ПРОЕКТ "ЗИМУШКА ХРУСТАЛЬНАЯ"
проект (младшая группа)

Бурякова Наталья Витальевна

Проект "Зимушка хрустальная" для младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx65.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Зимушка хрустальная»

Вид проекта. : информационный, практико-ориентированный, комплексный, групповой

Участники: дети, воспитатели, родители, музыкальный работник

Возраст : 2-3 года

Срок реализации :Среднесрочный, с 9 по 31  декабря

Проблема : 

Дети в недостаточной степени имеют представление о зимних явлениях в природе; что происходит со снегом, во что превращается вода, зачем нужна теплая одежда, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный запас прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа. Поэтому мы решили создать проект «Зимушка ».

Актуальность:

        Актуальность проекта заключается в том, чтобы формировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. Дети, особенно младший дошкольный возраст, всегда путают времена года. Что способствует отсутствию знаний о сезонных изменениях в природе. Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей сближает, делает их настоящими партнерами. Это способствует эмоциональному благополучию. 

Что мы знаем?

Зимой идет снег (Сэлмэг)

Зимой холодно (Саша)

Зимой надо одеваться тепло (Ярослав)

Что хотим узнать?

Почему медведь зимой спит? (Матвей)

Почему снег, когда его заносишь в тепло, таит? (Арсалан)

Как зимуют лесные звери? (Мэдэгма)

С помощью чего узнаем?

Из книг

Из мультфильмов

По картинкам

Из беседы со взрослыми

             

Цель : Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы.

Задачи :

        1. Формировать у детей представление о временах года: зиме и зимних забавах; 
2. Знакомство со свойствами снега; 
3. Развитие логического мышления; 
4. Формировать у воспитанников умение выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

5. Развивать у детей элементарные экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки; 
6. Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в продуктивной деятельности.

7. Формировать у детей представления о жизни птиц зимой, о необходимости помогать пернатым в зимнее время года.

Ожидаемый результат:

- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;

- повышение познавательной активности;

- усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;

- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;

- заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.

Этапы реализации проекта

I этап – Подготовительный

1.Подбор и изучение методической литературы,  художественной литературы, наглядный иллюстрированный материал по теме проекта;

2. Разработка занятий, игр.

3. Подбор познавательного видео

4. Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта

II этап (основной)

Работа по образовательным областям

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Дидактические игры:

«Найдите зимующих птиц», «Когда это бывает»,

«Что сначала, что потом».

«Где чей хвост», «Где чей домик»,

«Найди, что перепутал художник», «Сложи снежинки из 2 частей» 
Настольные игры

«Подбери картинку», «Чей домик? », «Чей малыш? », «Дикие и домашние животные», «Найди пару», «Разрезные картинки».

Игровые ситуации 

«Не идется и не едется, потому что гололедица», «Как на тоненький ледок».

Образовательные события

ФЭМП  по рабочим тетрадям

Ознакомление  с окружающим

«Зимующие птицы»

«Почему медведь зимою спит»

Просмотр презентаций:

 «Путешествие в зимний лес», «Жизнь диких животных зимой».

Исследователь-ская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом  и льдом

Составление описательного рассказа на тему «Зима»,

рассказывание на тему «Игры зимой» на основе личного опыта».

рассматривание картин «Зимой на прогулке», «Слепили снеговика», «Нарядим ёлочку на праздник», заучивание потешки «Как по снегу, по метели…», «Уж ты, зимушка – зима».

Изобразительная деятельность.

Лепка:

«Заяц зимой»,

«Снеговик»

«Рисование:

 «Игрушка на ёлку» 

« Зёрнышки для синички».

Аппликация: «Зимняя полянка» (моделирование из бумаги и ваты),

Рассматривание альбомов

 «Зимушка-зима», «Зимние забавы»;

Подвижные игры: «Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки».

Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Метелица», «Что нам нравится зимой».

Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку».

Сюжетно-ролевые игры:

 «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года»

«Встреча Нового года».

Чтение художественной литературы:

Э.Успенский «Проказы старухи зимы», Н.Носов «На горке».

Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза».

Конструктивно-модельная деятельность 

 «Горка» из строительного материала

Игры со строительным материалом «Помоги Мишке построить берлогу» 

Чтение стихотворений

А.Барто «Андрейка»,

«Снежная баба»,

 «Снег сегодня белый-белый»

«Зима» Суриков, Воронько «Снег»

Музыкальная деятельность:

-Разучивание  песенок о Новом годе к утреннику

Слушание «Времена года» П.И.Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

Танцевальное творчество «Метель» Г.Свиридова»,

Просмотр мультфильмов

 Снежная королева», «Зимние сказки», «Двенадцать месяцев», «Таежная сказка», «Щелкунчик».

Рассматривание и рассказывание по картинам: «Река замёрзла»,  «Зима».

Рассматривание иллюстраций с птицами. Рассматривание новогодних игрушек и открыток. Рассматривание картинок с зимними видами спорта.

Отгадывание загадок  о зиме

Взаимодействие с родителями:

1..Консультирование по теме: «Учим любить зиму»

2.Консультация по теме «Зима без травм»

2. Подборка стихов для разучивания с детьми дома о зиме, Новом годе

3. Участие в конкурсе «Новогодних елок хоровод»

4. Участие в акции «Покормите птиц зимой»»

         ΙΙΙ этап (заключительный)

- Изготовление кормушек для птиц

-Выставка елочек «Новогодних елок хоровод»

- Новогодний утренник «В гостях у мышки-норушки».

Список использованных  источников:

Методическая литература:

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 2-3  лет.  – Воронеж, 2002

2. Бардышева Т.Ю. Обучение связной речи детей 2-3 лет.

Наглядно-дидактическое пособие и методические рекомендации. – Москва, 2013

3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2014

4. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. – СПб, 2000.

