Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша
методическая разработка (старшая группа)

Аникеева Инна Александровна

План по самообразованию "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша" включает в себя вопросы актуальности данной разработки, ее цель, задачи, пакет диагностических методик по выявлению уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, календарно-тематическое планирование с комплексом игровых упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Адаптированная школа — детский сад № 301»

План по самообразованию

Развитие логического мышления

у детей старшего дошкольного возраста

посредством блоков Дьенеша

(2017 – 2019 гг.)

   

Воспитатель:

Аникеева И. А.

Омск - 2017 г.

Актуальность:

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности..

Так как дошкольную разновозрастную группу № 1 компенсирующей направленности  КОУ «АШДС № 301» посещают дети с ограниченными возможностями здоровья имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата по заключению ПМПК как ортопедического характера двигательных расстройств (нарушения осанки, плоскостопие), так и неврологического характера двигательных расстройств (ДЦП) развитие интеллектуальных способностей у детей данных категорий, в частности логического мышления, имеет первостепенное значение, потомучто дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Одним из путей развития  интеллектуальных способностей дошкольников является  активное использование блоков Дьенеша. Данный дидактический материал является эффективным средством для развития произвольного внимания, памяти, творческого воображения, а также формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.

Цель:  повышение профессионального мастерства и компетентности в области логического развития детей старшего дошкольного возраста с НОДА.

Задачи:

  1. изучить и проанализировать методическую литературу по теме самообразования.
  2. разработать комплекс игровых упражнений на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, используя блоки Дьенеша.

В настоящее время целью дошкольного образования является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Для ее достижения необходимо решить ряд задач, в частности разработать содержание, средства, обеспечивающие развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, а так же формирование у дошкольников опыта практической, познавательной и творческой деятельности.

С учетом возрастных психофизических особенностей дошкольников, а также нарушений со стороны НОДА  выше обозначенные задачи с наибольшей эффективностью целесообразно решать при помощи  игровой деятельности.

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления детей.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зелёный);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Они представляют собой дидактическое пособие, позволяющее решать следующие задачи.

  1. Развитие логического мышления. Развивать представление о множестве, операции над ними (сравнение, разбиение, классификация). Формировать представления о математических понятиях: алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.
  2. Развивать умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, что параллельно решает задачи развития речи.
  3. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование одного, двух, трех или четырех признаков одновременно).

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, необходимо предоставить возможность ребенку самостоятельно использовать блоки по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят. В ходе таких игр дети узнают, что блоки имеют различную форму, цвет, величину и толщину.

В общении с детьми лучше пользоваться словом “фигура”, чем слово “блок”.

Начало работы над темой: сентябрь 2017 г.

Предполагаемая дата окончания работы:  май 2019 г.

Форма работы

Срок

Ожидаемый результат

1

Информационно – аналити-ческий этап.

- Изучение и анализ методической литературы по теме самообразования.

- Подбор диагностических методик и разработка критериев оценки развития логического мышления у детей старшего дошколь-ного возраста.

- Разработка комплекса игровых упражнений на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, с использованием блоков Дьенеша.

Сентябрь 2017 – ноябрь 2018

Декабрь 2017 — январь 2018

Февраль 2018 — май 2018

Повышение профессио-нальной компетентности в области логического раз-вития детей старшего дошкольного возраста пос-редством использования блоков Дьенеша.

 Пакет диагностических методик и критерии оценки развития логического мышления у детей старше-го дошкольного возраста.

Комплекс игровых упраж-нений на развитие логичес-кого мышления у детей старшего дошкольного воз-раста, с использованием блоков Дьенеша.

2

Практико-ориентированный этап.

- Проведение входной диаг-ностики развития логичес-кого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Анализ и оформление результатов.

- Проведение комплекса игровых упражнений на развитие логического мыш-ления у детей старшего дошкольного возраста пос-редством блоков Дьенеша.

- Проведение итоговой диаг-ностики развития логи-ческого мышления у детей старшего дошкольного воз-раста. Анализ и оформ-ление результатов.

Октябрь 2018

Ноябрь 2018 — апрель 2019

Май 2019

Выявление уровня  разви-тия логического мышления у детей старшего дошколь-ного возраста.

Развитие логического мышления у детей стар-шего дошкольного возрас-та посредством  блоков Дьенеша.

Выявление уровня  разви-тия логического мышления у детей старшего дошколь-ного возраста; подведение итогов работы.

3

Рефлексивный этап.

- Написание творческого  отчёта о проделанной работе;  выступление на МО воспитателей НШДС.

Май 2019

Выступление на МО воспитателей НШДС.

