Методическая разработка на тему "Методика развития изобразительно- творческой деятельности детей раннего возраста"
методическая разработка

Процесс освоения деятельности и есть процесс психического и личностного развития малыша. Детскую изобразительную деятельность, ее смысл, своеобразие, особенности развития малыша в ее условиях, возможности руководства этим развитием следует рассматривать как подсистему более широкой системы "ребенок и общество". Только в этом случае педагог может избежать многих методических ошибок в воспитании ребенка в данном виде деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_raz.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методика развития изобразительно- творческой деятельности

детей раннего возраста

        Условия для осуществления успешной изобразительно- творческой деятельности.

        Процесс освоения деятельности и есть процесс психического и личностного развития малыша. Детскую изобразительную деятельность, ее смысл, своеобразие, особенности развития малыша в ее условиях, возможности руководства этим развитием следует рассматривать как подсистему более широкой системы "ребенок и общество". Только в этом случае педагог может избежать многих методических ошибок в воспитании ребенка в данном виде деятельности. По мнению психолога В. В. Давыдова "...личностный уровень индивида обнаруживается прежде всего в творческом его отношении к различным формам общественной жизни и уже через это - в творческом созидании и самого себя". Взрослым нужно радоваться и удивляться вместе с ребенком, сделанным им "открытиям". Обыгрывая его рисунок, поощрять к повторению изображений, созданию новых. Смена названий одних и тех же каракулей полезна. Ребенок утверждается в том, что на бумаге можно изобразить все, что ему угодно, он испытывает радость от понимания, что на его листочке может возникнуть целый мир, который его окружает, и этот мир появляется благодаря ему. Он воспроизводит его сам, чем богаче и разнообразнее мир, отраженный в детском рисунке, тем лучше. Это развивает воображение, закрепляет у ребенка интерес к деятельности.

В этот период перед взрослыми стоят следующие задачи:

        1. Продолжать знакомить малыша с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями.

        2. Необходимо воспитывать у малыша интерес к предметам изобразительного искусства. (первые из них — иллюстрации в книжках, скульптура малых форм — статуэтки, художественно выполненная игрушка).

        Психолог В. С. Мухина пишет: "Подлинную картину развития детского рисования можно раскрыть, лишь рассматривая его в конкретных исторических условиях жизни детей, в условиях известной системы воспитания и обучения". Далее, она отмечает, что у ребенка изначально нет постоянного художественного метода. Довольно скоро ребенок овладевает сложившимися в данной культуре способами изображения и в его рисунке могут быть элементы стилевых особенностей разных направлений. "Познание условностей, господствующих в культуре, может привести как к реалистичному способу изображения, так и к любому другому. Все определяют ориентации окружающей ребенка культуры". Взрослые люди, через общение и совместную деятельность с которыми ребенок осваивает социальный опыт (знания, умения, способности), безусловно, определяют содержание, которое присваивает ребенок, в условиях специального обучения это тем более обусловлено взрослыми.

        Психическое, личностное развитие зависит от характера обучения (как учат) и специфики содержания способностей, которые формируются в изобразительной деятельности (чему учат).

        Говоря о содержании обучения (чему учить), следует помнить, что полноценное психическое, личностное развитие ребенка идет в процессе присвоения изобразительной деятельности в целом, а не отдельных ее фрагментов. А степень освоения определяется возможностью ее применения на самодеятельном творческом уровне. Только при этом условии, возможно говорить о творческом развитии личности и вообще развитии личности как субъекте деятельности, самостоятельно ставящим задачи и решающим их. В связи с этим уместно напомнить высказывание Н. П. Сакулиной о том, что при любом минимуме изобразительных знаний, навыков, в любом возрасте, дети должны уметь их использовать самостоятельно.

Выбор материалов для осуществления изобразительного творчества.

Для рисования ребенку нужно много бумаги, так как он быстро заполняет пространство листа. Можно предложить ему для этого недорогие обои, расстелив на столе большой лист или прикрепив его на свободной стене, а можно и на полу.

Для рисования можно предложить ребенку сначала цветные фломастеры с толстым стержнем, они достаточно прочные и дают яркую линию, рисовать ими легче, так как фломастеры в отличие от карандаша не требуют нажима. Следует сначала дать один фломастер, а затем два-три, чтобы привлечь внимание детей к цвету; потом можно предложить и цветные карандаши.

Можно использовать цветные восковые мелки, они не крошатся, не мажут руки и оставляют на бумаге яркий след. В этом возрасте целесообразно предложить детям краски (гуашь). Яркие, сочные по цвету, они легко наносятся на бумагу. Это очень нравится малышам. У детей довольно рано возникает эстетическое отношение к цвету, что проявляется в тяге ко всему яркому и красочному. В изобразительной деятельности это выражено в увлечении ребенка разноцветными карандашами, фломастерами, красками. Ребенок "пробует" цвет, особенно в первые дни знакомства с материалом. Некоторые цвета так привлекают его, что он пробует их в прямом смысле — язычком. Некоторые цвета становятся любимыми. У таких маленьких детей цвет длительное время самоценен, то есть не используется для обозначения признака изображаемого предмета, а радует ребенка сам по себе, поэтому цыплята могут быть голубыми, а кошка — зеленой - не надо доказывать малышу обратное, на этом этапе для него важен сам цвет.

