Методическая разработка "Послушные пальчики" развитие мелкой моторики у детей раннего возраста 2-3 лет.
методическая разработка (младшая группа)

Каплевская Дарья Валерьевна

Данное пособие помогает легко спланировать свою работу по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_poslushnye_palchiki.docx68.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 1 «Садко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому направлению развития детей»

Методическая разработка

«Послушные пальчики» по развитию мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста 2- 3 лет

Разработала: КаплевскаяД.В. воспитатель

Минусинск

2021

1. Актуальность

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно - двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

2. Теоретическое обоснование

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной,
мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в
выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В
применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин
ловкость.
К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от
примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от
которых, например, зависит почерк человека.

Значение игр на развитие мелкой моторики. Значение мелкой моторики

1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у
детей.
2.
Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей
готовности ребенка к обучению в школе.

3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и
стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти,
внимания.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. А. Лурия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, считаю работу в данном направлении неотъемлемой частью деятельности воспитателя ДОУ.

Новизна: в данной методической разработке создана систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, которая способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

3. Содержание методической разработки.

В начале работы проводится диагностическое обследование состояния
мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики
рук.

Диагностика проводится по следующим критериям:
#1091;пражнение «Фонарики»,

#1089;жимание и разжимание кулачков,

#1087;отирание кулачков,

#1089;минание бумаги в кулаке.

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют
неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

Цель: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

#1057;оздавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

#1054;богатить развивающую предметно-пространственную среду группы пособиями для развития мелкой моторики.

Планируемые результаты:

- мелкая моторика и координация пальцев рук, соответствует данному возрасту и особенностям детей,

-увеличение словарного запаса в соответствии с возрастом.

Способы работы с детьми при организации образовательной деятельности на занятиях, в режиме дня, совместной деятельности взрослого и детей:

- Пальчиковая гимнастика

-Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

-Работа с бумагой (складывание, обрывание, выкладывание узоров).

- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.

Формы работы:

-совместная деятельность воспитателя с детьми

-индивидуальная работа с детьми

-свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы.


Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют
развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр
и с игрушками использую следующие методы:

Словесный метод.

Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании
наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для
развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого
развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними
и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое
лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения.

В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их
предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в
руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную
особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю
предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической
деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под
непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно
каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей
раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у
них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной
деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые
приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить
материал:
-различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
-использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек,
сказочных героев;

-решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя
заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному
переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Ожидаемый результат:

#1057;оздание развивающей предметно-пространственной среды.

Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для
развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим.
В группе необходима предметно-развивающая среда, игры и пособия для развития мелкой моторики. Сенсорный дидактический стол является частью центра развивающих игр.
Стол оборудован горкой для прокатывания шариков, пирамидками, разноцветными счетами, скользящей дорожкой. Работа за дидактическим столом
осуществляется с небольшой группой детей и индивидуально. Проведение игр –
занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют
координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей.
Определенную ценность представляет центр «Песка и воды». Песочная терапия,
игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют
развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют
снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности
и чувства безопасности. Малышам нравятся такие игры как: «Сыпем, лепим»,
«Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят», «День
рожденья куклы Маши». В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями,
конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой
моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно и с помощью
родителей.

Система работы по развитию мелкой моторики.

Работу организовывала через совместную и индивидуальную работу с детьми,
работу с родителями.

Работу с детьми проводила по следующим направлениям:

пальчиковые игры,

игры с предметами,

дидактические игры.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй,
сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает
возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх»,
«вниз» и т.д.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки
оказывают
игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа,
разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые
бассейны с различными наполнителями.

«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих
элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не
теряют к ним интереса.

«Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному
развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из
мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно
манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность,
терпение и настойчивость.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы» - помогут
скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на
верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует
совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре
формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма,
величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные,
диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и
совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень
маленьким отверстием и леска.

Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Например: «Ежик», «Жук», «Улитка», «Бабочка», «Домик», «Пуговица», «Колобок» и
другие.
Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное
воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также
становлению речи. Например:

Игра "Солнышко"

Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.
Игра "Елочка"

Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите
ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас
есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще
и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.
Игра "Травушка-муравушка"

Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите
ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.
Детей привлекает красочность игрушек, играя с ними, они приобретают умения
различать форму, величину, цвет, овладевают разнообразными новыми
движениями. Особенно интересно детям раскручивать и закручивать предметы,
разбирать их на части и собирать снова. Моя задача – поддержать это стремление,
организовать общение ребенка со сверстниками и взрослыми в процессе
предметной деятельности.

Дидактические игры:

Игра «Где же, где же наши ручки?»

Цель: учить детей подражать движениям взрослого.

Материал: платки, коробки.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям повторить следующие движения:

- Давайте спрячем наши ручки – вот так! (дети прячут руки за спину).
- Где же, где же наши ручки? (воспитатель пытается заглянуть за спину детей, «ищет» ручки).
- Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! (дети показывают руки).

-Снова ручки спрятались... (дети снова прячут руки).
- Где же, где же наши ручки? А вот они! (малыши показывают руки).
Игра повторяется несколько раз. Таким же образом дети прячут руки под платок, в
коробку, под стол.

Главное, чтобы дети выполняли соответствующие действия по сигналу.

Игра «Спрячь в ладошке»

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Материал: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых,
гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).
Ход игры:

Воспитатель раздает детям небольшие кусочки поролона и предлагает спрятать их в
ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Они волшебные, умеют
прятаться и становиться незаметными. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и
не нашел – зажмите покрепче в ладошке!»

Игра «Котенок»

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям
взрослого.
Материал: маленькие резиновые игрушки – пищалки: котята (по количеству детей).

Ход игры:

Воспитатель раздает детям игрушки и предлагает сжать их в кулачке. В это время

читает двустишие:

Ты, котенок, не пищи,

Лучше маму поищи.

После того, как все «котята пропищат» воспитатель показывает «маму – кошку» - большую игрушку.

Игра повторяется несколько раз.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также
различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование.

#1056;абота с родителями.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя
решить без участия родителей. В начале года провела с родителями родительское
собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, предложила осуществлять работу в трех направлениях:

специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;

обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых
ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.

Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние
пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста».
В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой
моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме.
Например:
«Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики
или несколько идей, чем занять ребенка»

Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть
новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания
покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.
В центр «Песка и воды» приобрели наборы для игр, участвовали в оформлении
предметно – развивающей среды группы, а именно в изготовлении дидактического
материала и пособий.

#1047;аключение

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую
развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив
поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада помогли добиваться
поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к
заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по
развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует
формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые
зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического
и психического здоровья ребенка.

Приложение 1

Перспективный план по развитию мелкой моторики.

Месяц

Содержание

Задачи

Сентябрь

Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка»

Упражнять детей в нанизывании колец на стержень.

Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

Самомассаж рук

Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока»

Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать

все пальчики, кроме большого.

Конструирование «Поезд»

Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала.

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Упражнять детей в одевании и раздевании кукол.

Октябрь

Д/и «Чудесный мешочек»

Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

Перекладывание из одной емкости в другую

Формировать умения действовать по указанию педагога-

брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

Д/и «Сухой бассейн»»

Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне».

Д/и «Прищепки»

Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать

и разжимать ее.

Ноябрь

«Пальчиковая гимнастика «Семья»

Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.

Подвижная игра «Зарядка»

Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.

Упражнение «Пуговицы»»

Формировать умения детей выкладывать простейший узор

из пуговиц.

Самомассаж «Ручки греем»

Развивать умения выполнять движения по внешней

стороне ладони.

Игра» Художник»

Развивать умения рисовать с помощью волшебной

палочки или пальчиком.