Пакет диагностических методик

по выявлению уровня  развития логического мышления

у детей старшего дошкольного возраста

Методика «НЕЛЕПИЦЫ»

Цель: определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Проведение методики: Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько нелепых ситуаций. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Методика «ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления.

Проведение методики: ребенку показывают картинку и просят внимательно ее рассмотреть, сказать, какое время года изображено на каждой части рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время - 2мин - ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.

Методика «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»

Цель: определить уровень сформированности сравнения, как операции логического мышления.

Проведение методики: ребенку показывают 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (5 отличий). За время - 3 мин. - ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.

 

Методика «ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»

Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.

Проведение методики: в данной методике предлагается серия картинок, на которых представлены разные виды домашней птицы и одно животное, в сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, что здесь отличное от других и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»

Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.

Проведение методики: ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.

Выполнение детьми предложенных заданий оценивается по десятибалльной системе, где:

8 - 10 баллов - высокий уровень;

5 - 7 баллов - средний уровень;

0 – 4 балла - низкий уровень.

 

Критерии диагностики логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень: ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения.

Средний уровень: ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения.

Низкий уровень: ребенок не владеет логическими операциями: сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Не может мысленно установить сходство и различие предметов. Не умеет пользоваться обобщающими понятиями.

 Комплекс игровых упражнений на развитие логического мышления

 у детей старшего дошкольного возраста

по блокам Дьенеша

Ноябрь

1. «Собери бусы для куклы»

Цель: закрепить умение находить фигуру по знаково — символическим  обозначениям свойств

Материал: логические блоки, карточки с обозначением свойств.

Содержание: «Ребята, у куклы Маши скоро день рождения, она очень хочет, чтобы ей подарили красивые бусы. Давайте соберем бусы для Маши».

Воспитатель показывает карточку с обозначениями свойств (кроме отрицания, а дети находят соответствующую фигуру и выкладывают последовательно на столе.

2. «Помогите Мишке собрать фигуры»

Цель: закрепить знания символики свойств

Материал: игрушка – мишка, корзина, логические блоки, карточки с обозначением свойств (кроме отрицания).

Содержание: У Мишки в корзинке были фигуры, а он уронил ее и смешал с другими фигурами. Мишка, не помнит какие фигуры лежали в его корзине. Нам нужно помочь ему, а в этом помогут карточки-символы. Воспитатель показывает карточки с обозначением трех свойств, а дети находят соответствующую фигуру и кладут Мишке в корзину.

3. «Где, чей дом»

Цель: развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию.

Материал: логические блоки, карточки – домики (т.№8) на двух человек.

Содержание: детям нужно расселить фигуры по своим домикам, а помогут значки указанные на домиках, (« Логика и математика», стр.24, 2-е задание).

4 .«Игра с обручем»

Цель: закрепить умение разделить фигуры на две группы по двум свойствам.

Материал: два обруча красный и синий, логические блоки.

Содержание: предложить детям разложить фигуры так, чтобы внутри одного обруча были все синие и маленькие, а в другом – все большие и др.варианты.

Декабрь

1. «Отрицание цвета»

Цель: знакомство с символикой отрицание цвета.

Материал: логические блоки, карточки обозначающие отрицание цвета, игрушка зайца, коробка.

Содержание: в гости к детям приходит зайчик, у него в лапках коробка в которой лежат карточки, обозначающие цвет, форму, размер, толщину, но все они перечеркнуты. Зайчик не может понять, почему они перечеркнуты.

На первом занятии воспитатель знакомит с карточками, обозначающими отрицание цвета (воспитатель достает из коробки зайчика, карточки с перечеркнутыми обозначениями цвета).

Упражнения на закрепление:

« Покажите фигуру»: — не красную и не синию;

— не синию и не желтую;

— не желтую и не красную;

— прямоугольную, не синию и не красную;

— треугольную, не желтую и не красную;

— квадратную, большую, не желтую и не синию;

— прямоугольную, маленькую, не красную и не желтую

— треугольную, тонкую, не синию и не желтую;

  • круглую, толстую, не синию и и не красную.

2. «Отрицание формы»

Цель: знакомство с символикой отрицания формы.

Материал: логические блоки, карточки обозначающие отрицание формы, игрушка зайца, коробка.

Содержание: воспитатель достает из коробки зайчика карточки с перечеркнутыми обозначениями формы и объясняет, что каждая карточка обозначает.

Упражнения на закрепление

Покажите фигуру»: — не прямоугольные, не круглые, не треугольные;

— не квадратные, не прямоугольные, не круглые;

— не прямоугольные, не квадратные, не треугольные;

  • не треугольные, не круглые, не квадратные.

