Консультация для воспитателей - Театрально-игровая деятельность
консультация (младшая группа)

Бритова Татьяна Николаевна

Консультация для воспитателей - Театрально-игровая деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №3 «Звездочка»

Консультация  для воспитателей ДОУ.

Тема:

«Театрально-игровая деятельность как фактор речевого развития детей дошкольного возраста»

подготовил педагог

Бритова Т.Н.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.

Опыт работы показывает, что использование театрализованных игр, одной из разновидности игр, является эффективным средством развития речи детей, в которых наиболее полно проявляется принцип обучения: учить играя.

Так что это такое - театрализованные игры?

Л. В. Артемова предлагает все театрализованные игры разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм она предлагает отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе (сейчас появился театр на магнитной доске). Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму. Ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение, т. к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Атрибут - признак персонажа, который символизирует его типичные свойства

. Например, характерную маску зверя, фартучек, венок и т. д., ребенок надевает на себя, создать же образ он должен сам - с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

Во время игры-драматизации с пальчиками атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей.

В играх-драматизациях с куклами бибабо куклу надевают на руку. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, вовлекать в игру.

Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки - пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра.

С младшей группы мы активно использовали режиссерские игры – это настольный театр и театр на фланелеграфе и магнитной доске. А также

игры-драматизации с пальчиками и драматизации небольших сценок и стихов.

В средней группе основное внимание я стала уделять драматизации сказок и импровизации. Практическая работа осуществляется по трем направлениям: создание предметно-пространственной среды, обучение воспитанников и взаимодействие с родителями.

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театров, а также маски, костюмы, реквизит, декорации, ширмы разных размеров. Кроме того, периодически обновляю материал, ориентируясь на интересы детей. Также есть у нас театральная гостиная с большой ширмой, куклами и декорациями.

Второе направление – это работа с детьми.

Система работы по развитию речи в театрализованной деятельности осуществляется по алгоритму:

• Чтение и совместный анализ сказки (выделяем героев с различными чертами характера, выясняем, какие чувства, эмоции они испытывают в той или иной ситуации)

• Пересказ сказки по эпизодам.

• Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

• Драматизация сказки.

• Драматизация с добавлением новых эпизодов.

• Импровизации.

Чтение произведений осуществляется как в НОД, так и в совместной деятельности в ходе проведения режимных моментов. При чтении или рассказывании выражаю искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но ни в коем случае не пытаюсь навязывать свои оценки, наоборот, предоставляю детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность.

Пересказ сказок проводится с опорой на заместители, с использованием театра на фланелеграфе и магнитной доске. Например, после рассказывания детям сказки «Три поросенка» предложила им эту сказку на магнитах, дети

с удовольствием играли и пересказывали ее. И в последующие дни не раз играли самостоятельно.

Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Для развития интонационной выразительности проводятся этюды: «Произнесите слово или стихотворение радостно, приветливо, угрюмо, грустно, шепотом, громко и т. д.». Мы проводили их перед зеркалом, чтобы дети видели свою мимику, жесты, движения.

Для развития выразительности интонации, мимики, движений, передачу эмоций и характера персонажа мимикой, голосом мы разыгрывали этюды. Например, этюд «Воробушек». У воробушка голова болела. Ох, как болела! Ох, как болела! У воробушка спинушка болела… «Окунек»: -ой!- воскликнул окунек, я попался на крючок! Сом сердито проворчал: - из-за шалости попал».

Также предоставляю детям возможность поэкспериментировать при создании одного и того же образа. Например, в игре «Семья» дети стараются изображать одни и те же персонажи по-разному. Один лисенок (зайчонок и т. д.) веселый, другой осторожный, третий игривый… Дети-зрители, наблюдают, затем подбирают слова-определения и рассказывают, у кого какой получился персонаж, или предлагаю изобразить какой либо персонаж из сказки, и мы вместе обсуждаем, чей образ больше всего похож на данного литературного героя. И таким образом выбираем артистов для первой игры-драматизации. Обязательно проигрываем сказку два раза, чтобы поучаствовало максимальное количество детей.

