Xарактеристика профессионального стандарта «Педагог»
статья

Сидоренко Оксана Викторовна

характеристика профессионального стандарта "Педагог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harakteristika_professionalnogo_standarta_pedagog.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Xарактеристика профессионального стандарта «Педагог»

Чем вызвана необходимость разработки профессионального стандарта «Педагог»?

Bо-первых, модернизация системы российского образования связана с вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому дошкольное образование является первым уровнем общего образования. Это, в свою очередь, потребовало разработки ФГОС ДО как документа государственных гарантий, общественного договора с родителями воспитанников. Теперь образовательная деятельность выступает отдельной услугой, одной из функний дошкольного образования, которую финансирует государство и за которую несет ответственность. Основная образовательная программа в детском саду относится к общеобразовательным программам, поэтому школа вправе реализовывать программы дошкольного образования.

Во-вторых, новым требованиям перестали отвечать существующие квалификационные характеристики и должностные инструкции.

В-третьих, меняется современная социокультурная ситуация, характеризующаяся рядом вызовов, на которые должны реагировать система образования и государство. Результаты социологических исследований указывают на ценностно-нормативную неопределенность взрослого мира; резкий эмоциональный фон, определяющий становление ребенка; резкую вестернизацию детской субкультуры; социальную дифференциацию; влияние техноэволюционных процессов; деформацию традиционного уклада семьи; разрушение культуры детской жизни; гендерное неравенство; завышенные школьные требования; изменение национально-демографического компонента и пр.

Среди особенностей социальной ситуации развития (рисков современного детства):

поляризация детского развития. Есть дети с ОВЗ и одаренные; для них должны быть созданы особые условия с целью удовлетворения особых образовательных потребностей;

• снижение уровня соматического здоровья ребенка (45 — 48%) (В.И. Лубовский). Многие дети после рождения страдают дефицитарностью («уязвимые дети»), поэтому перед педагогами стоит задача создания для них образовательных и социализирующих программ;

уменьшение числа благополучных детей. Нормальная кривая развития выглядит так: «продвинутые дети — благополучные — с особыми нуждами». У благополучных дошкольников все чаще фиксируются трудности в развитии (неуверенные, застенчивые, необщительные и пр.);

трудности института семьи:

— сокращение содержательного общения детей и взрослых, что приводит к эмоциональному обеднению;

      — дефицитарная витальность и как следствие - уход в виртуальное пространство, снижение мотивации, нежелание детей взрослеть;

— избыточный уровень комфорта (в больших городах), ведущий к дефициту переживаний (дети перестают испытывать чувство удовольствия от простых вещей, что влияет на формирование ценностей жизни);

— хаос ценностных ориентаций. Если в семье наличествует хаос ценностей, отсутствует четкость в понятиях «хорошо — плохо», у детей формируется высокая планка гибкости: манипулировать, обманывать и пр.;

         - проблемы детско-родительских отношений: неполная семья (30 % детей) представляет собой группу риска за счет ролевой перегрузки, чрезмерной напряженности матери; искажение отношений, меньше эмоционально насыщенного общения; больше требований, замечаний, наказаний, одергивания; проблемы быта. Это не способствует формированию у ребенка таких личностных новообразований, как: гордость за собственные достижения, самоуважение, чувство собственного достоинства и др.;

       — спутанность ролей в семье, что приводит к отсутствию вертикальной структуры (старшие учат младших, авторитет старших) и соподчинению ролей в семье;

сокращение детских вопросов. Современные дети перестали задавать вопросы родителям, поскольку получают готовые ответы. Эо служит следствием урочных форм, преобладания технологии мучения, при которой знаниевая парадигма доминирует над детской инициативой;

снижение уровня детской любознательности. Родители не стремятся отвечать на вопросы детей. В условиях информационной социализации переизбыток информации ведет к торможению и , как следствие, нежеланию познавать, исследовать, уход в себя, пассивность;

сокращение типично детских видов деятельности (игра, рисование, конструирование, восприятие драматических произведений  и пр.) приводит к появлению признаков акселерации развития и «школяризации» детского развития, когда на дошкольное образование переносятся школьные виды деятельности. Одно из главных прав ребенка — право на игру, закрепленное законодательно в Конвенции о правах ребенка, в Международной ассоциации по защите игры (IPA — International Play Assotiation).

