СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
консультация

Бусыгина Вера Константиновна

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы, проверенные временем. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей, которое осуществляется в двух направлениях: внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ; работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_busyginoy.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:


Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является - партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родителей и педагогов. 

Все формы взаимодействия с семьями воспитанников подразделяются на

•        коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;

•        традиционные и нетрадиционные.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы, проверенные временем. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей, которое осуществляется в двух направлениях: внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ; работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.

По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:

  • Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников
  • Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
  • Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность (педагоги, специалисты отдела образования, медицинские работники, учителя, педагоги-психологи и т.д.).
  • Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.

  • Педагогический консилиум в работе с родителями можно и нужно использовать данную форму, так как она помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).  В состав консилиума могут входить воспитатель, заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель - логопед, представитель родительской общественности. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть: наличие сведений об особенностях конкретной семьи; определение мер помощи родителям в воспитании ребенка; разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.
  • Групповые собрания родителей - это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
  •  «Круглый стол» проводится в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов, где обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания. 
  • Родительский совет (комитет) группы – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ.
  • Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, где они знакомятся со структурой и спецификой проведения организованной образовательной деятельностью в ДОУ.

        Все вышеперечисленные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. К таким «старым формам на новый лад» можно отнести:

  • «Дни открытых дверей» - сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.
  • Презентация дошкольного учреждения - это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах (официальный сайт учреждения, мини – сайт группы, электронное портфолио педагога или группы).
  • Клубы для родителей - данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, и родителями - что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей.
  • Вечера вопросов и ответов - эта форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
  • Мини-собрания - выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
  • Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»
  • Тренинги - помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
  • Дни добрых дел – это дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.

К группе познавательных - относятся и индивидуальные формы взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

  • Педагогические беседы с родителями - одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя, и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
  • Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т.д.
  • Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
  • Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

К данным формам также относятся: «Школа молодой семьи»; выполнение индивидуальных поручений; телефон Доверия;  почта Доверия;  копилка Добрых дел и т.д..

Досуговые формы взаимодействия с семьями воспитанников - призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

  • Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). 
  • Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.
  • Благотворительный (социальные) акции. 

К данным формам также можно отнести: кружки и секции; выпуск стенгазеты, семейные встречи; веломарафон, посвящённый Дню защиты детей (1 июня); музыкальные и литературные салоны; коллекционирование и т.д.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

  • информационно-ознакомительная – призвана познакомить родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

информационно-просветительская - направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т.д.

  • Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, красочным и привлекающим внимание.
  • Выставки, вернисажи детских работ.
  • Информационные листы - могут нести в себе следующую информацию: о дополнительных занятиях с детьми, о собраниях, событиях, экскурсиях, просьбы о помощи, благодарность добровольным помощникам и т.д.
  • Памятки для родителей.
  • Папки–передвижки.
  • Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Как провел лето!», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.

К данным формам взаимодействия с семьями воспитанников также можно отнести: оформление фотомонтажей; совместное создание предметно – развивающей среды; семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»; фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»; эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.

Информационно-аналитические формы организации взаимодействия основной целью, которых является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

  • Анкетирование - используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка
  • Брошюры – где можно описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
  • Пособия - содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
  • Бюллетень - можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
  • Еженедельные записки - адресуются непосредственно родителям, в которых сообщается семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
  • Личные блокноты - могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
  • Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.
  • Ящик для предложений - куда родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Это формы работы с родителями, которые мы используем на протяжении всего времени развития дошкольного образования. Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье.

В условиях модернизации отечественного образования создается высококачественная информационная среда обучения и воспитания, которая стимулирует всех участников образовательного процесса на участие в принципиально новом виде коммуникации, ориентированный на деятельностный, операционный характер поведения. Учитывая, сложившеюся сложную ситуацию, вызванную COVID-19, практически 90% форм работы с родителями переходят на новый уровень в формат онлайн-общения.