Задачи руководства детской изобразительно- творческой деятельностью:

  1. Формирование мотивов изобразительной деятельности детей. 

Важно воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми. Нужно поддерживать маленького художника в его смелости и уверенности, понимая и принимая его замыслы, радуясь результатам и обыгрывая эти первые художественные образы.

Важно помогать малышу осваивать доступные для него способы изображения в рисовании и лепке; знакомить со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными приемами их использования.

        В раннем возрасте, когда ребенок ориентирован в большей степени на предметный мир, доминирующими будут мотивы, связанные с интересом к материалу, действиям с ним, к "открытию" образа (содержания) в каракулях, сначала на ассоциативном уровне, а потом на уровне осознанного стремления обозначить каракулями тот мир, который малыша окружает и интересен ему. Педагогу важно выделить это как специальную задачу целенаправленного обучения малышей: вызывать, поддерживать у детей интерес к материалу, способам действия с ним, стимулировать исследовательские действия; поддерживать радость малыша от достижений (от следа, оставленного фломастером, карандашом); поддерживать стремление ребенка видеть в каракулях образ, стимулировать образное видение, жажду "открытий". Поддерживать инициативу ребенка в стремлении отразить (обозначить) штрихами, линиями предметный мир; закреплять понимание детьми образного характера деятельности (на листочке бумаги может быть изображено все, что окружает малыша).

        Знание детских интересов позволит конкретизировать мотив, стимулировать, предлагать детям более действенные мотивы изобразительной деятельности. Следует быть готовым к тому, что изобразительная деятельность под влиянием этого мотива будет носить процессуальный характер; главное для ребенка, как и в игре, выразить себя, свое отношение.

        Таким образом, задача формирования мотивов детской изобразительной деятельности усложняется: от формирования мотивов неспецифических к появлению и развитию специфических: стремление выразить свое отношение к миру и найти взаимопонимание у окружающих, стремление пережить чувство радости от удачного самовыражения и общения с людьми по поводу своего рисунка (лепки). Формирование таких мотивов согласуется с предложением известного психолога В. А. Петровского развивать в дошкольном возрасте такие особенности личности, как "устремления" (самоценные проявления активности): "...устремление познавать, совершенствоваться в действии, извлекать разнообразные переживания, ...вступая в контакт с миром".

        2. Принятия, удержания, выполнения темы-цели, поставленной педагогом, вести детей к самостоятельной постановке, удержанию и выполнению тем, причем со временем все более разнообразных (адекватных опыту) и оригинальных.

         Субъективное отношение ребенка к окружающему миру предполагает умение самому ставить цель (задачу) той или иной деятельности. Применительно к изобразительной деятельности постановка цели предполагает определение темы изображения. Чем старше ребенок и богаче его опыт, тем все более разнообразные и даже оригинальные (не повторенные другими детьми) темы-цели он может ставить. Необходимо побуждать его к этому.        

        3.Формирование восприятия. 

        Нужно показывать ему образы (в рисунке и скульптуре), яркие по цвету, динамичные, изображенные достаточно крупно. Если это рисунок, то он не должен теряться среди других изображений (композиция простая, изображение предметное или малосюжетное).

Обучение умению рассматривать предметы, явления так, как это необходимо для выполнения последующего изображения: всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами формы, цвета, величин и на этой основе определять соответствующие признаки предмета или явления. Чтобы ребенок мог выполнять это действие самостоятельно, в изменившихся условиях, при восприятии любого предмета необходимо ставить задачу формирования обобщенного (пригодного в разных случаях) способа восприятия (обследования). Овладение этим действием и самодеятельное применение его существенно помогает ребенку найти подходящий способ изображения самостоятельно.

        Важно развивать у детей умение замечать выразительность форм, цвета, пропорций и т.п. и выражать при этом соответствующие чувства (Е.А.Флерина, В.Б.Косминская, Н.П.Сакулина).

        Дети должны овладеть также действием замысливания образа, то есть умением придумывать содержание образа, способы его воплощения и наглядно представлять будущий рисунок (Л.А.Раева, Т.С.Комарова, Н.Б.Халезова, Е.И.Езикеева и др.).

        Разнообразие замыслов в рисунке зависит от опыта ребенка. Чем больше он видит и знает, тем больше замыслов возникает у него.

