Опыт работы по теме "Развитие мелкой моторики рук детей посредством игр через разные виды детской деятельности"
материал

Ардашева Галина Николаевна

Цель опыта: создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx122.64 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

посредством игр через разные виды детской деятельности»

Составитель:

 воспитатель Ардашева Галина Николаевна

г. Озерск

2019г.

Содержание

Введение

3

1

Теоретические аспекты проблемы

1.1.

Актуальность опыта

5

1.2.

Методологические основы проблемы

7

1.3.

Особенность развития мелкой моторики рук

9

1.4.

Виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук

12

2

Система работы по развитию мелкой моторики                                   13

2.1.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

15

2.2.

Работа с детьми

17

2.3.

Взаимодействие с родителями

22

2.4.

Сотрудничество с педагогами дошкольного учреждения

24

2.5.

Результативность опыта

25

Список литературы

28

Приложения

29

Введение

 «Источники творческих способностей

и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получили более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

Мелкая (тонкая) моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка.

В быту нам ежеминутно приходится совершать действия мелкой моторики: застегивать пуговицы, завязывать шнурки, держать столовые приборы. Навыки мелкой моторики важны при обучении письму и рисованию: от степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга.

Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.

В ФГОС ДО говорится о том, что развитие ребенка должно происходить в «формах, специфических для развития данной возрастной группы, прежде всего в форме игры»

Таким образом, игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью.

  1. Теоретические аспекты проблемы
  1. Актуальность опыта

Сегодня к будущему первокласснику предъявляются высокие требования при поступлении в школу. У ребенка должна быть сформирована готовность к поступлению в школу. Немаловажным является наличие умения ребенка грамотно говорить, использование всех частей речи, овладение элементарными навыками письма. Должна быть развиты волевые качества, познавательные процессы. Все это необходимо развивать в дошкольном учреждении.

Достаточно большая роль отводится сформированной мелкой моторике рук дошкольника.

Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.

Мелкая моторика оказывает большое влияние на развитие ребенка.

Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.

Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.

Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.

Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для ребенка:

  • отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
  • сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
  • недостаточное   развитие   творческих   способностей,   мышления и внимания;
  • неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
  • если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
  • такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.

Следовательно, актуальность данной темы обусловлена требованиями школы, семьи, государства.

Цель опыта: создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды деятельности.

Задачи опыта:

  • изучить методологические основы развития мелкой моторики у дошкольников;
  • рассмотреть особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
  • создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики;
  • расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам развития мелкой моторики рук у дошкольников.

  1. Методологические основы проблемы

Развитие  мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического  и психического развития ребенка  на протяжении всего дошкольного  детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что  уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

                 Исследования М.М. Кольцовой  доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук.

             Параллельно с развитием моторики развиваются  и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя.

             Навыки  тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество – игру, способствуют повышению самооценки ребенка, дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов.

             Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. По мнению И. П. Павлова: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».

              Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие).

             Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

             Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Даже самые незначительные нарушения мелкой моторики могут оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие дошкольника.

  1. Особенность развития мелкой моторики рук

Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста (2-3 года)

2–3 года ребёнок очень быстро изучает и овладевает навыками. Дети уже могут объяснить, что они хотят делать, что им интересно в данный момент. В этом возрасте развитие мелкой моторики способствует в первую очередь развитию речи. Малыш с каждым днём произносит всё больше новых слов, учится воспринимать и копировать звуки, начинает говорить целыми предложениями, поэтому крайне важно в этот период с ним заниматься. Занятия кардинально не отличаются от тех, которыми кроха увлекался в 1–2 года. Но их можно усложнить и добавить новые:

  • нанизывание: предложите ребёнку собрать красивые бусы для мамы, или распределить фигуры одного цвета на верёвочке;
  • игры со шнуровкой очень нравятся детям этого возраста;
  • строительство башни: малыш учится координации движений, распределяет кубики ровно, чтобы они не упали;
  • лепка поделки из пластилина: этот материал для лепки более сложный, чем тесто, и ребёнку нужно приложить больше усилий, чтобы с ним работать;
  • занятия с крупами: предложите малышу выбрать из ёмкости одну крупу и оставить в ней другую;
  • игры с водой: ребёнок из ёмкости с помощью ложки или сачка вылавливает различные предметы.

Развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста (3-4 лет)

Дошкольники от 3 до 4 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.

Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.

Развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста (4–5 лет)

4–5 лет ребёнок предпочитает выполнять многие задания только самостоятельно. Ему интересно, как устроена развивающая доска, почему крутятся колёса и многое другое. Любознательность и тяга к познанию нового только способствуют гармоничному развитию личности. Малыш уже хорошо владеет кистью и карандашом, поэтому основные задания направлены на подготовку руки к письму. Многие родители думают, что это рано для этого возраста. Не стоит путать, в 4 года никто не заставляет кроху писать целые слова или буквы, если он не проявляет интерес. К упражнениям и занятиям, описанным выше, стоит подключить новые:

  • игры с песком, или песочная терапия, как часто называют эти упражнения психологи: пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки или предметы;
  • работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;
  • аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной плоскости, работать с клеем и салфеткой;
  • рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка — эти навыки готовят руку малыша к письму.

Мелкая моторика для дошкольников 6–7 лет

6–7 лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть морально и интеллектуально готов к новому этапу своей жизни. Уроки предусматривают соблюдение дисциплины, быстрое улавливание и понимание нового материала, способность хорошо запоминать и повторять задания. В этом возрасте все упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Именно поэтому родителям стоит уделить особое внимание совершенствованию мелкой моторики. Недостаточное развитие в этой сфере приводит в большинстве случаев

проблемам в обучении: ребёнок не может писать или делает это очень медленно, у него плохо развиты творческие навыки, фантазия и мышление.

Подготовить ребенка к школе помогут такие занятия:

  • физические упражнения: пальчиковая гимнастика, массажёры для рук, пальчиковые игры, пальчиковый театр;
  • мозаика: мелкие детали, которые нужно правильно собрать по инструкции — отличный способ развития маленьких пальчиков;
  • конструктор: в этом возрасте привычные малышу крупные кубики заменяются на более мелкие детали, с помощью которых развивается не только мелкая моторика, но и фантазия;
  • прописи: можно обводить не только буквы или цифры, но и разные фигуры, которые могут заинтересовать ребёнка.

  1. Виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук

Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься, совершенствую мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения. Существуют виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук:

Игровая деятельность

  • пальчиковые игры и упражнения;
  • массаж кистей рук и пальцев;
  • игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
  • игры с верёвочкой, шнуровкой.

Продуктивная деятельность

  • лепка, аппликация, рисование;
  • раскрашивание;
  • вырезание  ножницами.

Познавательно-исследовательская

  • конструирование из лего-конструктора;
  • конструирование из бумаги;
  • конструирование из природного и бросового материала;
  • графические упражнения, штриховки;
  • собирание конструкторов и мозаик.

Театральная деятельность

  • показ разных видов театра.

  1. Система работы по развитию мелкой моторики

Свою работу я начала с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) в сентябре 2017 года. Наблюдая за воспитанниками, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении работ в изобразительной деятельности (по аппликации, лепке, рисованию). У них не были сформированы навыки самообслуживания. Мелкая моторика развита плохо. В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук (см. Приложение 1). 

Результаты, полученные в ходе диагностики уровня развития мелкой моторики у детей, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень развития мелкой моторики детей

Уровни

Сентябрь 2017 года

Высокий

0 (0%)

Средний

15 (60%)

Низкий

10 (40%)

Количество детей

25

Анализ результатов показывает, что у десяти детей (40%) выявлен низкий уровень развития мелкой моторики. У таких детей движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы. Их движения раскоординированы.

Пятнадцать детей (60%) показали средний уровень развития мелкой моторики. У них мелкая моторика развита недостаточно. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальцев.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

Выстраивая систему работы по развитию мелкой моторики дошкольников, определила основные направления деятельности:

1. создание развивающей предметно-пространственной среды;

2. работа с детьми;

3. взаимодействие с родителями;

4. сотрудничество с педагогами дошкольного учреждения.

