Проект "Развитие графомоторных навыков - эффективный способ развития у детей 6-7 лет ручной умелости"
проект (подготовительная группа)

В проекте описаны методы и приемы, способствующие развитию графомоторных навыков у детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_sayta.docx42.51 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Развитие графомоторных навыков – эффективный способ развития

 у детей 6-7 лет ручной умелости»

                                  Автор: Каракозова М. В., г. Сыктывкар,

                               МАДОУ «Детский сад № 14» общеразвивающего вида

Актуальность. Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки обучению в школе. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

Одни ученые выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью ребенка к данному виду деятельности, и незнание воспитателем методики обучения письму. Другие считают, что многих сложностей при обучению письму в начальной школе, можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе.

Поэтому, в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые владением письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, т.е. развития графомоторных навыков.

Анализ ситуации в группе и постановка проблемы: Чтобы выявить актуальность проблемы для нашей группы, проанализировать ситуацию в группе, у детей мы провели диагностику уровня развития графомоторных навыков (Приложение № 1, 2). Диагностика показала, что из 24 детей:

1) у 22 детей ведущая рука – правая, а у 2 – левая;

2) при диагностировании уровня развития мелкой моторики рук:

- 14 детей - не выполнили задание,

- 8 детей - при выполнении заданий допускали неточности и погрешности;

- 2 детей - качественно и без ошибок выполняли задание;

3) при диагностировании определения графического навыка:

- 10 детей - не выполнили задание,

- 12 детей - при выполнении заданий допускали неточности и погрешности;

- 2 детей - качественно и без ошибок выполняли задание.

Таким образом, мы можем отметить, у детей недостаточно развиты графомоторные навыки.

На основе вышеизложенного нами сформирована цель проекта:

- развивать у детей графомоторные навыки в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них технических умений.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать у детей умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;
  • развивать у детей умение использовать в деятельности самомассаж, игры, упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);
  • развивать у детей мышление, память, внимание, сосредоточенность, зрительное и слуховое восприятия, фантазию;
  • развивать у детей пространственную ориентацию на листе бумаги и в окружающем пространстве.

Формирующие:

- формировать у детей зрительно-моторную координацию;

- формировать у детей активную речь, пополнять словарный запас новыми понятиями;

- формирование у детей навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;               умение действовать, повторяя показанный образец и правило.

Воспитывающие:

- воспитывать у детей стремление добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.

Практическая значимость проекта:

1.  Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.        

2. Совместная творческая деятельность с родителями поможет в развитии способностей ребенка, в формировании его ценных жизненных ориентаций.

2. Систематизированный информационно-методический материал по развитию тонкокоординированных движений рук, зрительно–пространственного восприятия, памяти, мышления пополнит методическую копилку МАДОУ.

Этапы реализации проекта:

1этап – подготовительный, диагностический (сентябрь 2016 г.);

2 этап – практический (октябрь-апрель 2016-17 г.г.);

3 этап – обобщающий, диагностический (май 2017 г.).

Методы и приемы:

Наглядные (показ, наблюдение, образец), практические (игровые упражнения), словесные (объяснение, собеседование, описание, инструкции, команды и распоряжения при выполнении графических диктантов).

Системная «паутинка»: раскрывает интеграцию содержания всех образовательных областей и форм работы с детьми в Программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (см. ниже).

 Системная «паутинка»

Образовательные

области

Формы

1. «Физическая»

- физминутки; подвижные и пальчиковые игры;

- упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. «Социально-коммуникативная»

- дидактические игры.

3. «Художественно-эстетическая»

- рисование (цветными и простыми карандашами, восковыми мелками, фломастерами, перьевыми ручками);

- лепка;

- аппликация;

- выставка детских рисунков и поделок;

- раскраски;

- штриховки;

4. «Познавательная»

- конструирование из бумаги и бросового материала; газетных трубочек;

- конструирование из лего, из палочек Кюизенера, из счетных палочек, из магнитной мозаики;

5. «Речевая»

- беседы с детьми,

- пальчиковые игры

План мероприятий по развитию проекта – см. Приложение № 3.

Продолжительность проекта: 1 год.

Тип проекта: групповой, познавательно-продуктивный.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, педагоги МАДОУ; родители.

По окончании проекта ожидаются следующие результаты:

- пополнение в группе предметно-развивающей среды по теме «Развитие графомоторных умений»;

- изготовление детско-родительских работ к конкурсам, выставкам;

- организация выставок детских рисунков, аппликаций, поделок (из бумаги, бросового и природного материала, пластилина);

- выполнение детьми различных видов штриховок, графических диктантов.

Основные направления деятельности: 

НОД:

1) Развитие речи (разучивание стихотворений, потешек, пословиц, поговорок).

2) Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка).

3) Конструирование и ручной труд (из строительного материала, из бумаги, из природного и бросового материала).

Кружки:

1) «Здоровей-ка», «Бусинка» (бисероплетение), «Волшебная ниточка» (шитье).