5.В.В.Гербова Развитие речи в детском саду. Младшая группа. Мозаика-Синтез. 2014

6. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа. Мозаика-Синтез. 2014

Художественная литература

 4.Э.Успенский «Проказы старухи зимы», Н.Носов «На горке».

5. А.Барто «Андрейка», «Снежная баба», «Снег сегодня белый-белый»

6.И. Суриков «Зима»

7.Т. Воронько «Снег»

Русские народные сказки:

5.«Зимовье зверей»,

6.«Заяц-хваста»,

7. «Два мороза».

Приложение к проекту

Стихи о зиме

А. Барто

Снежная баба

Мы снежную бабу слепили на славу.

На славу, на славу, себе на забаву.

На нас она чёрными смотрит глазами,

Как будто смеётся двумя угольками.

Хотя и стоит наша баба с метлой,

Но пусть не покажется вам она злой.

Ведро вместо шляпы надели мы ей...

Со снежною бабой игра веселей.

А Бродский

Наступили холода

Ветер на терраске,

Холодно в коляске!

На Андрейке - телогрейки,

Кофты, рукавицы,

Полосатый шарф Андрейке

Принесли сестрицы.

Он сидит едва дыша

В телогрейке пёстрой.

Как на полюс, малыша

Снарядили сестры.

- Привыкай и к холодам! -

Объясняет Света.-

И зима приходит к нам,

А не только лето.

Я. Аким

Первый снег

Утром кот

Принес на лапах

Первый снег!

Первый снег!

Он имеет

Вкус и запах,

Первый снег!

Первый снег!

Он кружится,

Легкий,

Новый,

У ребят над головой,

Он успел

Платок пуховый

Расстелить

На мостовой,

Он белеет

Вдоль забора,

Прикорнул на фонаре, -

Значит, скоро,

Очень скоро

Полетят салазки

С горок,

Значит, можно будет

Снова

Строить крепость

Во дворе!

***

А. Пушкин

Зимнее утро

. Вечор, ты помнишь,

вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

***

Пословицы и поговорки о зиме:

От первого снега до санного пути шесть недель.

Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Без шубы и валенок - и зима без конца.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Зима лето пугает, да все равно тает.

Зимой без шубы не стыдно, а холодно.

Зима спросит, что летом припасено.

Хороший снежок урожай сбережет.

Мороз ленивого за нос хватает.

В зимний холод всякий молод.

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Солнце на лето, зима на мороз.

Снега надует - хлеба прибудет.

Зима - матка, выспишься гладко.

Зима без снега - лето без хлеба.

Зиме да лету союза нету.

Будет зима - будет и лето.

Зима не лето - в шубу одета.

Много снега - много хлеба.

У печи всегда лето красное.

Шубе верь, а погоде не верь.

Два друга: мороз да вьюга.

Береги нос в большой мороз.

Солнце на лето, зима на мороз.

Первая пороша на санный путь.

Сугроб да вьюга — два друга.

В одну ночь зима становится.

Новый год - к весне поворот.

Году начало - зиме середина.

Год кончается, а зима начинается.

Пословицы и поговорки декабря:

Декабрь-месяц старое горе кончает, новому году новым счастьем дорожку стелет.

В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.

Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.

В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.

Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.

Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.

Декабрь - стужайло, на всю зиму землю студит.

Декабрь - шапка зимы, июль - макушка лета.

Декабрь спросит, что летом припасено.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Декабрь - ветрозим, студень.

Декабрь - шапка зимы.

Пословицы и поговорки января:

Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.

С января солнце на лето поворачивает, а зима - на мороз.

Январь-батюшка год начинает, зиму величает.

Январю-батюшке - морозы, февралю - метели.

Январь трещит — лед на реке впросинь красит.

Январь - году начало, зиме - середина.

В январе и горшок на печи замерзает.

Месяц январь - зимы государь.

Январь - весне дедушка.

Пословицы и поговорки февраля:

Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.

Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щелкает.

Начало февраля погожее - весну жди раннюю, пригожую.

Февраль коль морозом не возьмет, то все дороги заметет.

Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.

Февраль - месяц лютый, спрашивает, как обутый.

Как в феврале аукнется, так осенью откликнется.

Бокогреюшко - февраль, он теплом обычно враль.

В феврале зима с весной встретятся впервой.

Февраль зиму выдувает, а март ломает.

Вьюги да метели под февраль полетели.

Февраль воду подпустит, март подберет.

Февраль силен метелью, а март капелью.

Февраль строит мосты, а март их ломает.

У февраля два друга — метель и вьюга.

Загадки и пословицы о зиме для детей

Зимние пословицы

Не пугай, зима: придёт весна.

Зимой морозы, а летом грозы.

В зимний холод всякий молод.

Сугроб да вьюга — два друга.

Зимой шубка — не шутка.

Загадки о зиме

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

(Иней)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

(Лед)

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая.

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала-сыпала

На поля, озёрушки

Белый пух да перышки.

(Снежная туча)

Всё укроет одеялом,

Всё разгладит, приберёт,

А потом земле усталой

Колыбельную споёт.

(Зима)

Какой плод

до зимы живет?

(рябина)

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Тёплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

(Метель)

Бел, да не сахар.

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится

(Снег)

С неба звездой,

На ладошку водой.

(Снежинка)

Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица.

(вьюга)

Консультация для родителей

«Как научить ребенка любить зиму»

Когда выпадет устойчивый снег и замёрзнут водоёмы, тогда можно сказать, что зима пришла.

-Знаете ли вы ,где рождается снег? Что такое снег?