Декабрь

Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»

Упражнять в поочередном соединении большого

пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.

Конструирование «Башенка»

Привлекать детей к конструированию башенки.

Знакомить с деталями строительного материала.

Д/и «Рисуем на крупе»

Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика»

Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.

Подвижная игра «Лохматый пес»

Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.

Январь

Игра «Веселые упражнения с карандашом»

Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по

образцу.

Игра «Лепим снежки»

Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.

Графическое упражнение «Проведи дорожку»

Формировать умения проводить линию от одной

картинки к другой.

Февраль

Д/и «Массажный мячик»

Развивать сгибательные и разгибательные мышцы

кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих

рук.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»

Упражнять детей в поочередном касании пальчиков,

начиная с большого, запоминать названия каждого из них.

Самомассаж «Добываем огонь»

Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга.

Конструирование из палочек «Лесенка»

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по

образцу.

Д/и «Уложим куклу спать»

Упражнять в закреплении навыков раздевания.

Март

Пальчиковое рисование «Букетик для мамы»

Развивать умения детей рисовать пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..»

Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

Конструирование «Машина»

Развивать умение сооружать машину, знакомить

с деталями строительного материала.

Самомассаж «Стряпаем»

Развивать умения имитировать скатывание колобков.

Застегивание и расстегивание пуговиц

Формировать умения детей просовывать пуговицу

в большое отверстие.

Апрель

Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам»

Развивать умения правильно держать карандаш.

Конструирование «Дорожка»

Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала.

Игра «Спрячь в ладошке»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Упражнение «Обведи шаблон»

Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.

Упражнение «Фонарики»

Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.

Май

Игра «Собери бусы»

Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на

шнурок.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»

Формировать умения детей соединять поочередно

пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Игра «Дарики - комарики»

Упражнять в соединении большого и указательного

пальцев на обеих руках.

Игра «Где же, где же наши ручки?»

Развивать умения подражать движениям взрослого.

Складывание в бутылочку

Формировать умения бросать мелкие предметы в

бутылочку, у которой узкое горлышко.

Сентябрь

#1040;пельсин
Мы делили апельсин
. (Дети показывают апельсин — пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.)
Много нас, а он один. (Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки.)
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра. (Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети начинают раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу.)
А для волка... кожура.
Он сердит на нас — беда!

Разбегайтесь кто куда. (Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз.)

#1055;альчиковая игра «Овощи»

У девочки Аринушки
Овощи в корзиночке.
(Сложить ладони «корзиночкой»)

Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,

Перец и морковку
Уложила ловко.
Помидор и огурец.
(Сгибать пальчики, начиная с большого)

Вот Арина — молодец.
(Показать большой палец)

#1056;аз, два, три, четыре, пять, ( сжимают-разжимают пальцы)
Будем фрукты мы считать: ( хлопают);
Груша, персик, мандарин, ( поочередно загибают
Абрикос и апельсин. пальцы рук);
Раз, два, три, четыре, пять (сжимают-разжимают пальцы)
Фруктов было ровно пять. (раскрывают пальцы).

Октябрь

#1053;аши умные головки".

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать,

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся

2. Пальчиковая игра: "Дом мы строим для зверят".

Дом мы строим для зверят:

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Молоточки все стучат:

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

В доме крыша, окна, двери

Вот порадуются звери.

#1055;альчиковая гимнастика «Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим.
Движения прямыми ладонями
Мы морковку трем, трем,
Потереть ладони друг о друга
Мы капусту солим, солим.
Сложить пальцы в щепотку.
Мы капусту жмем, жмем.
Сжимать и разжимать кулачки.

Ноябрь.

#1059; меня пропали руки.

Где вы, рученьки мои? (руки за спиной)

Раз, два, три, четыре, пять —

Покажитесь мне опять, (показывают руки)

У меня пропали уши.

Где вы, ушеньки мои? (уши закрывают ладошками)

Раз, два, три, четыре, пять —

Покажитесь мне опять, (показывают уши)

У меня пропали глазки.

