Функциональные зоны Зимнего сада.
материал

 Пригодская  Оксана Витальевна

 Зимний сад в ДОУ – территория детских экспериментов как альтернатива познания окружающего мира в условиях местности приравненных к районам Крайнего Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._zony_zimnego_sada.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Функциональные зоны зимнего сада, в формировании основ экологической культуры дошкольников.

Одним из важных условий реализации системы экологического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей среды.

В детском саду № 41 уже почти 40 лет функционирует такой объект эколого-развивающей среды, ставший уже традиционным, как Зимний сад. Это отдельное типовое помещение, соединенное с детским садом переходом. Площадью 160 кв. метров. Помещение хорошо освещено, это даёт возможность выращивать самые различные растения. На протяжении 40 лет Зимний сад претерпевал изменения, на сегодняшний день это развивающий комплекс, главной целью которого является создание условий для формирования у ребенка основ экологической культуры, исследовательского поведения. В рамках данной проблемы разработана программа «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детской экологической лаборатории», которая успешно реализуется в течение 2 лет.

Начиная с раннего возраста ребенку предоставляется возможность развиваться в деятельности, в процессе самостоятельных игр, опытов с природным и другим неоформленным игровым материалом - это помогает активизации познавательно-речевой, трудовой и оздоровительной сфер деятельности ребенка. Одним из основных документов, определяющих работу зимнего сада, является Положение о зимнем саде (приложение).

В зимнем саду предусмотрен консультант ….

Вся площадь зимнего сада разделена на функциональные  зоны:

  1. Основную, центральную часть зимнего сада занимает «Оранжерея» экзотические – комнатный лимон, финиковая пальма, лавр благородный и т.д.?), тропические –пальм финиковая, цикас, хамедория и т.д., пустынные растения, такое разнообразие цветов формирует у детей систему знаний о многообразии мира растений и ухода за ними.  Дети не только любуются, знакомятся, но и с удовольствием ухаживают за растениями, что прививает детям трудовые навыки. (4 слайда)
  2.  «ЗООуголок» - это место общения ребенка с природой и средство формирования у детей представлений о природе. Здесь у нас обитают кролики, улитки, попугаи, черепахи, рыбки и курица. (на каждого имеется ветеринарное заключение)

Дошкольники имеют возможность длительно рассматривать обитателей живого уголка, наблюдать за ними. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. Дети наблюдают, что происходит с животными в разное время года. (Можно увидеть процесс линьки (кролики), спячки…(черепаха).

Для расширения детского кругозора, организовали фото выставку «Эти удивительные животные», где дети в ходе просмотра рассказывают о своих питомцах.   (2 слайда)                                                                                                        

  1. Еще одним элементом природной среды является экологическая лаборатория.  Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

Здесь мы не только экспериментируем, наблюдения за живыми и неживыми объектами природы, но и совместно выращиваем растения. У ребят меняется взгляд и отношение к объектам природы, если они не только сами посадили, но и дали имя, ухаживали за своим растением. Именно при работе с природными объектами реализуется принцип эмоционально-чувственного восприятия детьми окружающего мира.

Организация такой лаборатории дает возможность каждому ребенку проявлять инициативу и самостоятельность занимаясь экспериментальной деятельностью. (6 слайда)

  1. Для детей, начиная с раннего возраста создан центр песка и воды. Позволяющий с интересом и увлечением проводить различные опыты с водой, песком и воздухом. Все это способствует не только формированию у детей познавательной функции, но и развитию мелкой моторики и связной речи. (1 слайд)
  2. Центр «Магнитная рыбалка» в этом центре дети определяют свойства предметов могут проверить, как ведут себя предметы в воде (тонут-не тонут, магнитит- не магнитит). Для старшего возраста на стене висят планшеты, где ребята отмечают предполагаемый результат, затем проверяют себя в деятельности. (1)
  3. Для расширения детского кругозора и воспитания у детей музейной культуры, был создан мини-музей.

Где находятся различные экспонаты экологического содержания, которые несут образовательную, развивающую, воспитательную функции. Рассматривая тот или иной объект природы, дети получают осмысленную о нём информацию. Появляется возможность прикоснуться к объектам природы, подробнее рассмотреть их, получить эмоциональное впечатление от изучения нового. Каждый элемент - это материал для исследования, познания.

- В нашем музее находятся коллекции ракушек, шишек, камней, семян, коры и другие различные объекты природы. (2)

  1. Зона релаксации. Детям не всегда комфортно находиться в большом коллективе, иногда хочется уединиться и отдохнуть. Для этого создан уголок релаксации. (Для гиперактивных, с ОВЗ), библиотека с энциклопедиями, иллюстрированные книги про животных, лэпбуки.

(1 слайд)

10. Наша игротека. В игротеке находятся экологические игры, пазлы, лото. Создана картотека экологических игр. В игре дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.

Современные дети гораздо реже бывают на природе. Это негативно влияет на их развитие и здоровье. Поэтому одна из задач детского сада – создание среды, в которой ребенок мог бы потрогать, понюхать объекты природы, послушать её звуки, т. е. исследовать их с помощью всех органов чувств.

Вывод: Таким образом, создавая функциональные зоны на базе зимнего сада, хочется сделать вывод, что развивает та среда, в которой ребенок активно действует. Мы не даём прямых ответов на их вопросы, а создаём проблемные ситуации, что помогает детям организовать опыты в лаборатории или в экологическом уголке, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.

Постоянные наблюдения и уход за растениями воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с растением Зимнего сада – Фиалкой узамбарской. Создание сказки «Как фиалка помирила Федю и Дашу»

конспект занятия для старших дошкольников по обучению грамоте. Звук, буква Ф...

НОД по ознакомлению с природой зимнего сада в средней группе детей с ДЦП, ЗПР по теме: «Рыбки плавают, ныряют…»

В нашем учреждении много лет назад был создан зимний сад, где много разнообразных комнатных растений, аквариумов с рыбками и журчащим ручейком. .В этом году  зимний сад пополнился новыми живыми о...

Конспект НОД по ознакомлению детей с природой зимнего сада и лепке из соленого теста в средней группе с ДЦП, ЗПР, "Улиточка"

В нашем учреждении  муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными  возможностями здоровья&raqu...

Стихотворение "Весна в зимнем саду"

Материал по окружающему миру о изменениях в жизни комнатных цветов весной....

Тематическое развлечение «Кто, кто в зимнем саду живет? »для детей второй младшей группы.

Экскурсия в зимний сад детского учреждения, сопровождающаяся беседой, песнями и играми сдетьми 3-4 лет....

Презентация «Предметно – развивающие зоны детского сада , взаимодействие с инновационными технологиями»

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО это прежде всего: - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – СОВОКУПНОСТЬ УСЛОВИЙ, целенаправленно создаваемых в целях обеспече...