Статья "Дидактические и настольные игры, как средство обучения детей раннего возраста."
статья (младшая группа)

Смирнова Татьяна Витаутасовна

Дидактическая игра - это специально созданная игра, которая выполняет определенную дидактическую задачу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2019_dekabr.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические и настольные игры, как средство обучения детей раннего возраста.

«Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями»

К.Н. Поливанова

    Ребенок раннего возраста познает мир через наблюдение и воспроизведение определенных действий с предметами. В развитии предметной деятельности детей этого возраста выделяются ориентировочные и исследовательские фазы. Малыш хочет все потрогать руками, узнать назначение предметов.

    Игра имеет важное значение для малыша. Она является жизненной потребностью и средством всестороннего развития.

    В игре малыши становятся деятельными, радуются, смеются. Имея возможность действовать самостоятельно, они знакомятся с окружающим миром, приобретают опыт и навыки. В игре малыши встречаются с различными предметами, знакомятся с ними, часто догадываются самостоятельно, что можно с ними сделать. Таким образом, у малышей развивается сообразительность.

    В игре малыш учится преодолевать трудности, следовательно, у него воспитываются и волевые качества: настойчивость, выдержка.

    В связи с тем, что у детей появляется большой интерес ко всему окружающему, происходят большие изменения в развитии речи.

    К 3-м годам малыш приобретает собственные представления об окружающем.

    Дидактические и настольные игры имеют большое значение в развитии малыша. К ним относятся: вкладыши, пирамидки, матрешки, кубики, разрезные картинки, лото. Эти игры способствуют развитию памяти, воображения, знакомят с цветом, формой и величиной. А главное способствуют развитию речи и мелкой моторики рук.

    Дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно – печатные игры и словесные игры.

    Игры с предметами основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомится с ними.

    Настольно – печатные игры основаны на принципе наглядности, но в этих играх малышам дается не сам предмет, а его изображение.

    Малышам трех лет интересны и полезны игры со словом. Такие игры способствуют развитию речи, мышления и формированию словарного запаса. В таких играх малыши опираются на свои представления.

    Словесные игры часто основаны на фольклорном материале.

    Каждая дидактическая игра содержит задачу, решение которой требует от малыша определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая. Задачи дидактических игр разнообразны.

    Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

    В подготовку дидактической игры входят: выбор игры в соответствии с дидактическими задачами; определение места и роли игры в системе воспитания и обучения; установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно – образовательной работы; подготовка игрового оборудования; определение времени игры в режиме дня.

    Проведение дидактической игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ дидактического материала, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей); объяснение хода и правил игры, во время которого воспитатель обращает внимание на необходимость четкого выполнения правил; показ игровых действий воспитателем; определение роли воспитателя в игре; определение количества играющих; выработка у детей игрового настроения, желание играть; руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся; подведение итогов игры.

    Анализ игры направлен: на выявление приемов ее подготовки и проведения; на выявление индивидуальных особенностей в поведении и характере детей; усложнение игры и обогащение новым материалом.

    При проведении дидактической игры я четко,  выразительно и эмоционально разъясняю малышам правила игры. А также занимаю в игре позицию равноправного партнера, сопереживаю играющим. Стараюсь сделать так, чтобы дидактическая игра была интересна малышам, увлекала их своим содержанием. А главное ребенок должен принимать в игре активное участие.

Используемая литература:

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991.

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1966.

Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактичекая игра как средство обучения детей раннего возраста.

Наиболее характерной формой обучения  для детей раннего возраста является дидактическая игра, истоки которой кроются в недрах народной педагогике. Благодаря народной мудрости появилось много обуч...

Дидактическая игра как средство обучения детей раннего возраста.

Характерная форма обучения для детей раннего возраста....

Дидактическая игра как средство обучения детей раннего возраста.

«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способносте...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомлении с окружающим миром»

Конспект образовательной  деятельности   по познавательному  развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомл...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Современные настольные игры как средство развития детей дошкольного возраста»

Не для кого не секрет, что для нового поколения нужен новый подход. И современные методы достижения хороших результатов в развитии ребёнка-дошкольника дают нам такую возможность. В каждом детском саду...