Главные вкладки

    «Модель профориентации: обновление системы»
    учебно-методический материал

    Сасовская Любовь Юрьевна

    Методическая работа в ДОУ – часть системы непрерывного образования педагогов. Целью методической работы по направлению формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества является освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания, повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно – воспитательной работы, обмен опытом в рамках данного направления в частности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл model_proforien_pedagogi.docx48.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Модель профориентации: обновление системы»

    В  настоящее  время  в  дошкольных  учреждениях и в нашем в частности, существует  проблема  ранней профориентации детей:

    -Этой работе не уделялось  должного внимания со стороны педагогов. Знания дошкольников  не  были систематизированы.

    - Возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализовались в той мере, в которыйэто реально возможно.

    -Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

    -Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

    Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Формирование у детей знаний про работу взрослых имеет большое значение как для воспитания представлений о мире профессий, так и для зачатков профоориентационной работы. Это положение подтверждается в работах Т. В. Ендовицкой, В. И. Логиновой, Я. 3. Неверович, О. И. Соловьевой, В. А. Фроловой, В. И. Глотовой и др.Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. К настоящему времени определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.); выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова); изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, Я. З. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.), рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова), исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.). Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

    Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на все возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как

    подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

    Профессиональная ориентация дошкольников — это широкое поле деятельности для педагогов нашего  ДОУ, новое и еще неизученное ( до некоторых пор) направление дошкольной педагогики. Чем больше дошкольник впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

    Методическая работа в ДОУ – часть системы непрерывного образования педагогов. Целью методической работы по направлению формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества является освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания, повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно – воспитательной работы, обмен опытом в рамках данного направления в частности. Методическая работа осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов.

    Проблема повышения уровня профессиональной компетентности педагога, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания является актуальной в современных социально-экономических условиях.

    Методическое сопровождение направлено  на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, а в конечном счете, - на повышение качества и эффективности образовательного процесса.

    Методической службой были выделены условия успешного решения проблемы профориентации дошкольников:

    Социальные условия:

    • наличие социального заказа на формирование позитивных установок к труду, воспитание трудолюбия  дошкольников со стороны родителей;

    ( проведено анкетирование родителей).

    • деловые, профессиональные и партнерские отношения ДОУ с органами управления образованием, социальными партнерами. (Заключены договора социального партнерства).

    Организационные:

    • планирование методической работы: наличие «Программы развития», годового и месячного планов; Программы для старших дошкольников « Калейдоскоп профессии».
    • организация управления (профессиональный контроль за деятельностью педагогов, участие в управлении родителей, договора с другими образовательными и культурными учреждениями и общественными организациями).

    Кадровые:

    • комплектование ДОУ высококвалифицированными педагогами и сотрудниками: поиск и включение в коллектив молодых, творчески работающих педагогов;
    • создание системы повышения квалификации и переподготовки на проблемных, тематических курсах; создание системы повышения квалификации в ДОУ; самообразование педагогов по проблеме.

    Содержательные:

    • обновление и совершенствование знаний педагогов  в области социально-коммуникативного развития дошкольников.
    • Применение инновационных  приемов , методов, и форм   работы к организации воспитательно-образовательного процесса.
    • Расширение социального опыта дошкольников за счет ближайшего окружения.
    • создание традиций и ритуалов ДОУ по данному направлению работы.
    • использование разнообразия видов детской деятельности и их интеграция в целях воспитания положительного отношения к труду;

    Психолого -  педагогические:

    • совершенствование деятельности психологической службы в ДОУ (диагностика, отслеживание результатов образовательной работы с педагогическим коллективом), оптимизация психологического климата в ДОУ;
    • постоянное поощрение администрацией самостоятельности и творчества членов коллектива.

    Материальные:

    • обеспечение бюджетного финансирования в соответствии со статусом ДОУ;
    • наличие материальной базы, соответствующей современным требованиям.

    Задачи методической работы:

    1.        Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива по вопросам трудового воспитания дошкольников:

    - систематическое изучение педагогической и методической литературы по теме.

    - обобщение и распространение педагогического опыта.

    2.        Организация работы по изучению парциальных  программ, учебных планов. Программа «Конструирование и ручной труд в детском саду»  Автор Л.В. Куцакова. Программа «Дошкольник и... экономика»  А. Д. Шатова. А так же программы для детей старшего возраста по ранней профориентации дошкольников « Калейдоскоп профессий».

    3.        Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.

    4.        Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно - методических материалов.

    5.        Оказание консультативной помощи воспитателям в организации педагогического самообразования.

