Проект "Умелые пальчики"
проект (подготовительная группа)

Уровень развития мелкой моторики рук является одним из показателей готовности будущих первоклассников к обучению в школе. У детей часто возникают серьезные трудности в овладении письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, недостаточный темп работы. Также у них не развита координация движений рук, не сформированы навыки самообслуживания. Дети долго переодеваются, переобуваются, застегивают одежду, завязывают шнурки. Причина всего этого – слабо развита мелкая моторика рук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_umelye_palchiki.docx238.14 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка»

Проект:

Умелые пальчики

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Опанасюк Н. С.  

Железногорск 2019

Проблема:

Уровень развития мелкой моторики рук является одним из показателей готовности будущих первоклассников к обучению в школе. У детей часто возникают серьезные трудности в овладении письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, недостаточный темп работы. Также у них не развита координация движений рук, не сформированы навыки самообслуживания. Дети долго переодеваются, переобуваются, застегивают одежду, завязывают шнурки. Причина всего этого – слабо развита мелкая моторика рук.

Актуальность проекта:

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью по подготовке детей к школьному обучению. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что «Источник способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией". Развитие функции руки и речи шло параллельно. Она рекомендует стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие, ведь наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки), а также словарный запас. А это в свою очередь влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь и успешное обучение в школе.

Цель проекта: Укрепление мышц мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Обогащать предметно-развивающую среду кабинета учителя-логопеда для развития мелкой моторики.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

3. Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной и учебно-методической литературы.

4. Повысить уровень компетенции родителей в развитии мелкой моторики рук детей.

5. Использование различных методик развития мелкой мороки на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

Тип проекта:

  • по доминирующей деятельности практико-ориентированный;
  • по предметно-содержательной области надпредметный;
  • по характеру координации с открытой координацией;
  • по количеству участников групповой;
  • по продолжительности выполнения среднесрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, учитель-логопед.

Гипотеза проекта:

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста возможно при соблюдении следующих условий:

  • Систематичность и постоянство в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук;
  • Разнообразие используемых методов и приемов по развитию мелкой моторики рук;
  • Пробуждение интереса детей к многообразным видам деятельности по развитию мелкой моторики рук;
  • Обогащение развивающей среды играми и пособиями для развития мелкой моторики рук;
  • Информирование родителей о важности развития мелкой моторики рук детей и играх по ее развитию.

Продукт проекта:

Для логопеда

Для детей

Для родителей

Для педагогов

  • Картотеки игр с шариком Су-джок;
  • Шнуровки;
  • Папки-передвижки;
  • Конспекты мероприятий.
  • Групповые и подгрупповые занятия;
  • Квест-игра совместная с родителями.
  • Папки-передвижки «6 способов, как научить ребенка правильно держать ручку или карандаш», «Ум на кончиках пальцев», «Учим ребенка завязывать шнурки»;
  • Квест-игра «Умелые пальчики».
  • Консультация «Развитие мелкой моторики у детей различными приемами»
  • Картотека пальчиковых игр.
  • Картотека игр с су-джок шариком и кольцами.
  • Картотека кинезиологических упражнений.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации проекта повысится интерес детей к играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук. Родители осознают своевременность и важность развития мелкой моторики рук у их детей. Разовьется мелкая моторика рук будущих первоклассников.

Этапы реализации проекта:

I этап – организационно-подготовительный

Цель: разработка проекта и планирование необходимой работы.

Содержание:

  • Постановка цели и задач проекта;
  • Разработка паспорта проекта;
  • Разработка плана проекта;
  • Разработка диагностического инструментария;
  • Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики рук детей;
  • Подбор и изготовление оборудования для реализации проекта;
  • Разработка конспектов мероприятий проекта;
  • Изготовление папок-передвижек для родителей;
  • Разработка квест-игры «Умелые пальчики».

II этап – основной

Цель: проведение мероприятий по укреплению мелкой моторики рук дошкольников.

Содержание:

  • Проведение групповых и подгрупповых мероприятий с детьми;
  • Проведение консультаций для воспитателей по укреплению мелкой моторики рук детей;
  • Проведение квест-игры для родителей «Умелые пальчики»;
  • Консультирование родителей по развитию мелкой моторики рук их детей.

III этап – заключительный

Цель: подведение итогов проекта и определение его результативности.

Содержание:

  • Проведение диагностики развития мелкой моторики рук детей;
  • Подведение итогов проекта и постановка выводов.
  • Презентация проекта педагогическому коллективу ДОУ.

Перспективно-тематическое планирование работы с детьми:

Неделя

Тема

Задачи

1 неделя

«Забавные шнурочки»

Учить детей правильно держать кончики шнурков, продевать шнурки в отверстия, делать это быстро.

«Шнурочки»

Учить детей крепко держать кончики шнурков, быстро шнуровать ботинки и завязывать узелок и бантик.

«Веселые бантики»

Учить детей крепко держать кончики шнурков, быстро шнуровать ботинки и завязывать узелок и бантик.

2 неделя

«Цветные картинки»

Закреплять у детей умение держать правильно карандаш, в заданном направлении раскрашивать рисунок.

Формировать у детей умение правильно держать карандаш.

«Неведомые дорожки»

Учить детей, правильно держа карандаш, рисовать графические дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.

«Сказочные узоры»

Учить детей правильно держать карандаш, прорисовывать сложные элементы узоров.

3 неделя

«Умелые ножнички»

Учить детей правильно, крепко держать ножницы, резать по прямой и извилистой линии, при этом быстро совершать движения пальцами.

«Сказочные коврики»

Совершенствовать умение детей правильно, крепко держать ножницы, резать по прямой и извилистой линии, при этом быстро совершать движения пальцами.

«Веселые человечки»

Совершенствовать умение детей правильно, крепко держать ножницы, резать по прямой и извилистой линии, при этом быстро совершать движения пальцами.

Перспективное планирование работы с родителями:

  1. Мастер-класс «Веселые шнурочки»
  2. Консультация «Умелый карандашик»
  3. Папки-передвижки
  • «Учим ребенка завязывать шнурки»;
  • «6 способов, как научить ребенка правильно держать ручку или карандаш»;
  • «Ум на кончиках пальцев».
  1. Квест-игра «Умелые пальчики»

Перспективное планирование работы с воспитателями:

  1. Консультация «Развитие мелкой моторики у детей различными приемами»
  2. Картотека пальчиковых игр.
  3. Картотека игр с су-джок шариком и кольцами.
  4. Картотека кинезиологических упражнений.

Диагностический инструментарий:

  1. Таблица оценивания развития мелкой моторики у детей.

п/п

Фамилия, имя ребенка

Умение держать карандаш

Умение завязывать шнурки

Умение пользоваться ножницами

В начале проекта

В конце проекта

В начале проекта

В конце проекта

В начале проекта

В конце проекта

Приложение:

  1. Конспекты мероприятий.
  2. Конспект квест-игры «Умелые пальчики».
  3. Презентация проекта.

Презентация проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...