Где вы, глазоньки мои? (глаза закрывают ладошками)

Раз, два, три, четыре, пять —

Покажитесь мне опять, (убирают ладошки от глаз).

2. Пальчиковая гимнастика: «Снежинки»

Руки в кулачки сожмем

И немного подождем

На ладошки мы подуем

Все снежинки мы с них сдуем.

#1054;девайтесь, потеплей

Закрывайте дверь плотней

Одевайтесь, потеплей

Шапки шарфы и шубки

Для Танюшки, для Мишутки

Вот оделись наши крошки

И гуляют по дорожке.

Топ, топ, топ

Декабрь

#1055;альчиковая гимнастика «Снег»

На дорожках снег, снег,

На деревьях снег, снег,

Много снега намело
Все кругом белым бело!

2. Развитие мелкой моторики, самомассаж.

На дворе мороз и ветер

Во дворе гуляют дети.

Носик – носик потирают, щечки – щечки потирают

Ушки – ушки потирают

Ручки, ручки потирают, ручки ,ручки согревают .

Чтобы не мерзли ручки – крошки , мы похлопаем в ладошки .

Вот как хлопать мы умеем , вот как ручки мы согреем .

3. Пальчиковая гимнастика

На дворе большой мороз (перекрестно ударяют руками себе по плечам)

Отморозить можно нос (трут ладошкой нос)

Теплый шарфик нужен всем

Не замерзнуть чтоб совсем, (имитируют надевание шарфика на шею)

Чтоб не мерзли ножки

Попрыгаем немножко(прыжки на двух ногах на месте)

Январь.

#1046;ил-был зайчик,

Длинные ушки,

Отморозил зайка

Носик на опушке

Отморозил лапки

Отморозил хвостик

Прибежал он греется

К ребятишкам в гости

На дорогах лужи,

Ну а мы не тужим.

По водичке: шлеп- шлеп. (ладошкой)

П/г :Как у нашего кота.

#1050;ак у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Зубки белые.

Ходит кот по лавочке,

Ловит всех за лапочки.

Топ-топ по лавочке,

Цап-царап за лапочки.

#1055;альчиковая гимнастика:

« Сидели два медведя»

Сидели два медведя Раз куку, два куку

На тоненьком суку, Оба шлепнулись в муку!

Один мешал сметану Нос в муке, рот в муке

Другой месил муку. Ухо в кислом молоке!

#1055;альчиковая гимнастика «кулачки»

Есть у любого два кулачка

Стукнет один по- другому слегка

Но, а ладошки не отстают

Следом за нами весело бьют

Кулачки быстрее бью

До чего стараются

А ладошки тут как тут

Так и рассыпаются

Февраль

#1055;альчиковая игра «Наши стульчики»

Где ваши ручки? Поиграем с ручками.

Мне сиденье покажите,

Ручками его держите.

А сейчас чуть-чуть привстаньте,

Ручкой ножки вы достаньте.

Теперь на стульчик посмотрите,

Ручкой спинку покажите.

#1055;альчиковая гимнастика
Мы с посудою играем,

Мы посуду называем;

Вот ложка, вот тарелка,

Вот чашка, вот блюдце…

Осторожно, они бьются.

Пальчиковая игра: «Помирились».

Плохое настроение у нас в семье с утра.

И потому в семье у нас не ладится дела.

( Голова опущена вниз, повороты вправо, влево)

У дедушки нашего весь день болит спина.

(Наклоны вперед, руки за спину).

У старенькой бабушки, кружится голова.

(Круговые движения головой)

Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу в друг попал.

(Стучим кулаками друг о друга).

У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал.

(Смотрим на раскрытые ладони).

Давайте будем их мирить,

Семью свою нужно любить.

Друг другу улыбаемся и за руки возьмемся.

(Взяться за руки и улыбнуться друг другу).

Дружно все обнимемся и тогда помиримся.