         В развитии и формировании действия замысливания у дошкольника очень важно:

        - учить детей предварительному (до исполнения) продумыванию содержания образа, способов, последовательности его воплощения;

        -  формировать относительную устойчивость замысла (не должно быть абсолютной смены замысла);

        -  стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения;

        -  побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов;

        - активизировать умение детей "входить" в образ, изображаемые обстоятельства;

        -  учить детей обогащать предварительный замысел на основе наблюдений, чтения литературы, общения с произведениями изобразительного искусства и т.п.

        4.Формирование у детей собственно изобразительных действий (Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова и др.).

        Один из первых признаков по которому можно узнать предмет в изображении: это форма. Процесс освоения этого умения является достаточно длительным. Сначала увеличивается количество форм, которые дети знают и передают в рисунке (лепке, аппликации), затем педагог повышает требования к точности передачи формы, научив изображать обобщенную форму, близкую к геометрическим фигурам (кругу, квадрату, прямоугольнику) и геометрическим телам (шару, кубу, цилиндру, конусу). Детей учат передавать характерную форму (например, форма тела рыбки близка к овальной, но и отличается от нее). В дальнейшем дошкольники изображают уже индивидуальную форму (конкретной рыбки). Последующее освоение способа передачи формы связано с изображением вариативных форм (форма одна, но пропорции разные).

        Одним из изобразительных действий является расположение частей в пространстве. Предмет, как правило, состоит из нескольких частей. Сложность в передаче строения определяется строения предмета количеством частей и характером их расположения. В лепке, аппликации строение передать проще. В рисовании сделать это сложнее, так как исправить рисунок без ущерба для выразительности сложно.

        Сначала детям доступно изображение предмета, в котором части расположены в простом чередовании, симметрично (елочка, ветки любого дерева). Более сложное строение — несимметричное расположение (части расположены слева, справа, сверху, снизу) осваивается ими позднее.

        Передача пропорциональных отношений в предмете. В лепке, аппликации из готовых форм дети начинают осваивать это умение со второй младшей группы. Сначала им предлагают две части: большую и маленькую. Затем увеличивают количество частей, одинаковых по форме, но разных по величине или разных по форме и величине. Эта задача — одна из сложных, и дети, даже в подготовительной группе, не овладевают ею в полной мере. Передача пропорций требует тонкого, точного, расчлененного и одновременно целостного видения изображения, хорошо согласованной работы зрения и руки.

        Передача цвета. Дети овладевают цветом как средством выразительности, передавая сначала относительно постоянный цвет предметов (зеленая елка), затем цвет предметов, не имеющих постоянной характерной окраски (транспорт, здания), цвет предметов, меняющих окраску, имеющих разнообразную колористическую характеристику.

        Дошкольники не только овладевают этими умениями, но научаются использовать их в сочетании, давая многогранную характеристику образу, предпочитая отдельные из этих средств выразительности в качестве основных.        Расположение изображения предметов на плоскости листа.

        Обобщение способов изображения дает ребенку свободу и самостоятельность в деятельности.

5. Обучение технике рисования.

        Одновременно ребенка надо приучать к правильным приемам работы с карандашом, с кистью и красками (гуашь). Техника рисования карандашом такова (Т. С. Комарова): надо научиться брать карандаш тремя пальцами, держать его большим и средним, придерживая сверху указательным, и правильно действовать с ним; научиться держать кисть в пальцах, а не в кулачке, выше железного наконечника; набирать краску только ворсом кисти, снимая о край баночки лишнюю; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке, после занятий ставить ее на подставку.

        Важно, чтобы у малыша с самого начала формировались правильные технические навыки. Поэтому необходимы внимание к действиям ребенка, терпеливый и настойчивый показ, повторение способов действия, упражнения детей и контроль со стороны взрослых. Поощрение очень важно и в этот период развития малыша.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План методической разработки программы по развитию художественно-творческой деятельности дошкольников «Мастерская Незнайки» на 2013-2014 учебный год

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...

Развитие художественно – творческих способностей детей раннего возраста через нетрадиционные способы изобразительной деятельности

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,...

Методическая разработка. Комплекс педагогических мероприятий, направленных на реабилитацию детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью по 4 этапам развития (0-4 года).

Данная методическая разработка предлагает, поэтапное содержание работы с детьми раннего возраста, с интеллектуальной недостаточностью, имеющих сложную структуру дефекта. Разработка расчитана на четыре...

Методическая разработка. Игра как средство формирования творческой активности детей раннего возраста.

Разговор о творчестве применительно к детям раннего возраста может показаться странным. Ведь творчество в общем планерассматривается как деятелность результатом которой является создание новых материа...

Методическая разработка (младшая группа ).Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев.Разнообразные действия руками,пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка,так как развитие рук находятся в...

Методическая разработка "Послушные пальчики" развитие мелкой моторики у детей раннего возраста 2-3 лет.

Данное пособие помогает легко спланировать свою работу по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста....