"ТЕХНОЛОГИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДЕТЕЙ С ОНР"
консультация (старшая группа) на тему

Павлухина Екатерина Николаевна

Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного.

Создание атмосферы доверительного и заинтересованного общения – непременное условие занятий по изобразительному искусству. Педагог – их главный строитель. В его поведении важно все – каким тоном произнесена первая фраза на занятии, какие чувства выражает взгляд, какой сделан жест.

Организация процессов созерцания, созидания и общения – три вида педагогического творчества на  занятиях ИЗО. Способы вовлечения дошкольников в процессы восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Для 3–6 летних детей основной может стать сказочно-игровая форма преподнесения нового материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, ролевые игры, игры-импровизации, погружение ребенка в ситуацию зрителя, слушателя, актера или собеседника придадут занятиям динамичность, создадут интригу, вызовут интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного.

Создание атмосферы доверительного и заинтересованного общения – непременное условие занятий по изобразительному искусству. Педагог – их главный строитель. В его поведении важно все – каким тоном произнесена первая фраза на занятии, какие чувства выражает взгляд, какой сделан жест.

Организация процессов созерцания, созидания и общения – три вида педагогического творчества на  занятиях ИЗО. Способы вовлечения дошкольников в процессы восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Для 3–6 летних детей основной может стать сказочно-игровая форма преподнесения нового материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, ролевые игры, игры-импровизации, погружение ребенка в ситуацию зрителя, слушателя, актера или собеседника придадут занятиям динамичность, создадут интригу, вызовут интерес.

При этом педагогу нужно учитывать, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, владения лексикой, грамматические отклонения.

На занятиях ИЗО ребенка учат быть не только восторженным зрителем, но и маленьким художником, способным понять, «как это сделано», и что-то перенести в собственную работу. А для этого глаза и руки  ребенка должны совершить не один десяток движений. Например, чтобы овладеть линейным контуром круга, малышу придется многократно проделать это движение рукой и глазами.

Восприятие образов в искусстве органично сплетается с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Чувства радости, удивления, огорчения, переданные в картине через выражение лица и жесты, улавливаются детьми и передаются ими в высказываниях. Старшие дошкольники способны выразить это в суждениях  о произведении в целом: дети узнают изображенное; в их высказываниях появляются сравнения изображенного с увиденным в жизни.

Система занятий по изобразительному искусству включает три вида изобразительной деятельности:

– рисование;

– аппликацию;

– лепку.

На занятиях по рисованию дети начинают изображать знакомые, интересные для них предметы, продолжая осваивать линию как средство выразительности.

На занятиях по аппликации происходит овладение разными ее видами: создаются декоративные узоры, составляются натюрморты, складываются предметы из нескольких частей.

У детей формируется осознанное отношение к порядку выполнения работы (сначала они выкладывают узор на листе, а затем поочередно берут и наклеивают каждую деталь).

Занятия лепкой для самых маленьких являются первой ступенью, которая поднимает их до изобразительной деятельности. Скатанный кусочек глины или пластилина становится апельсином или яблоком. В течение серии занятий дети осваивают основное формообразующее движение скатывания и применяют его самостоятельно.

У воспитанников формируется обобщенное представление о предметах различной формы, на основе которого формируются и обобщенные способы изображения: дети знают, как рисовать карандашом, пастелью, кистью предметы округлой формы, и умеют это делать смело и свободно.

Детское творчество обогащается, если педагог использует на занятиях поэзию, музыку, эмоциональный рассказ. Также предлагают детям выполнять задания во время чтения педагогом стихов, звучания классической музыки. Музыка является выразительным средством, исключительным по силе своего воздействия на человека. Музыку можно разделить на мотивационно-образную и фоновую.

Музыкальные произведения помогают решать различные задачи. Музыкальное приложение к программе сенсомоторного развития на занятиях по изобразительному творчеству – это совокупность музыкальных развивающих упражнений, которые способствуют лучшему усвоению материала.

