Мастер-класс "Индивидуализация воспитательно-образовательного процесса с учётом типов восприятия информации у детей"
консультация

Никитина Оксана Анатольевна

Высказывание о том, что все люди разные, не просто фраза. Каждый из нас по-разному воспринимает информацию и реагирует на нее. Но если реакции - это больше относится к определению интровертов и экстравертов, то в зависимости от способа восприятия мы делимся на визуалов, аудиалов и кинестетиков.

 

Сегодня мы поговорим о тех особенностях, которые необходимо максимально учитывать при подготовке и проведении образовательной деятельности, если мы ориентированы на успех и хотим сориентировать на успех своих воспитанников – репрезентативная система.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_individualizatsiya.docx881.37 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуализация воспитательно-образовательного процесса с учётом типов восприятия информации у детей.

Одним из  основных принципов дошкольного образования, провозглашенных в ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. И это не случайно.

Высказывание о том, что все люди разные, не просто фраза. Каждый из нас по-разному воспринимает информацию и реагирует на нее. Но если реакции - это больше относится к определению интровертов и экстравертов, то в зависимости от способа восприятия мы делимся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Учёт доминантной модальности.

Аудиалами называют людей, к которым большая часть сведений поступает через слух. У визуалов ведущий канал восприятия – зрительный. Кинестетики же воспринимают мир посредством различных движений и ощущений (прикосновений, запахов и т.д.).

Сегодня мы поговорим о тех особенностях, которые необходимо максимально учитывать при подготовке и проведении образовательной деятельности, если мы ориентированы на успех и хотим сориентировать на успех своих воспитанников – репрезентативная система.

Для начала проведём неформальный вариант теста
С. Ефремцева.  Скоро наступит время отпусков. Давайте помечтаем и представим что мы уже в отпуске.  Для каждого отдых свой. Для кого-то это море, пляж; кто-то любит более активный отпуск, походы, горы, а может и с утра до вечера проводить на грядках, а может и просто полежать на диване. Спросите себя, как бы вы хотели провести отпуск (абстрактный отпуск, "отпуск мечты").

А теперь проследите, в какую сторону вы отвели глаза, прежде чем сформулировали ответ. В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы создает человек: визуальные, аудиальные или кинестетические (тактильные).

1. Если взгляд направлен наверх, то это говорит о формировании зрительных образов, рисовании картинки – визуал.

2. Если взгляд направлен вниз, то это означает, что человек пытается прислушаться к своим чувствам и ощущениям – кинестетик. 
3. Если взгляд направлен прямо, либо влево или вправо, без смещений вверх-вниз (как бы в сторону ушей), то это говорит о формировании звуковых образов – аудиал.


Ребенок-аудиал.

Познает окружающий мир через голоса и звуки. Раньше других детей начинает говорить, обладает большим словарным запасом. Любит слушать музыку, петь. Задает взрослым огромное количество вопросов. Ему хорошо удается воспроизводить различные звуки, звукоподражания. Может просто слушать сказку, наличие картинок для него неважно. Очень любит словесные игры. Легко и быстро выполняет устные инструкции. Ребенка этого типа можно охарактеризовать как общительного, эмоционального, но немного нескоординированного. То есть это самые отвлекаемые дети.  Ребенка-аудиала легко успокоить, включив ему музыку или спев песенку. Обучая его, необходимо использовать возможности голоса — паузы, громкость, различный тембр и высоту. Особо важный материал можно спеть. Если требуется заучить стихотворение, можно воспользоваться магнитофоном, на который предварительно записать запоминаемый материал.

Самые отвлекаемые дети.

Ребенок-визуал.        

 Познает окружающий мир при помощи зрительных ощущений. Легко запоминает цвет, форму, размер предметов. Во время чтения книжки ему очень важно видеть картинки (выбирайте книги с красочными и подробными иллюстрациями). Ребенок-визуал с удовольствием играет в настольные игры. Также ему нравится рисовать, лепить, мастерить различные поделки. Ребенок-визуал очень наблюдателен в мелочах - заметит любую крошку на полу. В целом, ребенка этого типа можно охарактеризовать как очень спокойного. Ребенок-визуал больше любит созерцать, он не испытывает большой необходимости в том, чтобы общаться или активно двигаться. Легко успокоить, показав ему что-нибудь интересное. Визуалу важно  представление материала — через рисунки, цвет, схемы. В речи стараться использовать слова, описывающие информацию визуально. При заучивании стихотворения или пересказе текста для визуала желательна зарисовка основных моментов (использование мнемо-таблиц).

Таким образом, объяснять что-либо такому ребенку  стоит на наглядном примере, обязательно показывая предмет разговора.

Ребенок-кинестетик.