  1. Создание развивающей предметно-пространственной среды

Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

В группе организован центр «Ловкие пальчики», куда вошли картотеки:

  • «Пальчиковая гимнастика» (по темам недели),
  • «Пальчиковые игры-упражнения»,
  • «Штриховка»,
  • «Соедини по точкам»,
  • «Дорисуй картинку»,
  • «Скопируй узор»,
  • «Лабиринты».

Для наиболее эффективного развития мелкой моторики в группе размещены дидактические игры, пособия:

  • «Пальчиковые шаги»,
  • «Пазлы»,
  • «Шнуровки»,
  • «Ниткопись»,
  • «Чудесные резиночки»,
  • «Коврики»,
  • «Удивительный пинцет»,
  • «Веселые прищепки»,
  • «Собери бусы»,
  • «Волшебные палочки»,
  • «Веселые клубочки»,
  • «Сухой бассейн».

Для изготовления игр и пособий использован природный и бросовый материал.

Для самостоятельной деятельности детям доступны различные виды мозаики, конструкторов; различные застежки: крючки, пуговицы, шнурки, молнии; наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов.

В продуктивной деятельности воспитанники активно пользуются пластилином, трафаретами, бумагой, карандашами, фломастерами, мелками, раскрасками, ножницами.

В познавательно-исследовательской деятельности дети играют различными конструкторами, конструируют из бумаги и природного материала.

В театрализованной деятельности развивающую среду в группе дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Театр Петрушек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами.

Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры и пособия.

  1. Работа с детьми

Работу с детьми по развитию мелкой моторики рук провожу в трех направлениях:

1.организованная образовательная деятельность (игры на развитие мелкой моторики  проводятся в течение всего дня в разных видах деятельности);

2.совместная деятельность с детьми, осуществляемая в режимные моменты (игры на развитие мелкой моторики  проводятся утром до завтрака, между организованной деятельностью, во время их, во время прогулок, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе);

3.самостоятельная деятельность детей (Больше всего на прогулке детям нравится рисовать палочками на песке, собирать камешки, сухие веточки. Одновременно дети развивают мелкую моторику и учатся трудиться. Одно из любимых занятий детей в вечернее время – перекладывание мелких предметов с помощью пинцетов).

В своей работе по развитию мелкой моторики рук у детей я использую различные игры (см. Приложение 2).

  1. Пальчиковые игры:
  • Пальчиковая гимнастика 

Пальчиковая гимнастика. Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. Особое внимание следует обратить на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук), а так же тренировались в выполнениях изолированных движений каждым пальцем обеих рук. Сначала все упражнения выполняются медленно, одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого двумя руками одновременно. Эти упражнения можно проводить в любое время.

Упражнения условно делятся на три группы:

  1. группа. Упражнения для кистей рук:
  1. развивают подражательную способность;
  2. учат напрягать и расслаблять мышцы;
  3. развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  4. учат переключаться с одного положения на другое.
  1. группа. Статические упражнения (удержание пальцами определённой позы):
  1. развивают подражательную способность;
  2. учат напрягать и расслаблять мышцы;
  3. учат переключаться с одного движения на другое.

3 группа. Динамические упражнения (развитие подвижности пальцев, переключение с одной позиции на другую):

  1. учат сгибать и разгибать пальцы;
  2. развивают точную координацию движений.

Таким образом: использование пальчиковых игр и упражнений оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно – психического напряжения. Так же эти упражнения способствуют содружеству действий рук и глаз.

  •  «Пальчиковые шаги»

Цель: подготовка руки к письму; развитие речи, памяти, внимания, зрительно-пространственного восприятия, воображения, наблюдательности.

Эти упражнения интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые,  варианты.  Использую пособие «Пальчиковые шаги» Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки. 

  1. Игры с предметами:
  • «Чудесные резиночки»

Цель: развитие мелкой моторики, скорости реакции, логического мышления, наблюдательности, внимания, памяти.

Оборудование: разноцветные резинки для волос, карточки с шаблонами.

Ребенок подбирает и надевает резинки на пальцы, в соответствии с изображением на карточке. 

  • «Коврики»

Цель: развитие навыка прослеживания глазами за действием руки, осязания, мелкой моторики, цветоощущения, пространственного воображения; формирование художественно-творческой личности.

