Здоровьесберегающие технологии
консультация

Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

 

    «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста»

 

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. В настоящее время в детские сады приходит большое количество детей, с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими и хроническими заболеваниями.

Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей.

Комплекс таких мероприятий получил название «здоровьесберегающие технологии».

Ранний возраст — это в буквальном смысле — начало. Ребенок только входит в мир отношений, он не опытен и очень доверчив.  Наша  задача — помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботится о нем, создать бодрое, жизнерадостное настроение — все это необходимо для всестороннего и гармоничного развития в последующие годы.

 Мы   стараемся заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы.

 Подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми раннего возраста;

  • Организовать предметно - развивающую среду для проведения занятий с детьми;
  • Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения у малышей;
  • Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;
  • Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
  • Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок материалы для родителей.

Свою работу строим в тесном взаимодействии  с родителями.

                                                                               

 Уделяем особое внимание обучению  воспитанников  основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике различные методы , приемы и технологии.

Рассмотрим подробнее, что это за технологии и как  мы их применяем.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

Проводим элементарные закаливающие мероприятия – Мы учим детей под контролем взрослого, а также самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать руки и лицо личным полотенцем,   во время приема пищи правильно держать ложку в руке, обучаем правильному порядку раздевания и одевания, а также аккуратному складыванию снятой одежды. например «Кран откройся, нос умойся», « Ай, лады, лады.  лады…», целях закаливания и профилактики плоскостопия используются дорожки здоровья и босохождение  ходьбу босиком по мокрой солевой дорожке, ребристой доске после дневного сна, обязательное проветривание групповой комнаты и спальни.

  • Динамические паузы – применяем комплексы мини упражнений  « Мы ногами топ, топ.», «Зимой», «Где же наши ручки», « Солнышко», «Пальчики гуляют» и др.
  • Подвижные и спортивные игры - подбираем в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения, например на прогулке « Догони мяч», «Мишка и дети», «По ровненькой дорожке» ,«Мой веселый звонкий мяч»,   в группе «Солнышко и дождик», « Лиса и зайцы», «Вышла курочка гулять» и тд.
  • Пальчиковая гимнастика - темы упражнений самые разнообразные: « Горошинки», « Рыбка», «Дождик, дождик », «Капуста», и др.
  • Гимнастика для глаз –   проводим  в стихах, например:

Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту.

А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто

Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!

  • Дыхательная гимнастика – очень детям нравится упражнения с мыльными пузырями, «Надуваем шар» «Насос», « Трубач», «  Сдуй снежинку.»,    как и во всех группах проводим

 гимнастику пробуждения –   Пробуждение детей после дневного сна требует особого подхода. Многое зависит от характера и длительности сна детей, последовательности их пробуждения. Важно постепенно включать их в активную деятельность, переводя от состояния торможения к бодрствованию. Мы исключаем резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перепад кровяного давления, и, как следствие, головокружение. Гимнастику начинаем проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.   сначала делаем упражнения на кроватках «Мы проснулись», «Котята», «Веселая зарядка». Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик - дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом. Вводим ОТ работу

с  использованием массажного  мячика малыши с удовольствием повторяют движения, стараемся  проводить упражнения в стихах:

 Катится колючий ёжик

Нет ни головы, ни ножек

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно –да, да, да!

Уходи , колючий ёж,

В тёмный лес

Где ты живёшь!

 Детям  нашей группы очень нравятся массажи с использованием нетрадиционного материала:  грецкий орех, карандаши, шишки, поролоновые палочки. Также игровой массаж способствует установлению эмоционального контакта, сплочению детского коллектива . Используем элементы

 Арт- педагогики - С помощью художественного творчества помогаем ребенку погасить отрицательные эмоции, отвлечь и успокоить ребенка. В течение дня включаем в работу «Рисование пальчиками», «Рисование ладошками», «Рисование на большом листе бумаги», «Рисование пластилином».

 К технологии обучения здоровому образу жизни относятся:

  • Утренняя гимнастика -   хотя в режиме дня она не прописана  мы проводим с детками элементы  упражнений  с музыкальным сопровождением:

Для  развития движений у нас очень много  нетрадиционного оборудования , такое как «Паук», «Сенсорные мешочки», «Волшебные прищепки», «Сенсорный цветок», « Гусеница».

 Каждый день мы сталкиваемся с большими и маленькими проблемами. Надо умываться, а дети не любят, надо кушать, а они не хотят, надо одеваться, убирать игрушки, а они не желают. Как же с ними справиться? И вот тут на помощь приходят стихи, сказки, песенки, потешки, одним словом –  используем малые фольклорные формы.

Здоровьесберегающая деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие с родителями.

Работа с родителями для нас является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад мы должны строить совместную работу.

 

 Для родителей изготовили  папки – передвижки («Растим здорового малыша», «Подвижные игры для детей раннего возраста», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Как одевать ребенка в зимнее время», «Не ленись, на зарядку становись», «Как обучать малыша культурно – гигиеническим навыкам» и т. д.).

Рекомендуем родителям занимательно-игровые формы работы с интересными сказочными сюжетами, привлекающими внимание детей. Это комплексы:

психогимнастик «Веселые пчелки», «Путешествия котят», «Дождевые червячки» и др., цель которых дать возможность ребенку испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога, тренируя их в направлении и задержании внимания на своих ощущениях.

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя – способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду, являясь важным фактором сохранения здоровья и своевременного, гармоничного развития ребенка.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Желайте себе и окружающим только добра!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...