Методическая разработка на тему: "Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"
методическая разработка

В методической разработке представлены нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образоательном учреждение, что является актуальным на сегодняшний день и будет служить помощью в работе воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

“Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении”

В современных условиях взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на диалогово – партнерских отношениях в системе “детский сад - семья”, направленное на активное включение родителей или законных представителей в жизнь дошкольного учреждения.

Партнерское взаимодействие педагогов и родителей воспитанников предполагает: взаимодоверие, взаимопомощь, совместное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом, знание педагогами условий домашнего воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду.  

Для успешной работы с родителями необходимо следующее:

- изучить социальный состав родителей, уровень образования, социального благополучия;

- дифференцированный подход к работе с родителями с учетом особенностей каждой семьи;

- открытость и доброжелательность взаимодействия;

- систематичность, плановость.

Формы взаимодействия с родителями:

Традиционные:

  1. Знакомство с семьей: встречи, анкетирование.
  2. Информирование родителей об образовательном процессе: индивидуальные и групповые консультации, информационные стенды, родительные собрания, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские праздники.
  3. Обучение родителей: лекции, семинары, семинары- практикумы.
  4. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельностях.

Более актуальные нетрадиционные формы.

Можно разделить на несколько подгрупп: познавательные, информационные  и аналитические,  досуговые,  наглядные и информационные.

Наименование подгруппы

Цель  подгруппы

Форма проведения

Познавательные

Познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста с целью формирования практических навыков воспитания детей

- родительские собрания, консультации в нетрадиционной форме

- педагогическая гостиная

- проектная, исследовательская деятельность

- интернет- журнал

- семинары- практикумы

Информационные и аналитические

Выявить у родителей интересы, потребности, уровень их педагогической грамотности

- анкетирование

- проведение социологических опросов

- индивидуальные беседы

- “педагогический почтовый ящик”      ( родители для педагогов и  педагоги для родителей)

- интернет ресурсы

Досуговые

Установить эмоциональный контакт между родителями, педагогами, детьми

- совместные праздники и досуги

- семинары

- мастер- классы

- тематические дни

- конкурсы

- интерактивные досуговые мероприятия

Наглядные и информационные

Познакомить родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей

- стенгазеты

- электронные газеты

- буклеты

Наиболее актуальные нетрадиционные формы взаимодействия  родителей и педагогов  в современных условиях:

“Семинар- практикум”

На данной встрече могут выступать и педагоги, и родители, и логопеды и другие специалисты. Вместе с родителями проходит обыгрывание и решение проблемной ситуации, также можно включить элементы тренинга.

Заранее определяется тема и ведущий ( педагог, родитель, специалист). Подготавливается небольшое творческое сообщение, затем просят высказать, по возможности, каждого участника своем мнение, предложить способ решения. Могут разыгрываться небольшие ситуации.

“Мастер-класс”

Встреча предполагает, что педагоги, родители, специалисты подготавливают небольшой урок, чтобы поделиться опытом для воспитания и развития детей, продемонстрировать свои достижения   в той или иной области.  До начала встречи, воспитатель  определяет тему, учитывая запросы родителей. Можно дать тему родителям, которые могут продемонстрировать или объяснить, как научить ребенка умываться, одеваться и т.д.

На данной встрече участники обмениваются практическими советами, показывают ролевую сценку,  демонстрируют практические навыки ( например, педагог может научить родителей, как сделать дидактическое пособие или научить играть в игру).

Педагогическая конференция”

Перед мероприятием проводится подготовительный этап, где родителям дается задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается участниками с разных позиций, задаются вопросы. Например :“Кризис трехлетнего ребенка”. Родителям предлагается прокомментировать высказывания классиков по данной ситуации, как они понимают. Могут советы быть оформлены в виде “Педагогического почтового ящика”  ( педагогам от родителей и родителям от педагогов)

“Педагогическая гостиная”

Встречу рекомендуется проводить в начале и в конце учебного года. На таких встречах обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проходит обсуждение намеченных мероприятий или анализируются и подводятся итоги года.

В начале года родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, педагоги слушают какую поддержку и помощь смогут оказать родители в запланированных мероприятиях, а также пожелания и предложения родителей.  В конце года подводят итоги, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.    

“Индивидуальные беседы”

Встречи нацелены на индивидуальную беседу педагога и родителя для решения проблемы у ребенка, разобрать некую сложившуюся ситуации, получить совет.

 

“Душевный разговор”

Встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а только на тех, кто имеет общие проблемы          ( например: в общении со сверстниками, агрессивность и т.д.). Можно провести, обыгрывая какую-либо ситуацию, анкетирование, просмотр небольших видеофильмов и видеороликов с последующим обсуждением. Особенность такой встречи, что в конце общения родителям не дается конкретных рекомендаций, они сами их находят.

“Тренинг”

Если родители хотят изменить или откорректировать свое взаимодействие с ребенком, это наиболее активная форма работы. В тренинге должны участвовать оба родителя. Для лучшего результата тренинг должен включать  состоять из 5-8 занятий. В основном проводится психологом, дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть различные: ”Мой сказочный образ”,”Воспоминания детства”, ”Моя любимая игрушка”,”Детские гримасы” и др. Также родительские тренинги могут быть  виде  ответов на вопросы по педагогическим темам. На один и тот же вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. . Эксперты определяют, какая семья при ответах более близка в верным.  

“Ток-шоу”

Встреча подразумевает обсуждение одной проблемы с разных точек зрения, детализация проблемы и возможные пути решения. Выступать могут педагоги, родители, специалисты. Например, тема встречи: “Домашние животные дома – плюсы и минусы”. Участники делятся на две команды, одна команда отстаивает положительные моменты, а другая отрицательные. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Все позиции совместно обсуждаются. В конце встречи участникам предлагается перейти в другую команду, если мнение  их изменилось. Также можно провести голосование, какая точка зрения победила.

“Игровое моделирование”

При встрече проходит проигрывание  проблемных ситуаций воспитания  в семье, взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания. Положительной стороной данных встреч является установление неформальных контактов c родителями, исключают принятие готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного решения сложившейся ситуации.

Положительный результат воспитания и развития ребенка может быть достигнут только при рассмотрении семьи и дошкольного учреждения в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении дошкольного возраста ребенка.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс как форма работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении

Заинтересовать родителей общаться с детьми на основе творческой деятельности...

" Родительское собрание как одна из форм работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"

В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, он выражается втом, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: "ВЫПОЛНЕНИЕ САМОАНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

Данная методическая разработка призвана помочь начинающим музыкальным руководителям провести самоанализ музыкального занятия  для достижения максимальной эффективности использования времени пребы...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы, проверенные временем. К таким формам можно ...

«Эффективные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС»

В статье описаны наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО....

Методическая разработка по теме: "Физкультурные досуги и спортивные праздники в дошкольных образовательных учреждениях"

В методической разработке описаны особенности подготовки и проведения физкультурных досугов и  спортивных праздников в ДОУ. Требования к составлению сценария, задачи. Всё это также ярко отражено ...

"Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия.   Они счит...