Оборудование: решетка для раковины, разноцветные ленты.

Игру провожу в различных вариантах:  плетение коврика «Радуга»; плетение из лент 2 цветов (поочередно);  шахматное плетение (горизонтально); перекрестное плетение (горизонтально и вертикально); плетение различных рисунков и фигур на ленточной основе.

  • «Удивительный пинцет» (игры с захватыванием и перекладыванием мелких предметов)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, подготовка руки к рисованию и письму, выработка усидчивости, повышение концентрации зрительного внимания.

Оборудование: пинцеты, миски (формы), ватные шарики, ватные диски, маленькие кусочки поролона, помпоны, деталей мозаики, пуговицы, бусины, деревянные шарики.

Игру провожу в различных вариантах:  захват и перекладывание мелких предметов; на скорость (для нескольких игроков); один из игроков перекладывает детали ложкой, а второй пинцетом, после подведения итогов игроки меняются орудиями.

  • «Веселые прищепки»

Цель: развитие мелкой моторики, силы мышц руки.

Оборудование: разноцветные прищепки (скрепки), лекала изображений.

Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

Для усложнения игры  прищепки заменяются канцелярскими скрепками.

  • «Разноцветные пуговицы»

Цель:  развитие воображения, внимания, сенсорного восприятия, усидчивости, зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук.  

Оборудование: разноцветные пуговицы, карточки-картинки.

Ребенок выкладывает пуговицы на картинки.

  • «Собери бусы» (игры с нанизыванием мелких предметов)

Цель: развитие моторики кончиков пальцев рук при выполнении нанизывания мелких деталей на шнур (леску).

Оборудование: шнур (леска), различные бусины.

Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку. 

  • «Волшебные палочки»

Цель: развитие ориентировки на плоскости, мышления, воображения, мелкой моторики, точности движений.

Оборудование: счетные палочки, карточки-схемы.

Игру провожу в различных вариантах: выкладывание счетных палочек по схематическому изображению; выкладывание палочек по памяти, без образца; выкладывание сюжета по собственному воображению.

  • «Ниткопись»

Цель: развитие мелкой моторики, творческих способностей, усидчивости, внимания.

Оборудование: нитки, бархатная бумага.

Ребенок изображает ниткой на бархатной бумаге различные фигуры, по своему замыслу или замыслу взрослого.

  • «Веселые клубочки»

Цель: развитие умения наматывать клубочки из толстых ниток, подвижности пальцев, ловкости, координации движений обеих рук.

Оборудование: разноцветные клубки ниток.

Ребёнок наматывает клубочек ниток. Для усложнения игры провожу соревнования для 3-5 человек.

  •  «Сухой бассейн»

Цель: развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев, развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов

Оборудование: емкость, наполненная мелкими деревянными шариками; мелкие предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам).

Ребёнок на ощупь находит какой-либо «закопанный» предмет и называет его.

  • Игры с природным и бросовым материалом

Цель: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нервных окончаний пальцев рук, развитие мелких движений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм.

Оборудование: набор листов с контурным изображением предметов, природный материал (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, семена растений, мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох и др.), бросовый материал (мелкие пуговицы цветные скрепки, пуговицы, набор цветных бусин и др.).

Игру провожу в различных вариантах: выкладывание дорожек; выкладывание по контуру; выкладывание рисунков, изображений по лексическим темам; выкладывание по собственному замыслу.

  1. Взаимодействие с родителями

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах дошкольного учреждения. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Взаимодействие с родителями – это одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики рук.

Понимание родителями значимости развития мелкой моторики детей сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навыки письма.

Проведенное анкетирование показало, что 60% родителей не понимают,  насколько важно развитие мелкой моторики рук дошкольников.

Поэтому, была поставлена задача по расширению педагогической грамотности родителей по вопросам развития мелкой моторики рук у дошкольников.

Для решения этой задачи в группе была организована выставка литературы, знакомящая с содержанием и  необходимостью развития мелкой моторики детей.