В повседневной жизни:

1) Физические упражнения и игры; физкультминутки; пальчиковые игры.

2) Дидактические, настольные игры (игры со шнурочками, счетными палочками; пазлы, мозаика, конструкторы, лего, шашки и т. д.); компьютерные игры;

3) Графическая моторика: раскрашивание изображений, штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, букв и геометрических фигур; рисование по точкам, пунктирным линиям; стирание ластиком ненужных линий; дорисовывание второй половины рисунка; срисовывание геометрических фигур;

4) Массаж пальцев рук, гимнастика для рук.

5) Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив), посев и сбор семян; перебирание зерен.

6) Ремонт книг.

7) Изготовление игрушек для сюжетно-ролевых игр.

8) Нанизывание бусин и колец на тесьму, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание узелков; сортировка мелких предметов.

9) Одевание-раздевание кукол.

Работа с родителями:

1) Папки-передвижки: «Развитие графомоторных умений у детей старшего дошкольного возраста», «Игры для развития координации движений рук для детей 6-7 лет».

2) Индивидуальные консультации по развитию графомоторных умений у детей.

3) Оформление уголка, пополнение предметно-развивающей среды по теме «Развитие графомоторных умений».

4) Родительское собрание по теме: «Развитие графомоторных умений и навыков – эффективный способ подготовки дошкольника к письму».

5) Изготовление детско-родительских поделок к конкурсам.

6) Выставки детско-родительских работ.

Ресурсное обеспечение проекта:

- цветные карандаши, пастель, угольные карандаши, фломастеры, различные кисти, перьевые ручки, тушь разных цветов, восковые мелки, ножницы, клей, цветная бумага, картон; ластики.

- природный и бросовый материалы; бисер; молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры, цветные клубки нитей для перематывания; различные емкости, пузырьки, коробочки.

-мячики для тренировки мускулатуры кисти;

-наборы мелких игрушек и предметов с разными поверхностями;

-дощечки со слоем пластилина – на них можно выкладывать узоры из ракушек, камешков, бусин, крупы;

-счетные палочки для выкладывания узоров;

-проволочки для создания узоров и фигурок;

- конструкторы, дидактические и настольные игры;

- раскраски, трафареты;

- инструменты для ухода за растениями;

Литература:

1) Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. - Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003. – 120 с.

2) Безруких М.М., - Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.: ил.

3) Безруких М.М., Ефимова С.П. - Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму, – Тула: Арктоус, 1997.- 88с.: ил. – (Библиотека «Поможем детям учиться»).

4) Воробьева Т.А., Грузенко Т.В., - 50 уроков подготовки руки к письму – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008, - 80 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

5) Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. - Развиваем графические навыки. - Мой помощник – карандаш. - АСТ: Астрель: Академия развития, 2005.

6) Гаврина С. Ю. - Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 180 с.

7) Галкина Г. Г., Дубынина Т. И. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005. – 40 с.

8) Голубь В. Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2008. – 144 с.

9) Крупенчук О. И. - Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. СПб: Издательский дом “Литера”, 2006.

10) Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Вправо – влево, вверх – вниз: - Развитие пространственного восприятия у детей 6–8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.

11) Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. - Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.: ил.


Заключение

Реализовав проект, мы снова проанализировали ситуацию в группе, проведя диагностику уровня развития графомоторных навыков (Приложение № 1, 2). Диагностика показала, что из 22 детей (2 детей не диагностированы в конце года, так как редко посещали детский сад):

1) у 22 детей ведущая рука – правая, а у 2 – левая;

2) при диагностировании уровня развития мелкой моторики рук:

- только 2 детей - не выполнили задание,

- а только 3 детей - при выполнении заданий допускали неточности и погрешности;

- и 17 детей - качественно и без ошибок выполняли задание;

3) при диагностировании определения графического навыка:

- 2 детей - не выполнили задание,

- 4 детей - при выполнении заданий допускали неточности и погрешности;

- 16 детей - качественно и без ошибок выполняли задание.

Таким образом, мы можем отметить эффективность проекта.

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к развитию у детей графомоторных навыков в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них технических умений.

Вообще, процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка. Задача педагога состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.

Итак, в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов ДОО:

- в группе пополнилась предметно-развивающая среда по теме «Развитие графомоторных умений»;

- детьми (совместно с родителями) изготовлены работы к конкурсам, выставкам (см. фото);

- проведены выставки детских рисунков, аппликаций, поделок (из бумаги, бросового и природного материала, пластилина) (см. фото);

- дети с удовольствием выполняют различные виды штриховок, графические диктанты.

Также, проектный метод сделал детей, их родителей, воспитателей активными участниками образовательного процесса; развил познавательный интерес к различным областям знаний, сформировал навыки сотрудничества.

Приложение № 1

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Обследование развития уровня графомоторных навыков и других вспомогательных процессов у детей 6-7 лет проводится по следующим критериям:

1. Определение ведущей руки. (Применялась методика М. Озьяс).

