План по саморазвитию "Обогащение словарного запаса детей 4-5 лет посредством дидактических игр"
учебно-методический материал (средняя группа)

Руфова Людмила Вячеславовна

План по саморазвитию "Обогащение словарного запаса детей 4-5 лет посредством дидактических игр". Материал будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми среднего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №47»

Программа саморазвития.

Тема:

«Обогащение словарного запаса детей 4-5 лет посредством дидактических игр и упражнений»

Руфова Людмила Вячеславовна

(Ф.И.О. педагога)

Воспитатель

(специальность)

Высшее

(образование)

10 лет.

(стаж педагогической работы)

Арзамас, 2019-2020

Введение

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно благоприятно к усвоению речи. В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей однообразна, словарный запас беден. Они не умеют вести диалог, отвечают на вопросы односложными словами, не могут повторить  фразу за воспитателем, у них ограниченный словарный запас.

Игра – это основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что им пригодиться в жизни. Поэтому, именно с помощью «дидактической игры» я и решила обогащать словарный запас у детей

Проблема: недостаточный словарный запас, односложная речь, состоящая только из простых предложений, сложность в ведении диалога, неэмоциональность речи.

 Цель: обогащение словарного запаса детей посредством дидактических игр.

Задачи:

  • Повышение педагогической компетентности по данной теме;
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми, тематическими альбомами, наглядными материалами для обогащения словарного запаса ;
  • Повышение педагогической компетентности родителей по данной теме, вовлечение их в воспитательно – образовательный процесс.

Этапы работы

Содержание деятельности

Способы трансляции

1.

Подготовительный

Сентябрь 2019

Изучение методической литературы

  • Регулярный  обзор периодических изданий, методической литературы.
  • Диагностика
  • Приобретение и использование в работе методических новинок.
  • Регулярный просмотр Интернет – ресурсов.

Повышения квалификации

  • Изучение опыта работы коллег в Интернет – ресурсах.

Формирование

теоретической базы.

 Накопление научно –

теоретических, научно-

методических материалов по

теме саморазвития.

Формирование электронной

базы научно –

теоретических, научно-

методических материалов.

2.

Практический

Октябрь2019-Апрель2020

Разработка комплекта методических материалов

  • Д/и «Чего не стало?»
  • Д/и «Назови сок, варенье»
  • Д/у «Кто больше назовёт действий»
  • Д/и «Чего не хватает?»
  • Д/у «Качество предметов»
  • Д/у «Кто чем занимается»
  • Д/и «В зоопарке»
  • Д/у «Кто может совершать эти движения?»
  • Д/и «Назови одним словом»

  • П/и «Мяч бросай и …..называй»
  • П/и «Животные и их детёныши»
  • П/и «Мы, конечно, не забыли, кем ещё вчера мы были»
  • П/и «Подскажи словечко»

  • Отгадывание загадок

  • Чтение сказок и беседы по иллюстрациям к сказкам («Маша и медведь», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой»)

  • Д/и «Чудесный мешочек»

  • Рассматривание и описание игрушек (кукла, машина, овощи, фрукты)

  • СРИ «Магазин игрушек»
  • СРИ «Семья
  • СРИ «Детский сад»

  • Пальчиковые игры «Дары осени», «Охотники», «Прогулка», «Огород», «Посуда», «Зима», «Дорожка»

  • Театрализованные игры «Заюшкина избушка», «Три медведя»

  • Слушание аудиосказок

  • Рисование любимых сказочных героев.

Разработка комплекта материалов для взаимодействия с родителями:

  • Рекомендация  для родителей «Игры для обогащения речи»
  • Буклет «Говори правильно!»
  • Рекомендация «Домашняя игротека»
  • Мастер – класс «Развиваем речь, играя»

Проведение совместной

деятельности с детьми.

Подбор и разработка игр, способствующих обогащению речи

Создание картотеки дидактических игр

Формирование электронной

базы методических

материалов.

Оформление альбомов с тематическими картинками («Мебель», «Одежда», «Сказки»

3.

