Особенности использования карельского народного изобразительного искусства в дошкольном воспитании
статья по рисованию (средняя группа)

Казаненкова Светлана Сергеевна

Особенности использования карельского народного изобразительного искусства в дошкольном воспитании

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, изобразительная деятельность, изобразительное творчество, искусство, карельский орнамент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kareliya.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Казаненкова Светлана Сергеевна учитель-логопед

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №50 «Зоренька» городского округа Мытищи, Московской области 141036, Московская область.

Магистрант 2 курса факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ.

Научный руководитель: Комарова Т.С. – доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста МПГУ.

Особенности использования карельского народного изобразительного искусства в дошкольном воспитании

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, изобразительная деятельность, изобразительное творчество, искусство, карельский орнамент.

Народное изобразительное искусство, как проявление творчества народа, близко по своей природе творчеству и восприятию ребенка.

Изобрaзительнaя деятельность — однa из сaмых интересных для детей дошкольного возрaстa: онa глубоко волнует ребенкa, вызывaет положительные эмоции.

В практике дошкольных организаций используются следующие формы деятельности: рассматривание, рисование, лепка, аппликация, конструирование.

У педагогов и психологов вызывает интерес, как организовать процесс восприятия произведений изобразительного искусства детьми.

По мнению, Т.Н. Дороновой: изобразительное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно - практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства [1].

Педагог В.Н. Шацкая считает, что в условиях общего эстетического воспитания детское художественное творчество скорее рассматривается, как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей [6].

Как отмечает отечественный педагог Т. С. Комарова, создатель целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников, «народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему» [3]. 

Народная культура, является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития ребёнка. Ещё известный педагог Е.А. Флёрина считала, что «обучая детей декоративному рисованию надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами создания изображения. А это в свою очередь способствует приобретению свободы действия, свободы творчества» [4]. Народное искусство в детских садах более всех остальных видов творчества постоянно и доступно детям. Оно обладает огромной силой эмоционального воздействия и является основой формирования духовного мира ребёнка. Народно декоративно прикладное искусство является неотъемлемой частью нашей культуры.

Предметы народного творчества многообразны: игрушки, посуда, вышивка, кружево и т д. Каждое карельское изделие несёт в себе радость, тепло, самобытность, добро. Дети с большим вниманием и интересом рассматривают экспонаты, из каких материалов сделаны изделия, для чего использовались. Особенно детей привлекает внимание орнаментированные предметы карельского быта. Они доступны детскому восприятию, так как несут в себе понятное детям содержание. А на занятиях по декоративному рисованию я отметила, что яркие и чистые цвета узоров карельского орнамента, симметрия и ритм чередования форм, привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное.

Дети имеют недостаточный опыт и могут нарисовать карельский орнамент только по показу воспитателя или используя 2-3 элемента. А ведь карельский орнамент интересен не только с художественной точки зрения, но и обладает ценными дидактическими свойствами, составляя и рисуя его, ребёнок начинает различать цвет, его оттенки, знакомится с величиной, формой, количеством. Это позволяет планировать совместные интегрированные занятия с другими педагогами. Орнаментальные карельские узоры состоят из геометрических фигур, изображений растительного и животного мира Карелии, а это играет немаловажную роль в познавательном развитии. Рисуя, карельский орнамент у ребёнка вырабатывается точность направления движения при рисовании линий, плавность, ритмичность, развивается глазомер, а это в свою очередь необходимо в дальнейшем для подготовки руки к письму. Но какими бы достоинствами не обладал карельский орнамент, предметы декоративно прикладного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, от его умения пробудить в детях интерес, увлечь детей к творчеству.

Планируя, работу по ознакомлению детей с карельским орнаментом со средней группой, первым знакомством для детей может стать выставка "Моя Карелия". Дети вместе с взрослыми могут поучаствовать в организации выставки (поиск материалов, и экспонатов). Своими руками потрогать, рассмотреть экспонаты (вышивка, резьба по дереву, узорное ткачество и.т.п.). Также дети могут отметить красоту изделий, незатейливость карельского орнамента. Услышать рассказ о жизни Карел в стародавние времена. Первое занятие может пройти в виде развлечения. Дети могут побывать в гостях у какого-либо персонажа. Рассмотреть карельский орнамент на посуде. Необходимо показать способ рисования простых элементов карельского орнамента штампами. Предложить детям самим проявить творчество. Для детей это яркое запоминающееся зрелище станет источником первичных знаний. В дальнейшем, чтобы не пропал интерес в работе, рекомендуется использовать карельский фольклор, нетрадиционные техники рисования, выполнение карельского орнамента не только в рисовании, но и в лепке и аппликации, на ткани. В средней группе, рассматривая образцы карельского орнамента, дети могут отмечать цветовую гамму, в которой он выполнен. Навыки, приобретённые детьми, закрепляются в самостоятельной деятельности. Для этого, в уголках, необходимо  выставить альбомы для рассматривания с образцами, бумажные силуэты одежды и посуды, необходимые для работы материалы и изготовить дидактические, такие как: «Карельский орнамент», «Одень куклу», «Собери орнамент из частей», «Что лишнее», «Лото», «Дорисуй».

В старшей и подготовительной группе необходимо продолжать работу по знакомству детей с карельским орнаментом. Занятия в этих группах более разнообразные по тематике, усложняются задачи, которые педагог решает вместе с детьми. В этом возрасте дети готовы выполнить не только по повтору за воспитателем, а и возможны вариации узора с учётом полученного опыта. Одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества является связь с другими образовательными областями. Например, совместно с преподавателем музыки, воспитателями и родителями подготовить праздник: "Карельские посиделки". Дети сами могут изготовить элемент карельского костюма - головной убор, расписанный карельским орнаментом. Нарисовать декорации. Также можно организовать посиделки, на которых: петь песни, читать стихи, выполнять аппликацию на тканевом полотенце. Для большего интереса, часто на занятиях, можно использовать элементы кукольного театра. Персонажи карельских сказок (Красавица Наста, злая колдунья Сюятар, дедушка Хийси, дедушка Беседушка, домовёнок Кузя) могут быть частыми гостями у детей. Ребята с удовольствием будут выполнять просьбы сказочных персонажей. Ведь каждому ребёнку хочется, чтобы его работа была замечена и одобрена. С этой целью проводятся и выставки детских работ, они будут интересны не только детям, но и взрослым. На выставках часто можно  увидеть расписанное карельским орнаментом блюдо (папье-маше, закладки для школьников, подарки-блокноты, деревянные доски, расписанные карельским орнаментом. Вместе с родителями дети могут принимать участие в различных конкурсах рисунков: «Мой родной край», «Поэтический образ природы», «Золотая осень», «Зимушка», совместных поделок «Осенние фантазии», «Волшебные снежинки», «Ёлочка красавица». И таким образом выставки будут оформлены с элементами карельского орнамента.

В заключении можно сделать вывод о том, что для развития изобразительного творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта.

Литература

  1. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2006. - 192с.: ил.
  2. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. М., 2005.
  3. Косменко А.П. Карельское народное искусство. 1977.
  4. Флерина Е.А. Изобразительное творчество в дошкольных учреждениях. Пособие для пед. учебных заведений и пед. техникумов. М.: Учпедгиз, 1934. - 96 с.
  5. Харламов И.Ф. Педагогика. –– М.: Гардарики, 2003. — 519 с.
  6. Шацкая, В.Н. Пути эстетического воспитания [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2004. - №11. – 25 с.