Проведено родительское собрание «Развитие мелкой моторики у дошкольников», на котором родители ознакомились с содержанием и значением  развития мелкой моторики  детей.   Было решено проводить в домашних условиях игры – упражнения (настольные и пальчиковые игры) для развития мелких движений пальцев; давать больше самостоятельности при одевании и раздевании (самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия формируют ручную умелость).

Организованы консультации: «Полезные советы родителям по пальчиковым играм», «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей», «Развиваем руки, чтобы учиться писать» и др.

В родительском уголке размещены рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки: «Ум на кончиках пальцев», «Развитие мелкой моторики», «Игры и задания для развития мелкой моторики», «Как научить ребенка вырезать ножницами» и др. (см. Приложение 3).

Родители являются  активными участниками оформления развивающей предметно–пространственной среды группы:

  • подбирают материал к играм с пуговицами, резинками, нанизыванием различных мелких предметов;
  • принимают активное участие в изготовлении поделок совместно с детьми из природного и бросового материала;
  • делятся опытом развития мелкой моторики рук в домашних условиях.

Совместно с детьми родители являются активными участниками различных конкурсов, проводимых в дошкольном учреждении: «Природная мастерская», «Фабрика Деда Мороза», «Сказка творит чудеса», «Футбол объединяет мир», «Технопарк – 2019»

Принимая участие в конкурсе «Технопарк – 2019», родители вместе с детьми  не только приобщались к техническому творчеству, но и развивали мелкую моторику. Участникам предстояло дома сложить самолет из бумаги, а потом запустить его на конкурсе. Затем, выполняя задание «Длинная гусеница», дети и взрослые по очереди за отведенное время выкладывали рисунок гусеницы в определенной последовательности. В следующем задании «Магический квадрат» ребенок в паре с родителем расшифровывали код, составляя на игровом поле из цветных квадратиков картинку. В последнем  задании «Высокая башня» каждая команда строила из  лего-конструктора башню, используя все детали конструктора. Все участники мероприятия были активны, задания выполняли с интересом и задором, что  способствовало созданию доброжелательной атмосферы.

Таким образом, взаимодействие с семьёй повлияло на развитие мелкой моторики рук детей.

  1. Сотрудничество с педагогами дошкольного учреждения

Тесное сотрудничество с педагогами дошкольного учреждения по развитию мелкой моторики пальцев рук улучшает качество результатов работы. 

На музыкальных занятиях мы учим пальчиковые игры с пением («Коза и козлята», «Котенька-коток», «Журавль и лягушата» и др.), играем на различных музыкальных инструментах, учимся хлопать и  отбивать руками и пальцами ритм под музыку, танцуем с различными предметами. Детям  очень  нравятся  пальчиковые  игры, помогающие в освоении ритма, такие как «Барабанщики», «Птичка», «Тук-тук-тук», «Прыг-скок» и др.; игры, направленные на развитие мышечной  активности и раскрепощение рук, такие как «Зайцы», «Гроза», «Перчатка», «Змейка», «Сороконожка» и т. д.

На занятиях по физической культуре большое внимание  мы уделяем развивающим тренажерам (мячи-массажеры, детские эспандеры, гимнастические ролики). Они дают возможность не упустить столь ценное время для развития кисти пальцев детской руки.  Широко используем подвижные игры и игровые упражнения с элементами пальчиковой гимнастики, которые играют большую роль в развитии мелкой моторики. Детям очень нравятся такие физические упражнения, как разнообразные висы и лазание по гимнастической лесенке. Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы детей, развивают мышцы.

Для педагогов подготовила и провела консультацию «Уголок развития мелкой моторики в детском саду»; презентовала опыт работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды деятельности».

  1. Результативность опыта

Развивая мелкую моторику рук детей посредством игр через разные виды деятельности, я добилась определенных результатов. В процессе проведения повторной диагностики  прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. С высоким уровнем  28% воспитанников, средний уровень у 68 % детей,  низкий – у 4 %.

