Эссе «Педагог как агент социализации»
статья

Галина Роо

Социализация детей - специфический социальный процесс. Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_sots.psih_._roo_g.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

                Эссе «Педагог как агент социализации»

Социализация детей - специфический социальный процесс. Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Так как,  дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования то, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.

Социальное воспитание - одно из направлений современного дошкольного образования. Для успешной реализации его целей педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция. Соответственно, педагог  и родитель, должны понимать и оценивать  важность и ответственность воспитания  и обучения детей.
Первым институтом социализации для дошкольника является детский сад. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников. Одна из основных задач в ДОУ — это создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка. Таким образом, система воспитательно-образовательной программы ДОУ, как института социализации, должна быть построена на принципах комплексного подхода в воспитании и обучении детей в период раннего возраста. Цели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ заключаются во всестороннем обучении ребенка на основе гармоничного сочетания интеллектуального и физического развития, формировании у детей социальных контактов и способности к совместным действиям в условиях развивающего обучения и воспитания. В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для развития целенаправленных, позитивных и духовно-ценностной ориентаций.

Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Очень важно стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление. Коллективная деятельность является одной из главных форм воспитания и социализации личности. Это выполнение важных общественных работ, совместные занятия, труд, игра.

 Анализируя возрастные особенности ребёнка мы видим,  что необходимо именно с детства формировать и развивать социальные качества и потребности ребенка: интерес к знаниям, любовь к природе, умение жить в коллективе, считаться с его интересами, дорожить ими. Этот процесс можно  и нужно осуществить благодаря игре. Ведь игру как наиболее освоенную детьми деятельность, можно использовать как средство включения детей в жизнедеятельность, средство развития любознательности, метод изменения позиции пассивных детей, активизации детей, адаптации их в социальном мире. Игровая форма помогает детям включиться в познавательную деятельность, дает возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивает детей. Игровая деятельность способствует усвоению норм взаимопомощи, сдержанности, воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Ведь посредством игры ребенку предоставляется возможность смоделировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни. Именно через игровую деятельность происходит освоение детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков и навыков построения взаимоотношений со сверстниками.

Таким образом, самодвижения потребностей высокого духовного порядка, например, потребности в познании, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных ценностей, необходимо для полноценного формирования личности человека. Более того, отсутствие роста этих потребностей, обеспечивающих активное функционирование человеческих способностей, обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к ее распаду. Напротив, при развитии духовных потребностей человека будет решена проблема внутренней стимуляции его активности и непрекращающегося совершенствования его личности, его социализации.

Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, — к безрезультативности воспитания, либо же ошибках в воспитании. Поэтому основные усилия воспитателя должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.

Таким образом , психологические особенности работы воспитателя с группой в дошкольном образовательном учреждении направлено на выявление особенностей протекания адаптации воспитанников, на содействие более быстрому и менее болезненному завершению через создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанников, снятию стресса и обеспечению положительного эмоционального состояния ребенка, формированию, адекватных возможностям воспитанников, форм общения, организации поведения детей, созданию условий, вызывающих познавательную активность.

 Воспитатель обязан владеть глубокими и систематизированными знаниями, и в первую очередь в области психологии, педагогики, управления учебно-воспитательным процессом. Роль воспитателя в современном воспитательном процессе состоит вовсе не в том, чтобы замкнуть на себе все воспитательные влияния и взять руководство процессом в свои руки. Наоборот, его организующая и направляющая сила тем значительнее, чем больше в ней демократизма, творческой свободы. Воспитатель добивается значительных успехов только тогда, когда учитывает условия и обстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс, внимательно анализирует последствия своих воспитательных действий и делает из них правильные выводы.
Хотелось бы закончить свое эссе цитатой :

"Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю".                                    

                                                              В. А. Сухомлинский

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль агентов социализации в развитии тревожности детей старшего дошкольного возраста

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:-...

Агенты социализации в развитии тревожности детей

Роль агентов социализации в развитии тревожности детей старшего дошкольного возраста...

Семинар для педагогов ДОУ "Технологии социализации"

В представленной методической разработке рассказывается о современных технологиях социализации в ДОУ....

Консультация для молодых педагогов «Формирование успешной социализации ребёнка в игровой деятельности».

  Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов, где происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся...

Консультация для молодых педагогов «Формирование успешной социализации ребёнка в игровой деятельности».

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пла...

Консультация для родителей «Семья как первичный агент социализации дошкольника»

Для любого ребенка рано или поздно наступает момент, когда он, отпустив мамину руку, входит в новый, неизведанный мир, населенный множеством пока еще чужих для него детей и взрослых — он поступа...