Хотелось бы еще сказать о выборе сказок для игры. Мы проводим драматизацию сказок, изучаемых по «Программе…», также стараюсь использовать сказки с большим количеством героев, но есть сказки, вроде бы простые, но в них можно играть много раз и всегда по-разному. Например, сказка «Теремок»: герои говорят одну и ту же фразу: «Какой теремок, он не низок – не высок…», просто запомнить, в игре можно обращать внимание на интонационную и двигательную выразительность, а в следующий раз можно внести усложнение – вопрос от обитателей теремка: а что ты умеешь делать? Ребенку приходится активизировать свои знания о герое, его особенностях и импровизировать. Также можно играть в кругу, когда все дети двигаются и участвуют в сказке.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я стараюсь так организовать театрализованную деятельность, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приемы:

-выбор детьми роли по желанию;

-назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

-проигрывание ролей небольшими группками или отдельно мальчики и девочки.

Застенчивые дети замечательно открываются в театрализованной деятельности, надев на себя образ, это уже как бы и не они. Кристина, взяв на себя роль зайчика в сказке «Теремок», практически вела сказку, а Ванюша – очень тревожный и застенчивый ребенок, в этюдах-импровизациях придумывает интересные истории про своих героев и громко и выразительно их представляет.

Этюды-импровизации - представление своего героя с придумыванием небольшой истории (какое у него настроение, почему) очень нравятся детям, хотя им сначала трудно придумывать и соотносить показ со словами, часто они повторяют истории друг друга. Мы обговариваем, в каких ситуациях испытывают радость, грусть, злость, обиду и т. д. Т. о. у детей накапливается опыт, они лучше начинают понимать себя и других. Рассказывая свою миниисторию, дети учатся строить сложноподчиненные предложения.

Для снятия мышечного напряжения используются пальчиковая гимнастика и динамические паузы, которые также помогают развитию интонационной, двигательной выразительности и развитию словаря.

С целью развития воображения, мышления, памяти играем в игру «Так бывает или нет?». Дети определяют правильность высказывания и сами придумывают небылицы.

К каждой сказке придумываем новые эпизоды или варианты сказок, когда включаются герои, которых не было в сказке или другие предметы. Например, в сказке «Лисичка со скалочкой» лиса нашла не скалочку, а ведерко, и требовала за ведерко других персонажей, в которых нарядились дети, учитывая условие – постепенно возрастающий размер.

Мы не только играем в знакомые сказки, но и сочиняем сами. После выступления пап на утреннике в роли богатырей, детей очень долго интересовала эта тема, и я предложила им сочинить свою сказку. Из модулей дети построили замок Кощея и с удовольствием играли в сказку, затем в Кощея нарядился другой ребенок, и мне удалось подсмотреть придумывание продолжения сказки: «Петя говорит: - Ну, что, друг Пират, надо нам придумать план, чтобы снова похитить девушек».

Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально-чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей. Для них я провожу консультации, даю советы, рекомендации. Стараюсь подобрать в уголок родителей интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома. Мы приглашали родителей на театрализованную игру по сказке «Кто сказал «Мяу»?» и на спектакль по сказке «Красная Шапочка». У нас появились «заядлые» театралы – довольно большая группа родителей с детьми ходят в кукольный и драмтеатр на спектакли вместе, в садике дети затем делятся своими впечатлениями. Мы приглашали на наши спектакли и малышей.

Я занимаюсь театрализованными играми уже несколько лет, правда первые четыре года – со старшими детьми, мы придумывали жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети могли использовать в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

     Дети любого возраста любят играть, перевоплощаясь в кого-либо или во что-то. Задача воспитателя – заняв партнерскую позицию, увлечь ребенка, продолжить игру, дать ему ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Дети любого возраста любят играть, перевоплощаясь в кого-либо или во что-то. Задача воспитателя – заняв партнерскую позицию, увлечь ребенка, продолжить игру, дать ему возможность сделать что-то по-сво...

Консультация для воспитателей Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте.

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи . Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию...

консультация для педагогов«Театрально – игровая деятельность детей"

консультация для педагогов«Театрально – игровая деятельность детей"...

Консультация для родителей «Театрально-игровая деятельность с младшими дошкольниками»

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мира детей…”(Б. М. Теплов)....