Это очень много, много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов -чистые, хрупкие, сверкающие. Они тоже падают из тучи, как и дождь, но только они образуются совсем не так ,как дождь. Снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками не прозрачного льда, который идёт иногда летом, вместе с дождём или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются  в снежинки. Водяные пары поднимаются высоко над землёй ,где царит сильный холод. Здесь из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это ещё не снежинки, которые падают на землю, они ещё очень малы. Но шестиугольные кристаллики всё время растут, и наконец становятся красивыми звёздочками. Снежинки медленно опускаются, собираясь в хлопья, и ложатся на землю: «Тихо, тихо снег идёт .Белый снег  мохнатый. Мы расчистим снег и лёд во дворе лопатой.(М. Познанский).

Народные приметы о зиме.

-Зима без снега- лето без хлеба.

-Снег на полях- хлеб в закромах.

 Следы на снегу.

Кто рисует на снегу

Крестики и точки.

Это птицы на бегу-

Оставляют на снегу

Тонкие следочки -

Крестики и точки.

 Знаете ли вы?

Птиц можно подкармливать семенами тыквы, арбуза, конопли. Семена лучше раздавливать. Жареные семечки давать нельзя. Крошки чёрного хлеба для птиц вредны.

-Подкорми птиц зимой, они оплатят тебе летом.

   Зимние забавы.

Игры со снегом: снег и дёд- лучший материал для творческих работ-игр зимой. Дети охотно играют со снегом, как с песком. Им нравится насыпать снег лопатами в деревянные и пластмассовые коробки и в другие формочки.

Загадка.

Он стоит среди двора, смотрит чёрными глазами-

Но едва придёт жара- как зальётся он слезами.

Он в мороз смеётся веселится в снег.

Он не любит солнца этот человек. (Снеговик).

 Растения зимой.

Всё зелёное, что радовало глаз весной и летом, исчезло или спряталось глубоко под снегом. Но мы можем научить своих детей узнавать знакомые деревья по некоторым признакам.

-Вот вдали дерево у которого все ветки изогнуты.  В середине прогибаются к низу. Наверху опять поднимаются. Это липа. Её так же можно узнать по крылатым липовым орешкам. А у ясеня на ветках целые грозди длинных плодов-крылаток. Все ветки расположены попарно. Научите детей находить клён по молодым побегам, на котором ветки расположены перекрёстно.

Мощное дерево –дуб. Его можно узнать  по засохшим листьям на верхушке. Берёзу, сосну, ель дети находят без затруднения.

 Сделайте с детьми.

Снеговика и другие снежные фигурки. Украсьте их цветной водой, различным природным материалом, веточками деревьев или семенами.

 Решите с детьми эти вопросы.

-Рассмотрите на рукаве, сколько лучей у снежинки.

-Наберите полный стакан снега и стакан льда: что быстрее тает- снег или лёд?

Бросьте комочки снега в воду: потонул ли снег?

 Загадайте загадки.

-Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?(Зимой).

Выучите стихи.

-Белая узорная звёздочка - малютка.

Ты слети мне на руку посиди минутку.

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Консультация для родителей

« Зима без травм».

По статистике медицинских учреждений 38 % детских травм приходится на травмы, получаемые на улице. Одна из наиболее частых травм малышей - падение. 

Последствиями падений могут быть:
1) ушибы, гематомы, ссадины – 38 %;
2) раны – 25 %; 
3) переломы костей – 22 % и 
4) серьезные травмы головы - 15 % .
По имеющимся данным, только 10% обращаются за медицинской помощью. Однако у 60% малышей после сотрясений мозга наблюдаются остаточные явления в виде нарушения психики, снижения зрения, слуха. У 7%, поступающих в стационары, остаются неустранимые увечья и у 7% дошкольников отмечаются эпилептические припадки. 
Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. На первый взгляд кажется, что травма малыша - явление случайное, непредвиденное, а само понятие "травматизм" представляется чем-то хаотичным и неуправляемым. На самом же деле это далеко не так. Несчастный случай не случаен! Из года в год дошкольники получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. В зимний период дети падают при: катании на ногах с ледяных горок, на санках; перемещении в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, на площадках, не очищенных от снега и льда и не посыпанных песком; катании на лыжах, коньках, санках.
Катание на лыжах и коньках, а также ношение обуви со скользкой подошвой являются основными причинами переломов ног. Кататься на лыжах и коньках нужно сначала научиться. Необходимы знания техники: умение ставить ногу, держать корпус; регулировать ритм дыхания; знание правил безопасного падения. 
Правила катания на лыжах. Лыжи подбирать нужно по росту – не большие и не маленькие. Острый конец лыжи должен упираться в ладонь поднятой кверху руки. Лыжная палка должна доходить до подмышки.
Основная стойка лыжника – ноги слегка согнуты в коленях, а тело наклонено вперёд. Не отрывая лыж от снега, сделать скользящее движение вперёд правой ногой, перенеся всю тяжесть тела на неё. Как только почувствуешь, что правая лыжа останавливается, сделать то же движение левой ногой. Чем сильнее будет толчок, тем длительнее будет скольжение. С палками скользящий шаг получается ещё быстрее. Правая нога – левая палка, левая нога – правая палка. Поворот: правильнее всего поворачиваться на месте переступанием. При торможении: одна из лыж продолжает скользить, на неё переносится тяжесть тела; вторую лыжу слегка повернуть носом к первой лыже, упирая лыжу на внутреннее ребро. При падении на лыжах следует сгруппироваться и падать на бок.
Правила катания с горок на санках. Подниматься на снежную или ледяную горку следует только в месте подъема, оборудованном ступенями, запрещается подниматься на горку там, где навстречу скатываются другие дети. При катании на санках следует спускаться только с ровных, пологих горок, без трамплинов, кочек; кататься нужно по очереди, только тогда, когда спуск свободен; на сани садиться только верхом, держась за веревочку; ноги не ставить на полозья, держать полусогнутыми; чтобы затормозить, надо опустить на снег ноги и резко поднять передок санок; при падении с санок нужно сгруппироваться, собраться в комочек, так, чтобы ушиб приходился на как можно большую площадь.
Игра в снежки может привести к повреждениям глаз, поэтому задача взрослых убедить ребенка беречься от попадания снега в лицо и не бросать снежки с ледяной корочкой и обледенелыми кусочками снега в друзей, особенно в голову.
Основную опасность в холодное время года представляет гололед. Во-первых, влияет качество обуви: предпочтение лучше отдать обуви с ребристой подошвой, произведенной из мягкой резины или термоэластопластов, без каблуков. Во-вторых, перемещение по скользкой улице: нужно не спешить, избегать резких движений, постоянно смотреть себе под ноги. Ноги должны быть слегка расслабленны и согнуты в коленях, корпус при этом чуть наклонен вперед. Держать руки в карманах в гололед опасно, при падении едва ли будет время их вынуть и ухватиться за что-нибудь. Огромную опасность в гололед представляют ступеньки, по возможности нужно избегать их, если это невозможно, то ногу при спуске по лестнице необходимо ставить вдоль ступеньки, в случае потери равновесия такая позиция смягчит падение. От того, чтобы поскользнуться и упасть на гладком твердом льду, не застрахован никто, да и вероятность получения травмы в результате такого падения довольно высока.
Зимой к списку травм добавляется еще и риск «приклеиться». В мороз нельзя лизать языком и притрагиваться мокрыми руками к железным конструкциям, можно «приклеиться». Если ваш ребенок увлекается зимними видами спорта, необходимо позаботиться не только о его спортивной экипировке, но и о защите: наколенниках, налокотниках, защиты для позвоночника, они помогают в значительной мере уменьшить вероятность получения травм.
Детский травматизм распространен куда больше, чем травматизм взрослых, и это не удивительно. Дети очень любознательны, пытаются активно познавать окружающий мир. Но при этом они не всегда умеют оценить опасность ситуации. Жизнь и здоровье детей - самое ценное для каждого человека и страны. Не позволяйте несчастным случаям и травмам причинить вред Вашим детям. Сохранить здоровье детей задача нас - взрослых. Очень важно для взрослых - самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что Вы - пример для своего ребенка!