Ассоциация ставит своей задачей консолидировать усилия специалистов разных стран для исследования состояния игры в разных странах, для поддержания ценности детской игры и создания благоприятных условий, обеспечивающих право ребенка на игру. Это право зафиксировано в Конвенции о правах ребенка среди других жизненно важных прав. Статья 31 данной Конвенции гласит: «Каждый ребенок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают»;

влияние современных ИКТ представляет собой новый вид реальности, в которой появились определения современных детей: рожденные цифровыми; дети информационной социализации; информационные акселераты; информационные вундеркинды; дети сетевого столетия. Ключевая линия социализации ребенка сегодня — информационная социализация;

• исчезновение детской субкультуры. Детей следует учить общаться и играть друг с другом. Ведущая роль в этом принадлежит взрослому, который организует детские виды деятельности. Среди основных компетенций педагога: уметь играть с воспитанниками, сотрудничать с ними, получать общий результат и др.

Таким образом, особенности социокультурной ситуации развития влияют на возникновение новых феноменов современного детства. В постоянно изменяющихся условиях появляются разные категории детей, трансформируются модели взаимоотношений детей и взрослых и пр.

В этой ситуации ФГОС ДО призван преодолеть риски социальной ситуации развития ребенка, гарантируя доступность и качественность системы дошкольного образования. Стандарт включает новые принципы воспитания и финансово-экономические условия. Один из основных принципов гласит: не надо ребенка воспитывать, с ним надо просто жить, уважать его личность, прислушиваться к его мнению, давать возможность общаться, принимать решения (Т.В. Волосовец, О.А. Карабанова и др.).

Воспитательно-образовательный процесс требует организации социального партнерства с родителями, использования вариативных форм работы с детьми, решения проблемы преемственности и др. при ведущей роли компетентного педагога.

Каковы смыслы его деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО? В первую очередь, они связаны с особенностями организации совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В идеологии ФГОС ДО «занятие» понимается как «занимательное» дело, партнерская форма деятельности, а также как непрерывная образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности посредством вариативных форм работы с детьми.

В прежней дидактике существовала установка на то, что взрослый ведет за собой ребенка: воспитывает, руководит, организует. Согласно Л.С. Выготскому, правильно организованное обучение ведет  за собой развитие.

Современное дошкольное образование при сохранении элементарной системы обучения выражается в инновационных, ценностно-целевых установках, а именно: поощрение инициативы, самостоятельности ребенка в тех сферах, которые находятся в зоне его возможностей и ближайшего развития. Взрослому определена иная функция: он проводник в мир культуры, посредник, предоставляющий инициативу ребенку.

Концептуальные положения ФГОС ДО сформулированы следущим образом: поощрение детской инициативы, творчества, активности как поддержка интересов и мотивации ребенка. Последнее представляет собой главный компонент готовности к школьному обучению. Поэтому ФГОС ДО предъявляет иные требования, иной набор профессиональных компетенций в отношении «педагога-партнера», взаимодействующего с дошкольниками, по сравнению с  позицией учителя в школе. Партнерская модель поведения предусматривает умение педагога мотивировать, заинтересовывать детей, обогащая эмоциональную сферу, которая влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Такие концептуальные положения, как «единство аффекта и интеллекта» (А.В. Запорожец), реактивно-спонтантанный тип обучения детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский), составляют методологическую основу построения образовательного процесса в ДОО.

Согласно профессиональному стандарту «Педагог» и ФГОС ДО взаимодействие педагога с детьми строится с учетом:

— «зоны ближайшего развития», где главная роль принадлежит взрослому, который создает будущее и условия развития. Он действует совместно с ребенком, направляет индивидуальную траекторию его движения, организует игры, активизируя воображение как главное психическое новообразование периода дошкольного детства;

— «зоны вариативного развития», при котором взрослый создает  условия, обогащает среду и стремится организовать детское обучающееся и игровое сообщество. Дети учатся друг от друг в совместной деятельности и имеют возможность общаться с «продвинутым сверстником». Такую ситуацию развития можно наблюдать в разновозрастной группе, где игра воспринимается как «школа неопределенности» (А.Г. Асмолов). Например, считалки, поговорки, игры, которые рождаются и передаются в детской субкультуре в игровой форме от старших к младшим детям.

Следует выделить четыре вектора в профессиональной деятельности педагога по реализации ФГОС ДО:

1) изменение форм взаимодействия с детьми;

2) реструктуризация содержания дошкольного образования: умение организовывать детские виды деятельности («культурные практики»);

3) рациональная организация мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды;

4) эффективное взаимодействие с семьями воспитанников.