    6.        Повышение общего уровня профессионально - педагогической культуры.

    Методическая работа в ДОУ строится в соответствии с планом работы с кадрами, с годовым планом,  исходя из условий и возможностей коллектива. Используются известные, широко вошедшие в практику формы: групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, деловые игры и т.д.) и индивидуальные  (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество, презентация опыта  и т.д.)

    Групповые формы:

    1.Семинары по обсуждению значимых педагогических явлений, докладов, технологий, методик (Организация трудовой деятельности дошкольников с использованием инновационных форм и методов работы // Сиб. учитель. – 2012. – № 4. – С. 83–88 ; То же [Электронный ресурс]. – URL:http://sibuch.ru/sites/default/files/Kaigorodova.PDF (19.12.2016).

    2. Семинары-практикумы  с представлением опыта работы по освоению методик, технологий. ( « Использование лепбука для формирования позитивных установок к труду и творчеству», « Метод наглядного моделирования – успешное средство формирования знаний о профессиях» и др.)

    3.Педагогические советы ( использование Активных Методов Обучения, « Трудовое воспитание. Знакомый незнакомец!»)

    4.Педагогический всеобуч по обучению опытно-экспериментальной, проектной деятельности  ( « Как хлеб пришел к нам на стол», « Из чего сшили рубашку», « Театр это сказка!»)

    5. Конкурсы по организации уголка трудовой деятельности

    6. Организация работы творческой группы по разработке программы « Калейдоскоп профессий»

    7. Организация работы творческих микрогрупп по наполнению содержания образовательной деятельности

    8. Организация взимопосещений по организации сюжетно-ролевой игры профриентационной направленности.

    9. Аукцион авторских дидактических пособий по  профориентационной направленности.

    10.Выставки совместных работ с родителями, стенгазет по трудовому воспитанию.

    11.Копилка методических идей и педагогических достижений

    Индивидуальные  формы:

    1.Собеседование по определению задачи и выбору форм работы.

    2.Подготовка доклада, конспекта проекта, работы по актуальной проблеме педагогического эксперимента

    3.Индивидуальные консультации.

    4.Индивидуальные рекомендации по изучению литературы.

    5.Индивидуальное составление разработок.

    6.Наставничество

    7.Творческий отчет по результатам учебного года.

    8. Анкетирования, направленные на повышения уровня знаний по данной теме;

    9.Разработка электронных дидактических пособий

         Начиная вести работу, педагог, прежде всего сам должен владеть необходимыми знаниями о профессии и содержании трудовых операций, выполняемых представителем той или иной профессии, а самое главное, материал должен быть адаптирован для детского восприятия.

    Не секрет, что не каждый взрослый знает,  все тонкости профессии.  Поэтому прием погружения в профессию актуален и для педагогов, работающих по теме. В работе с педагогами ДОУ акцент делается на повышение уровня их самообразования и расширение знаний по использованию различных форм и методов работы с детьми. Эффективным методом повышения квалификации является самообразование,  посредством участия в различных вебинарах, семинарах, конференциях. Организуя и контролируя работу педагогов по самообразованию, помогаю им выбрать тему, расставить  приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.

          В ДОУ успешно работает творческая группа, деятельность которой направлена на поиск новых, эффективных форм работы с детьми, создание, так называемого,  банка творческой деятельности: разрабатываются конспекты организованной образовательной деятельности, игровых образовательных ситуаций,  рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр, тематика бесед,  экскурсий с целью ознакомления детей с профессиями предприятий города, подборка литературы по вопросам трудового воспитания. Большая работа ведется педагогами по изготовлению, подбору и систематизации наглядно-иллюстративного материала. Всеми педагогами были выполнены макеты ближайшего окружения. Были подобран  презентационный материал – предприятия нашего города, мамины профессии, папины профессии.

         Задачей каждого педагога нашего ДОУ является поиск наиболее эффективных образовательных технологий. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей. Одним из методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых, в нашем дошкольном учреждении, является

    метод проектов так как:

    -основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию;

    -позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы

    Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. Нашими педагогами широко используется педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Данная технология призвана сочетать элементы игры и обучения.

    Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Наши педагоги используют в своей работе компьютерные экскурсии. Очень наглядной и интересной была предоставленная Орским Драматическим театром 3Д экскурсия по театру. Ребята посетили те помещения, в которые мы не смогли попасть на реальной экскурсии.  Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как информационно-коммуникативные средства – это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.

