Мастер-класс для педагогов «Использование пособий В.В.Воскобовича в развитии речи дошкольников» Квадрат Воскобовича»
консультация (подготовительная группа)

Гульнара Разифовна Павлова

Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми. - знакомство с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и ее применением в разных формах работы в детском саду.

Задачи: - систематизировать и углублять знания педагогов по технологии развивающего обучения В.В. Воскобовича. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «ЛУЧИК»

Мастер-класс для педагогов

«Использование пособий В.В.Воскобовича в развитии речи дошкольников»

Квадрат Воскобовича»

Подготовила воспитатель Г.Р. Павлова.

Вихоревка 2019г.

Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми. - знакомство с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и ее применением в разных формах работы в детском саду.

Задачи: - систематизировать и углублять знания педагогов по технологии развивающего обучения В.В. Воскобовича.

ХОД мастер-класса: Вступление: - Уважаемые педагоги! Сегодня я рада приветствовать вас на мастер-классе «Сказочные лабиринты игры» по играм В.В.Воскобовича. разрешите несколько вступительных слов. Существует много видов классификации игр. Но во все классификации входят дидактические игры. Как вы уже знаете, дидактические игры включают в себя игры направленные на развитие познавательных процессов ребёнка, т.е. развивающие игры. Развивающие игры – это интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений.

Задачи развивающих игр: 

1. Развивать интерес к решению познавательных и творческих задач, самостоятельность и инициативность.

2. Развивать образное и логическое мышление.

 3. Развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению действий по алгоритму;

4. Развивать произвольное внимание.

 5. Формировать способы познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей).

Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребёнку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре. И вот среди многообразия творческих подходов игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая, очень добрая группа игр – развивающие игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр – интерес – познание – творчество – становятся максимально действенными, т.к. игра обращается непосредственно к ребёнку. Особенности развивающих игр Воскобовича: Игры разработаны, исходя из интересов детей. Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

 - Широкий возрастной диапазон. В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.

 - Многофункциональность и универсальность. Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т. д.).

 - Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовыйразвивающий дидактический материал.

 - Методическое сопровождение. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям. Эти игры выступают как средство всестороннего воспитания личности ребёнка. С помощью игр Воскобовича воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Важно отметить, что все игры имеют именно сказочный сюжет, а именно в нашей группе представлены два наиболее распространенных пособия – это «Фиолетовый лес» и «Коврограф ларчик», с которыми и на основе которых мы сегодня будем играть, да, именно играть, тем самым погружаясь в сам процесс обучения. О

«Квадрат Воскобовича»

 -Данную игру еще называют «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер» и т.д. «Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, синий и зеленый. Для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших детей разработан четырехцветный квадрат.

 «Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т.д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается около сотни и более. Следует отметить, что развивающая игра Воскобовича сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра» и обучающими пособиями. Решать поставленные задачи ребенку помогут мама Трапеция, дедушка Четырехугольник, малыш Квадрат, папа Прямоугольник и прочие сказочные герои. «Квадрат Воскобовича» является эффективной игрой, которая формирует у ребенка абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве, развивает креативный потенциал, усидчивость, память, внимание и другие психологические процессы. Важно, что данное пособие компактное и практичное. «Квадрат Воскобовича» можно всегда носить с собой и при возникшей возможности поиграть с детьми.

Практическая часть.

Изготовление квадрата Воскобовича. Чтобы самим смастерить такой квадрат, вырезаем заготовку из плотной пленки в виде равностороннего квадрата, стороны которого равны 14 см.;

1.Заготовка сгибается пополам, по вертикали и диагонали, потом по диагоналям и по краям угла. Сгибы можно обозначить с помощью карандаша или фломастера. Основа готова.

2.Дополнительными деталями квадрата Воскобовича служат треугольники двух цветов: красного и зелѐного. На листе зелѐной самоклеящейся пленки рисуем и вырезаем прямоугольник, длина которого 17 см, ширина 8,5 см. 3.Прямоугольник делится на 2 квадрата со сторонами 8,5 см. Квадраты делятся вертикально и горизонтально пополам, а затем по диагонали. Образуются 16 треугольников, 2 стороны которого равны 4,3 см, а основание 6 см; вырезаем треугольники и начинаем прикладывать.

4.Треугольники из самоклеящейся пленки прикладываются к основной заготовке так, чтобы были видны зазоры для сгибания.

5. Приложили треугольники на основу.

6.А теперь на каждом треугольнике отделяется защитный слой бумаги, треугольник наклеивается на основу. Аналогичным образом наклеиваются треугольники красного цвета, (наклеиваются треугольники красного цвета). Квадрат Воскобовича готов. Можно применять его в работе с детьми. Уважаемые коллеги. Я думаю, что игровой тренажѐр двухцветный квадрат Воскобовича будут востребованы в вашей практической деятельности. Желаю Вам успехов и творчества.

