Родительская гостиная «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок».
методическая разработка (младшая группа)

Хижняк Светлана Викторовна

:  расширять представления родителей о роли сказки в развитии личности ребенка;

стимулировать самообразование родителей;

прививать навыки читательской культуры;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._gost._rol_skazki_19g.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Родительская гостиная «Воспитание нравственных качеств детей  посредством русских народных сказок».

Цель: заинтересовать, посоветовать, показать, объяснить родителям  высокое предназначение сказки в воспитании и полноценном развитии ребенка.

Задачи:  расширять представления родителей о роли сказки в развитии личности ребенка;

стимулировать самообразование родителей;

прививать навыки читательской культуры;

воспитывать бережное отношение к книге.

Форма проведения: дискуссия.

Участники: воспитатели, родители.

       Подготовка:

      1.Организация выставки « Сказки для малышей».

      2.Изготовление буклетов.

План проведения:

1.Вступительная часть.

2. Выступление воспитателя«Воспитание нравственных качеств детей  посредством русских народных сказок».

3.Сказочная викторина для родителей

- «Угадай из какой сказки»

- «Удивительные превращения»

- «Сказочный герой»

- «Закончи фразу»

      4. Инструктаж «Безопасность на водных объектах в зимний период»                            (Приложение №1).

      5. Организационные вопросы.

      6.Решение собрания.

    

 

Ход родительского собрания:

  1. Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами!

«И нельзя без сказок

Нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще нам найти

Слова для любимых деток или малыша».

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый  принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как  уютный милый  дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

Воспитатель. Тема нашей встречи :                                                                                                                                                                                                                                    

«Воспитание нравственных качеств детей  посредством русских народных сказок».

2. Выступление  воспитателя «Воспитание нравственных качеств детей  посредством русских народных сказок».

Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Без преувеличения можно сказать, что чтение сказок малышу — это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души.

Чтение сказок — один из важнейших педагогических, воспитательных моментов. Вы, родители, часто недооцениваете развивающую и воспитательную роль сказок, забывая, что сказка — многовековая народная мудрость.

Для тех родителей, которые еще сомневаются в эффективности методики воспитания ребенка сказкой, скажем, что это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.

Вы хорошо знаете, что каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом — чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные нравственные качества.

Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой после каждой прочитанной сказки надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и творческих заданий, вместе с ребенком пробовать анализировать сказку, задумываться о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев.

Сказка, это древнейшая форма устного народного творчества, была и осталась самым популярным видом искусства и по сей день доставляет человеку огромное эстетическое наслаждение.

3.Сказочная викторина для родителей

 

Угадай из какой сказки:

 — Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!

Глянул Иван-царевич на каравай – диву дался: никогда таких не видывал.

Положил каравай на золотое блюдо, понес к отцу

                                          (  «Царевна-лягушка»  Русская  народная  сказка)

 

Королева издаёт приказ о том, чтобы к Новому году была доставлена во дворец полная корзина подснежников, за что обещает наполнить корзину золотом. Злая мачеха отправляет падчерицу в зимний лес за подснежниками.

                                                                               («12месяцев»  С.Я.Маршак)

 

Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились в путь-дорогу. Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. По всему берегу лежат кости человеческие. Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.

   («Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» Русская  народная  сказка)

  Жили старичок со старушкой; у них была дочка да сынок маленький. - Дочка, дочка! — говорит мать. — Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек, а ты будь умна, береги братца, не ходи со  двора.  (« Гуси-лебеди» Русская  народная  сказка)

 Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая - Триглазка.    («Крошечка-Хаврошечка»)

В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

 Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).

 Гадкий утёнок (в лебедя).

 Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца).

 Братец Иванушка (в козлёнка).

 Василиса Прекрасная (в лягушку).

 Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей).

Старуха и её дочь в сказке «Двенадцать месяцев» (в собак)

Что за сказочный герой?

У этой героини не было матери, зато был отец и две сводные сестры.

Героиня умела и работать по дому, и танцевать до упаду.

Ее желание танцевать помогли осуществить не только добрая крестная, но и несколько мелких грызунов.

Из-за этих танцев правителю страны пришлось устроить смотрины всем девушкам государства.

Потому что на балу она потеряла свою туфельку из необыкновенного материала. (Золушка)

Этот герой был очень капризен, по вечерам он изводил любящую мамочку.

Его маме пришлось несколько раз сбегать к разным соседкам с одной и той же просьбой.

Он не любил тихих или очень громких песен.

Его легко было подловить на лесть и мягкие уговоры.

В результате этот мелкий грызун однажды был украден кошкой. ( Мышонок, С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»)

 Она с детства была привязана к цветам.

Ее мирную жизнь нарушило грубое вторжение земноводного.

Ее похитили, а затем отвергли из-за ее тонкой талии и двух прелестных ножек.

Но всё же ей удалось выйти замуж за принца...

... несмотря на желание мелкого грызуна выдать ее замуж за подземного обладателя роскошной шубы.  (Дюймовочка)

 Главный действующий герой:— глава небольшой крестьянской семьи.

Он трудолюбиво возделывал свой огород.

Благодаря огромному опыту и высокой квалификации он добился небывалого урожая.

Для сбора урожая усилия приложили все обитатели его дома.

Окончательный результат достигнут благодаря усилию мелкого грызуна.

(Дед, сказка «Репка»)

Судя по прозвищу, она когда-то перенесла оспу.

У нее было сразу два хозяина.

Свои непосредственные обязанности она порой выполняла с блеском!

Но самый дорогой результат ее усилий однажды уничтожил мелкий грызун.

Пришлось пообещать восполнить потерю, но уже в обычном варианте исполнения.( Курочка-Ряба)

С момента появления на свет он умел плавать.

Он не любил, когда его воспитывали, но «воспитателей» в беде не оставлял.

Как и все дети, он был очень доверчив, верил мошенникам.

Он любил «страшные приключения», но однажды чуть жестоко не пострадал из-за мелкого, но свирепого грызуна.

А еще он был очень любопытен, и поэтому имел длинный нос. (Буратино, А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Закончи фразу:

В некотором царстве…(в некотором государстве).

 По щучьему велению…(по моему хотению).

 Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).

 Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).

 И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).

 Стали они жить - поживать…(и добра наживать).

 

Приложение №1.

«Безопасность на водных объектах в зимний период»

     

     В зимний период во время понижения температуры окружающей среды до отрицательных значений, на водных объектах начинает образовываться ледяной покров. Однако каждый год многие люди пренебрегают мерами предосторожности и выходят на тонкий лед, тем самым подвергая свою жизнь смертельной опасности.

          Следует знать, что:

Безопасным для человека считается лед толщиною не менее 10 сантиметров в пресной воде и 15 сантиметров в соленой воде.

В устьях рек и притоках прочность льда ослаблена. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а также в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов, камыша.

Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней подряд, то прочность льда снижается на 25 %.

Прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета – прочный, белого – прочность его в 2 раза меньше, серый, матово-белый или с желтоватым оттенком – лед ненадежен.

Категорически запрещается проверять на прочность лед ударами ноги.

При вынужденном переходе водоема по льду следует наметить маршрут и убедиться в прочности льда с помощью пешни. Если лед непрочен, необходимо прекратить движение и возвращаться по своим следам, делая первые шаги без отрыва ног от поверхности льда.

Не допускайте скопления людей и грузов в одном месте на льду.

Исключите случаи пребывания на льду в плохую погоду: туман, снегопад, дождь, а также ночное время суток.

Не катайтесь на льдинах, обходите перекаты, полыньи, проруби, края льда. При отсутствии уверенности в безопасности пребывания на льду лучше обойти опасный участок по берегу или дождаться надежного замерзания водоема. 

Убедительная просьба родителям: не допускайте детей на лед водоемов (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) без присмотра.

          Необходимо выполнять следующие действия при проваливании под лед (самопомощь):

Позвать на помощь.

Не паниковать, не делать резких движений, стабилизировать дыхание.

Раскинуть руки в стороны и постараться зацепиться за кромку льда, придав телу горизонтальное положение по направлению течения.

Попытаться осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а потом и другую ноги на лед.

Если лед выдержал, перекатываясь, медленно ползти к берегу (при этом, необходимо ползти в ту сторону, откуда Вы пришли, ведь лед здесь уже проверен на прочность).

Добравшись до плавсредства (берега), надо немедленно раздеться, выжать намокшую одежду и снова надеть.

          Человек провалился под лед, Вы стали очевидцем:

немедленно крикните ему, что идете на помощь;

приближайтесь к полынье ползком, широко раскинув руки;

подложите под себя лыжи, фанеру или доску, чтобы увеличить площадь опоры и ползите на них;

к самому краю полыньи подползать нельзя, иначе и сами окажитесь в воде;

ремни и шарф, любая доска, лыжи, санки помогут Вам спасти человека;

бросать связанные предметы нужно за 3-4 м до пострадавшего;

если Вы не один, то, взяв друг друга за ноги, ложитесь на лед цепочкой и двигайтесь к пролому;

действуйте решительно и быстро, пострадавший коченеет в ледяной воде, намокшая одежда тянет его вниз;

подав пострадавшему подручное средство, вытащите его на лед и ползком двигайтесь от опасной зоны.

          Первая помощь пострадавшему:

Снимите и отожмите всю его одежду, потом снова оденьте (если нет сухой одежды) и укутайте полиэтиленом (происходит эффект парника);

При общем охлаждении пострадавшего необходимо как можно быстрее доставить в теплое (отапливаемое) помещение, тепло укрыть, обложить грелками, напоить горячим чаем, в дальнейшем направить в медицинское учреждение;

При попадании жидкости в дыхательные пути, пострадавшему необходимо очистить полость рта, уложить животом бедро так, чтобы голова свисала к земле, энергично нажимая на грудь и спину, удалить воду из желудка и легких, приступить к выполнению искусственного дыхания, растереть пострадавшего, чтобы согреть его.

Доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

Не подвергайте свою жизнь и близких Вам людей опасности!
Соблюдайте меры безопасности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание детей с помощью русских народных сказок.

В современном мире,мы все реже и реже обращаемся к классике,к русским традициям,сказкам.А ведь именно сказки нас воспитывают....

Формирование нравственных качеств посредством русских народных сказок

Образовательный проект по теме самообразования...

Самообразование воспитателя по теме «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста»

laquo;Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазии - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они заб...

Самообразование « Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...