Доклад на тему: «Организация предметно-развивающей среды по ФГОС в младшей группе»
материал

Куулар Чодураа Алексеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аяс» комбинированного вида с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района Республики Тыва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему: «Организация предметно-развивающей среды по ФГОС в младшей группе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подготовила: Куулар Ч.А.

 воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Кызыл-Мажалык-2019г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kcha.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аяс» комбинированного вида с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района

Доклад на тему: «Организация предметно-развивающей среды по ФГОС в младшей группе»

подготовила: Куулар Ч.А.

воспитатель

с. Кызыл-Мажалык-2019г.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..3

  1. Функции предметно-развивающей среды……………………………...3
  2. Предметно-развивающая среда в младшей группе..…………….…….5

Заключение………………………………………………………………......9

Список использованной литературы………………………………….… .10

Введение

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности.

Развивающая предметно-пространственная среда группы для детей 3-4 лет организована с учетом наличия пространства для игр и занятий как одному ребенку, а также вдвоем и подгруппами. Пособия и игрушки расположены таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность перемещать их из одной игровой зоны в другую.

Создавая развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста, прежде всего, мы уделяли внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Стремились к тому, чтобы обстановка в группе была приближена к домашней, уютной. Предметы мебели в группе расставлены таким образом, чтобы максимально освободить центр помещения для игр детей, развития их двигательной активности. Мебель в созданных в группе центрах разнообразная, варианты расстановки столов в обеденной зоне часто меняются. В группе имеется детская мебель, что создает уютную атмосферу.

1.Функции предметно-развивающей среды

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть трансформируемой, полифункциональной, содержательно-насыщенной, доступной, безопаснойи вариативной, а также должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое.

 Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-развивающей среды в зависимости: от образовательной ситуации, от возможностей детей и от меняющихся интересов детей.

Полифункциональная среда обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности.

Содержательно-насыщенная: где образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания.

Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников  всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность оборудования и материалов.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех эго элементов требованием по обеспечению надежности и безопасности их использования:

  • мебель с округленными краями;
  • жестко закрепленная мебель;
  • Безопасные материалы.

Вариативность среды предполагает:

  • Наличие различных пространств
  • Периодическую сменяемость игрового материала
  • Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
  • Появление новых предметов

Содержание образовательной деятельности выстроено в соответствии с примерной общеобразовательной программой развития и воспитания детей в детском саду «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). Поэтому все уголки группы мы старались создать в соответствии с этой программой, учитывая рекомендации, основные требования и принципы развивающей среды.

Кроме того, все пространство в группе разделено на определенные зоны, которые, при желании и необходимости, легко интегрируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.), техническим средствам– телевизор. Все предметы доступны детям.

2.Предметно-развивающая среда в младшей группе

В нашей группе в соответствии по ФГОС предметно-развивающая среда разделена на уголки для самостоятельной деятельности детей:

Уголок сюжетно-ролевой игры.

Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: шкафчик для кухни; атрибуты для игры в «Кухня»«Магазин»«Больницу»; куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефоны, весы, корзинки; одежда для ряжения.

Основной вид деятельности наших малышей – игровой. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.

Уголок физической культуры:

Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия); мячи массажные; корзина для метания мячей.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды.

Уголок изобразительной деятельности:

Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

Оборудование и материалы, которые есть в уголке: мольберт; наборы цветных карандашей; гуашь; акварель; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата ; пластилин; стеки; салфетки из ткани.

Книжный уголок:

Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем.

Оборудование и материалы, которое есть у нас в уголке: стеллаж для книг, стол и два стульчика; книжки по программе, любимые книжки детей.

В уголке я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомлю с уголком книги, учу рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.

Уголок музыкального воспитания:

Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (бубен, металлофон, погремушки и др).

Дети в восторге от нашего музыкально уголка. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами музыкальных инструментов. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Сенсорный уголок. Важным условием, способствующим сенсорному развитию, является специально организованная развивающая среда, которая включает в себя: пирамидки, различных цветов гаммы, различной формы и разнообразной фактуры, шнуровки, разнообразные вкладыши, дидактические игры, крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов.

В мини-уголке безопасности дети знакомятся со светофором, с правилами поведения в соответствии с его световыми сигналами, а также с правилами пожарной безопасности.

Уголок природы:

Задачи: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы, которые есть у нас уголке: подставка для цветов, лейка, в группе находится 3 комнатных растения (фикус, бегония, герань); подобраны картинки по временам года.

С детьми нашей группы продолжаем узнавать растения и называть основные части растения (стебель и листья). Мы разместили в уголке природы растения, с ярко выраженными основными частями и красиво, обильно и долго цветущие. Дети научились поливать растение под руководством воспитателя; научились правильно держать лейку и лить воду аккуратно. А также в уголке мы создали условия для игр с водой и песком.

          Таким образом, предметно-развивающая среда должна создаваться с учетом индивидуальных особенностей детей, а также эмоциональных состояний. Любому человеку свойственно в некоторые моменты своей жизни испытывать определённые психологические состояния. Поэтому в нашей группе создан уголок уединения «Радуга эмоций». Это то место, который ребенок может отлежаться, отсидеться, поиграть в спокойную игру, успокоился - можно выходить и снова поиграть с остальными детьми.

Необходимо осуществлять комплексный подход к обеспечению образовательного процесса, создавать условия для максимальной комфортности пребывания детей в детском саду, создавать развивающую среду с учётом возрастных особенностей детей, красоты и пользы, обеспечивая психологический комфорт.

Заключение

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда необходима детям младшего возраста, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию, каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Предметно-развивающая среда служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.
  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-368 с.-С.212
  3. Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образования», сборник статей, часть 2, февраль 2017г.

Интернет источники:

- https://infourok.ru/raduga-emociy-obrazovatelniy-proekt-razvitie-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-socialnoemocionalnoy-sferi-s-ispolzovaniem-i-1828748.html

- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/03/06/programma-razvitiya-emotsionalnoy-sfery-detey-starshego-doshkolnogo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад-выступление на родительском собрании на тему: Организация предметно-развивающей среды в группе « Солнышко» в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре ...

Доклад на тему: Организация предметно-развивающей среды в ДОУ

Региональный семинар-практикум «Системно-деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в условиях внедрения ФГОС», проводимый НФ ИЭУП г. Казань в МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 91» г....

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Доклад на тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС»

Цель каждого воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапо...

Доклад на тему: «Организация предметно – развивающей среды в ДОУ».

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Необходима содержательная насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающая реализацию образов...

Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"

Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...

Доклад на тему: «Организация предметно-развивающей среды, как условие развития речи детей с ОНР"

Развивающая    предметно- пространственная среда в дошкольных образовательных учреждениях рассматривается,  как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ре...