(Семью помирили)

#1055;/ игра «Наша дружная семья»

Дети приглашают Машеньку поиграть .

Наша дружная семья (Дети маршируют на месте)

Папа, мамочка и я (Разводят руки в стороны)

Папа сильный и большой, (Тянутся вверх)

Ходит он гулять со мной. (Идут по кругу)

Мама ласковая очень, (Гладят себя по щечкам).

Любит мама меня точно.

#1055;альчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в нашей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!

Всех могу пересчитать!

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я

Вот и вся моя семья!

Март.

#1071; перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю. Поглаживают по очереди одной рукой

другую, как будто надевают перчатки.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики

#1055;альчиковая игра «Сидит белка не тележке».

Сидит белка не тележке

Продает она орешки:

Лисичке- сестричке

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому

Заиньке усатому.

3.Покажи, покажи, свои глазки покажи.

Здравствуйте, здравствуйте, глазки!

Покажи, покажи, свой носик покажи.

Здравствуй, здравствуй, носик!

Покажи, покажи , свой животик покажи.

Здравствуй, здравствуй, животик!

Покажи, покажи, свои пальчики покажи.

Здравствуйте, здравствуйте пальчики!

Апрель. Светит солнышко в окошко.

1. Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату!

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку!

2. Кулачки быстрее бьют

До чего стараются

А ладошки тут как тут

Так и рассыпаются.

;Пальчик-мальчик, где ты был?» —

«С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел»

Май:

1«Мы платочки постираем»

Мы платочки постираем . Крепко , крепко их потрём .
Вот так , вот так . Крепко , крепко их потрём .
А потом , а потом мы платочки отожмём .
Вот так , вот так . Мы платочки отожмём !

2. «Маша варежку надела»

Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)
"Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал"
.
(все пальцы разжать, кроме большого)
Маша варежку сняла:
"Поглядите-ка, нашла!

(разогнуть оставшийся согнутым палец)
Ищешь, ищешь - и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?"

(сжать пальцы в кулачок)

3. «Бабушка очки надела»

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
- Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Приложение 2

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ.

Игры с прищепками развивают мелкую моторику, пространственное
воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также
становлению речи.

Итак, возьмите коробку с прищепками, добавьте к этому немного фантазии - и
можно начинать игру. Обратите внимание, на то, что прищепки нужно брать
такие, чтобы у ребенка хватало сил пальчиками их сжимать.

Игра No1 "Найди прищепку"

Прищепите прищепки на одежду ребенка, так, чтобы он смог без труда к ним
дотянуться. Увидите, какое это будет для него увлекательное занятие -
сбрасывать с себя эти разноцветные прищепки.

Игра No2 "Солнышко"

Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны
глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и
ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку
той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том,
что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С
тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно
прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать
лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой
стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.

Игра No3 "Елочка"

Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите
ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас
есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще
и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и
снова одеть.

Игра No4 "Травушка-муравушка"

Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку
прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.

Игра No5 "Цветочки"

Сделав небольшие разноцветные кружочки из картона и прицепив к ним того же
цвета прищепки, вы получите разноцветные цветочки: васильки, ромашки,
розочки и т.д.

По этому же принципу, добавив немножко фантазии, можно сделать человечка,
ежика, кактус, расческу и многое другое.
И это еще не все. Когда у вас соберется много разных фигурок из прищепок,
можно будет делать целые картины: вверху светит солнышко, внизу растет
травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит ежик... Дальше можно
сочинять сказки и вместе радоваться тому, что получилось.
Внимание! Следите за тем, чтобы малыш случайно не прищемил себе пальчик
или нос, или еще какую-нибудь часть тела.