Эффективно также рисование под музыку без какой-либо предварительной установки, когда ребенок изображает то настроение, которое у него вызывает музыкальное произведение. Чтобы закрепить знание цвета, детям можно предложить раскрасить предварительно выполненные ими рисунки. При этом не важно, что на них изображено – портрет, пейзаж или волшебное царство с диковинными животными, главное – наполнить эти рисунки добротой и радостью. Перед тем как приступить к заданию, можно предложить  детям вспомнить о добрых волшебниках, веселых героях сказок, а во время его выполнения звучит радостная веселая  музыка.

На занятиях ИЗО с детьми с ОНР нужно «проговаривать» выполняемую работу, проводить сюжетно-ролевые игры.

Необходима также и система коррекционно-развивающей деятельности, индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

С детьми подготовительных групп ОНР на занятиях ИЗО можно создать спортивный городок из обыкновенных пластиковых трубочек (с использованием ниток и пластилина), одновременно «проговаривая» элементы постройки (горка, качели) и назначение данного сооружения. Занятия с использованием пластилина, бумаги, крупы, природного материала, ниток, теста, глины и др. могут включать чтение стихов. Развитие  воображения и зрительной памяти необходимо для коррекции речи.

С целью возрождения культурных традиций практикуется такая методика, как «Семейный час». Вместе с детьми родители изготавливают семейную газету, составляют «семейное древо» (родословную), создают  семейный герб. Эту работу педагоги выстраивают в процессе личностного общения c родителями. Цель взаимодействия детского сада и семьи – объединить усилия взрослых для успешного развития речи ребенка; сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним, уметь правильно реагировать на его проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам малыша).

В совместной работе педагогов и родителей образовываются новые формы взаимодействия: выставки рисунков, поделок, книг («Как умелые ручки говорить помогали», «Бумажный город», «Рисуем сказки»), составление писем сказочным героям и друзьям (например, письма Дедушке Морозу), речевые праздники и викторины.

Хорошие результаты на занятиях ИЗО дает прослушивание  литературного отрывка (словесный портрет, пейзаж и пр.), когда дети создают изображение без привлечения наглядных средств. Также можно использовать прием составления книг  по знакомым сказкам и рассказам.

Каждый ребенок выбирает один из эпизодов, предложенных педагогом, и изображает его на отдельном  листе. Затем педагог составляет из детских рисунков сюжеты, а дети поочередно рассказывают об изображенном эпизоде. Такие занятия способствуют развитию речи, умению грамматически правильно строить предложение.

Занятия ИЗО должны быть интересны ребенку и желанны для него. Таким образом, изобразительное творчество позволяет развивать у детей с ОНР психическую и физическую сферы. В результате систематических занятий у них улучшается  моторика, развиваются сенсорная и познавательная функции. Все это в процессе социализации ребенка помогает ему успешно осваивать различные виды деятельности и, главным образом, речевую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в разделе "Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства" в дошкольной группе компенсирующей направленности четвёртого года обучения Тема: "Сарафан для матрёшки"

Знакомство с таким предметом народного творчества, как матрёшка. Создавать орнамент, используя знакомые техники рисования....

Технология развития мелкой моторики младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Актуальность моей темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей. Св...

Использование инновационных игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста по изобразительной деятельности

Игровые инновационные технологии представляют собой дидактическую систему занимательных, театрализованных, сюжетных игр, имитационных упражнений, решение практических ситуаций и задач. Использование н...

Особенности использования карельского народного изобразительного искусства в дошкольном воспитании

Особенности использования карельского народного изобразительного искусства в дошкольном воспитанииКлючевые слова: дети дошкольного возраста, изобразительная деятельность, изобразительное творчество, и...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня "Технология развития изобразительного творчества в рисовании у детей дошкольного возраста"

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве. Наиболее эффективное сре...

Восприятие произведений изобразительного искусства детьми дошкольного возраста

Восприятие произведений изобразительного искусства детьми дошкольного возраста Восприятие – способность воспринимать явления окружающего мира.Процесс восприятия включает в себя субъект...

Проектная работа по изобразительному искусству: "Космические аппараты" для детей младшего школьного возраста.

Изобразительное искусство, отражает действительность с помощью зрительных образов....