3. «Отрицание размера»

Цель: знакомство с символикой отрицания размера

Материал: логические блоки; карточки, обозначающие отрицание размеразайчик – игрушка, коробка.

Содержание: воспитатель достает из коробки карточки с перечеркнутыми обозначениями и объясняет, что они обозначают.

Упражнения на закрепление

« Покажите фигуру»: — квадратную; красную; не маленькую;

— треугольную; желтую; не большую;

— круглую; синию; не маленькую;

— прямоугольную; желтую; не большую;

  • треугольную; синию; не маленькую.

Январь

1. «Отрицание толщины»

Цель: знакомство с символикой отрицания толщины.

Материал: логические блоки; карточки; обозначающие отрицание толщины;игрушка – зайчика, коробка

Содержание: воспитатель достает из коробки зайчика, последние карточки, которые обозначают отрицание толщины. Воспитатель объясняет, что они обозначают.

Упражнения на закрепление

 « Покажи фигуру» — не тонкую;

— не толстую;

— треугольную; желтую; не тонкую;

  • круглую, красную, не толстую и т.д.

2. «Загадки без слов»

Цель: развитие умений расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково- символическим обозначениям.

Материал: логические блоки, карточки с обозначением свойств.

Содержание: воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки:

«Загадки без слов».- Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте фигуру и покажите.

Загадываются три совместимых свойства:

Например: — форма, размер и толщина;

— цвет, форма, размер;

— цвет, форма, толщина и др.

(«Логика и математика»,стр.37)

3. «Найди клад»

Цель: развитие умений выявлять в предметах цвет, форму, размер, толщину.

Материал: 16 блоков одного цвета (разной формы, размера и толщины), круги бумажные (клады) карточки – свойства.

Содержание: дети – кладоискатели, кружок из бумаги – клад.

Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. У ведущего карточки – свойства, 16 блоков (одного цвета, но разной формы, размера и толщины), кладоискатели называют два свойства той фигуры, под которой спрятан клад на каждое правильно угаданное свойство, воспитатель выставляет карточку. Угадав два свойства, ребенок забирает клад себе. При повторении игры следует взять блоки другого цвета.

(«Логика и математика», стр.15, 2-е задание).

Февраль

1. «Помоги муравьишкам»

Цель: развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.

Материал: набор логических блоков, непрозрачные открывающиеся коробочки с прорезью вверху (домики) по числу детей.

Содержание: перед детьми выложены блоки (муравьишки). Воспитатель рассказывает детям историю о том, что у мамы – муравьишки много детей — веселых и любознательных муравьишек. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу обратно, некоторые даже теряются в большом лесу. Решила мама – муравьишка научить их быстро возвращаться в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у детей. Каждый ребенок получает домик. Ведущий указывает сразу три свойства блоков (муравьишек), которые должны попасть в домики (круглые, красные большие или желтые маленькие квадратные, красные большие не треугольные и т.д.). («Логика и математика,» стр.20, 2-е задание).

2. «Волшебные камни»

Цель: закрепить понятия «внутри» и «вне» круга

Материал: обруч, логические блоки.

Содержание: « Ребята сегодня наши логические блоки превратились в волшебные камни, сейчас мы с ними поиграем».

1)Все красные треугольные камни положить внутри обруча, а синие круглые вне обруча.

2)Положить желтые толстые камни вне обруча, а желтые тонкие внутри обруча и т.д

3. «Найди пару»

Цель: развитие восприятия, внимания, умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, закреплять умение в парах.

Материал: логические блоки.

Содержание: Предложить детям разделиться на пары. У каждой пары – набор логических блоков, игроки поровну делят фигуры между собой и по очереди выкладывают их. Сначала первый участник выкладывает свою фигуру, второй игрок ищет к ней пару, если он правильно составляет пару, то забирает обе фигуры себе, если же ошибается, то его фигура попадает к первому игроку. Далее свою фигуру выставляет второй игрок. Побеждает тот, кто соберет больше фигур. («Логика и математика», стр.28, 2-е задание).

4. «Где, чей гараж»

Цель: развитие умений классифицировать.

Материал: таблицы две штуки (т.11б.), логические блоки.

Содержание: у воспитателя две большие таблицы (т.11б), на них изображены гаражи для машин. У каждого ребенка блоки (машины). Нужно поставить каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог показывают, на какую дорожку должна свернуть машина. Дети по очереди ищут гараж для своих машин. ( «Логика и математика» стр.32, 2- е задание).

Март

1. «Угадай – ка»

Цель: развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д).

Материал: логические блоки, игрушка Буратино, карточки – свойства.

Содержание: в гости пришел Буратино. Буратино прячет блок (подарок) и дает задание угадать сразу два его свойства.