Детям предлагается ряд упражнений:

- 1) «Переплетение пальцев рук». Ребенку предлагается сложить руки в замок (выполнялось быстро, без подготовки). Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.

- 2) «Поза Наполеона» — складывались руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

2. Определение уровня развития мелкой моторики рук. 

(Использовались методики  Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич).

Детям предлагаются следующие упражнения:

1. «Обводим кисти рук».

Методика проведения: для обследования необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Ребенок сидит за столом, кладём перед ним лист бумаги и просим положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.

После этого обводим кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Смотрим, что получилось. Потом снова просим положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясняем суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинаем.

В случайном порядке указываем ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.

Для того чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец).

Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом, проба проводится на каждой руке дважды.
При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно. Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).

  1. «Ребро, кулак, ладонь»

Методика проведения: ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, затем - двумя руками вместе.

3. Определение развития графического навыка.

(По критериям предложенным Н. В. Нижегородцевой).

Для обследования графического навыка следует использовать:

1) графический диктант;

2) рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;

3) рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;

4) выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

При выполнении упражнений хорошо использовать разные материалы – карандаши, фломастеры, мелки.

Определение уровня владения графомоторными навыками:

При оценивании результатов используется таблица (см. Приложение № 2), где высокий уровень получают дети, которые качественно и без ошибок выполняли задание; средний – при выполнении заданий допускали неточности и погрешности; низкий – не выполнили задание вообще. 

 

 

 

 

Приложение № 2

Фамилия, имя

ребенка

                                                       

Критерии

1. Определение ведущей руки

2. Определение уровня развития

 мелкой моторики рук

3. Определение развития графического навыка                                                              

 

1

2

итог

1

2

1

2

3

4

итог

п

л

п

л

итог

Приложение № 3

План мероприятий по развитию проекта

Этапы проекта, мероприятие

Дата

I этап -  подготовительный (разработка проекта).

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- сбор информации, литературы, дополнительного материала (раскраски, штриховки и т. д.);

- пополнение предметно-развивающей среды по теме «Развитие графомоторных умений»;

- диагностика детей (Приложения № 1, 2);

- оформление папок-передвижек для родителей «Развитие графомоторных умений у детей старшего дошкольного возраста», «Игры для развития координации движений рук для детей 6-7 лет».

с 02.09. – 30.09.2016 г.

II этап – основной.  

Реализация комплексно-тематического плана.

Ежедневно:

- физминутки, подвижные игры, пальчиковые игры;

- дидактические, настольные игры (игры со шнурочками, счетными палочками; пазлы, мозаика, конструкторы, лего, шашки и т. д.), (см. Приложение № 4), компьютерные игры;

- графическая моторика: раскрашивание изображений, штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, букв и геометрических фигур; рисование по точкам, пунктирным линиям; стирание ластиком ненужных линий; дорисовывание второй половины рисунка; срисовывание геометрических фигур (Приложение № 5);

- массаж пальцев рук, гимнастика для рук;

- уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив), посев и сбор семян; перебирание зерен.

- ремонт книг;

- изготовление игрушек для сюжетно-ролевых игр;

- нанизывание бусин и колец на тесьму, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание шнурков, узелков; сортировка мелких предметов.

- одевание-раздевание кукол;

- раскрашивание иллюстраций;

- рассматривание плаката «Как сидеть при письме. Как правильно держать ручку» (Приложение № 6);

- самостоятельное детское творчество;

НОД (см. комплексно-тематическое планирование для подготовительной к школе группы):

- развитие речи (разучивание стихотворений, потешек, пословиц, поговорок);

- изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка), (см. Приложение № 4);

- конструирование и ручной труд (из строительного материала, из бумаги, из природного и бросового материала, газетных трубочек), (см. Приложение № 4).

Кружки:

- «Здоровей-ка»,

- «Бусинка» (бисероплетение), (см. Приложение № 4).

- «Волшебная ниточка» (шитье), (см. Приложение № 4).

с 03.10. 2016 по 28.04.2017 г.

количество

в неделю:

2 раза

1 раз

1 раз

III этап – заключительный

- организация выставок рисунков, аппликаций, поделок детей

- подведение итогов, анализ ожидаемого результата;

- презентация проекта родителям, на итоговом педсовете.

с 03.10. 2016 по 28.04.2017 г

с 01 .05 по 31.05.2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта: "Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста"

Важно развивать мелкую моторику рук ребенка – развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь....

Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста...

Проект «Развитие графомоторных навыков – эффективный способ развития у детей ручной умелости»

Проект«Развитие графомоторных навыков – эффективный способ развитияу детей ручной умелости»...

Проект «Развитие графомоторных навыков – эффективный способ развития у детей ручной умелости»

Проект«Развитие графомоторных навыков – эффективный способ развитияу детей ручной умелости»...

"Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста"

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию ребенка, стимулирует развитие речи, творческие...

Консультация на тему: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ - ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные о...