Из этого вытекают новые задачи и вопросы, которые мы ставим перед собой: «Как, строить работу с родителями удаленно, тем самым вовлекая в совместную деятельность родителей и детского сада?», «Как использовать Интернет пространство для построения работы с родителями?», «Каким образом перенести хорошо известные формы с родителями на онлайн площадки?».

Во-первых, мы должны принять тот факт, что необходимо более детально изучить термин «информационная культура». Во-вторых, осознать, что глобальная информатизация задела и дошкольное образование и нам придется работать по-новому и учиться постоянно.

Прежде, чем перейти на онлайн общение с родителями нам пришлось сам определить какие Интернет ресурсы наиболее востребованы, как работать на интернет площадках, какие формы работы мы сможем перенести в онлайн.  

Для проведения таких форм работы как:

  • Общее родительское собрание в детском саду
  • Педагогический совет с участием родителей
  • Родительская конференция
  • Тематические консультации
  • Педагогический консилиум
  • Групповые собрания родителей
  • «Круглый стол»

возможно проведение в программе Zoom. Это программа для организации видеоконференций, разработанная компанией Zoom Video Communications. Она предоставляет сервис видеотелефонии, который позволяет подключать одновременно до 100 устройств бесплатно, с 40-минутным ограничением для бесплатных аккаунтов.

        Но для работы в данной программе необходима обученность не только педагогов, но и родителей. Поэтому в течении всего времени проходят индивидуальные консультации, по подключению к программе.

        Данный ресурс довольно востребованный в нашем коллективе и не только, как участников, но и как организаторов видеоконференций.

  • Открытые занятия с детьми в детском саду для родителей
  • «Дни открытых дверей»
  • Презентация дошкольного учреждения
  • Дни добрых дел
  • Консультации
  • Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).
  • Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.
  • Благотворительный (социальные) акции.

возможно перенести в социальные сети на площадки:

ВКонта́кте (позволяет пользователям отправлять друг другу сообщения, создавать собственные страницы и сообщества, обмениваться изображениями, аудио- и видеозаписями, переводить деньги, играть в браузерные игры. Также позиционирует себя платформой для продвижения бизнеса и решения повседневных задач с помощью мини-приложений)

ВКонта́кте удобно размещать информационно наглядные материалы.  Для работы с данными ресурсами также потребовалось обучение педагогов, не многие могут свободно пользоваться социальными сетями, а тем более проводить работу с родителями. Необходимо понимать, что такая работа не сводится к выкладыванию фото мероприятий и размещение информации и памяток, это постоянное ведение страницы (группы), постоянное поддержание интереса к данному ресурсу.

С другой стороны, это огромная ответственность, так как, работа ведется в Интернет пространстве, где посетители могут быть не только родители, но и совершенно посторонние люди, а информация, попавшая в сеть остается там навсегда.

Анкетирование, опросы возможно проводить с Google Формами. Возможно не только быстро провести опрос, но и составить список гостей, собрать адреса электронной почты для новостной рассылки и даже провести викторину. C помощью данного инструмента можно:

  • открыть онлайн-регистрацию для участников мероприятия;
  • организовать голосование;
  • создать анкету для тестирования;
  • проводить онлайн-исследования — узнать мнение и предпочтения вашей аудитории;
  • создать бриф (техническое задание) и удаленно согласовывать все детали работы с родителями;
  • собрать отзывы о проведенном мероприятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс как форма работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении

Заинтересовать родителей общаться с детьми на основе творческой деятельности...

" Родительское собрание как одна из форм работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"

В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, он выражается втом, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей....

Методическая разработка на тему: "Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"

В методической разработке представлены нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образоательном учреждение, что является актуальным на сегодняшний день и будет служить помощью в работе вос...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»

Краткое описание моего опыта работы «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»...

«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Эффективные формы сотрудничества с родителями» (обобщение опытом)

Цель работы с родителями – профессионально помочь семье в воспитании и развитии детей, обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций....

«Эффективные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС»

В статье описаны наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО....

"Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия.   Они счит...