Занятие «Лепка» - «Снеговик»

Ход занятия

Воспитатель: - Громче дудочка поёт, на занятие зовёт! (Дети встают в круг).

- Все мы любим путешествовать! Сегодня, мы с вами отправимся в необычное путешествие.

Для этого нужно закрыть глаза.

(Звучит музыка П.И.Чайковского "Времена года" Январь. Фонограмма ветра).

- Раз, два, три, четыре, пять!

Все, кто хочет погулять,

Оглянитесь, повернитесь,

В зимнем царстве очутитесь!

(воспитатель читает стихи и раскрывает панно-зима)

- В каком времени года мы с вами очутились?

-По каким приметам мы узнаём зиму?

- Какого цвета небо зимой? Земля?

- Почему снег зимой не тает?

-А снег, какой?

- Ребята! Слышите, что такое?

- Это снеговик к нам в гости пришёл!

- Вы любите лепить снеговика?

Физминутка:

Эй дружок, смелей дружок,

Кати по снегу свой снежок-

Он превратился в толстый ком;

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечёт слегка-

Увы!- и нет снеговика.

Воспитатель: - Давайте поиграем в ласковые слова.

У меня в руках снежинка

Слово буду называть

Кому снежинка попадёт

Тот это слово ласково назовёт.

Игра: "Ласковые слова"

Зима - зимушка

Снег - снежок

Льдина - льдинка

Мороз - морозец

(После игры дети садятся на стулья)

- Ребята, а снеговик, что-то нам принёс.

Игра: " Доскажи словечко!"

1.Дел у меня не мало-        .        

Я белым одеялом        .        

Всю землю укрываю,                ,

Зовут меня:. (зима)

2.Не колючий,

Светло – синий,

По кустам развешен :.(иней)

3. С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки

Белые::(снежинки)

Воспитатель:

Сейчас нам нужно разделиться на две команды.

- Мальчики подойдут к мольберту, который обозначен, синим кругом.

- Девочки, красным кругом.

- И так, мы с вами разделились на две команды.

- Девочкам нужно поместить на мольберт только те картинки, на которых изображены зимние игры.

- Мальчикам нужно поместить на мольберт картинки, на которых только зимняя одежда.

- Молодцы!

Игра: Найди одинаковые снежинки. (Работа у доски)

Воспитатель: Ребята, по-моему, снеговик начинает таять. Давайте вспомним зимние слова.

Игра: "Зимние слова"

(Дети называют зимние слова. Например: снег, снежинка, снегопад, пурга, вьюга и т.д.)

 (Звучит музыка П.И.Чайковского, воспитатель читает стихотворение)

Тихо, тихо снег идёт,

Белый снег, мохнатый.

Снеговик наш снега ждёт.

Ему помогут все ребята!

Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Надеюсь, оно было интересным для вас.

- Раз, два, три, четыре, пять!

Все вернёмся мы опять.

Повернитесь, оглянитесь,

Снова дома очутитесь!

- Тихо дудочка поёт, отдыхать ребят зовёт!

В конце занятия детьми подводится итог.

«Зима и лесные звери»

Цель: знакомство детей с некоторыми особенностями жизни лесных зверей в зимний период времени.

Задачи: рассказать детям младшего дошкольного возраста о местах зимовок, о питании, об особенностях поведения животных зимой; уточнять и расширять представления детей о зайце, белке, медведе, волке, лисе, еже; обогащать и активизировать словарь детей по теме "Дикие животные".

Ход беседы.

