«Организация проектной деятельности в рамках ФГОС ДО»
статья

Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Организация проектной деятельности в рамках ФГОС ДО»

   В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с нормативно-правовыми документами ( Законе РФ «Об образовании в РФ», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС) образовательное учреждение  должно:

  1. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
  2. обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;
  3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений;
  4. помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;
  5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт;
  6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

     Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. По определению профессора У.Х. Киллпатрика, который разработал «Проектную систему обучения», «метод проектов», «Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».

Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта (Е.С. Полат).

В результате проектной деятельности, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность. Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к саморазвитию.

Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей. Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность:

•        они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.

•        развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.

Основной целью проектного метода в детском саду является: развитие свободной творческой личности. Основными задачами по достижению цели являются:

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей детей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.
  • Развитие речи детей

Задачи исследовательской деятельности (они специфичны для каждого возраста).

В старшем возрасте это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы с использованием различных вариантов;
  • развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

В своей работе с детьми я использую метод проектов и исследовательскую деятельность.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.

       Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

      Для решения задач, поставленных в проектах, я привлекала к работе родителей, которые с удовольствием ищут решения вместе с детьми, помогают в организации развивающей среды в группе, активно участвуют  в подготовке и проведении проектов.

     На данном возрастном этапе дети активно интересуются изменениями в окружающей действительности. Поэтому мною были применены методы наблюдения и демонстрации, экспериментирования, опытов. В процессе работы дети с удовольствием рассматривали предметы, выявляли основные признаки, замечали изменения в процессе экспериментирования и проведения опытов, и рассказывали об этом. Дети фиксировали выводы, делали зарисовки опытов в дневнике наблюдений. Кроме этого дети совместно с родителями уже дома продолжали  экспериментировать, закреплять знания, полученные в детском саду.

      Для более полного усвоения материала мною были изготовлены дидактические игры, проведены словесные игры, изучена художественная литература,  энциклопедии по темам проектов,  проведены  подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физ.минутки ,  при помощи которых закреплялись и углублялись знания дошкольников.

         Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.

         Мною были реализованы групповые проекты:

  • Краткосрочный исследовательский, познавательный, практический, творческий проект «АРКТИКА ».
  • Долгосрочный познавательный, исследовательский, практический, творческий проект «70 летие со дня победы в Великой Отечественно Войне».
  • Долгосрочный познавательный, исследовательский, практический проект в средней группе «Огород на подоконнике».
  • Долгосрочный исследовательский, познавательный, практический, творческий проект «Волшебница вода».

     В нашем ДОУ реализовали долгосрочный, системный, физкультурно-оздоровительный познавательно-игровой проект по физическому воспитанию на тему: «Расти здоровым, Малыш!». Все воспитатели  в нашем детском саду являются участниками муниципальной экспериментальной площадки по реализации в ДОУ  инновационного, долгосрочного, внедренческого,  системного  проекта   по теме: «Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»(2015-2017 уч.год.).

       Активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством информации и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную деятельность, а также обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы.

       Вместе с детьми и родителями был  подготовлен     «Огород на подоконнике», проведены выставки рисунков и поделок «Овощи, фрукты», «Здоровый образ жизни», создан фотоальбом «Я и моя семья», создан макет «Арктика», создан лепбук «Волшебница вода»,  дети участвовали в творческих конкурсах различных  уровней, где получили призовые места.

        В процессе некоторых проектов были проведены тематические развлечения, творческие гостиные, встречи с интересными людьми, организовывались экскурсии, которые подводили итог нашей совместной деятельности.

       Основные этапы работы над проектами:

  1. Целеполагание: помогаю ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени; использование  модели  4-ех вопросов: Что я знаю по этой теме? Что я хочу еще знать? Что нужно сделать, чтобы узнать? Где можно это узнать?
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели по запросу детей;
  3. Выполнение проекта – практическая часть;
  4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

     Проекты классифицируются по разным основаниям. Охарактеризую их основные виды.

1. Виды проектов по предметно-содержательной области:

  • монопроекты (содержание проектов ограничивается рамками одной образовательной области, цель и задачи имеют направленность на комплексное решение ее основных задач; решение других задач, интегрированных в проект, имеют второстепенное значение);
  • межпредметные (интегрированные) проекты (содержание проектов и решаемые задачи относятся к разным образовательным областям программы).

2Виды проектов по доминирующей детской деятельности:

  • творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы);
  • исследовательско-творческие (в них дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);
  • информационно-практические (в них дети осваивают новую информацию и используют ее в создании различных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни, оформлении группы, подготовке к сюжетно-ролевой игре, во взаимодействии с детьми младших групп и т.п.);
  • творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой или театрализованной игры).

3. Виды проектов по количеству участников:

  • индивидуальные
  • парные (объединение двоих детей или ребенка и родителя);
  • групповые (организуется небольшая подгруппа детей-участников, иногда – совместно с их родителями);
  • коллективные (в проекте участвуют все дети группы);
  • массовые.

4. По длительности реализации:

  • краткосрочные (мини-проекты, включающие 2 – 3 образовательные ситуации и длящиеся 2 – 3 дня; характерны для младших групп);
  • проекты среднесрочные (проводятся на протяжении 1 – 2 недель, преимущественно в средней группе);
  • длительные проекты (длятся от месяца и до года, предполагают постепенное пополнение материалов конечного продукта).

       Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ я считаю:

•        высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности;

•        повышение готовности детей к восприятию нового материала;

•        активное участие родителей в жизни ДОУ.

Дети к концу внедрения проекта:

  • умеют видеть проблему и задавать  вопросы;
  • умеют доказывать;
  • делают выводы и рассуждают;
  • высказывают предположения и строят  планы по их проверке.

Выводы.

   Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»

Семинар – практикум«Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»Цель: формирование  мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовате...

Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО

Представленные материалы дают возможность познакомить воспитателей с методом проекта, внедрять его в практическую деятельность работы детского сада. Модернизация системы образования влечет за собой су...

Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС"

Современное определение метода проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим р...

Проектная деятельность в рамках ФГОС ДО

Работа в творческой группе по теме Проектная деятельность в рамках ФГОС ДО...

Проектная деятельность в рамках ФГОС ДО

Работа в творческой группе по теме Проектная деятельность в рамках ФГОС ДО...