Выступление на педсовете в ДОУ. ,,Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду"
материал

Хузяхметова Юлия Леонидовна

Дошкольный возраст - возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов,неистощимой фантазии замыслов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_no3_poznavatelno-issledovat._deyat.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»

                                         (АОУ детский сад № 10 «Лучик»)

Педагогический совет №3

 «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности»

Доклад для воспитателей на тему

«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ»

Подготовила и провела воспитатель Хузяхметова

Юлия Леонидовна

от  19.03.2018г.

г. Долгопрудный  

2018г.

Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. «Почему пожелтели листья? Куда течет ручей? Зачем черепахе панцирь? Почему деревья качаются? А почему шарик летает?» - эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Учитывая современную концепцию воспитания личностно – ориентированного подхода к ребенку, мы не можем и не должны оставить ни один вопрос ребенка без ответа. Ответить на них, ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и охранять этот мир – одна из основных задач взрослого. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В этом возрасте закладывается фундамент основных представлений и понятий об окружающем мире, который существенно влияет на умственное развитие ребенка. Установлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние предметы, но и их внутренние, существенные связи и отношения.

В период дошкольного детства формируются и способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.

Обращаясь к результатам современных педагогических и психологических исследований Ю. К. Бабанского, Л. А. Венгера, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Подьякова и других, можно говорить о том, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее.

Знания – это продукт определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знаний необходима и организация новых познавательных действий детей. В обучении познавательная деятельность детей тесно связана с практической деятельностью, имеющей образовательное и воспитательное значение. Такое обучение можно осуществлять путем организации особого вида детской деятельности – экспериментирования.

Эксперимент – способ материального воздействия человека на объект с целью исследования этого объекта, познания его свойств, связей. Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением.

Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать или исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное (младший возраст, наглядно-образное и словесно-логическое мышление (старший возраст, и экспериментирование или познавательно – исследовательская деятельность, как никакая другая деятельность, соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте его можно считать ведущим, а в первые четыре года - практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребенком. Как и экспериментирование у взрослых, оно направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением: ребенок приобретает возможность вызывать или прекращать его, изменять в том или ином направлении. Процесс мышления предполагает не только использование уже отработанных схем и готовых способов действий, но и построение новых.

В процессе экспериментальной деятельности ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к перестройке, как самих действий, так и представлений ребенка об объекте. В данной деятельностиможно проследить момент саморазвития: преобразования объекта раскрывают перед ребенком его новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование (экспериментирование можно заменить другим словосочетанием, таким как познавательно – исследовательская деятельность) стимулирует ребенка к поиску новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления. Возможность самостоятельного экспериментирования дает ребенку дошкольного возраста возможность пробовать разные способы действий, при этом дети не боятся ошибиться, и снимается скованность детского мышления готовыми схемами.

Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

Экспериментальная деятельность – это не изолированный от других вид деятельности. Она тесно связана со всеми видами деятельности: наблюдением, трудом, речью и др. Основные методы и формы обучения подчинены решению этих задач.

В детском саду работа по познавательно – исследовательской деятельностипроводится в рамках программы воспитания и обучения. Для развития умственной активности и самостоятельности дошкольников используем различные формы работы с детьми дошкольного возраста по экспериментальной деятельности:

1. Обучающие занятия;

2. Опыты в уголке экспериментирования;

3. Мини-музеи;

4. Наблюдения в живой и неживой природе;

5. Коллекционирование;

6. Огород на окне;

7. Исследовательские проекты;

8. Кружок по исследовательской деятельности.

Дети по природе своей – исследователи. Они стремятся исследовать абсолютно все, что находится в их ближнем и дальнем, физическом и социальном окружении:

1. объекты неживой природы;

2. объекты живой природы;

3. люди;

4. искусственные объекты;

Свою работу с детьми мы начали с организации развивающей среды для познавательно - исследовательской деятельности. Создали уголок природы, куда входит мини – лаборатория, где выделено место:

для выставок, где можно размещать музеи, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья);

для приборов: лупы, термометры, песочные часы, глобус, линейки, разноцветные стекляшки;

для различных материалов: природного и бросового;

для проведения опытов;

для неструктурированных материалов: емкости для воды, песка, мелких камней;

Чтобы поддерживать интерес детей, исследовательский уголок постоянно пополняется новыми материалами для экспериментирования, что позволяет детям вновь самостоятельно воспроизводить опыты, и тем самым утверждаться в своих представлениях.