Познает окружающий мир через тактильные ощущения. Хорошо развит физически, нередко обгоняет своих сверстников по этому параметру. Отлично развита крупная моторика (скоординирован). Очень активен, отдает предпочтение подвижным играм: прыжкам, бегу, лазанию и т.п. Не любит слушать книжки, убегает, трудно удерживать его внимание во время чтения. Его не беспокоит неопрятный внешний вид, пятна на одежде. Ребенка этого типа можно охарактеризовать как очень активного, целеустремленного. Ребенка-кинестетика легче всего успокоить, если обнять, взять на ручки, покачать. Используйте жесты, мимику, прикосновения. Позволяйте ребенку по возможности проводить опыты и эксперименты, дайте возможность добывать знания самому. Пусть сам делает выводы, заключения, пытается найти проблему и задает вопрос. Можно использовать преувеличения, проигрывать те или иные элементы изучаемого материала. В речи старайтесь использовать слова, настроенные на кинестетическую модальность.

Сегодня в ходе мастер-классе я хочу познакомить вас с приёмами индивидуализации образовательного процесса  на примере речевого развития детей.

Развитие речи :

  1. Звуковая культура речи:

Для работы с аудиалами необходимо дать словесную  инструкцию: «Произнеси звук Р».

Визуалу: «Ведя глазками по линии чётко произнесизвук Р».

Кинетикам (так как внимание привлечено к движущимся предметам можно, предложить взять игрушку): «Помоги  машине добраться до  гаража».

Работа с чистоговоками:

Аудиал: «Повтори чистоговорку».

Визуал: повторение чистоговорки с опорой на картинку. 

Кинестетик: предложить  из множества картинок выбрать подходящую, и повторить чистоговорку.

  1. Развитие фонематического слуха.

-При дифференциации звуков можно использовать следующие приёмы:

Аудиал: «Произнеси цепочку слогов РА-ЛА-РА». На слог РА-воспитатель хлопает в ладоши, на слог ЛА – по столу.

Визуал:  «Произнеси слог РА столько раз, сколько квадратов на экране, РУ столько раз, сколько кругов; произнеси цепочку слогов, чередование РА-РУ.

Кинестетик:  игровое пособие со скрепками, с пуговицами.

-Игровые упражнения для определения места звука в слове.

Аудиал: чтобы ребёнок определил место звука в слове, заданный звук воспитатель  выделяет голосом.

Визуал: И.У. «Определи место звука Р в слове»- с опорой на наглядность.

Кинестетик : И.У. «Найди игрушку» - ребёнок ищет игрушку  в сухом бассейне, определяет место звука в слове и находит соответствующую схему.

  1. Лексико-грамматический строй речи.

По такому же принципу можно построить и работу по формированию лексико-грамматического строя речи.

-Расширение словаря синонимами.

Аудиал – Выделить синонимы в стихотворении.

Визуал- И.У. «Кому холоднее?», «Кто больше?» - с опорой на наглядность.

Кинестетик – И.У. «Скажи по- другому» - с мячом.

- Уважаемые коллеги, как бы вы организовали работу по развитию связной речи детей  на основе пересказа для каждого типа восприятия?

-Аудиал-  выразительное чтение рассказа педагогом, беседа.

-Визуал – пересказ с  использованием мнемотаблицы.

-Кинестетиков – необходимо привлекать к созданию мнемотаблицы,  (например,  нарисовать элемент мнемотаблицы, приклеить опорную картинку и тд.)

Конечно, данная классификация условна, к тому же людей, которые полностью соответствуют какому-то одному типу, встретить сложно, однако даже в раннем возрасте можно говорить о преобладании у ребенка определенного вида восприятия.

Подведем итоги:

Почему важно знать, каким образом наши воспитанники воспринимает информацию?

В ходе фронтальной работы педагог может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из воспитанников  есть шанс усвоить хотя бы часть информации, при организации индивидуальных занятий, если мы знаем тип восприятия ребёнка работа будет более успешной, т.к. многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разных  языках", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательно – образовательной работы воспитателя с учётом ФГТ.

Рекомендации по планированию воспитательно - образовательной работы воспитателя с учётом ФГТ...

циклограмма воспитательно - образовательного образовательного процесса в средней группе

Циклограмма календарного планирования, содержащая различные  формы работы с детьми на целый день, в течение недели...

Особенности восприятия информации у детей на начальном этапе обучения

Это методическое пособие, где подробно раскрыты особенности восприятия информации у детей. Подробно описаны механизмы, причины различий психологических и поведенческих различий между людьми. Сделан ан...

Особенности восприятия информации у детей на начальном этапе обучения

Это методическое пособие, где подробно раскрыты особенности восприятия информации у детей. Подробно описаны механизмы, причины различий психологических и поведенческих различий между людьми. Сделан ан...

планирование воспитательно-образовательной работы (на тему: "Я в мире человек") для детей 1 младшей группы

Планирование воспитательно-образовательной работы (на тему: «Я в мире человек» для 1 младшей группы)Цель:  Дать представления о себе как человеке; об основных частях тела человека, их назначении....

Консультации для родителей «Особенности восприятия информации у детей дошкольного возраста»

Консультации для родителей  «Особенности восприятия информации у детей дошкольного возраста»...