Тема: «Кубики «сложи узор» : Квадрат Воскобовича»

Цель: Развитие наблюдательности, пространственного воображения, памяти, внимания и творчества. Формирование умения ориентироваться на плоскости, читать, считать, логически мыслить с помощью развивающей игры квадрат Воскобовича

Задачи:

  1. Познакомить с основами геометрии, приемами практического видоизменения путем сложения .
  2. Формировать умение анализировать схемы и использования условных обозначений в развивающей игры квадрат Воскбовича
  3. Развивать навыки выделять в окружающих предметах геометрические формы, познавательный интерес и исследовательскую деятельность.

Оборудование: Квадрат Воскобовича, схемы, мультимедийное оборудование, презентация.

Ход занятия:

1.Организационный момент

- Здравствуйте. Я очень рада видеть вас на нашем занятии. Сегодня мы будем играть в игру, где с квадратам происходят удивительные превращения.

2.Повторение ранее изученного материала.

- Что же такое прямоугольник?

- Сколько у прямоугольника углов? (4)

- Значит это четырёхугольник.

- Какие углы у прямоугольника? (Углы все прямые)

- Если мы измерим стороны прямоугольника то узнаем, что ? (Противоположные стороны равны)

- А если мы измерим стороны квадрата то узнаем, что ?(все стороны равны)

- Кто знает, как называется большая сторона прямоугольника? (Длина)

- А меньшая? (Ширина)

3.Основная часть.

Сегодня мы познакомимся с такой игрой, как «Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат».

Сказка об удивительных приключениях — превращениях квадрата

В самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме жила совсем обычная семья: мама Трапеция, папа Прямоугольник и их сынишка — Квадрат. Братишек и сестричек у Квадрата не было, но зато был дедушка Четырехугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко, потому что добираться к нему надо было по суше, по воде и даже по воздуху. Так говорил папа.Дедушка Четырехугольник часто писал письма. Однажды за завтраком папа сказал, что вчера он снова получил от дедушки письмо. Дедушка передает всем привет, желает доброго здоровья и спрашивает, кем его любимый внук Квадрат мечтает стать.

Превращение первое: ДОМИК

После завтрака мама с папой ушли на работу, а Квадрат остался дома один. «Интересно, а кем я могу стать?» — вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошел к зеркалу. На него смотрел обыкновенный Квадрат, у которого все стороны были равны и все углы тоже были равны. «Всюду одинаковый и ничем не примечательный, — подумал про себя Квадрат. — То ли дело домик во дворе. Такой стройный! Такой нарядный! Вот если б я мог стать домиком». Квадрат подумал об этом робко и вдруг почувствовал, что уголки его пришли в движение и он как-то необычно сложился. Квадрат снова посмотрел на себя в зеркало и увидел ДОМИК. Конечно, он этому немного удивился, но невеселые мысли отвлекли его, и он снова превратился в Квадрат.

Превращение второе: КОНФЕТА

«Папа, конечно же, будет отвечать на дедушкино письмо и наверняка попросит меня что-нибудь приписать в конце,— подумал Квадрат. — Так уже однажды было: на новогодней открытке большими печатными буквами я сам написал поздравление дедушке».
И тут Квадрат вспомнил новогодний праздник, пушистую, нарядную елку и почему-то большую конфету. Она висела на ниточке среди красивых стеклянных игрушек и была ничуть не хуже их. «Вот бы мне стать конфетой», — подумал Квадрат и снова почувствовал, что уголки его ожили. Из зеркала на Квадрат смотрела КОНФЕТА.

На этот раз Квадрат не только удивился, но и задумался.

Превращение третье: ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ

«Что же это получается? — размышлял Квадрат. — Захотелось мне стать домиком, и я стал домиком. Захотелось стать конфетой, и я превратился в конфету. А если я захочу стать, — Квадрат стал напряженно думать, в кого бы ему превратиться,— ну, например, летучей мышью».

— Да, — сказал он себе более решительно, — хочу превратиться в летучую мышь.

Мгновение спустя Квадрат увидел в зеркале ЛЕТУЧУЮ МЫШЬ.

Это было настоящее открытие. Оказывается, стоит Квадрату очень захотеть, и он может превратиться во что угодно и в кого угодно. Теперь ему было о чем написать дедушке в письме.

Превращение четвертое: КОНВЕРТ

Квадрат радостный ходил по комнате. «Дедушка, как и папа, каждый день заглядывает в почтовый ящик. И очень скоро наступит день, когда он получит письмо и узнает о моем замечательном открытии».

Квадрат представил раскрытый конверт в дедушкиных руках и сразу почувствовал в себе уже знакомые изменения. Теперь ему не нужно было подходить к зеркалу: он был уверен, что превратился в КОНВЕРТ.

«А почему бы мне самому не написать дедушке письмо? Прямо сейчас?» Он взял чистый лист бумаги и написал:

«ДАРАГОЙ ДЕДУШКА ЧИТЫРЕУГОЛЬНИК. СЕВОНЯ Я ЗДЕЛАЛ АТКРЫТИЕ. ЕСЛИ Я ОЧЕНЬ ЗАХАЧУ ТО МАГУ СТАТЬ КЕМ ЗАХАЧУ И ЧЕМ ЗАХАЧУ. ТВОЙ ВНУК КВАДРАТ».