Работу по познавательно – исследовательской деятельности начали с первой младшей группы со знакомства с неживой природой. Знакомили детей:

o со свойствами песка (I младшая группа);

o со свойствами воды (II младшая группа);

o со свойствами воздуха (начало средней группы);

o со звуками, температурой, весом и др. (средняя группа);

o с круговоротом воды в природе, с учеными, с физическими свойствами, с мерами длины, массы, с понятиями электричества и электрический ток, с магнитом и др. (старшая группа);

В старшей группе мы работали над проектом «Зимующие птицы», так как у детей был потерян интерес к жизни зимующим птицам. В ходе проекта проводилась познавательно – исследовательская работа с детьми. Давали детям дополнительные знания о зимующих птицах, наблюдали за ними, учили стихи, песни, поговорки о птицах, прививали любовь и бережное отношение к ним. Для детей в группе были оформлены: выставка книг о зимующих птицах, мини-музей «Зимующие птицы», макет в уголке природы «Наши пернатые друзья». По завершению работы над проектом 90% детей получили хорошие знания о зимующих птицах, применяют эти знания на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Вся работа проводилась в тесном контакте с родителями. Родителям предоставлялась дополнительная информация о птицах (папка – передвижка «Мы нужны друг другу на земле», консультация «Птицы зимой», родительское собрание «Кто умнее дошколенка», они принимали активное участие в акциях «Корм для птиц»«Кормушка своими руками», помогали оформлять: мини-музей «Зимующие птицы», мини-книжки «На нашей кормушке», экологическую книгу «О тех, кто умеет летать». Для родителей были оформлены: фото - выставка, выставка детских работ и многое другое. Наш проект привлек и заинтересовал 60% родителей, которые приняли активное участие в реализации проекта.

Проект «Зимующие птицы» был представлен на районном педагогическом объединении.

Результатом работы по экспериментальной деятельности стало:

1. Создание картотеки опытов;

2. Составление картотеки статей по экспериментальной деятельности с детьми разных возрастов;

3. Оформление книги «Секреты природы – это так интересно», где собраны стихи, загадки, пословицы, поговорки об объектах природы и книги об ученых и исторических событиях;

4. Самостоятельная активность детей в проведении экспериментов;

5. Повысилась детская познавательная активность;

6. Развились интеллектуальные и творческие способности детей;

7. Оформление стенда «Наблюдаем, познаем, экспериментируем;

Таким образом, можно сделать вывод о том, что экспериментальная или познавательно – исследовательская деятельность может служить средством развития познавательных способностей (восприятия, памяти, мышления)детей дошкольного возраста. В процессе экспериментальной деятельности дети дошкольного возраста самостоятельно действуют с предметами (развивается восприятие, изучают их качества, свойства, тем самым познают окружающий мир (развивается мышление, а значит, накапливают знания об окружающем мире (развивается память). И конечно в течение всей этой работы развивается речь детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление для педагогов ДОУ на семинаре: «Театрализованная деятельность в детском саду»

Выступление для педагогов ДОУ на семинаре: «Театрализованная деятельность в детском саду»...

Выступление на педагогическом совете: «Формы организации театральной деятельности в детском саду».

Одним из эффективных видов деятельности, влияющих на формирование творческих способностей в условиях детского сада, является театральная деятельность. В нашем детском саду созданы все условия для разв...

Познавательно-исследовательский проект «Плоскостопие в детском саду» Р.Дима 6 лет

Что такое плоскостопие? Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей....

Выступление на педсовете: "Использование современных методик изобразительной деятельности в детском саду".

Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающем...

Выступление на педсовете:"Использование элементов черлидинга в образовательной работе детского сада по укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст– важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период закладывается фундамент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости детского организма к неблагоприятным ...

Выступление на педсовете «КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ВИД ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ»

Занятия по конструированию в детском саду очень важны, поскольку развивают не только творческие способности и фантазию дошкольников, но и такие качества, как усидчивость, аккуратность, внимательность,...