В основе профессионального стандарта «Педагог» лежит концептуальное положение ФГОС ДО: индивидуализация развития, предусматривающее учет индивидуальных особенностей детей. Педагог с учетом уровня актуального развития ребенка во взаимосвязи со специалистами определяет «зону его ближайшего развития». В процессе взаимодействия он должен не только замечать и фиксировать проявления воспитанника, но и изменять его индивидуальный маршрут, траекторию развития. Это требует высокого уровня профессиональной подготовки и определенного набора компетенций, которые отражены в профессиональном стандарте «Педагог».

По мнению А.Г. Асмолова, нельзя давать детям готовые «рецепты», их следует учить жить в мире неопределенности, что, в свою очередь, требует смены парадигм: от жесткости, шаблона к вариативности, гибкости и поддержке разнообразия детства.

Мы живем в эпоху перемен настолько стремительных, что не можем с достаточной степенью точности описать будущее. Значит, мы готовим своих детей к будущему, которое не можем четко описать. Среди навыков и компетенций XXI в. следует назвать коммуникацию, креативность, эмоциональный интеллект, сотрудничество, критическое мышление, независимость, инициативность, оригинальность, самоопределение, нестандартность мышления и др.

Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному собранию от 1 марта 2018 г. сказал: «Нужно переходить к принципиально новым. в том числе индивидуальным технологиям обучения, с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работать в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху».

Современная социокультурная ситуация характеризуется поколенческими особенностями, которые изучаются в рамках различных теорий.

Согласно исследованиям, критерием поколения служит одна историческая эпоха, где представители поколения находятся в одной возрастной категории, имеют общие убеждения, представления и модели поведения, чувство принадлежности к данному поколению.

Также  поколение есть группа людей, рожденных в определенный временной период, испытавших влияние одних и тех же событий и ценностей воспитания, с похожими ценностями.

Современное поколение «Z» — родившиеся в 2004 — 2010 гг., характеризуется тем, что отлично разбирается в тенденциях моды; активно пользуется киберпространством; присутствует во всех социальных сетях; не считает нужным накапливать информацию и бороться за «место под солнцем»; уверено, что жизнь будет протекать в относительном комфорте; не имеет кумиров, поскольку на You Tube  может набрать много просмотров, если выложит качественный контент.

Представители поколения «Альфа» — родившиеся после 2010 г.,  по мнению исследователей, более уравновешенны и позитивны, они яркие, творческие, самодостаточные; менее формализованны; быстрее развиваются; не терпят насилия над собой; гиперактивные; склонны к самодисциплине и саморазвитию, многозадачности, аутизации; интерес стоит на первом месте; способны воспринимать большой объем информации; испытывают сложности в реальной коммуникации, живут в виртуальном мире; инфантильны. Также они имеют «клиновое мышление» — фрагментарность информационного потока, отсутствие целостной картины мира; низкая устойчивость и концентрация внимания, высокий уровень развития переключения внимания и кратковременной памяти.

Важно отметить, что выдающийся антрополог и этнограф М. Мид в ходе исследований выделила три типа культуры:

— постфигуративную — подрастающее поколение перенимает опыт у старших; культура ориентирована на прошлое;

— конфигуративную — дети и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников, культура ориентирована на настоящее;

- префигуративную — не только дети учатся у родителей, но и  родителям приходится

учиться у своих детей; культура ориентирована на будущее.

По инициативе Президента РФ, на базе Инновационного центра  «Сколково» в 2012 г. был разработан проект «Атлас профессий будущего». Основная его задача — определить перечень профессий  будущего, что во многом потребует перестройки профессиональной  подготовки кадров. Появление новых технологий есть вызов системе образования, которое характеризуется консервативностью. Но в то же время, если сфера образования не будет меняться, она начнет отставать от современных и мировых тенденций.

В настоящий момент в российском образовательном пространстве введены и действуют ФГОС, ЕГЭ, трудовая деятельность начинается с 14 лет и пр. Однако многие выпускники вузов работают не по специальности, что подчеркивает кризисные моменты в профессиональной подготовке.

Большое значение приобретает необходимость развивать значимые навыки и компетенции XXI в. Это представляет собой системную деятельность на протяжении всего образования человека.

Итак, «Атлас профессий будущего» — выстраивание жизненных профессиональных траекторий. Основная идея заключается в том, что человек умеет ориентироваться в профессиональном поле с помощью инструментов (знаний), его никто «не ведет за руку».

