"Зима" Январь
методическая разработка (старшая группа)

Верясова Каролина Александровна

Тематическое планирование в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_yanvar_st._gr.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематический план образовательной работы с детьми в старшей группе

на ЯНВАРЬ по теме «Зимушка-зима!»

ИТОГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Выпуск книги «Зимушка-зима!» (сказки, загадки, небылицы) – детское речетворчество

Организация выставки поделок

Направле-ния развития

Познавательно-речевое развитие

Социально-речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Образовательные области

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Безопас-ность

Труд

Социализация

Художественное творчество

Музыка

Физическая культура

Здоровье

Виды совместной деятельности

 Рассказ воспитателя с

обсуждением

 ●"Почему идёт снег"

 «Метель , вьюга, поземка»

«Растут ли деревья зимой?»

 «Где снег круглый год?»

Беседа

«Когда бывает пар?»

«Январь – середина года»

«Пар - это вода?»

«Снег – хорошо или плохо?»

«Почему говорят: много снега – много хлеба?»

Проблемная ситуация

«Слепим снеговика»

 «Когда это бывает?»

Наблюдение с обсуждением

 «Какой снег, лед?»

 Снег и ветер: метель, вьюга, поземка

Узор на окнах

 Образование сосулек

 Получаем талую воду

 Замораживаем воду

Птицы на участке

Викторина

«Зимний лес»

Экспериментиро-

вание

 «Защитные свойства снега»

 «Почему снег скрипит?»

«Что тяжелее – снег или земля?»

Рассматривание и чтение энциклопедии о природе, животных, птицах в зимний период, Арктике и Антарктике

Веселая математика

Развивающие игры, проблемные ситуации по ФЭМП

Конструирование

(на основе решения поисково    - творческой задачи: «Какой материал выбрать?)

« Кормушка для птиц»

Создание альбома

«В январе, в  январе….»

   Интервьюирование

 «Синоптики сообщают – за окном январь, сыплет снег и стелет шаль»

 «Зима в городе»

Беседа

 «Почему говорят – Мороз - красный нос?»

● «За что мы любим зиму?»

Составление описательного рассказа по картине Д. Александрова «Зимняя сказка»

Составление рассказов

«В зимнем лесу»

Отгадывание загадок о зимних явлениях, животных.

Сочинение стихов, небылиц и загадок о зимних явлениях, природе.

Сочинение концовки к сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

Моделирова-

ние ситуации

 «Если б я был дед Мороз…»;

«Если б не было зимы…»

Свободное общение

 «Мое любимое время года»

 «Какие бывают снежинки»

 «Что я знаю о севере»

Литературная викторина

«Зима в стихах»

 

 

                                                                                 

 Чтение рассказа В. Бианки «Синичкин календарь» (Январь); сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»;

С. Григорьев «Я спас Деда Мороза»

Стихотворе –ний С. Есенина «Пороша»; К. Бальмонта «Снежинка»; Н. Красильнико-ва  «Про снежинку»; В. Архангель-ской «Летят мелкие пушинки»; Н. Красильнико-ва «А я и не заметил»

Пересказ

Сказка «Мороз, Солнце и Ветерок»

Разучивание наизусть

Стихотворе-ние И. Суриков «Вот моя деревня»;

Считалка «Лепим, лепим мы  снежинки»

Чтение с последую-щей инсцениров-кой

«Рукавичка» украинская сказка

Чтение, беседа, рассмат-ривание иллюст

раций на тему

«Опасные ситуации зимой».

Беседа по зимнему городу (пешеход, тротуар, гололед, и др.)

Работа с календа-

рем природы

               

 Наблюде-ние

 за трудом дворника: уборка снега, борьба с гололедом;

за снегоубо-рочной машиной;

Беседа

«Зачем убирают снег?»

Дидакти-ческая игра:

«Кому что нужно для работы?»

Дежурство,  

трудовые поручения

Труд на участке

сооруже-ние из снега горок для кукол, различных построек;

окапывание

деревьев снегом;

подкормка

зимующих птиц.

Изготовле-ние

атрибутов к

сюжетно- ролевым играм;

макет обложки к книге: «Зимушка – зима»;

ледяных фигурок для украшения участка

Ручной труд из природного

и бросового материала

«Снеговики»,

«Мы поедим, мы помчимся….»

 Сюжетно- ролевая игра

Путешест-вие на Север;

Зоопарк / Цирк

Дидактичес-кая игра

 «Птичья столовая»;

«Кто где живет?»;

«Угадай по описанию»

Развиваю-щие интеллекту-альные игры

Сложи снежинку       (Танграм)

Словесная игра

 «Родствен-ники» (Еж родственник медведю, потому что…);

Зимние слова;

Что не так;

Что сначала, что потом?;

Цепочка слов с опорой (на картинки);

Кто больше увидит?

Строитель-но - конструктивные игры

Подвижные игры

 «Мороз - красный нос»;

● «Что висит на елке»;

 «Зима»;

«Сделай фигуру»;

«Льдинки»;

«Нам в любой мороз тепло» и д.р.

 Рассматривание репродукций И. Бродского «Зимнее утро»;

«Зимний пейзаж», Д. Алекса-ндрова «Зимняя сказка»; И. Шишкина «Зима»; иллюстра-ций книг, открыток и д. р.

Рисование с элемен-тами апплика-ции:

«Открыва-ем календарь- начинается январь»;

«В январе, в январе – много снега во дворе»

Апплика-ция с элемента-ми рисования

«Заснеженный дом»

Апплика-ция сюжетная

«Где – то на белом свете…»

Лепка

«Зимний пейзаж» (пластили-нография);

«Снеговик и елка»

Изготовление атрибутов и декора-ций к инсцени-ровке

 Восприятие музыки/      песенно – игровое и песенно – инструмен-тальное творчество/ музыкаль-но-ритми-ческая деятель-ность тематического характера

Пение

«Как на тоненький ледок»

Слушание

П.Чайковский «Зимнее утро» («Детский альбом»)

 Утренняя гимнасти-ка, двига-тельные упражне-ния, занятия физичес-кой куль-турой тематического характера «Зимушка - зима!»

Упражнения для мелкой моторики рук

«Погреем-ся», «Мы во двор пошли гулять», «Снегопад» и т.д.

 Беседа

«Гололед»

Ситуатив-ный разговор

«Почему говорят – «береги нос в большой мороз?»;

● «Почему говорят - «В зимний холод – всякий молод?»

Создание условий для совместной деятельности детей

Книжный уголок:

Книги для чтения и рассматривания  (см.  образовательную область «Чтение художественной литературы»).

Детские энциклопедии о жизни животных, птицах в зимний период, природе, Арктике, Антарктике

Уголок для ролевых игр:

Различные виды театров для обыгрывания литературных произведений.

Зона развивающих интеллектуальных и дидактических игр:

«Танграм» со схемами; Лото

Уголок природы:

Карты наблюдений за природными явлениями, птицами, фотографии зимних пейзажей.

Центр продуктивных видов деятельности:

Подборка открыток, иллюстраций художников с зимними пейзажами, зимующими птицами, лесными зверями в зимний период др. различных средств рисования

Спортивный уголок:

Маски, атрибуты для подвижных игр, спортивный инвентарь для ОРУ и ОВД

Взаимодействие с семьей

Создание папки – передвижки: «Детская любознательность в удивительном мире природы», «Знакомим детей с природой»

Разработка маршрутов выходного дня : «Прогулка по зимнему парку», «Зоологический музей», «Цирк»

Участие в оформлении выставки фотографий: «Зима в нашем городе».