Аналитический

Май 2020

  • Анализ и обобщение результатов работы, соотношение результатов поставленной цели и задачам.
  • Рекомендация для педагогов «Использование речевых игр в режимных моментах»
  • Публикации по теме самообразования

Распространение

педагогического опыта в

рамках педагогического

сообщества.

Результат:

  • Изучена и проанализирована литература;
  • Повысилась педагогическая компетентность родителей, привлекались к участию в педагогическом процессе;
  • РППС пополнена дидактическими материалами, тематическими альбомами, картотеками

Перспектива:

  • продолжить работу по развитию речи в старшей группе

Перспективный план

Месяц

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Обогащение РППС

Сентябрь

Диагностика

Изучение литературы, пособий, сбор информации из  различных источников по теме.

Октябрь

Д/и «Чего не стало?»

П/и «Мяч бросай и …..называй»

Д/и «Чудесный мешочек»

Пальчиковая игра «Дары осени»

Рассматривание и описание игрушек (овощи)

СРИ «Магазин игрушек»

Рекомендации по проведению пальчиковых игр.

Рекомендация «Игры для обогащения речи детей»

Картотека «Пальчиковые игры»

Ноябрь

Д/и «Назови сок, варенье»

Д/у «Кто больше назовёт действий»

Чтение сказки «Маша и медведь», беседа по иллюстрациям к сказке.

СРИ «Детский сад»

Пальчиковая игра «Охотники»

Совместный просмотр с детьми мультфильма «Маша и медведь», обсуждение.

Картотека «Речевые игры»

Декабрь

Д/и «Чего не хватает?»

Рассматривание и описание игрушек (кукла).

Пальчиковая игра «Прогулка»

Театрализованная игра «Заюшкина избушка»

СРИ «Магазин игрушек»

Совместный просмотр мультфильма «Заюшкина избушка».

Атрибуты к сказке «Заюшкина избушка»

Январь

Д/у «Качество игрушек»

П/и «Животные и их детёныши»

Пальчиковая игра «Огород»

Слушание аудио сказок.

Чтение сказки и беседа по иллюстрациям к сказке «Лисичка со скалочкой»

Совместный просмотр мультфильма «Лисичка со скалочкой»

Рекомендация «домашняя игротека»

Альбом «Любимые сказки»

Февраль

Д/у «Кто чем занимается»

Отгадывание загадок

Д/и «Чудесный мешочек»

Рассматривание и описание игрушек (машина).

Пальчиковая игра «Зима»

Театрализованная игра «Три медведя»

Изготовление родителями атрибутов к сказке ( шапочки).

Атрибуты к сказке «Три медведя»

Март

Д/и «В зоопарке»

Д/у «Кто может совершать эти движения?»

П/и «Мы, конечно, не забыли, кем ещё вчера мы были»

Пальчиковая игра «Посуда»

Рекомендация «Играем правильно»

Мастер – класс «Развиваем речь, играя»

Дидактическая игра «В зоопарке»

Апрель

Д/и «Назови одним словом»

П/и «Подскажи словечко»

Отгадывание загадок

Чтение сказки и беседа по иллюстрациям к сказке («Три медведя»).

Рассматривание и описание игрушек («Фрукты»)

Пальчиковая игра «Дорожка»

Рисование любимых сказочных героев

Совместный просмотр мультфильма «Три медведя»

Пополнение альбома «Любимые сказки»

Май

Анализ и обобщение результатов работы, соотношение результатов поставленной цели и задачам.

Диагностика.

Публикации по теме самообразования

Буклет «Игры для обогащения речи»

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
  2. htt:|\\detsad-kitty.ru, htt: \\ www.i-deti.ru
  3. http://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования
  4. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
  5. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г
  6. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
  7. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М:Школьная Пресса. 2013г Периодические издания
  8. Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ППО на тему «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»

ППО на тему «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»...

РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Актуальность. В современных условиях функционирования и развития системы дошкольного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности воспитания и обучения подрастающего поколения. Б...

Годовой план по самообразованию: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.

Ранний  возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Потому я выбрала данное направление по...

«Формирование умения выстраивать предложения и обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»

laquo;Формирование умения выстраивать предложения и обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»...

План по самообразованию: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

План по самообразованию: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...