Беседа с детьми в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Данильченко Ольга Сергеевна

Беседа с детьми на тему: "Уроки вежливости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_uroki_vezhlivosti.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с детьми старшей группы и на тему: «Царство вежливости и доброты»

Подготовила воспитатель:

Данильченко О.С.

Цель: способствовать нравственному развитию личности ребенка.

Ход беседы:

-Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками в нашем  сегодняшнем путешествии. А посетим мы с вами чудесное царство. В этом царстве люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, заботятся друг о друге. Называется оно «Царство вежливости и доброты».

-Кто помнит, с какого слова я начала рассказ? (Доброе утро.)

-Приятно ли вам было услышать его? Почему? (ответы детей)

- Произнося эти слова, мы желаем людям приятного настроения, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.

- Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, плохое настроение, нужно все равно говорить: «Доброе утро!» - и сразу станет теплее, радостнее.

-А какие еще слова вам приятно слышать от других людей?(Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи и т.д).

- Слова эти не только приятно слышать, но и приятно произносить. Чувствуете, как стало теплее и уютнее от этих слов в группе?

- Вслушайтесь в слово «здравствуйте».  Здравствуйте – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.  Каждому человеку приятно, когда ему желают здоровья.

Послушайте стихотворение:

- Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть и больше ведь были совсем не знакомы.

Просто «здравствуйте, мы ничего не сказали!

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Что же особенного произошло между людьми, что у них на капельку солнца, радости счастья стало больше? (Они простым словом «здравствуйте» пожелали друг другу здоровья, и от этого пожелания им стало радостнее, теплее на душе.)

- Есть  еще  одно приятное  слово. Это слово «спасибо».

Откуда взялось это слово? Давайте узнаем.

-В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: Спаси вас Бог! «Спаси Бог» - превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей! ».

-А что значит слово «до свидания»? (До нового, до скорого свидания)

Что мы хотим сказать человеку, когда говорим ему «До свидания»?

(Что прощаемся не надолго и рады будем увидеть вас снова) .

- Значит, с какой целью люди говорят друг другу «Здравствуйте», «До свидания», «спасибо», «пожалуйста» и другие слова? С целью уделить внимание человеку, пожелать ему всего хорошего. А как называются все эти слова? (Вежливые) . 

- Ребята, скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи? (вежливым, воспитанным, культурным).

А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком по имени Петрусь из стихотворения «Невежливая вежливость».

Обещал отцу Петрусь:

- Я за вежливость возьмусь:

Буду всех благодарить.

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит - утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только - только задремал.

А Петрусь как заорет:

- с добрым утром, дед Федот! -

Дед ругнул его спросонок:

Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку:

Ты куда, Ярина, стой,

Я здороваюсь с тобой! -

Та отпрянула в сторонку.

Как невежливая девчонка.

Нес вожатый горку книг,

А Петро с ограды - прыг.

Чуть не сел ему на плечи:

- Ты, вожатый закричал, -

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?

-Какие вежливые слова произносил Петрусь? (Доброе утро, извините, добрый вечер). Можно ли назвать Петруся вежливым, ведь он употреблял в своей речи вежливые слова? (Нет. Поступки его были не красивые, не правильные.)

-Чтобы Вы посоветовали Петрусю? (он должен извинится, знать где и как употреблять вежливые слова). Значит для того, чтобы быть вежливым, достаточно ли употреблять в своей речи вежливые слова? (нет)

- Как их нужно употреблять? (правильно, нужно сначала подумать — уместны твои слова, нужны ли они в данной ситуации, а потом только говорить ) .

-Для того, чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять вежливые слова, но и употреблять их правильно, в зависимости от той или иной ситуации, в которой вы находитесь.

-Егор покажет вам историю, которая приключилась с одним мальчиком. (драматизация стихотворения «Гусь».):

Ко мне бежит огромный Гусь.

Я говорю себе:

«Не трусь!

Быть может,

Гусь - ручной,

Бежит знакомиться со мной».

Но у гуся свирепый вид-

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет?

Но и пусть!

Я улыбнулся:

- Здравствуй, Гусь!

Он головой кивнул в ответ.

И мне послышалось: «Привет»!

-Что хотел сделать Гусь? (Ущипнуть мальчика)

-Почему он мальчика не тронул? (мальчик с ним поздоровался.)

-Разве могут птицы и звери понять человеческую речь? (нет)

-Так как же Гусь понял, что мальчик с ним поздоровался? (по приветливому взгляду, доброй улыбке).

-Ребята, значит, если мы произносим вежливые слова с улыбкой, искренне, добрым взглядом, то их понимают не только люди, но и животные. Не даром, наверно, в народе говорят, что «вежливое слово и кошке приятно».

-Я вам сегодня хочу открыть один маленький секрет. Вы знаете, что нашу землю освещает большое солнце. Где оно находится? (на небе). Это солнце светит каждый день, согревая нас своим теплом. Но оказывается, что бывает еще и маленькое солнышко. Оно, ребята, светит в каждом из нас. Это маленькое солнце своим теплом согревает людей, которые находятся вокруг нас, делая их добрее. Это солнышко вызывает у нас стремление помогать больным, несчастным, жалеть кого обидели. И если человек смог зажечь внутри себя это солнце, то он никогда не причинит зло другому человеку. Что же это за солнышко, которое есть в каждом из нас? (ответы детей)

-Правильно, это ДОБРОТА!

-Ребята, а вы знаете, что из народной мудрости появилось много пословиц и поговорок, о «вежливости и доброте». (Чтение 3-4 пословиц детьми)

-Вежливости открываются все двери.

-Если доброта, как солнце светит, радуются и взрослые и дети.

-От худого слова, навек ссора.

- Доброе слова лечит, а худое калечит

-А теперь поиграем. Надо быть очень внимательным. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет -молчите:

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром» скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «Спасибо»

У кого из вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки?

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

И беседу мне хочется закончить словами:

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив.

Ведь это основа - основ.

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым - обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

-О чем мы сегодня говорили?

- Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми в старшей группе. Тема «Профессии».

Беседа должна вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; закреплять знания детей о названиях и назначении профессий; формировать понимание зна...

Беседа с детьми в старшей группе

Беседа с детьми на тему: "Зима"...

Беседа с детьми в старшей группе. Тема «Профессии».

Задачи: вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; закреплять знания детей о названиях и назначении профессий; формировать понимание знач...

Беседа с детьми в старшей группе "БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ"

Беседа с детьми в старшей группе "БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ"...

Беседа с детьми в старшей группе "Береги здоровье смолоду".

Цели:- развивать у детей умение правильно относиться к своим жизненно-важным органам: ушам и глазам;- воспитывать бережное отношение к себе и к другим....

Беседа с детьми в старшей группе на тему «Зимующие птицы».

Беседа с детьми в старшей группе на тему «Зимующие птицы»....