Следует отметить, что профессия педагога отражена в «Атласе... » и требует своей трансформации. Педагог как транслятор знаний уходит в прошлое. Его роль изменяется, появляются новые специальности, что требует освоения других сфер деятельности.

Компетенции педагога-дошкольника XXI в. должны включать:

 — этико-правовые знания;

             — био-физиологическую подготовку, а лучше нейрофизиологическую;

              — подготовку в области наук;

               — технологическую подготовку;

               — цифровые навыки;

                — знания в области экологии и устойчивого развития.

 Педагог ежегодно должен повышать квалификацию.

 Особенности инновационной профессиональной деятельности:

 — автоматизация и удаленное обучение;

— открытое образовательное пространство (внимание педагога смещается с фактологии на методологию);

 — развитие и сопровождение талантов (персональное курирование ученика позволяет выявить его склонности);

 — индивидуализация и персонализация обучения (индивидуальный план обучения на основании потребностей и интересов);

— нейропсихология и психофизиология (достижение максимальной продуктивности и сохранение здоровья);

 — геймификация (игровые технологии как мотивация учебы, соревновательности и освоение конкретных навыков);

— ориентированность на практику (знание приносит пользу, если понимать его значение).

Согласно «Атласу...», новая миссия педагога раскрывается в следующем перечне профессий будущего:

— исследователь — пробует новые способы преподнесения материала;

— интегратор — тщательно проверяет качество ресурсов, инструментов, не придумывает новых решений, выбирает сушествующие в соответствии с достижениями детей;

 — «путеводитель» — выбирает способы подачи материала, исходя из пожеланий самих детей, помогает подобрать учебные ресурсы для самостоятельного изучения;

— разработчик учебных онлайн-платформ — на стыке IT и образования. Разбирается в программировании, имеет преподавательский опыт; понимает, как «думает» ученик; моделирует его образовательную траекторию при обучении на проектируемой платформе;

— геймдизайнер — специалист, отвечающий за разработку правил и содержания игрового процесса создаваемой игры;

— разработчик индивидуальных образовательных траекторий и тренер состояний сознания— помогает развить усидчивость, концентрацию и спокойствие для успехов в учебе;

- тематический редактор онлайн-уроков — просматривает образовательные видео, сообщает, как включить видеоурок и в какое время;

— учитель математики для онлайн-платформы — добавляет и редактирует задания, владеет приложениями для редактирования формул и уравнений;

— контент-директор образовательной платформы — оценивает учебные материалы; взаимодействует с сообществом учителей; продумывает концептуальное строение учебных курсов, использует методы онлайн-обучения, составляет оригинальные учебные планы, имеет базовые навыки программирования и графического дизайна;

- преподаватель экспериментального STEM (S — science, естественные науки, Т — technology, технологии, Е — engineering, инженерия, М — mathematics, математика) — проводит междисциплинарные уроки с уклоном в робототехнику и программирование; владеет компьютерными технологиями;

 — коуч — проводит очные онлайн-занятия; не транслирует знания, а сопровождает самостоятельную учебу по электронным ресурсам, выстраивает индивидуальные образовательные траектории;

- куратор онлайн-платформы — составляет онлайн-курсы для удаленного обучения; руководит работой платформы; адаптирует требования дисциплин к онлайн-среде решает коммуникационные проблемы между учителем и учеником;

 — управляющий технологиями в школе — посредник между педагогами и современными технологиями; анализирует статистику успеваемости; устанавливает образовательные приложения;

— инструктор по интернет-серфингу — формирует критическое и логическое мышление; объясняет, каким ресурсам можно доверять; учит медиаграмотности и сетевой безопасности;

 — веб-психолог — понимает особенности сетевой среды, интернет-социализации детей; помогает преодолеть такие проблемы, как интернет-травля, кибербуллинг;

— междисциплинарный тьютор — курирует персональную траекторию ученика, решает частные образовательные проблемы, взаимодействует с составителем индивидуального плана,

учителями-предметниками;

— разработчик образовательных траекторий создает образовательные маршруты; составляет индивидуальные планы; разрабатывает стратегии; работает в содружестве с тьютором- тактиком;

— брейн-тренер учит достижению концентрации и продуктивности; дает упражнения для мозга, образовательно-психологические рекомендации; работает с нейроинтерфейсами;

— лайфстайл-тренер составляет план тренировок, дает рекомендации по питанию и сну; курирует регулярные зарядки;

— техник образовательных игровых сред — занимается разработкой, тестированием и внедрением образовательных онлайн-игр;

— игромастер сценарист игр, адаптирует учебную программу к сценарию, превращая ее в историю с интересными заданиями;

— специалист-педагог по проектам — создает проекты, связанные с конкретными техническими, экономическими, природоохранными разработками учащихся.

