Описание: выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.

Игра «Шаги».

Цель: способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.

Описание: две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса.

Задается тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук. Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты.

Игра «Предлоги».

Цель: закреплять навыки владения предлогами.

Игровой материал и наглядные пособия: одноразовая картонная тарелка, кубик.

Описание: расчертить тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумать предложение. Пусть сначала оно будет простым.

Игра «Похожие слова».

Цели: помочь изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.

Описание: объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:

• Наш котенок веселый. (Забавный, смешной, потешный, комичный.)

• Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная.)

• Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый.)

• Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги.)

Игра «В слова».

Цель: расширять словарный запас.

Описание: предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.

Игра «Смысл слова».

Цель: учить ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Описание: предложить ребенку объяснить, как он понимает смысл слов «велосипед», «нож», «шляпа», «мяч», «письмо», «зонтик», «подушка», «гвоздь», «осел», «мех», «алмаз», «соединить», «лопата», «меч», «неприятность», «храбрый», «герой», «стихотворение» и др.

Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

Игра с картинками в книжке или журнале.

Цели: закрепить знание алфавита; учить словообразованию; развивать внимание, сосредоточенность.

Игровой материал и наглядные пособия: книга с картинками (детский журнал), карандаш.

Описание: вместе с ребенком выбрать любую букву, проговорить ее несколько раз, вспомнить, какие слова на эту букву он знает. Затем предложить ребенку найти и обвести эту букву по всей книжной странице. После этого совместно с ребенком подсчитать количество найденных букв.

Игра «Кто здесь живет?».

Цели: учить детей составлять слова из предложенных букв; развивать навык чтения.

Описание: вместе с ребенком нарисовать на плотном картоне домик или паровозик с вагончиками, ракету или корабль, самолет. В окошко вставить карточки с буквами. Ребенок должен угадать, какие слова живут в этом домике. Пример:

• A, Л, И, С, Е, О - лиса, лес, осел.

• К, И, Н, О, Т, С, Л - кот, кит, слон, кино.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Список литературы

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2001.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2008.

3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. К. Бондаренко, - М.: Просвещение, 2003.

4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 2006. - № 6.

5. Никитин Б. П. Развивающие игры. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1985.

6. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. - Новосибирск: Изд. НГПИ, 2005.

7. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 2007.

8. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателй. - М.: Просвещение,2009.

9. Караманенко Т. Н. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 2009.

10. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М.: Просвещение, 2012.

11. О. А. Степанова «Развитие игровой деятельности ребёнка».

«Игры-забавы на участке детского сада».

12. О. А. Скорлупова, Л. В. Логинова. Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста.

14. О. В. Дыбина. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с

предметным миром».

15. Степаненкова Э. Я. «Методика проведения игр», М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования 2019-2020г.

План самообразования 2019-2020г....

План самообразования 2019- 2020г.

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации....

План по самообразованию 2019-2020г

План по самообразованию 2019-2020г...

План по самообразованию 2019-2020г

laquo;Развитие социально-личностных качеств  у детей с помощью  инновационных форм взаимодействия с семьей.»...

самообразование 2019-2020г.

формирование у воспитанников экологических знаний и представлений, развитие экологической воспитанности дошкольников....

Самообразование 2019-2020г.

Самообразование...