Теперь Квадрат задумался над тем, как отправить письмо.

Превращение пятое: СЕМАФОР

Во дворе мальчишки играли в паровозики. Одним из «паровозиков» был его сосед. Квадрат схватил письмо и побежал во двор.
— Слышь, Паровозик, надо письмо дедушке отвезти.
— Не могу, — ответил Паровозик, — паровозиков много, а семафором никто не хочет быть. Вот и сталкиваемся все время.
— Давай, я буду Семафором, — сказал Квадрат.
— Ну, тогда другое дело.
Паровозик схватил письмо и помчался в конец двора. СЕМАФОР еле поспевал за ним. Вдруг Паровозик резко затормозил.
— Все, — сказал он, — дальше не могу, дальше — ремень.
— Какой ремень? — не понял Квадрат.
— Мама так говорит, — пояснил Паровозик, — со двора убежишь — ремня получишь. — Он вернул Квадрату письмо, выпустил пар и — «чух-чух-чух» — побежал обратно.

Превращение шестое: МЫШКА

Вообще-то Квадрату мама тоже не разрешала никуда со двора уходить. За двором начинался колючий кустарник, а еще дальше рос густой лес.
Но сегодня был не совсем обычный день, точнее, совсем необычный, и Квадрату хотелось поскорее доставить дедушке письмо. «Превращусь-ка я в мышку», — решил Квадрат, и вскоре МЫШКА схватила зубами письмо и побежала.
Она действительно ловко пробиралась сквозь кустарник, и все было бы наверняка замечательно, если б у мышки вдруг не зачесались зубки. Она даже остановилась, чтобы немножечко почесать их о письмо, но Квадрат вовремя спохватился.
— Ну, нет,— сказал он, — я писал, старался, а она — грызть.

Превращение седьмое: ЕЖИК

Квадрат вновь стал самим собой. Он сидел среди колючего кустарника и, честно говоря, не знал, как оттуда выбраться. Особенно опасной Квадрату казалась веточка, что раскачивалась прямо над ним. Так и хотелось от ее колючек защититься своими колючками. Но где их взять? «А вот где», — догадался Квадрат и превратился... в ЕЖИКА. Теперь можно было без опаски наколоть на спину письмо (ежик справился с этим быстро) и бежать дальше. Среди кустарника пролегала тропинка, и Квадрат надеялся, что Ежик побежит по ней. Но Ежик повел себя странно. Он бегал от одних зарослей к другим, совершенно не замечая тропинки, и в конце концов, найдя самые темные и колючие кусты, свернулся клубком и уснул. Причем уснул так быстро, что Квадрат ничего не успел сделать.

Превращение восьмое: ЗВЕЗДОЧКА

Может быть, оттого, что звезды такие же колючие, как ежики, а может быть, всем ежикам снятся такие сны, короче, Квадрату приснился необычный сон. Ему приснился... звездный дождь. Было совершенно непонятно, откуда и куда летели эти звезды, но все они пролетали сквозь него. Это было так здорово, что Квадрату тоже захотелось стать звездочкой. И если б его дедушка жил не в другом городе, а на другой планете, он был бы звездным почтальоном и сам доставлял бы дедушке письма со своими открытиями.

Проснулся Квадрат, когда что-то кольнуло его в бок. Но он этому не удивился. Он догадался, что во сне превратился в ЗВЕЗДОЧКУ.

4.Практическая часть.

Использование схем (Приложение1;Приложение 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование пособий В.В.Воскобовича в развитии речи дошкольников» Коврограф ЛАРЧИК

В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество.  Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка.Главная отли...

Мастер – класс «Использование пособий В. В. Воскобовича в развитие речи дошкольников»

Мастер – класс«Использование пособий В. В. Воскобовича в развитие речи дошкольников»     Развивающие игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича – это инновационные (с...

Мастер - класс для педагогов "Использование многофункционального пособия "Затейники", как средство развития психомоторных функций дошкольника"

Пособие способствует повышению профессиональной компетенции педагогов и является эффективным средством в решении различных образовательных задач. Если вы окунетесь в мир игр, применяя это пособие...

Мастер – класс для педагогов «Использование игр В. В. Воскобовича в познавательной деятельности дошкольников»

Знакомство с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и ее применением в познавательном развитии дошкольников в детском саду...

Мастер-класс для педагогов «Использование игр В.В. Воскобовича в работе с детьми раннего дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Использование игр В.В. Воскобовича в работе с детьми раннего дошкольного возраста»...

Мастер - класс для педагогов «Использование развивающих игр В.Воскобовича в образовательной деятельности дошкольников»

Повышение профессиональной компетенции педагогов в игровой технологии В. Воскобовича....

Мастер-класс для педагогов "Использование пособия "Прозрачный мольберт" в коррекционно-развивающей работе педагога с обучающимися с ОВЗ

Мастер-класс для педагогов "Использование пособия "Прозрачный мольберт" в коррекционно-развивающей работе педагога с обучающимися с ОВЗ...