Таким образом, к 2020 г. в сфере образования ожидается появление  ноовых профессий и педагогических специальностей: модератор, тьютор. организатор проектного обучения, координатор образовательной онлайн-платформы, игромастер, ментор стартапов, игропедагог, разработчик образовательных траекторий и др.

Рассмотрим основные понятия.

Профессиограмма-  совокупность личных и профессиональных качеств личности, необходимых для профессиональной деятельности.

Педагогическая специальность-  вид деятельности в рамках профессиональной группы, характеризующийся совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования  и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Педагогическая квалификация-  уровень или вид профессионально- педагогической подготовленности, характеризующий возможности специалиста в решении определенного класса задач.

Профессия — род социально-трудовой деятельности человека, предполагающий наличие определенного образования, знаний, умений и опыта работы.

Должность положение лица на предприятии; комплекс трудовых прав и обязанностей, формально закрепленный приказом или распоряжением и определяющий статус работника в организации. Для получения должности требуется наличие образования, формально подтвержденное документом.

Перечень должностей отражен в ЕКС в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

ЕКС состоит из четырех разделов:

«Общие положения»;

— «Должности руководителей»;

— «Должности педагогических работников»;

— «Должности учебно-вспомогательного персонала».

Индивидуализация и социализация есть есть инновация ФГОС ДО и результат дошкольного образования. Это два противоположных, но взаимодополняющих друг друга процесса. Социализация представляет собой усвоение мира человеческих отношений, культуры, нор правил и пр. Индивидуализация — вектор развития каждого ребенка на данном возрастном этапе, его индивидуальная траектория движения с учетом «зоны ближайшего развития» в направлении целевых ориентиров.

Необходимо наполнить содержание дошкольного образования специфическими видами детской деятельности, среди которых приоритетными являются: игра, конструирование, лепка, рисование и др. Во ФГОС ДО они сформулированы как «сквозныЕ механизмы», определяющие развитие ребенка через формирование психических и личностных новообразований, подводят его учебной деятельности, делая дошкольное образование «занимАтельным» и «событийным». Данный подход нашел отражение принципах дошкольного образования: амплификация, интеграция, комплексно-тематический принцип, а также в перечне профессиональных компетенций педагога, среди которых умение планировать жизнь детей на день, неделю, месяц. Это должно стать нормой в детском саду и определять содержание жизнедеятельност дошкольников.

В условиях современной социокультурной ситуации выделяютсЯ два подхода к психическому развитию ребенка:

1) акселерация ускорение темпов развития детей;

2)  амплификация — обогащение развития детей, в первую очередь  эмоциональной сферы.

Исходя из этого, возникают следующие вопросы: «Что такое результаты социализации?», «Какие смыслы необходимо вкладывать в  это понятие?»

Согласно первому подходу, социализация есть приобщение ребенка к базовой ценностной культуре мира (духовной и материальной). Таким образом, мы закладываем основы его мировоззрения, задаем вектор жизни, исходя из которого ребенок в дальнейшем будет понимать и строить свою картину мира. Однако если под социализацией понимать только лишь освоение норм, правил поведения, социальных ролей и ограничить этим свое представление, в итоге мы получаем  послушного, удобного ребенка, отвечающего ожиданиям учителя начальной школы.

Второй подход идеологически выстроен в контексте ФГОС ДО. Социализация в дошкольном возрасте соотносится с понятием «готовность к развитию» и выражается в единстве трех сущностных характеристик, в числе которых:

— развитие мотивационно-смысловой (ценностной) сферы, через включающей в себя потребность в любознательности, познании мира и творчестве, универсальные общие подходы к миру, связанные с ростом детских вопросов, а также потребиость и мотивацию достижений (гордость за них). Однако к младшему школьному возрасту она часто исчезает за счет поучений взрослого, который оценивает ребенка с точки зрения «правильно неправильно»;

