Методическая разработка по применению картотеки игр в группе ЗПР в дошкольном детском учреждении.
методическая разработка (старшая группа)

Кудрявцева Лариса Васильевна

Мы используем дидактические игры, как игровую форму обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по применению картотеки игр в группе ЗПР в дошкольном детском учреждении.

Я работаю в группе, которую посещают дети с задержкой психического развития. В нашей группе ребята в основном гиперактивные, поэтому приходиться применять разные методы, чтобы избежать различных проблемных ситуаций. И здесь, на помощь воспитателям приходит волшебная картотека игр. Наполняемость картотеки происходит постоянно, в зависимости от особенностей детей, посещающих группу. Игра связана со всеми сторонами воспитательного и образовательного процессов в детском саду. В ней отражаются и закрепляются знания и умения, полученные на занятиях. Мы используем дидактические игры, как игровую форму обучения.

        В дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное -познавательное и игровое – занимательное. В связи с этим, воспитатель одновременно может дать знания и поучаствовать в игре, а дети играя научаться чему-либо. Наличие определённых задач придают дидактическим играм целенаправленный характер. Очень важно донести до ребёнка познавательные задачи не прямо, а через игру. Например, в игре «Магазин» дидактическая цель - развивать умение замечать характерные свойства предметов и рассказывать о них. Дети, выступая в роли продавца или покупателя тренируются дать характеристику продаваемого или покупаемого товара.

Таким образом, дидактическая задача скрыта от ребёнка, и он в игровой форме получает знания. Взаимоотношения между воспитателем и детьми складываются не учебной ситуацией, а игровой формой познания окружающего мира. Как только этот принцип нарушается исчезает игровой характер взаимоотношений между педагогом и детьми и воспитатель начинает прямое обучение, а дидактическая игра перестаёт быть. Поэтому в дидактической игре должно быть представлено развёрнутое игровое действие.

Хочу поделиться своим опытом, и рассказать о некоторых любимых играх наших воспитанников. Бабушка одной девочки принесла нам чудо – пуговицы. Они разных цветов, разной формы; есть пуговицы с двумя, а есть с четырьмя дырочками.

Игра 1.  Игры с пуговицами.

Берём пластмассовый поднос и высыпаем в него всё богатство пуговиц. Каждому ребёнку выдаём бумажную тарелку (желательно белую, чтобы пуговица чётко отображалась на тарелке и не сливалась с ней) и начинаем играть. Ребёнок сам выбирает, какие пуговицы он будет собирать, но с одним условием, он кладёт в свою тарелку только один выбранный вид пуговиц. Это могут быть круглые, треугольные или квадратные пуговицы (выбор по форме). Другой ребёнок складывает в свою тарелку зелёные, красные или другого цвета пуговицы (выбор по цвету), третий ребёнок выбирает пуговицы по размеру, а кто – то из детей умеет считать и собирает пуговицы по количеству дырочек. Во время этой игры развивается мелкая моторика и дети учатся классифицировать предметы по цвету, форме и размеру. Также можно выкладывать пуговицы в ряд и считать их. Можно создавать из них разные узоры или по просьбе воспитателя выкладывать разные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал).

Игра 2. Игры с конструктором.

Так как во время свободной деятельности все ребята хотят играть в одну и туже игру, то даже в конструктор приходиться играть особым способом. Используем два варианта.

Первый вариант: делим деревянный конструктор по цветам. Одна группа детей использует в игре красные детали конструктора, другая жёлтые, третья – синие, четвёртая группа соответственно – зелёные.

Второй вариант: делим конструктор на кубики и прямоугольники разных цветов и начинаем строить. Треугольники делим на две команды Одна команда строит из одних фигур, а другая из других. Если не соблюдать чёткие правила в игре, то появляются драчуны и задиры, дети начинают шуметь, толкаться. Используя чёткие инструкции в игре дети с удовольствием играют. А если организовать и направить их деятельность на получение определённого результата, то можно понаблюдать и за творческим процессом. Дети легко сооружают разные постройки по своему замыслу и гордятся своим результатом. Одни предпочитают строить дома, другие мосты, третьи транспорт.