Например: Какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи Тортилы. При отгадывании дети каждый раз обязательно должны называть два свойства подарка. Если же они указывают только одно свойство, Буратино напоминает правило. В случае, когда дети угадывают одно из двух свойств, Буратино подтверждает, что названо, верно, и выставляет соответствующую карточку – свойство (квадратный, но не синий; желтый, но не треугольный и т.д.). Тот, кто угадывает, сменяет Буратино – выбирает подарок и указывает, какие два его свойства надо угадать (цвет и форму, форму и размер, размер и толщину или др.) (« Логика и математика»,стр.17, 2-е задание)

2. «Засели домики»

Цель: развитие классификационных умений.

Материал: логические блоки, карточки с изображением домиков (т.14; г,д,е).

Содержание: у детей на пару две таблицы (1-двухэтажного дома, 2 -трехэтажного дома). В городе логических фигур появились новые двухэтажные и трехэтажные дома. Домовой просит помочь расселить фигуры по своим домикам, а помогут вам знаки-подсказки. Знаки подсказывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома.

(«Логика и математика» стр.33, 2-е задание).

3. «Конструктивная игра»

История – 1: «О коте»

(«Спасатели приходят на помощь» – дидактическое пособие, стр3).

4. «Дорожки»

Цель: развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал: логические блоки, три домика (макеты или изображения домиков или условные обозначения).

Содержание: на полу по кругу на расстоянии не менее метра один от другого расставлены три домика – дома Наф – Нафа, Ниф – Нифа и Нуф – Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам. Построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета, но разной формы (одинаковой формы, но разного цвета; одинакового размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и размеру). Правила построения дорожек придумывает не только взрослый, но и сами дети. («Логика и математика, стр.25, 2-е задание).

4. «У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок?»

Цель: развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать.

Материал: карточки с логическими таблицами (16 а –е), логические фигуры.

Содержание: Винни – Пух и Пятачок отправились в город логических фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они в первый дом (табл.16 а – е). У какой фигуры в гостях Винни – Пух и Пятачок? Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы Винни – Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в верхнем и среднем рядах, установить, чем похожи эти ряды, и определить, какой фигуры недостает. При поиске недостающих фигур дети анализируют, сравнивают и обобщают фигуры в таблице по двум свойствам. («Логика и математика, стр.34, 2-е задание).

Апрель

1. «Игра с двумя обручами»

Цель: закрепить понятие «внутри и «вне» обруча.

Материал: два обруча (синий и красный).

Содержание: на полу два разноцветных обруча (синий и красный). Обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает, кому – нибудь встать:

-внутри синего обруча,

-внутри красного обруча,

-внутри обоих обручей,

-вне красного обруча,

-внутри синего, но вне красного,

-внутри красного, но вне синего,

-вне синего и красного обручей.

2.«Конструктивная игра»

История 2 «О заике»

(«Спасатели приходят на помощь» —  пособие, стр 4).

3. «Кошки – мышки»

Цель: закрепить свойства фигур.

Материал: маска кошки, жетоны для мышей и кота (пособие «Праздник в стране блоков» стр. 7-8).

Содержание: дети выбирают жетоны мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине хоровода кот «Васька», рядом с ним «кошачьи» жетоны.

Хоровод движется со словами:

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите

Вот проснется Васька – кот,

И разгонит хоровод.

На последнем слове, « хоровод» кот быстро надевает один из четырех жетонов и поворачивается вокруг, чтобы все «мыши» его увидели. Его жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» он собирается ловить. После слов «1,2,3,4,5, — начинаю догонять», — кот ловит мышей. Одна из пойманных мышей становится « котом».

4. «Конструктивная игра «Утка»

(из пособия «Спасатели приходят на помощь», стр. 5)

Список рекомендуемой литературы

  1. Михайлова З.А. Логика и математика для дошкольников [Текст]/ З.А. Михайлова. – СПб. Издательский дом “Литера”, 2000. – 97с.
  2. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст]: методическое издание /Р.Л. Непомнящая, Е.А. Носова. – СПб. Акцидент, 2000.– 121с.
  3. Панова Е.Н. дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст) [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Е.Н.Панова. – Воронеж. ТЦ “Учитель”, 2006. – 79с.
  4. Столяр А.А. Давайте поиграем [Текст]/А.А. Столяр.– М. Просвещение, 1996.– 145с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша»

Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность, верно улавливать причинно &ndash...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша»

   Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность, верно улавлив...

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша»

 Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».

Дошкольное детство - обладающий своеобразной логикой и спецификой развития феноменальный возрастной период;  это особенный культурный мир со своими границами, образом мышления, чувствами, действи...