         Проведя анализ профессиональных компетенций воспитателей, отражающих специфику работы на дошкольном уровне образования указанных в Профессиональном стандарте педагога, можно  сказать, что педагоги ДОУ владеют основными педагогическими компетенциями: Большинство педагогов успешно:

    -планируют  этапы и средства деятельности по достижению результатов;

    - планируют  индивидуальную работу с детьми и родителями;

    - Умеют планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка .

    -  умеют проектировать конечный результат педагогической деятельности;

    - анализировать результаты работы в сопоставлении с целями, выдвигать новые задачи;

    - анализировать недостатки своей профессиональной деятельности;

    - анализировать опыт и практику работы коллег;

    - Владеют  современными образовательными технологиями.

    - Умеют  организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности:  предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.

    -Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

         Очень показательно в плане повышения профессиональной компетенции молодых педагогов работа педагогов-наставников. К молодым специалистам прикреплены педагоги, имеющие большой стаж работы, высшую квалификационную категорию, награжденные министерскими и областными наградами. Они помогают молодежи осваивать проблемно-практические аспекты профессиональной компетенции. Постоянное присутствие на совместных мероприятиях, при организации разных видов деятельности, помощь в планировании и анализе результатов деятельности, все это помогает профессиональному росту молодых педагогов. И уже наша молодежь имеет первую квалификационную категорию. И делится наработанным опытом на муниципальных площадках и интернет порталах.

    Кроме наставничества в нашем ДОУ  есть следующие пути развития профессиональной компетентности педагога:

    -работа в методических объединениях и творческих группах

    -исследовательская, экспериментальная деятельность

    -инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий

    -активное участие в педагогических конкурсах, мастер –классах

         Чтобы педагог осознал необходимость повышения собственной профессиональнойкомпетентности, в ДОУ созданы определенные условия. Каждый педагог ДОУ имеет  возможность:

    -систематически проходить курсов повышения квалификации

    -изучать современную методическую, педагогическую литературу( библиотека методического кабинета ДОУ и интернет ресурсы)

    -участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами( организация круглых столов, гостиных – по заявленному направлению)

    -участвовать в открытых просмотрах образовательной деятельности( организация сюжетно-ролевой игры профориентационной направленности, организация трудовой деятельности)

    -изучать информационно-компьютерные технологии

    -посещать  обучающие семинары, практикумы и т.д.

    -участвовать в конкурсах профессионального мастерства

    -иметь доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих

    педагогических разработок

    -осуществлять работу по самообразованию

         Важно, чтобы содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса были не только полезными, повышающими компетентность педагогов, но и интересными для них. Именно это побуждает педагогов искать новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, помогает сделать его более целенаправленным и продуктивным.

        На наш взгляд, активные формы и методы обучения педагогов обладают большим потенциалом при подготовке профессионалов, способных занять активную позицию в выборе методов работы с детьми.

         Педагогический коллектив учреждения пока только встал на путь модернизации поиска современных подходов в образовательной ориентации дошкольника по профориентационной деятельности. Первые шаги, на наш взгляд, достаточно успешные,  уже сделаны, мы видим, что детям это интересно, родителей это увлекает, а педагоги работают с энтузиазмом

    МДОАУ « Детский сад № 60» г. Орска


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педсовет по теме"Обновление системы образования ДОУ" Федеральные Государственные Требования программы дошкольного образования.

    Доклад на тему:" Федеральные Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

    Проектирование образовательного процесса в условиях обновления системы дошкольного образования.

    В данной статье рассмотрен выход дошкольного образования на новый уровень общего образования....

    Приказ «О создании творческой группы «Ранняя профориентация в системе дошкольного образования» на 2019-2020 учебный год от 02.09.2019 г. № 87/2-адм

    Приказ «О создании творческой группы «Ранняя профориентация в системе дошкольного образования» на 2019-2020 учебный год от 02.09.2019 г. № 87/2-адм...

    Приказ «О создании творческой группы «Ранняя профориентация в системе дошкольного образования» на 2019-2020 учебный год от 02.09.2019 г. № 87/2-адм

    Приказ «О создании творческой группы «Ранняя профориентация в системе дошкольного образования» на 2019-2020 учебный год от 02.09.2019 г. № 87/2-адм...

    Приказ «О создании творческой группы «Ранняя профориентация в системе дошкольного образования» на 2019-2020 учебный год от 02.09.2019 г. № 87/2-адм

    Приказ «О создании творческой группы «Ранняя профориентация в системе дошкольного образования» на 2019-2020 учебный год от 02.09.2019 г. № 87/2-адм...