семинар практикум элементы декоративно- прикладного исскуства на примере народного промысла" Городецкая роспись"
консультация

Бурляева Любовь Петровна
. Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников. Произведения декоративно-прикладного искусства формируют художественный вкус, создают эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikumnarodnoe_dekorativno.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы                                             Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                        города Москвы «Школа №1056»

Выступление на семинаре- практикуме  по теме :

« Рисование  элементов декоративно-прикладного искусства»

Подготовила и провела воспитатель д/о 4   Бурляева Л.П.

Москва 2019

1 сл.      Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников. Произведения декоративно-прикладного искусства формируют художественный вкус, создают эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.  Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение.

 2 сл.      Вся работа  по декоративно- прикладному искусству ведется в 3-х направлениях; знакомим с предметами, вызывая эмоциональный отклик,  обучение декоративному рисованию и формируем детское декоративное творчество.

 3 сл.  Начинаем знакомить детей с младшей группы  – это  Дымковская игрушка , матрешка. 

Задачи перед воспитателем ставятся следующие: Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).

В Средней группе 

Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновс- ких узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).
Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

4 сл.       в Старшей группе • городецкая роспись,• Полхов-Майдан.

Декоративное рисование. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филлимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов.     Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.

Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.

Предлагать детям составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).

Вызывать желание создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).

Подготовительная к школе группа  • гжель,• хохлома,• жостово,

• мезенская роспись,• вологодское кружево.

Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др,). Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

6 сл.                      Техника декоративного рисования

Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Мазок – самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки.

Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.

Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца,  ну и чем старше ребенок тем более сложные элементы появляются

 

7 сл    .мы начнем с элементов городецкой росписи.

8 сл. в городецкой росписи существует три вида композиции  :цветочная,

9 сл.   декоративные образы птиц и животных

10сл.      сюжетная роспись

11сл. цветовая гамма

12 сл.   Элементы и приемы городецкой росписи.

Городецкая роспись получится очень хорошо, если научиться правильно держать кисть. Она должна быть перпендикулярна поверхности, на которую накладывается рисунок. При этом рука должна быть оперта на локоть и фиксироваться им, а кисть остается подвижной и свободной. Если для ребенка долго держать в таком положении руку тяжело, то можно делать опор на мизинец. В этой позиции руки легче рисовать плавные и правильные линии.

Для выполнения рисунка в стиле городецкой росписи сначала нужно научиться рисовать

13 сл.      кистью главные элементы росписи, аккуратными штрихами с легким нажимом наносить краску в виде дуг, скобок, точек, кругов.  капелек, спиралек

14 сл.  Городецкий узор рисуется в 3 этапа.

Первый — подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью . Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть.
Второй этап — тенёвка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.

Третий этап — оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.
Осваивать Городецкую роспись начинают с написания цветов, которые изображают в основном в круге.

15 сл.   Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.


Бутоны  — разновидность городецких цветов. Вначале наносят основное цветовое пятно (подмалевку) круговым движением кистью. Затем приступают к детальной разработке орнамента (тенёвке). Выполняют ее черным цветом, бордовым   От того, как расположены скобки, зависит форма бутона. 

У него может быть одна или несколько скобок. Если скобок много, начинать рисовать надо с самой маленькой, постепенно увеличивая их в размерах и приближая к краю подмалевки. Необходимо помнить, что бутоны всегда по размеру небольшие. В конце белилами наносят оживки.

16 сл. Купавка — самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же,  только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи — оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения.

 Ромашка  цветок не сложный по технике исполнения.  У него есть сердцевина,  вокруг нее рисуют лепестки-капли.
Кончиком кисти слегка прикоснуться к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро приложить и поднять сполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью.
 В результате получится мазок-капля — тонкий в начале и широкий на конце


17 сл.   Розан  отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.
Варианты разработок оживкой  многообразны: точки, скобки, капли, спирали..

18 сл. Роза самый сложный цветок. Роспись начинают с подмалевки — основного объема цветка-круга, к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток, за ним по кругу располагают лепестки помельче до самой сердцевины, занимающей центр верхней части цветка.   После того как силуэт цветка создан, начинают его разрабатывать: элементы центральной части ограничивают большой скобой и обращают к сердцевине. Дугу-скобку и сердцевину в верхней части цветка рисуют черным цветом, бордовым и краплак красным. Края лепестков можно обвести той же краской, что и сердцевину.
Самое трудное в розе, это оживка
. Внутри дуги-скобки вначале рисуют небольшую скобку с линейной разделкой. Затем по обе стороны дуги рисуют две-четыре капли, в зависимости от свободного места внутри дуги. За пределами дуги рисуют небольшие скобки. Внутри дуги-скобки можно нарисовать точки-тычинки.

 

19. сл.  Городецкая птица  является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица.

20сл.   Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

 21 сл. конь- символ богатства

22сл.  А теперь предлагаю вам расписать городецким узором форму доски.

расписывать мы будем ее цветочным узором с декоративным образом птицы.

практическая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным исскуством "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"

Введение, конспект интегрированного занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"...

народно- декоративно- прикладное исскуство

Народно - декоративно - прикладное исскуство...

Презентация "Декоративно - прикладное исскуство Республики Коми"

В данной презентации представленны основные изделия мастеров Коми и описан узор и орнамет народа Коми...

Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста по закреплению знаний декоративно-прикладного исскуства

Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста по закреплению знаний декоративно-прикладного исскуства...

Семинар - практикум "Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством народно - прикладного искусства"

Семинар --практикум "Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством народно - прикладного искусства"...

Народное декоративно-прикладное исскуство

Презентация для ознакомления детей с декоративно-прикладным творчеством...

Декоративное рисование по мотивам народных промыслов в детском саду. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста. Хохломская роспись

Декоративно-прикладное искусство — одно из древнейших. Первые образцы такого искусства относятся к Первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и ...