Социальное партнерство ДОО и семьи - основа развития личности ребенка.
методическая разработка


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_partnerstvo_dou_i_semi.docx41.13 КБ

Предварительный просмотр:

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

«СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДОО И СЕМЬИ —

ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

по дополнительной профессиональной программе (переподготовка)

«Педагогика и методика дошкольного образования

в соответствии с ФГОС»

Выполнил

слушатель курсов

Дементьева Елена Юрьевна

Липецк

2019


Дошкольная образовательная организация и семья выступают двумя общественными институтами, которые стоят у истоков социально-личностного развития детей. Поиски новых подходов к организации воспитания и развития в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО) направлены на взаимодействие педагогов и родителей в формировании личности ребенка.

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 года № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. регистрационный № 30384, с изм. и доп. от 21 января 2019 г.) (далее – ФГОС ДО), создало предпосылки для равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и детского сада как условия реализации государственного социального заказа.

Сейчас как никогда важно помнить о влиянии дошкольной организации на воспитание ребенка, о ее возможностях организовать качественное развитие, образование детей без ущерба для их здоровья. Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия на растущего человека соответствовало бы семейному воспитанию.

Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Во-первых, его основа - авторитет родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка. Во-вторых, семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе. В-третьих, семья как социальная малая группа передает разносторонний социальный опыт подрастающему поколению, является важнейшей ступенью социализации личности.

ДОО как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы. При этом она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений своих воспитанников с родителями.

Основа социального партнерства «семья – дошкольная организация» определяется следующими направлениями:

• повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском саду;

• консультирование родителей по вопросам воспитания психологами;

• согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;

• организация социально-педагогической помощи семье;

• совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как: доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность.

Определённую роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успех одного из субъектов взаимодействия обусловлены усилиями и действиями другого. И у родителей, и у педагогов цель одна - благо детей, их полноценное и гармоничное развитие. Развивая в каждом ребёнке индивидуальное, семья и ДОО подготавливают его к жизни в обществе, социально адаптируют к новому этапу – школьной жизни, «открывают окно» толерантности с членами общества. Обеспечить такое гармоничное взаимодействие индивидуального и коллективного можно с помощью обновления системы семейно-общественного воспитания. Одним из основных условий тандема родителей и дошкольной организации при реализации упомянутой системы может быть следующая исходная позиция: родители являются не просто помощниками педагогов, а равноправными участниками процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического.

Сущность взаимодействия семьи и ДОО заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения посредством создания и реализации педагогических условий как комплекса предпосылок, организующих педагогическую деятельность в дошкольной организации.

В современном детском саду всегда происходит поиск новых альтернативных форм партнерства, взаимодействия с семьей; поиск новых методов трансформации родителей в союзников, а в некоторых случаях и первооткрывателей новых идей в вопросах формирования основ здоровой личности дошкольников, базирующихся в первую очередь на мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации оздоровительных мероприятий, создании определённых условий как в дошкольном учреждении, так и в семье. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного мероприятия – позволяет заложить основы развития личности, безопасного образа жизни дошкольников. Это в свою очередь является одной из основных стратегических задач сохранения, развития страны.

Специальные психолого-педагогические и социологические исследования показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

Принятый ФГОС ДО снимает многие опасения, связанные с перспективой «стандартизации» дошкольного образования. Дошкольное образование может развиваться, лишь развивая, так как в стандарте оба векторы увязаны воедино. Документ задает стратегию развития дошкольного образования в качестве системы вариативного развивающего образования, открывая самые широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества.

Новые задачи, встающие перед дошкольной организацией, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, что помогает ему решать собственные образовательные задачи. В настоящее время детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс ДОО становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива; с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

Таким образом, социальное партнерство в системе «семья – дошкольная организация» представляет собой взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Такое социальное партнерство включает развитие проектной культуры, разделяемой партнерами, как среды для разделения задач (ответственности). Оно включает процесс поиска новых (альтернативных) решений, относящихся к специфическим группам уязвимых людей, куда партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему улучшения качества услуг, которую все партнеры должны изучать и развивать.

Главный момент в контексте взаимоотношений в тандеме "семья - дошкольная организация" заложен в процессе личного взаимодействия педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытой детской организации: она должен стать открытой системой.

Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу». Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д. При этом пример открытости демонстрирует педагог: через свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника.

Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

Личной готовностью открыть самого себя педагог «заражает» детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т. д.

Открытость дошкольного учреждения «наружу» означает, что детская организация открыта влияниям микросоциума, своего микрорайона; она готова сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами. В условиях открытой детской организации, родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества.

Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольной организации является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? «Запускается» рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо; почему у меня получаются иные результаты воспитания; чему надо поучиться. Взаимодействие родителей в малой группе при наличии сходных проблем домашнего воспитания называется дифференцированным подходом.

Разработка инновационной деятельности социального партнерства строится поэтапно. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольной организации в решении воспитательно-образовательных задач, однако не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка. Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий реализации системы социального партнерства ДОО с микро- и макросоциумом.

Развитие личности ребенка при эффективно протекающем партнерстве семьи и ДОО в условиях реализации ФГОС ДО будет осуществляться наиболее эффективно, если:

• использована модель социального партнерства ДОО и семьи, основанная на идее единства воспитательного воздействия;

• реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса;

• подготовка педагогов будет носить опережающий характер;

• применяется технология дифференцированного взаимодействия, учитывающая последовательность включения родителей в образовательный процесс ДОО

• созданы определенные педагогические условия: открытость ДОО, использование интерактивных форм взаимодействия участников педагогического процесса, обучение методам педагогической рефлексии.

Система социального партнерства является одной из важнейших педагогических задач, от решения которой зависит полноценное развитие личности. Такая система должна обеспечиваться организацией эффективного взаимодействия в системе «педагог — ребенок — родитель».

Реализация системной, целенаправленной, педагогической деятельности с семьями разного уровня социализации по формированию основ здорового образа жизни способствует повышению уровня готовности родителей к поддержке работы, осуществляемой в дошкольном образовательном учреждении, повышению их психолого-педагогической компетенции.

К принципам успешного взаимодействия педагогов и семьи относят:

1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;

2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на индивидуализацию развития личности детей;

3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей;

4 Научно практический принцип;

5. Индивидуальный подход;

6. Динамичность.

Реализация принципа обеспечения субъектной позиции всех участников педагогического процесса означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное - сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:

- осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, мотивированность на предстоящую работу;

- включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;

- ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе.

Принцип интеграции и дифференциации целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на индивидуализацию развития личности детей. требует:

- обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения;

- определения, с одной стороны, общих задач воспитания, развития детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;

- совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон;

- согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него;

- соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса;

Принцип гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей предполагает следующее:

- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;

- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;

- обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;

- обеспечение возможности видеть жизнь ребенка в дошкольном учреждении;

- опору на положительные стороны родителей и детей;

- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;

- принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

- подход с оптимистической гипотезой к семье, к решению возникающих проблем;

- принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

- создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях;

- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Применение научно практического принципа предполагает создание методической базы для оснащения и контроля хода исследования; организацию оптимальных форм взаимодействия на разных этапах онтогенеза между социальными партнерами; организация психологическую и педагогическую помощь всем участникам инновационной деятельности;

Индивидуальный подход как принцип успешного взаимодействия педагогов и семьи необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Принцип динамичности является неотъемлемой частью работы современного детского сада как открытой образовательной системы. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не простого функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Таким образом, от эффективного, активного и плодотворного социального партнерства родителей и ДОО в работе последней выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Следовательно, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.


Перечень использованных источников:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (с изм. и доп. от 21 января 2019 г.). – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://ivo.garant.ru/#/document/70512244/paragraph/1:0
  2. Насибуллина С.Л., Курышова И.А. Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка // Совушка. 2019. № 2 (16). – Электронный ресурс. – Режим доступа : https://kssovushka.ru/zhurnal/16/.
  3. Харисова Л. А., Ватсон М. Н. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 405–408. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://e-koncept.ru/2016/76555.htm.
  4. Паленова Е. В., Иванова Т. Н. Влияние детских дошкольных учреждений на социализацию детей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 886–890. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://e-koncept.ru/2016/96091.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни - как основа развития личности ребенка.

Выступление на августовской конференции в августе 2015 года в детском саду № 10...

Социальное партнерство ДОУ и семьи — основа развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО

Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и...

Здоровье - основа развития личности ребенка.

С самого раннего возраста детей нужно учить ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Здоровье - одна из важнейших ценностей человека....

Педагогический совет «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка - дошкольника»

Педагогический совет  «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка - дошкольника»...

"Социальное партнерство ДОУ и семьи - основа развития личности ребенка"

Одной из главных задач ФГОС дошкольного образования является обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение компентентности родителей (законных представителей) в вопросах развития ...

«Социальное партнерство детского сада и семьи — основа развития личности ребенка ».

Воспитание  социально-коммуникативных норм у детей младшего возраста путем взаимодействия семьи и д/с....

Консультация для родителей Социальное партнерство ДОО и семьи — основа развития личности ребенка

Социальное партнерство ДОО и семьи — основа развития личности ребенкаДошкольная образовательная организация и семья - два общественных института, которые стоят у истоков социально-личностно...