Таблица 2

Уровень развития мелкой моторики детей 2017-2018 учебный год

Уровни

Начало учебного года

Конец учебного года

Высокий

0 (0%)

4 (16%)

Средний

15 (60%)

17 (68%)

Низкий

10 (40%)

4 (16%)

Количество детей

25

25

Таблица 3

Уровень развития мелкой моторики детей 2018-2019 учебный год

Уровни

Начало учебного года

Конец учебного года

Высокий

4 (16%)

7 (28%)

Средний

17 (68%)

17 (68%)

Низкий

4 (16%)

1 (4%)

Количество детей

25

25

Анализ результатов итогового обследования (май 2019 года) показывает, что у семи детей (28%) выявился высокий уровень развития мелкой моторики.

Семнадцать воспитанников (68%) представили средний уровень развития мелкой моторики. Еще недостаточно развита мелкая моторика, координация движений.

У одного ребенка (4%) наблюдается низкий уровень развития мелкой моторики. Он затрудняется в выполнении подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы. Его движения еще раскоординированы.

Таким образом, результаты итоговой диагностики показывают преобладание среднего и высокого уровней развития мелкой моторики у детей, количество дошкольников с низким уровнем развития мелкой моторики значительно уменьшилось.

Как показал сравнительный анализ результатов, после проведенной работы, у детей значительно повысился уровень развития мелкой моторики.

Диаграмма 1

Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. 100% детей научились уверенно сгибать и разгибать пальцы, движения рук стали более скоординированы.

Если раньше дети испытывали трудности в самообслуживании (завязывание шнурков, застёгивание пуговиц и т.д.), то после проведённой работы по развитию мелкой моторики эти трудности в значительной степени ушли.

В изобразительной деятельности для многих детей стало доступно выполнение программных заданий по изобразительной деятельности. Теперь уверенно держат  карандаш и проводят штрихи 89% детей, а 11% затрудняются. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков (89% детей свободно манипулируют мелкими предметами, 11% немного затрудняются).

Результаты работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с  детьми по развитию мелкой моторики рук посредством игр через разные виды деятельности, через создание развивающей  предметно-пространственной среды в группе и сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости детей. 

Таким образом, разные виды деятельности, используемые в работе с детьми в детском саду, а родителями дома, при целенаправленном их применении способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Проводимая работа над развитием мелкой моторики у детей способствует решению целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Список литературы

  1. Белая А. Е., Мирясова В. И.  «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». - Издательство: АСТ, 2006
  2. Большакова С.В.  «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения».-  Издательство: Сфера, 2010
  3. Гаврина С.Е, Кутявина «Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать».  – Ярославль, 2000.
  4. Ермакова И.А.  Развиваем мелкую моторику у малышей. -  СПб; 2007
  5. Косинова Е.М.  Гимнастика для пальчиков. - М., «Олма-Пресс», 2001
  6. Новиковская О.А.  Ум на кончиках пальцев. – М.: Аст; СПб: Сова, 2006.
  7. Рузина М.С. «Страна пальчиковых игр».  - СПб.: Кристалл, 1997.
  8. Савина Л.П.  «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
  9. Узорова. О.В., Игры с пальчиками. – М.: ООО издательство Астрель: издательство Аст, 2004.
  10. Фролова Г.А Физкультминутка. Дмитров. - Издательство Дом «Карапуз», 1998.
  11. Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь».  - Издательство: Лань, 1997.
  12. http://zhdumalisha.ru/rebenok/razvitie-melkoy-motoriki-ruk-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.html#i Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  13. http://fb.ru/article/164137/vidyi-detskoy-deyatelnosti-v-detskom-sadu-igra-kak-veduschiy-vid-deyatelnosti Виды детской деятельности в детском саду. Игра как ведущий вид деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в младшей группе №1 на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через разные виды деятельности»

Интеграция образовательных областей: познавательное,  физическое, речевое развитие  и художественно-эстетическое развитие.Цель: развитие мелкой  моторики через разные виды деятельн...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через разные виды деятельности

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать ...

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности»

Развитие мелкой моторики у детей дощкольного возроста посредством игр через разные виды детской деятельности...

“Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности”

Сегодня к будущему первокласснику предъявляются высокие требования при поступлении в школу. У ребенка должна быть сформирована готовность к поступлению в школу. Немаловажным является наличие умения ре...

Статья «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности»

Мелкая (тонкая) моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние н...