Ребята, к нам сегодня прилетела вот такая снежинка. Давайте скорей прочитаем, что на ней написано. "Здравствуйте, дорогие мои друзья! Приглашаю вас в гости в зимний лес. Я покажу вам много своих творений. Ваша ...."

Ой, ребята, я не успела прочитать до конца, снежинка растаяла...

Что же нам делать? Как узнать, кто же пригласил нас в гости? Правильно, мы отправимся в зимний лес и по дороге всё узнаем.

Садитесь скорее в наши волшебные сани.

Сани, санки, дорогие,

Вы такие удалые!

В лес скорее нас везите,

Чудеса нам покажите!

Вот, мы и приехали. Смотрите, ребятки, на этом большом сугробе такая же снежинка, как и наше письмо. Да это же подсказка! Как вы думаете, что это за сугроб? Верно вы думаете, что там кто-то живёт. Отгадаем загадку на снежинке и узнаем, кто в сугробе живёт.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

Показ карточки с изображением медведя.

Конечно, это Мишка. И не сугроб это вовсе, а берлога! Как вы думаете, кто же такую берлогу тёплую помог Мише сделать? Может быть, снежок, а может, Дед Мороз... Не известно. Давайте не будем медведя будить, пусть он сладко спит до весны. А вы знаете, ребята, что ёжики тоже спят зимой под корнями деревьев. Сверху засыплет их снежок, и очень им тепло в своей снеговой шубке.

А это что за зверёк промелькнул под ёлкой?

Длинноухий очень ловко

По утрам грызет морковку.

Он от волка и лисы

Быстро прячется в кусты.

Кто такой он, этот серый,

Что несется кувырком?

Летом сер, зимою - белый,

Он, скажите, вам знаком? (Заяц)

Это зайчик.

Показ карточки с изображением зайца.

Как вы думаете, чем питаются зайчики зимой? Морковь, капуста и сочная травка зимой не растёт... А ответ очень прост - самое вкусное и сладкое лакомство для зайчика зимой - кора осинки.

Всем известна загадка о зайце: «летом серый, зимой белый». Почему так говорят про зайца? А кто, интересно, нарядил зайца в белую шубку?

И я не знаю. Давайте поиграем с зайчиком.

«Закружился белый снег, в воздухе снежинки,

А зайчата скачут, скачут по лесной тропинке».

("Зайчики" прыгают под музыку).

Молодцы, ребятки, замечательно погрелись с зайчиком.

Смотрите, здесь тоже снежинка лежит. Как много загадок мы встречаем на пути!

Отправляемся дальше.

Слышите этот звук? Кто это? (Это воет волк).

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый ...

(Волк).

Показ карточки с изображением волка.

Волкам зимой холодно и голодно, бродят, бродят бедные волки целыми днями в поисках еды. В зимнюю пору волки сбиваются в стаю и воют, чтобы не потерять друг друга.

А по соседству с волком живёт ещё один зверь.

Пусть она - как есть, плутовка,

От макушки до хвоста.

Шубка, рыжая головка,

Как зовут ее? (Лиса) 

Показ карточки с изображением лисы.

Оказывается, здесь живут по соседству волк и лиса. Даже в некоторых сказках волк с лисой дружат.

Лисы и волки зимой не спят, стараются прокормить себя и своих малышей. Тяжело им зимой приходится. Давайте поделимся с ними нашими пирожками. (Дети кормят резиновых игрушек: волка и лисичку заранее приготовленными пирогами из пластилина).

А я ещё кого - то вижу на веточке.

С ветки на ветку, быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. 

(Белка) 

Конечно, это Белочка.

Показ карточки с изображением белки.

В конце осени белка меняет шубку с рыжей на серую. Как вы думаете, зачем? (Ответы детей). Когда наступают сильные морозы, белку не увидишь. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько дней. Спит наша белочка в дупле-избушке. Куда же нам идти дальше?

Дети находят третью снежинку с загадкой:

Запорошила дорожки

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? ... (Зима) 

Показ карточки с изображением зимы.

Оказывается, это Зимушка - зима приглашала нас к себе в гости. Это она лесных зверей спать уложила, всё снегом белым укутала. Спасибо тебе, Зима, за интересное путешествие! Мы хорошо отдохнули! А теперь поедем домой на саночках.

Снова в заботах зима-рукодельница —

Пусть потеплее природа оденется.

Много зима заготовила пряжи,

Белые вещи без устали вяжет.

Беседа о зиме.

Цель. Закрепить и систематизировать представления о сезонных изменениях в природе и о характерных для зимы природных явлениях. Обогащать словарь детей, приучать отвечать развернутыми предложениям. Воспитывать любовь к природе.

Материал. Ёжик, белка (игрушки, зимние картинки).

Ход бесед.

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о зиме. К нам в гости пришли белка и ежик. Подумайте и скажите: что делает ежик зимой?

Дети. Ежик зимой спит.

Воспитатель. А белки спят зимой?

Дети. Нет, они зимой не спят.

Воспитатель. Ёжик проспал всю зиму и не знает, как выглядит зимний лес. Он попросил бельку рассказать ему об этом. Но белочка ещё не научился хорошо рассказывать, и ежик ничего не понял. Давайте поможем белочке вспомнить, а ежику узнать, что происходит зимой в природе. Как сказать про зиму: какая она? (Снежная, морозная, холодная.) Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, мягкий.) А если была оттепель, что стало со снегом? (Снег стал влажный и липкий.) Как выглядит снег в солнечный день? (Снег блестит и сверкает на солнце.) Какая погода была зимой? (Было холодно, морозно, часто выпадал снег.) Что происходит зимой с реками и озерами? (Реки и озера зимой покрываются льдом.) Как выглядит зимой деревья и кустарники? (На деревьях и кустарниках нет листьев, ветки засыпаны снегом.) Какие деревья остаются зимой зелеными? (Сосна и ель). Много ли птиц зимой в лесу? (Нет, они держатся поближе к домам, где живут люди.) Чем занимаются дети зимой на прогулке? (Катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговика.)