Игра 3. Игра с геометрическими фигурами.

Ребята в нашей группе очень любят танцевать. Чаще всего вечером, когда детей не очень много, мы включаем музыку. На полу раскладываем геометрические фигуры (треугольники, овалы, круги, квадраты) из цветного картона по количеству детей. Музыка играет – ребята танцуют. Как только музыка остановилась, ребята должны встать на разложенные на полу фигуры. Затем, каждый ребёнок по очереди называет фигуру и цвет этой фигуры. Таким образом, ребята с лёгкостью запоминают цвета и названия геометрических фигур.

Игра 4. Игра с числами.

С цифрами мы знакомим ребят следующим образом: на цветном картоне (10 листов) пишем цифры от 1до 10. Затем ламинируем и получаются карточки с цифрами формата А4. Перед каждым ребёнком в какой-нибудь ёмкости лежат цветные скрепки. Раздаём карточки и просим прикрепить столько скрепок, сколько показано на картинке. Усложняем игру: просим прикрепить скрепки внизу или вверху листа; слева или справа листа. Таким образом, дети учатся ориентироваться на листе бумаги.

Игра 5. Игра с карандашами.

У нас в группе карандаши хранятся в стаканчиках, в котором помещается до 25 штук. Каждому ребёнку выдаём карандаши основных цветов, а перед ним ставим стаканчик с карандашами разных цветов. Задача детей подобрать к основным цветам их оттенки и назвать цвета. А затем разложить карандаши так, чтобы получилась радуга.

Игра 6. «Закончи сказку».

Мы очень много читаем детям сказок. Ребята эти сказки хорошо знают, но пересказывают плохо. Поэтому мы используем метод «закончи сказку». Взрослый начинает читать, выбранную сказку, затем замолкает и предлагает ребёнку рассказать дальше. Затем продолжает читать, останавливается и предлагает другому ребёнку рассказывать дальше. Если у ребёнка получается правильно построить предложение, мы радуемся.

Используя эти игры в своей практике, мы видим, как дети учатся взаимодействовать друг с другом, работать в команде. У них формируется уверенность в себе, желание достичь успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: "ВЫПОЛНЕНИЕ САМОАНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

Данная методическая разработка призвана помочь начинающим музыкальным руководителям провести самоанализ музыкального занятия  для достижения максимальной эффективности использования времени пребы...

Методическая разработка Организация образовательной деятельности в старшей группе по ФГОС дошкольного образования по теме "Загадочный космос"

Продолжать расширять представления детей о многообразии космоса. Знакомить детей с интересными фактами и событиями, связанными с освоением космоса. Дать детям представление о том, что Вселенная - это ...

Методическая разработка на тему: "Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"

В методической разработке представлены нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образоательном учреждение, что является актуальным на сегодняшний день и будет служить помощью в работе вос...

Методическая разработка "Особенности применения игровой педагогики в обучении плаванию детей дошкольного возраста"

Повышения эффективности обучения плаванию посредством игры, обеспечение всестороннего развития личности ребенка, используя игры различной направленности...

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 комбинированного вида Кировского района города Санкт-Петербурга Группа ЗПР №2 Методическая разработка «Какие профессии у дятла?» Подготовительная группа детей с ЗПР.

Содержание: 1. Цели и задачи. 2. Материал. 3. Виды детской деятельности. 4. Предварительная работа. 5. Ход занятия 5.1. Организационный момент. 5.2. Основная часть. 5.2.1. Знакомство...

Методическая разработка по теме: "Физкультурные досуги и спортивные праздники в дошкольных образовательных учреждениях"

В методической разработке описаны особенности подготовки и проведения физкультурных досугов и  спортивных праздников в ДОУ. Требования к составлению сценария, задачи. Всё это также ярко отражено ...