Приложение 3

ИГРЫ «ПОКА МАМА НА КУХНЕ»

Все мы знаем, что слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает
развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь
организм в целом, готовит пока ещё неумелую и непослушную ручку к письму.
Осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений, мамы закупают
различные шнуровки, крупные мозаики и прочие умные игрушки и начинают
заниматься с крохой. Но мы часто упускаем из виду очень простую и очевидную
истину: среди обычных игр и простых бытовых действий - уйма по-настоящему
бесценных упражнений, которые, к тому же, ещё и гораздо привлекательнее для
ребёнка, нежели покупные игрушки.

«Маленький рисовальщик»

Сказать по правде, полноценно готовить на кухне в то момент, когда маленький
«моторист» будет занят там своими играми, маме вряд ли удастся. Но уделить
внимание и закипающему супу, и развивающемуся чаду, наверное, всё-таки
получится.
Ведь под рукой есть замечательный, доступный всем и хорошо известный
продукт для развития мелкой моторики рук — крупы. И, если вас не пугает
перспектива собирать на полу пшено или горох, предложите малышу простые и
эффективные упражнения, которые наверняка придутся ем по вкусу. Для начала
высыпьте любую мелкую крупу на поднос ровным слоем и покажите крохе, как
можно рисовать «на холсте» пальчиком. Пусть он изобразит палочки, точечки и
прочие - «каляки-маляки». Рисовать можно не только указательным, а всеми
поочереди пальчиками и даже всей ладошкой. Пусть перебирает крупинки
ручками и зажимает их в кулачок. В сухой крупе, насыпанной в кастрюльку
можно прятать мелкие игрушки. Главное в подобных играх — не упустить
момент, когда кроха переходит от созидательной деятельности к разрушительной
и начинает всё разбрасывать на пол. Обычно это наступает через несколько минут
после начала игры. Но даже эти несколько минут принесут несомненно пользу
крошечным пальчикам.


Поиграем в Золушку.

Ребятишкам чуть постарше можно предложить поиграть в «Золушку». Для этого
смешайте в мисочке по чуть - чуть гороха и фасоли и предложите карапузу
рассортировать по тарелкам. Захватывать фасолинки можно по-разному. Брать их
щепотью, большим и указательным пальцем, большим и средним и так далее.
Можно взять и макароны разных видов, это не только стимулирует моторику, но
и развивает мышление малыша, учит его анализировать.

Испекли мы колобок.

Если Вы лепите вареники или пельмени, то к этому занятию тоже привлекайте
кроху. Ведь именно лепка — это лучшее средство для развития мелкой моторики
рук. Даже самое обычное пельменное тесто так приятно разминать в ручках и
размазывать по-столу. А лучше приготовьте для ребёнка специальное солёное
тесто -его рецепт очень прост — 1 стакан соли «Экстра» смешиваем с одним
стаканом муки, добавляем одну ложку растительного масла и полстакана воды.
Хорошенько вымешиваете и кладёте в холодильник на пару часов. После этого
оно готово к работе.

Что же может делать с тестом малыш? Прежде всего разминать его в
ручках. Отщипывать маленькие кусочки теста и перекладывать из ручки в ручку,
разминать и давить. Можно дать карапузу и кусок теста побольше. Пусть он
запустит в миску обе ручки, потыкает его пальцами в своё удовольствие. Это
будет способствовать не только укреплению пальчиков, но и развитию
тактильной чувствительности.

Займёмся раскопками

А теперь попробуйте на глазах у малыша спрятать в тесто пару мелких игрушек,
например от киндер-сюрпризов. Увидите сколько упорства приложит Ваш
малыш, чтобы отыскать свой клад. Если подобная игра малышу понравилась,
можете спрятать предметы помельче - крупные пуговицы , например, только
следите, чтобы ваш археолог не попытался слопать подобные предметы.
Блинчики и колбаски Научите малыша делать «блинчики» и «оладушки» - покажите, как сплющить кулачком или ладошкой кусочек теста. Пусть он похлопает ручкой слабее или
сильнее, а потом попытается слепить пирожок, а Вы с одушевлением
нахваливайте способности юного пекаря. Предложите угостить кукол «ягодками» или «конфетками». Когда ребёнок освоится с тестом, попробуйте вместе скатать колобки и колбаски. Колбаски можно разламывать на кусочки, расплющивать пальчиком, сворачивать рулетиком. И пусть они будут корявые и неровные, помните, что Вы это всё
делаете не ради конечного результата, а важен сам процесс.

Кухонные говорилки

Кухня - отличное место, чтобы пополнить словарный запас крохи и развивать его
речь. Все ли предметы ему здесь знакомы? Знает ли он о назначении той или иной
посуды, для чего нужен холодильник, микроволновка, миксер, кофеварка?
Перечислите по очереди всю имеющуюся на кухне посуду. Один предмет
называет мама, другой - ребёнок. Так, постепенно кроха научится подбирать
обобщающие слова к группе предметов и запомнит, что чашка, тарелка, ложка —
это посуда, а огурец, помидор, капуста. — это овощи. Кстати, об овощах. А
благодаря своей яркой окраске, можно использовать их для изучения цветов.
Например, дать ребёнку лимон и сказать - он жёлтый, а потом апельсин — он
оранжевый и т.д. В процессе кухонных дел, постоянно разговаривайте с крохой.
Тем для разговоров очень много: где и как растут фрукты и овощи, что кладём в
борщ, из чего варим компот, как получается растительное масло? Это не только
развивает речь, но и расширяет знания об окружающем мире.

Приложение 6

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную
моторику?

Запускать пальцами мелкие волчки. Разминать пальцами пластилин, глину.
Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок -
бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся,
спрятался).
Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь
Двумя пальцами руки (указательным и сред ним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит.
Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой. Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
Показать отдельно только один палец - большой.

Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу. Махать в воздухе только пальцами.
Кистями рук делать «фонарики».Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались). Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку. Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, за мочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
Закручивать шурупы, гайки.

Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

Складывание матрешек.

Игра с вкладышами.

Рисование в воздухе.

Игры с песком, водой.

Мять руками поролоновые шарики, губку.

Шить, вязать на спицах.

Рисовать, раскрашивать, штриховать.

Резать ножницами.

Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.). Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны?
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются
«пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в
детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи,
творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность
окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления
природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых,
активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение
управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде
деятельности.

Комплекс упражнений по развитию мелкой моторики. В дошкольном возрасте необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
Помните, что малышам от года до трех упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям задания можно
усложнить.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ИЛИ НЕСКОЛЬКО ИДЕЙ, ЧЕМ
ЗАНЯТЬ
РЕБЕНКА».

1. Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп.
Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она
берется и что с ней можно делать (кашу, например).


2. Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу
в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры,
вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.

3. Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по
форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

4. Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к
баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку
легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это
могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и
другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки, ребенок
тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук
.
5. На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков
сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за
тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.

6. Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую
оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и
пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите,
как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.

7. Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней,
воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и
переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой
моторики рук и концентрации внимания.

8. Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть
ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите
малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.

Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его.
Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета.
Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим
еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук,
фантазии и воображения.

9. Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него,
улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.
Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом
и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

Кстати, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит
развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в
том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся
рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с
первых месяцев жизни ребёнка. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с
возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения
ребёнок начинает делать их самостоятельно.
Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком
правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу
помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых
двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и
с проговариванием ребёнком) стихотворения.
Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-
нибудь упражнения. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Использование нетрадиционных техник и пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно б...

Методическая разработка " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"

Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием, речью ребёнка.Чтобы  совершенствовать мелкую моторику малыша, нужно играть с ним в развивающие игры....

Методическая разработка (младшая группа ).Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев.Разнообразные действия руками,пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка,так как развитие рук находятся в...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Методическая рекомендация

laquo;Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев....

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Методическая рекомендация

laquo;Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев....

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Методическая рекомендация

Развитие мелкой моторики у детей    раннего возраста Методическая рекомендация  «Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев....