Статья " Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа)

Байбакова Н.И.

 

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Одной из ее видов является дидактическая игра. Слово «дидактика» переводится с греческого как «обучающий». Поэтому, когда ребенок «учится, играя» - это и урок, и игра, дидактическая игра.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и:

- игровым методом обучения детей дошкольного возраста,

- формой обучения,

- самостоятельной игровой деятельностью,

- средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей. Они повышают эффективность педагогического процесса, способствуют развитию памяти, мышления, внимания, восприятия, развитию творческих способностью у детей; развивают у детей элементарные математические представления. Дидактические игры развивают речь детей, пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. А также позволяют формировать коммуникативную компетенцию. И всё вместе способствует развитию умственных способностей детей дошкольного возраста – что является одной из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

1)      С игрушками и предметами,

2)      Настольно-печатные,

3)      Словесные.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Очень хорошо, когда игры многофункциональные, т.е. одна игра решает несколько задач.

Поэтому я сделала игру «Посмотри, запомни, расставь правильно».

Цель игры.

Развивать познавательные навыки, умственные способности и речь детей, нравственные качества.

Задачи.

Обучающие:

- развивать зрительную память, закреплять ориентировку на листе, счёт.

Развивающие:

- формировать звукопроизношение,

- продолжать развивать активный словарь детей,

- развивать связную речь,

- развивать внимание, мышление, воображение, память, любознательность детей,

- способствовать умению делать выводы, умозаключения, высказывать свое мнение.

Воспитательные:

- вызывать познавательный интерес к дидактическим играм,

- создавать условия для развития активности, самостоятельности, творческих способностей,

- умение работать в коллективе.

Материал.

Большие карты с 9-12-16 клетками у воспитателей и детей, маленькие карточки-картинки (2 экземпляра, если играет подгруппа, то по количеству детей).

Ход игры.

Вариант 1. Воспитатель на своей карте раскладывает маленькие картинки (начиная с небольшого количества картинок, постепенно увеличивая). Ребенок, посмотрев на образец, запоминает расположение картинок. Затем образец закрывается, и ребенок точно также должен расположить картинки на своей карте. Затем ребенок называет какая картинка где находится (в центре, слева, справа и т.д.), считает сколько картинок в горизонтальных и вертикальных рядах.

Вариант 2. Задания на автоматизацию звуков. Ребенок раскладывает по заданию воспитателя картинки с определенным звуком.

Например:

Звук «Р» (груша, роза, грузовик, перчатки, сковорода, сыр, кровать, парусник, поросенок).

Звук «С» (собака, автобус, стол, стул, слон, сова, сыр, снегирь, страус).

Звук «Л» (стул, стол, платье, ложка, лук, слон, вилка, белка, клубника).

Звук «Ш» (машина, кошка, шуба, груша, шляпа, чашка)

Звук «К» (корабль, кошка, кровать, белка, утка, лук, тумбочка, чашка, собака и т.д.).

Затем ребенок называет еще раз эти картинки. Здесь же можно спросить, где находится звук (в начале, в конце или в середине слова). После чего ребенок закрывает глаза, а воспитатель убирает одну или несколько картинок с большой карты, ребенок называет, каких картинок не стало.

Вариант 3. Воспитатель на своей большой карте раскладывает картинки – кошку, птицу, корабль, утку, белку, кастрюлю и т.д. Ребенок выполняет задания на своей карте. Затем воспитатель задает вопросы:

Что (кто) может плавать?

Что (кто) может летать?

В чем можно варить? И т.д.

Ребенок отвечает полным предложением.

Усложнение.

1). Увеличение количества клеток (12-16) на карте,

2). Увеличение количества картинок.

Игру можно продолжать, придумывая новые варианты. Например «Назови ласково», «Назови соседей», «Жадина» (мой, моя, мое) и т.д.

Но желательно, чтобы в каждом варианте присутствовало упражнение «Посмотри, запомни и расставь правильно».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.12.19_d.igra_rasstav_pravilno.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Одной из ее видов является дидактическая игра. Слово «дидактика» переводится с греческого как «обучающий». Поэтому, когда ребенок «учится, играя» - это и урок, и игра, дидактическая игра.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и:

- игровым методом обучения детей дошкольного возраста,

- формой обучения,

- самостоятельной игровой деятельностью,

- средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей. Они повышают эффективность педагогического процесса, способствуют развитию памяти, мышления, внимания, восприятия, развитию творческих способностью у детей; развивают у детей элементарные математические представления. Дидактические игры развивают речь детей, пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. А также позволяют формировать коммуникативную компетенцию. И всё вместе способствует развитию умственных способностей детей дошкольного возраста – что является одной из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

  1. С игрушками и предметами,
  2. Настольно-печатные,
  3. Словесные.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Очень хорошо, когда игры многофункциональные, т.е. одна игра решает несколько задач.

Поэтому я сделала игру «Посмотри, запомни, расставь правильно».

Цель игры.

Развивать познавательные навыки, умственные способности и речь детей, нравственные качества.

Задачи.

Обучающие:

- развивать зрительную память, закреплять ориентировку на листе, счёт.

Развивающие:

- формировать звукопроизношение,

- продолжать развивать активный словарь детей,

- развивать связную речь,

- развивать внимание, мышление, воображение, память, любознательность детей,

- способствовать умению делать выводы, умозаключения, высказывать свое мнение.

Воспитательные:

- вызывать познавательный интерес к дидактическим играм,

- создавать условия для развития активности, самостоятельности, творческих способностей,

- умение работать в коллективе.

Материал.

Большие карты с 9-12-16 клетками у воспитателей и детей, маленькие карточки-картинки (2 экземпляра, если играет подгруппа, то по количеству детей).

Ход игры.

Вариант 1. Воспитатель на своей карте раскладывает маленькие картинки (начиная с небольшого количества картинок, постепенно увеличивая). Ребенок, посмотрев на образец, запоминает расположение картинок. Затем образец закрывается, и ребенок точно также должен расположить картинки на своей карте. Затем ребенок называет какая картинка где находится (в центре, слева, справа и т.д.), считает сколько картинок в горизонтальных и вертикальных рядах.

Вариант 2. Задания на автоматизацию звуков. Ребенок раскладывает по заданию воспитателя картинки с определенным звуком.

Например:

Звук «Р» (груша, роза, грузовик, перчатки, сковорода, сыр, кровать, парусник, поросенок).

Звук «С» (собака, автобус, стол, стул, слон, сова, сыр, снегирь, страус).

Звук «Л» (стул, стол, платье, ложка, лук, слон, вилка, белка, клубника).

Звук «Ш» (машина, кошка, шуба, груша, шляпа, чашка)

Звук «К» (корабль, кошка, кровать, белка, утка, лук, тумбочка, чашка, собака и т.д.).

Затем ребенок называет еще раз эти картинки. Здесь же можно спросить, где находится звук (в начале, в конце или в середине слова). После чего ребенок закрывает глаза, а воспитатель убирает одну или несколько картинок с большой карты, ребенок называет, каких картинок не стало.

Вариант 3. Воспитатель на своей большой карте раскладывает картинки – кошку, птицу, корабль, утку, белку, кастрюлю и т.д. Ребенок выполняет задания на своей карте. Затем воспитатель задает вопросы:

Что (кто) может плавать?

Что (кто) может летать?

В чем можно варить? И т.д.

Ребенок отвечает полным предложением.

Усложнение.

1). Увеличение количества клеток (12-16) на карте,

2). Увеличение количества картинок.

Игру можно продолжать, придумывая новые варианты. Например «Назови ласково», «Назови соседей», «Жадина» (мой, моя, мое) и т.д.

Но желательно, чтобы в каждом варианте присутствовало упражнение «Посмотри, запомни и расставь правильно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

Роль дидактических игр Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если ...

Статья: "Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста"

Дети, приходя в образовательное учреждение, сталкиваются с одним из первых неприятных сюрпризов, - это… «запрет на движение». Такую ситуацию Н.А. Амосов обозначил как явное противор...

"Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста"

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реали...

Статья «Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста»

 Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Ключ к познанию дошк...

Статья"Роль театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

В этой статье освещен вопрос о роли театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста....

Статья: "Роль семейного чтения в развитии детей дошкольного возраста"

В статье говорится о том, что роль семейного чтения в развитии личности ребенка дошкольного возраста играет не малую роль общества....

Статья: «Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Статья: «Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста»...