Каждый вопрос и ответ сопровождаются соответствующей иллюстрацией.

Физкультминутка. Посмотрите – за окном

Белые дорожки (обзорный жест рукой) .

Все равно гулять пойдем! (Шагают на месте.)

Наденем на ножки (наклонились, указывают на ноги)

Теплые сапожки.

Этот с правой ножки («надевают сапожок» на правую ногу,

Этот с левой ножки («надевают сапожок» на левую ногу) .

На ручки – рукавички (руки вверх),

Теплые сестрички (Крутят ладошками) .

В эту правый кулачок (показывают),

В эту левый кулачок (показывают).

Пальтишки меховые («надевают пальто»),

Сапожки пуховые (указывают на сапоги, наклон) .

Дидактическая игра «Игра в загадки»

Воспитатель: Вы сейчас будете отгадывать загадки. Я загадываю загадки про зиму. За отгадывание вы получаете по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Загадки. 1. Мягкий он, а не подушка,

Липнет он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка

А согреешь – ручеек. (снег)

2. Не драгоценный камень,

А светится. (лед)

3. Художник- невидимка

По городу идет: Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет. (мороз)

4. Я прихожу с подарками

И яркими огнями.

На новый год – я главная. (ёлка)

5. Морковка бела

Все зиму росла. (сосулька)

6. И не снег, и не лед, а деревья одевает. (иней)

7. Что за белый человек

Пробрался на наш садик.

Шапка – ведерко, нос – морковка

Боится солнца и тепла. (снеговик)

8. Вот так загадка! Глянешь – летает,

На нос присядет – сразу растает. (снежинка) .

Сюрпризный момент. Воспитатель. Хорошая беседа сегодня у нас получилась? (да). А кто же к нам сегодня в

гости пришли (ежик, белка). Ой, смотрите они нам снежинки принесли (показывает на поднос с зефиром). Странные какие-то снежинки, ароматные, воздушные…. А вы знаете их можно есть. Угощайтесь ребята!

Конспект НОД для детей  младшей группы

« Прогулка в зимний лес».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: развивать интерес к окружающему миру в процессе игры с природным материалом.
Задачи
Образовательные: формировать элементарные математические представления: навыки сравнения предметов по величине, длине, высоте; знания о понятиях «много», «один»; о частях суток; 
Формировать представления об изменениях в природе зимой, диких животных (зайце, медведе), их внешнем виде и жизни; закрепить знания о транспортных средствах.
Развивающие: развивать и активизировать словарный запас; совершенствовать основные виды движений в соответствии с текстом в физкультминутках.
Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.
Словарная работа: короткий, коричневая, пушистая, один, много, длинные, высокая, низкая.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, стихов о зиме, русской народной сказки «Лиса и заяц; рассматривание иллюстраций; наблюдение во время прогулки.
Оборудование: демонстрационное- игрушка Заяц, корзина, импровизированные сугробы, елки разной высоты, костюм медведя; раздаточное- шишки.
Ход НОД
Воспитатель: Здравствуйте девчонки и мальчишки! С добрым утром!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Давайте разомнемся. Проводится физкультминутка «С добрым утром!»
С добрым утром, глазки! (Дети поглаживают веки глаз).
Вы проснулись? (Смотрят в «бинокль».)
С добрым утром, ручки! (Поглаживают ручки)
Вы проснулись? (Хлопают в ладоши)
С добрым утром, ножки! Вы проснулись? (Топают ногами)
С добрым утром, солнце! ( дети раскрывают руки навстречу солнцу.)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Я прочитаю стихотворение А.Барто «Снег», а вы послушайте внимательно.
Снег, снег кружиться,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
Воспитатель: Скажите, о каком времени года говориться в стихотворении?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Правильно. Конечно о зимушке-зиме. Она приходит к нам в гости каждый год. Если посмотреть в окно, можно ее увидеть. Все вокруг белым-бело: на деревьях белые шапки, снег лежит на крышах домов, на машинах.
Вот и зимушка-зима.
Как украсила дома!
Побелила все вокруг,
На всех крышах белый пух.
Будут горки на дворе на забаву детворе.
А если выйти на улицу, можно почувствовать, какая она холодная. Как вы думаете, почему зимой на улице холодно?
Дети: Ветер дует холодный, падает снег.
Воспитатель: Зимой на улице холодно, потому что солнышко светит, но не греет, дуют холодные ветра, метет метель. Вы обратили внимание, сколько снега на дорожках?
Дети: Много.
Воспитатель: А в лесу еще больше. Хотите отправиться в лес?
Дети: Хотим.
Дети и воспитатель выходят на середину группы, где проводится физкультминутка.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу.
Проложи другим дорогу.
Шли мы, шли,
В снежный лес пришли.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Как красиво кругом. Какие интересные деревья здесь растут. Как они называются?
Дети: Елочки.
Воспитатель: У них есть листья?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что у них вместо листочков?
Дети: Иголочки.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Подойдите к высокой елочке, а потом к низкой.
Дети подходят к елочкам.
Воспитатель: Дети, интересно, кого можно встретить в лесу?
Дети: Зайчика, мишку, лисичку, волка.
Воспитатель: Ой дети, посмотрите, кто там под елочкой сидит?
Дети: Зайчик.
Воспитатель: Был летом зайка серенький, а к зиме он побелел, шубку белую надел. Потрогайте зайку.
Дети трогают игрушечного зайца.
Воспитатель: Дети, какая у зайчика шубка?
Дети: Белая, мягкая. 
Воспитатель: Еще можно сказать, что она пушистая. Какая у зайчика шубка?
Дети: Пушистая.
Воспитатель: Какие у зайчика ушки?
Дети: Длинные.
Воспитатель: Скажите дети, какой у него хвостик?
Дети: Короткий.
Воспитатель: Одного лесного жителя мы с вами увидели. Посмотрите, под высокой елкой какой-то большой сугроб. Давайте подойдем и посмотрим, кто там спрятался.
Воспитатель: Косолапые ноги, зиму спит в берлоге.
Догадайся и ответь, кто же это был?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Правильно, дети. Это медведь. У него зимой она забота крепко спать, да весны ждать.
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под снегом спит медведь
Тише, тише не шуметь.
Кажется, мы его разбудили.
Медведь: Кто тут по лесу бредет? Кто тут спать мне не дает?
Воспитатель: Мишка, мишка не шуми,
Лучше к детям выходи и себя ты покажи.
Медведь встает.
Воспитатель: Дети, скажите, какой медведь?
Дети: Большой.
Воспитатель: А какого цвета его шубка?
Дети: коричневая.
Воспитатель: Скажите, какие ушки?
Дети: Маленькие.
Воспитатель: А какой хвост?
Дети: Короткий.
Воспитатель: Мишка, а ты любишь играть?
Медведь: Да.
Воспитатель: Наши дети тоже любят играть. Давайте вместе поиграем в игру « Собери шишки».
Игра «Собери шишки». Воспитатель просит детей собрать шишки, разбросанные на полу. По команде «Раз, два, три, собери!» Дети берут по одной. Воспитатель опрашивает нескольких детей, сколько у них шишек и предлагает сложить их в корзину.
Воспитатель: Дети, сколько шишек стало в корзине?
Дети: Много.
Воспитатель: Дети, как мы хорошо поиграли, только мишке пора спать. А нам пора возвращаться домой. Мишка, можно мы корзину с шишками возьмем с собой в детский сад?
Медведь: Можно. Мишка ложиться под елочку, дети прощаются с ним.
Воспитатель: Вместе по лесу идем, 
Не спешим, не отстаем.
Дружно, весело идем.
Скоро в садик мы придем.
Воспитатель: Вот мы и пришли. Садитесь на свои места. Мне очень понравилось гулять с вами в лесу.
Воспитатель: Дети, скажите, где мы сегодня с вами были?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Какие елочки растут в лесу?
Дети: Высокие, низкие, зеленые.
Воспитатель: Кого мы встретили в лесу?
Дети: Зайчика, медведя.
Воспитатель: Какой у зайчика хвостик?
Дети: Короткий.
Воспитатель: Дети, а что вы собирали в лесу?
Дети: Шишки.
Воспитатель: Сколько шишек мы принесли в корзинке? 
Дети: Много.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да.

