Исторический аспект изобразительного искусства детей дошкольного возраста
учебно-методический материал

Кизрина Марина Владимировна

Исторический аспект изобразительного искусства детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskiy_aspekt_izobrazitelnogo_iskusstva.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Исторический аспект изобразительного искусства

 детей дошкольного возраста

     Интерес к детскому изобразительному творчеству проявляли многие исследователи: археологи, искусствоведы, художники, психологи, педагоги. Во времена античности занятия искусством, творчеством особо почитались философами Древней Греции (Аристотель, Платон, Сократ, Гераклит, Пифагор). Они подчеркивали значение этих занятий для полного, гармоничного развития человека, совершенствования духа и тела и считали важными начинать их с детства.

Занятия рисованием, ваянием, хореографией, риторикой, пантомимой, театрализованными действиями должны были помочь человеку проявить свои способности. Так, мыслители и художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. Сохранившиеся до наших дней древние трактаты по искусству раскрывают основные направления в области эстетического воспитания.

Общее творческое развитие ребенка и связь его с эстетическим воспитанием средствами искусства и окружающей действительности оставались главным предметом рассмотрения и в работах педагогов. Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, М. Монтессори, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.В. Бакушинский, Е. Водовозова и др.

Вопросы эстетического воспитания, развития художественной деятельности детей дошкольного возраста также интересовали многих педагогов прошлого. А. Коменский, Ф. Фребель, И. Песталоцци придавали важное значение детскому рисованию в том смысле, что оно связано с подготовкой руки и глаза к письму, а в дальнейшем к изображению объемной формы на плоскости. Ф. Фребель писал, что «охота ребенка к рисованию составляет развивающее средство при воспитании и образовании». И. Песталоцци обучение рисованию рассматривал в связи с развитием наблюдательности, искусством измерения при изображении различных форм.

Несмотря на прогрессивные взгляды педагогов прошлого, в конце XIX в. преобладал геометрический подход в преподавании рисования, который долго господствовал в педагогических системах многих стран и продолжает еще применяться в настоящее время. Широко распространены методы обучения рисованию с помощью опорной сетки, когда дети рисуют по клеточкам; рисованию, дополняющему картонные фигуры; рисованию как штриховке готовых контуров с целью «подготовки руки к письму». Эти методы развивают глазомер, контроль за движениями руки, обеспечивают освоение техники рисования. Однако они в меньшей степени связаны с развитием у ребенка воображения, творчества.

Именно в эти годы ряд прогрессивно настроенных педагогов (Е.В. Разыграев, КМ. Лепилов, Ф.И. Шмидт и др.) вели борьбу за новые методы преподавания рисования в школе, направленные на развитие творческих проявлений ребенка, на внимание к его личности, высказываясь за перестройку всей системы художественно-воспитательной работы с детьми. Эти взгляды оказали позитивное влияние на многих представителей российской интеллигенции, проявлявших интерес к вопросам эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

В частности, Д.Л. Иванов — писатель, художник, ученый-этнограф, в своей книге «Дошкольное рисование» (1912) предлагает методику обучения детей дошкольного возраста рисованию, аппликации в виде советов родителям. Он прежде всего говорит о значении рисования для эстетического воспитания маленького ребенка. В этом утверждении он выступает продолжателем идей К.Д. Ушинского, подчеркивающего большую роль рисования в воспитании детей. Д.Л. Иванов указывал, что «рисование воспитывает дух», помогает видеть взаимосвязь явлений. Умение рисовать облегчает школьное обучение, оно полезно и в практической деятельности взрослого человека.

Появление книги такого содержания знаменательно тем, что в тот период в России возник большой интерес к детскому рисунку. В 1911 г. была издана книга К. Риччи «Дети — художники», в предисловии к которой искусствовед Л.Г. Оршанский пишет, что «настало время близко присмотреться к детскому творчеству». В Москве, Петербурге организуются выставки детских рисунков, которые становятся предметом изучения искусствоведов, этнографов, психологов, физиологов.

Если во многих зарубежных изданиях главное внимание обращалось на изучение особенностей детского рисунка, то в большинстве работ русских авторов того времени рассматривалось значение рисования для эстетического воспитания ребенка.

В книге известного русского физиолога В.М. Бехтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» (1910) отмечается, что уже в возрасте от года до четырех лет, после рисования «каракулей», дети стараются изображать то, что видят вокруг себя. Он также высказывает мысль о необходимости обучения ребенка технике рисования. В этом смысле взгляды Д.Л. Иванова совпадают со взглядами В.М. Бехтерева. При обучении детей изобразительному искусству возникает множество проблем, которые не имеют однозначного решения. Как учить детей рисованию, учить ли вообще? А может быть, методика обучения состоит в том, чтобы вообще не вмешиваться в детское творчество? Д.Л. Иванов считает, что детей обязательно нужно учить рисованию с самого раннего возраста, воспитывая при этом чувство прекрасного, глубокое знание природы, сохраняя свободу творчества.

Часто случайно найденное интересное цветовое сочетание в работах детей выдается за нечто сверхоригинальное, неподвластное пониманию взрослого. Д.Л. Иванов справедливо замечает, что это приводит к преувеличенным представлениям об одаренности ребенка, творчество которого будто бы не нуждается во вмешательстве взрослого. Методы обучения рисованию, предлагаемые Д.Л. Ивановым, дополняются его выразительными рисунками, живой разговорной речью, что помогает установить контакт с ребенком и сделать процесс творчества более интересным, увлекательным. Не мешая эмоциональному выражению чувств важно научить его «попробовать силы» в разлив видах художественной деятельности: рисовании, лепке. Это поможет ребенку избежать «штампа» и позволит самому выбирать наиболее интересный для себя материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование искусства мультипликации в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

В массовой педагогической практике обнаруживается существенное противоречие между общепринятым подходом к организации и проведению занятий изобразительным искусством и широкими возможностями использов...

"ТЕХНОЛОГИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДЕТЕЙ С ОНР"

Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного.Созда...

Основные проблемы преемственности в обучении основам изобразительного искусства детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемст...

Педагогическая программа «Истоки» по народному декоративно-прикладному искусству детей дошкольного возраста из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Проект  "Истоки", направлен на  ознакомление детей старшего возраста с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы....

Восприятие произведений изобразительного искусства детьми дошкольного возраста

Восприятие произведений изобразительного искусства детьми дошкольного возраста Восприятие – способность воспринимать явления окружающего мира.Процесс восприятия включает в себя субъект...

«Декоративно-прикладное искусство детям дошкольного возраста».

Помочь родителям понять, что декоративно - прикладное искусство необходимо детям. И, конечно для чего оно необходимо....