Педсовет : Повышение основ экологической культуры дошкольников
методическая разработка

Лавьева Светлана Александровна

Экологическая тропа - как средство повышения экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педсовет экологическая тропа15.82 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет                                                             «Повышение основ экологической культуры дошкольников» Экологическая тропа -  как средство повышения экологической культуры.

В настоящее время, как никогда остро, стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление дошкольного воспитания.

В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, ближайшем природном и социокультурном окружении.

Главной целью экологического образования дошкольников является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности. В соответствии с этим можно выделить основные задачи экологического образования:

- воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятия её красоты и многообразия;

-формирование знаний о природе;

-развитие сопереживаний к бедам природы, желание бороться за её сохранение.

Наиболее действенным средством экологического воспитания дошкольников является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранная деятельность дошкольников.

Среди многообразия её видов наиболее предпочтительным является экологическая тропа. Она формирует у детей нравственность, чувство бережного отношения к природе, любовь к частичке родной земли.

Экологическая тропа позволяет детям:

-наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе;

-изучать живые объекты в их естественном природном окружении;

-получить навыки простейших экологических исследований;

-понять общую связь живого организма с внешней средой.

Создать экологическую тропу можно на территории практически любого ДОУ, причём без особых дополнительных затрат. В состав видовых точек Тропы можно включать те объекты, которые уже есть на территории. В качестве этих точек, прежде всего необходимо выбрать деревья, кустарники (желательно разных пород, форм, возраста). При возможности необходимо создать небольшой водоём с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной и с эстетической точек зрения.

На Тропе должны быть небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволит организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни так-же украсят тропу и послужат убежищем для насекомых, улиток. На Тропе необходимо создать условия для выращивания растений, подлежащих охране в данной местности.

Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.

На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания дошкольников.

Задачи создания экологической тропы:

1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Работа  детей на экологической тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывать у дошкольника трудолюбие и уважение к труду.  Дети не только расширяют свои естественно научные знания, но и постигают отношение человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха.

Экологическая тропа позволяет решить практически все задачи экологического образования дошкольников,  формирует активную позицию в экологической и общественно значимой  деятельности ребёнка в дополнение к существующей системе занятий и наблюдений, является действенным средством формирования экологической культуры дошкольников, т. к. обеспечивает необходимую развивающую экологическую среду,         и учитывая особенности ближайшего природного окружения, прививает детям любовь к родным местам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по экологическому воспитанию «Привитие основ экологической культуры дошкольникам»

Программа по экологическому воспитанию дошкольников в МБДОУ, рассчитанная на четыре года обучения...

План работы по самообразованию по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем".

ЦЕЛЬ: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.

Цель: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.

Цель работы: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.

Выступление на районном методическом объединении педагогов Калининского района города Новосибирска.Текст к презентации....