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в  младшей группе по теме: «Признаки зимы».

Цель: способствовать усвоению обобщающего понятия «Зима» посредством наглядного материала.

Задачи:

- обогащать активный словарный запас детей по теме,

- учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и частично повторять ее,

- выполнять словесные поручения,

- рассматривать картину, видеть в ней сюжет,

   отвечать на вопросы по ее содержанию,

- развивать общую маторику рук,

- закреплять знания о свойствах снега.

Материалы:

- показ слайдов на проекторе с изображением зимнего   пейзажа, людей в зимней одежде, катающихся на коньках, санях, лыжах, лепящих снеговика.

- фланелеграф, картинки для фланелеграфа по теме

   «Зима»,

- снег.

Ход НОД:

     Воспитатель приглашает детей посмотреть в окно:

«Что мы видим за окошком? Что лежит на земле? Что

лежит на деревьях? Сейчас время года у нас – зима!

Ой посмотрите, к нам пришел белый зайчик в гости и

принес нам картинки, давайте их посмотрим».

На диване сидит зайчик.

 Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики, начинает показ слайдов и читает детям стихотворение. При чтении стихотворного текста показывает на слайдах называемые предметы.

Раз, два, три, раз, два, три,

На картинки посмотри,

В гости к нам зима пришла,

Много снега принесла.

Вот на крышах снег – снег,

На деревьях снег – снег,

На дорожках снег – снег,

На машинах снег – снег.

Вот стоят снеговики,

С горки едут саночки,

Дети лепят снежки,

Надевают коньки,

Всюду – всюду снег – снег,

Веселится человек.

«Ой ребята, посмотрите как зайчику понравилось наше стихотворение. Давайте повторим его еще раз вместе» - дети проговаривают стихотворение.

Затем воспитатель с детьми рассматривает слайды и задает вопросы по их содержанию: « Кто это? Что он делает? Почему дети в варежках? и т.д.»

     Обращаясь адресно к детям, воспитатель просит подойти к фланелеграфу и найти: мальчика на санках, девочку на коньках, снеговика, человека на лыжах и т.д. «Молодцы ребята. А теперь зайчику пора домой. Давайте скажем ему до свидания!»

     Воспитатель предлагает всем детям встать, проводится физкультминутка.

Зимушка – зима.

Здравствуй, зимушка – зима!

         (кланяемся)

Что в подарок принесла?

        (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый,

        (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый,

         (встаем, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки,

          (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на елке огоньки!

           (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

«Детки, а кто играл на улице в снежки? А снег какой? А давайте потрогаем снег» - вносится поднос со снегом, дети подходят, трогают снег, пытаются лепить. Воспитатель проговаривает: «Снег белый, холодный, лепится в комочек, в теплых ручках он тает, ручки мокрые.....»

Дети увлеченно играют в снег.

