«ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО»
презентация к уроку (средняя группа)

Подобедова Светлана Николаевна

Создавая РППС группы детей среднего дошкольного возраста в ДОУ,  мы учитываем психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения  и  психологические   особенности   возрастной  группы, на которую   нацелена  данная  среда.                                                                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rpps_prezentatsiya_.ppt2.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатели: Подобедова С.Н. Абрамова И.М.

Слайд 2

В должности воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения я работаю, начиная с 2008 года. Вопрос создания развивающей среды всегда для меня был актуальным. Однако в последнее время, в связи с принятием ФГОС ДО к Программе дошкольного образования появились новые приоритеты и новые ориентиры в создании развивающей предметно – пространственной среды (далее РППС). «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка» (С.Л.Новоселова). Образовательная (развивающая) среда, это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (по определению В. А. Ясвина) Развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. (С позиции психологов, таких как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) Все эти определения разные, но их объединяет одно понятие РППС - это система влияний и условий формирования личности.

Слайд 3

Для меня, педагога-практика, эти определения при построении РППС стали решающими. Следует заметить, что принципы конструирования РППС в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка. При построении РППС группы детей среднего возраста мы ставили цель: создание условия для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям с учетом ФГОС. Поставленную цель реализуем посредством следующих задач: создавать атмосферу эмоционального комфорта; создавать условия для физического развития; создавать условия для творческого самовыражения; создавать условия для проявления познавательной активности детей; создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки; создавать условия для участия родителей в жизни групп.

Слайд 4

Создавая РППС группы детей среднего дошкольного возраста в ДОУ, мы учитываем психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. РППС группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Слайд 5

Конституция Российской̆ Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 02.07.2013 № 185«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпиде­миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпиде­миологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271; Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»); Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»; Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03­-51-­46ин/14-­03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Слайд 6

Образовательное пространство в группе создано таким образом, чтобы педагог имел возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Помещение группы четко зонировано и представлено рядом уголков, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры.

Слайд 7

Зоны разграничены, но вместе с тем, 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей. «Тихие» и «шумные» зоны достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу, допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие группы. Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (не слишком много открытого пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей). Отдельные уголки предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов занятий. Материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность, представлены в достаточном количестве. Все предметы (пособия, игры, игрушки) известны детям, соответствуют их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной совместной и самостоятельной деятельности с взрослыми и со сверстниками. Пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, носят информативный характер: несут информацию о современном мире и стимулируют поисково-исследовательскую детскую деятельность. Материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность детей, широко представлены во всех уголках. Все материалы, а также детские рисунки и поделки развешены на уровне глаз ребенка. В помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними. Столы небольшие и стоят в разных местах группы. У каждого ребенка есть свое индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы. Помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит во всех зонах.

Слайд 8

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей Элементы декора должны быть легко сменяемыми В группе предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности Организуя предметную среду в группе, учли закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы Цветовая палитра представлена теплыми тонами При создании развивающего пространства в группе ведущая роль отдана игровой деятельности Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы

Слайд 9

содержательно-насыщенная – включает средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование и т.д.; трансформируемая – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации; полифункциональная – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах деятельности; доступная – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; безопасная – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Слайд 10

Принцип активности, самостоятельности, творчества – ребенок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения. По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Принцип стабильности динамичности развивающей среды – в проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность ее изменения. В интерьере должны выделяться определенные многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности Принцип комплексирования и гибкого зонирования – вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности – динамичности». Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Принцип открытости – закрытости – с одной стороны открытость системы дает возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно - прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Все это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней. Принцип учета половых и возрастных различий детей – построение среды с учетом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.

Слайд 11

Охрана и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия Максимальная реализация образовательного потенциала пространства ДОУ, группы Построение вариативного развивающегося образования, ориентированного на свободный выбор детей Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность Создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации самосовершенствования педагогов Создание равных условий для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям

Слайд 12

Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие физическое развитие Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно - исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.) Также при организации РППС взрослыми участниками образовательного процесса соблюдены принципы стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволяет сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повышает результативность дошкольного образования и способствует формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

Слайд 14

УГОЛОК ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - УЧЕБНАЯ ЗОНА - ОКНО - - УГОЛОК ПРИРОДЫ/ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ - УГОЛОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА/БИБЛИОТЕКА РАЗДАТОЧНАЯ ЗОНА - СПОРТИВНЫЙ УГОЛОК / ПДД - ЗОНА СЮЖЕТНО РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ПАРИКМАХЕРСКАЯ» « МАГАЗИН » -« БОЛЬНИЦА - СТОЛ - СТУЛ - УГОЛОК БЕЗОПАСНОСТИ - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ УГОЛОК: ФЭМП/РР - УГОЛОК МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА; - УГОЛОК НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА; - УГОЛОК ТЕАТРАЛИЗАЦИИ. - УГОЛОК КОНСТРУИРОВАНИЯ И НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫХ ИГР - «Дом, семья» - двери

Слайд 16

- веранда - - ТРОПИНКА - ЗАБОР - КЛУМБА - ПЕСОЧНИЦА - ГИМНАСТИЧЕСКОЕ БРЕВНО ДЕРЕВЯННАЯ ПОСТРОЙКА ДОМИК - СКАМЕЙКА - ДЕРЕВЯННАЯ ПОСТОРОЙКА МАШИНА

Слайд 17

Организация РППС группы и участка построена с учетом требований ФГОС и дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. РППС группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. Принципы конструирования РППС группы основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка РППС насыщенна, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. Пространство группы постоянно трансформируется, организация РППС в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. РППС организована как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей. РППС выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты РППС меняются, обновляются и пополняются. РППС группы является не только развивающей, но и развивающейся. РППС группы и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях.

Слайд 18

1. Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Загвоздкин В.К. Проектирование пространства и архитектуры современных дошкольных образовательных учреждений Германии // Ежемесячный научно-аналитический журнал «Образовательная политика» Министерство образования и науки, Федеральный институт развития образования, Российская академия образования. – № 2 (58), 2012. – С. 124–128. 2. Аналитический отчет Абрамовой И.М.(автора презентации) – информация о результатах профессиональной деятельности воспитателя МДОУ ДО «детский сад №20» за межаттестационный период (2016г.) 3. О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич «Организация развивающейся предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста (О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова, П.Д.Рабинович, Е.М.Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.- с.4-15). 4. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателей / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с. 5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -3-е изд.,испр.и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-с. 136, 209-212. 6. Радионова О.Р. Педагогические условия организации в дошкольном образовательном учреждении развивающей предметной среды по формированию у старших дошкольников основ гражданской идентичности // Образовательная политика. – 2009. – № 12. – С. 74–78. 7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. – М.:УЦ Перспектива, 2011. Ссылки на полезные интернет-ресурсы : http://www.rusedu.ru/subcat_40.html Образовательный портал. Архив учебных программ и презентаций. http://www.metodkabinet.eu/ Предметные области. Библиотека готовых материалов. Педагогическая библиотека.

Слайд 22

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Развивающая предметно - пространственная среда в группе для детей раннего возраста в соответствие с требованиями ФГОС ДО (из опыта работы).

Материал является лауриатом городского смотра- конкурса "Современный учебный кабинет и современная дошкольная группа ", в наминации"Лучшая дошкольная группа"....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Доклад для Августовского педагогического совета - 2017г. «Организация (развитие) новой образовательной среды для повышения качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Доклад для городского августовского педагогического совета - 2017г. «Организация (развитие) новой образовательной среды для повышения качества дошкольного образования в соответствии с требования...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....