— способность ребенка сотрудничать, общаться со взрослыми  и сверстниками. Коммуникативная компетентность предусматривает освоение первичных ценностных представлений, культурных, морально-этических и базовых человеческих норм, по которым строится общение людей. Важно отметить, что овладение ими происходит не когда о них говорит взрослый, а  в форме совместной партнерской деятельности с детьми посредством недирективных способов поддержки детской инициативы;

— формирование жизненных умений и навыков, которые выражаются в способности находить решения в нестандартных обстоятельствах, действовать в ситуации неопределенности и ориентироваться на полученные социальные знания. Преемственные связи дошкольного и начального уровней образования, в первую очередь, рассматриваются через готовность ребенка к сотрудничеству и содействию с педагогом. Таким образом, ФГОС ДО разрушает установку на послушного ребенка! Учителю важно знать и понимать, что к нему идет любознательный «почемучка» и на фоне высокого уровня мотивации он будет выстраивать процесс обучения ребенка в школе.

Педагог — главный ресурс достижения качества образования, повышение которого связано с ростом профессионального мастерства по реализации ФГОС ДО. Его инновационные понятия -  идивидуализация развития и позитивная социализация — отражают возрастные особенности психического развития детей: восприятия, воображения, практических форм мышления, начальных форм произвольности, эмоциональной регуляции деятельности, поведения др. Это фундаментальные линии психического развития ребенка, формирование которых составляет задачи дошкольного образования.

Мы не должны подвергать детей частому педагогическому тестированию, поскольку в периоде дошкольного детства важен баланс между контролем и развитием. Главное — не контролировать, а развивать. Следует учитывать и преодолевать риск преобладания контроля в образовании над развитием.

Отсюда, дошкольное образование есть базис системы образования, ее первый уровень, закладывающий основы преемственности и непрерывности образования. С учетом специфики возрастного периода итог освоения ООП ДО прописан как результаты социализации, отражающие девиз: «Главное — не навреди!» В период дошкольного детства ребенок должен переживать чувство радости и счастья, удовольствие, что обеспечивает его эмоциональное благополучие в окружающей среде и формирует базис личностной культуры.

Использование профессионального стандарта «Педагог» спосоствует повышению квалификации педагогов. Этот инновационный документ:

 — должен повлиять на развитие педагога и системы образования в целом;

 — призван повысить мотивацию;

— предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству, оценки уровня квалификации педагогов, формирования должностных инструкций.

И так, что же такое профессиональный стандарт «Педагог»?

 Во-первых, он включает в себя конкретные требования к профессиональной трудовой деятельности воспитателя и его квалификации.

Во-вторых, дает характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной  трудовой функции. Таким образом, профессиональный стандарт «Педагог» — новая форма определения квалификации работника.

Требования к квалификации работника включают в себя требования к  опыту работы, образованию и дополнительному образованию. В Трудовом кодексе РФ (ст. 195.1) квалификация работника характеризуется как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и и опыта работы.

Кем применяется профессиональный стандарт «Педагог»?

В первую очередь, данный документ используют руководители образовательных организаций при разработке образовательных стандартов и педагогические работники. Приказ Минтруда России от  18.10.2013 № 544н утверждает, что профессиональный стандарт применяется работодателями:

— при формировании кадровой политики;

— управлении персоналом;

— организации обучения;

— аттестации работников;

— заключении трудовых договоров;

— разработке должностных инструкций;

— установлении систем оплаты труда.

Таким образом, профессиональный стандарт «Педагог» адресован рядовому работнику, служит обязательным для всех работников, работодателей и призван изменить ситуацию поддержки кадров на рынке труда РФ.

Важно знать. что все профессиональные стандарты утверждаются  приказами Минтруда России. Они являются нормативными правовыми актами, поэтому носят обязательный характер для всех физических и юридических лиц. Также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Минтруда России координирует разработку стандартов.

ЛИТЕРАТУРА

1.Слепцова И.Ф. Профессиональный стандарт «Педагог»: вызовы времени и ключевые компетенции: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – С. 9-24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога

В данной презентации рассказывается о документе,который содержит характеристику квалификации, необходимой педагогу для осуществления определенного вида профессиональной деятельности....

Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).Что...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Быть воспитателем в современном обществе очень сложно.  Для этого  нужны не только новые знания, но и  огромное терпение и положительный настрой, умение преодолевать труднос...

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Дошкольный период развития ребенка, определяет его дальнейшее развитие, как личности, поэтому требования к воспитателю в современном мире очень высоки. В данной статье освещается понимание качества об...