Конспект НОД в младшей группе по теме

«Поможем птицам в зимнюю стужу»

Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Коммуникация», «Социализация».
Цели: 
• расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании;
• дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
• развивать зрительное восприятие, координацию движений;
• развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность, в процессе отгадывания загадок; 
• развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц;
• воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Материалы к занятию: аудиозапись «Голоса зимующих птиц»; ноутбук; кормушка; картинки с изображением воробья, снегиря, синицы, клеста; четыре блюдца с ягодами рябины, семечками, шишкой, кусочком сала; дидактическая игра «Накорми птичку».
Предварительная работа: 
• наблюдение за птицами во время прогулок;
• рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы»;
• дидактическая игра – пазлы «Птицы зимой».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель - Ребята, посмотрите, что я принесла на занятие?
Воспитатель - Правильно – это кормушка. А для чего она нужна? (кормить птиц зимой)
Воспитатель - А разве не все птицы улетели в теплые края? Какие птицы остались? (воробей, сорока, ворона, клест, синица, свиристель, снегирь)
2. Отгадывание загадок + демонстрация наглядного материала (картинки зимующих птиц из загадок)
Воспитатель - Ребята, но раз так много птиц осталось с нами зимовать, то почему они пролетели мимо и не сели на мою кормушку? (в кормушке нет корма)
Воспитатель - Но я что-то не могу вспомнить, чем же питаются птички зимой? Ребята, давайте попробуем вместе лучше узнать птиц. Птицы спрятались от нас и оставили нам конверт с загадками. Отгадаем загадки и увидим птичек:
1. Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает (воробей).
2. Красногудый, чернокрылый, любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь).
3. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? (синичка).
4. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым – Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом (клёст).
Воспитатель - Дети, как одним словом можно назвать этих птиц, которые не улетели в теплые края, а остались с нами зимовать? (зимуюшие).
3. Работа по описанию и сравнению птиц.
Воспитатель - Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи? (у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а тело покрыто перьями).
Воспитатель - Зачем птицам крылья? (летать)
Воспитатель - Зачем птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки) 
Воспитатель - Зачем птицам клюв? (есть, пить) – демонстрация заводной игрушки – «птичка клюет зернышки»
Воспитатель - Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга? 
Воспитатель - Правильно, воробей и синица поменьше, а снегирь и клест побольше. И по окраске они разные: у снегиря грудка красная, а у синицы желтая. И повадки у птиц разные: воробьи любят сидеть на кустиках, клест - на еловых ветках, снегири на веточках рябины.
Воспитатель - Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах. Давайте отдохнем и попрыгаем как веселые и шустрые синички.
4. Физкультминутка «Шустрые синички».
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки — на плетень, 
Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
5. Беседа «Кто чем питается?».
Воспитатель - Синички - ребята попрыгали, размялись и захотелось птичкам покушать. Но мы ведь так и не разобрались, что любят есть разные птицы. Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами. Но сейчас, зимой, жуки и кузнечики спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них. Зимой птицам холодно и голодно. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Кто может им помочь зимой? (человек, птицы прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм).
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.
Воспитатель - Ребята, скажите, чем питаются птицы? (хлебом, крошками, семечками). 
Воспитатель - Правильно, ребята. Хотите, узнать, какая птица, чем питается? Сейчас птички вам сами об этом расскажут. Понимаете ли вы птичий язык? Слушайте внимательно, если что-то не поймете, я подскажу, потому что я хорошо понимаю язык птиц. 
6. Прослушивание аудиозаписи голосов зимующих птиц (воробей, синица, снегирь, клест).
Продолжение беседы «Кто чем питается?».

Воспитатель - Воробьи питаются зёрнышками, крошками, семечками.
Воспитатель - Синицы питаются зёрнышками, крошками, семенами, любимое их лакомство – сало.
Воспитатель - Снегири едят семена, любят клевать ягоды рябины. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному клеву. Показывает блюдце с ягодами рябины.
Воспитатель - Клесты питаются семечками шишек.
7. Игра «Накорми птичку».
Воспитатель - Посмотрите внимательно, у нас на столе блюдца: с рябиной, хлебными крошками, семечками, шишкой.
Воспитатель - Я дам вам картинки с птицами, а вы должны назвать птичку и найти ей корм.
8. Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Воспитатель - А теперь давайте потренируемся кормить птичек.
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке (4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям (то же левой рукой)
Галки да вороны 
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).
9. Итог занятия.
Воспитатель - Дети, вместе мы разобрались, что надо положить птицам в кормушку. Давайте положим корм в кормушку, а когда пойдем на прогулку – подвесим ее на ветку дерева для наших пернатых друзей (дети выкладывают корм из блюдечек в кормушку, а воспитатель в это время читает стихи про зимующих птиц).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по развитию речи "Зимушка хрустальная"

Занятие проводится в подготовительной группе, как итоговое после изучения лексической темы "Зима"...

Спортивный праздник "ЗИМУШКА ХРУСТАЛЬНАЯ"

Укрепляем здоровье детей,закаливаем организм исовершенствуем его функции.- Начинаем зимний праздникБудут игры, будут смех,И веселые забавыПриготовлены для всех!!!...

Конспект занятия-выставки по рисованию"Зимушка хрустальная"

Занятие состоит из 3-х частей.1-я частьВ начале занятия проводится наблюдение из окна.Задаются наводящие вопросы о явлениях,которые характеризуют зимнее время года.Прежде чем начать рисовать зимний пе...

Творческий проект"Зимушка хрустальная".

Проект  в старшей группе детского сада....

"Ручей хрустальный языка родного".

Экскурсия в Центр детского и семейного чтения....

«Зимушка хрустальная»

Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда. Обобщить представление детей  о зиме, закрепить  знания о характерных признаках зимы....

«Зимушка хрустальная»

Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда. Обобщить представление детей  о зиме, закрепить  знания о характерных признаках зимы....